Warning: filesize(): stat failed for files/screen/105/104845/Screenshot_20230318_134242.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 Warning: filesize(): stat failed for files/screen/105/104845/Screenshot_20230318_134242.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 Приемная семья как правовая форма реализации прав ребенка - магистерская диссертация

Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемная семья как правовая форма реализации прав ребенка

Работа №104845

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

семейное право

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общая характеристика приемной семьи 8
1.1 Понятие и признаки приёмной семьи 8
1.2 Особенности приёмной семьи 21
1.3 Договор как основание возникновения приёмной семьи 29
Глава 2 Правовой статус участников договора о передаче ребенка в приемную семью 38
2.1 Права и обязанности приёмных родителей 38
2.2 Права воспитанника приёмной семьи и проблемы реализации этих прав 50
2.3 Права и обязанности органа опеки и попечительства 69
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 84

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с 2016 по 2018 годы число приёмных семей в Российской Федерации увеличилось на 17 тысяч и продолжает увеличиваться в настоящее время. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и образуется на основании договора о передаче ребенка (детей). Законодательное же оформление приемная семья получила только с принятием в марте 1995 г. Семейного кодекса РФ. Несмотря на то, что в современной России опыт создания приемных семей невелик, она, по мнению теоретиков и практиков, успешно зарекомендовала себя и является перспективной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, среди других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированных действующим законодательством, приемная семья является сравнительно новым. Что и вызывает особый интерес при написании работы. Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как показывает практика, в полной мере оправдывает все финансовые и иные затраты, требуемые для её полноценного существования. Она имеет ряд существенных преимуществ, главным среди которых является то, что данная форма устройства для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью, родительский дом, однако у данного института сегодня имеется наличие пробелов в законодательных актах федерального значения, регулирующих отношения, связанные с приёмной семьёй. Данное замечание касается, прежде всего, тех нормативных актов, которые не упоминают приёмных родителей в качестве законных представителей детей, передаваемых на воспитание в их семьи. Правоприменительная деятельность в этой области имеет определённые проблемы и нуждается в соответствующих научно обоснованных рекомендациях. Необходимо отметить, что существует проблема недостаточного материального обеспечения рассматриваемой сферы, а также отсутствие достаточной информации в печатных и иных информационных источниках об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмные семьи.
Целью моей работы являются объединение и систематизация знаний об институте приемной семьи, установление ее содержания и значения для доктрины и практики.
Исходя из вышеуказанных целей, определены задачи данной работы:
• сформулировать понятие приемной семьи, изучить особенности и выявить основные отличия приемной семьи от других форм устройства;
• исследовать договор о передаче ребенка в приемную семью;
• выявить нарушения, имеющие место в правоприменительной практике при устройстве детей в приемную семью и изучить проблемы реализации права ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, деятельностью приемной семьи и порядком ее прекращения.
Предмет исследования составляют нормы международного, федерального, регионального и зарубежного законодательства, регулирующие отношения по созданию, деятельности и прекращению правовых отношений, связанных с приемной семьей, научные исследования о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе правоприменительная практика таких зарубежных стран.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования, такие как диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, статистический методы исследования, а также методы правового моделирования, аналогии и обобщения, анализа и синтеза.
Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является комплексным исследованием, в котором последовательно и детально анализируются все фазы становления приёмной семьи. В диссертации с позиций современных положений юридической науки проанализированы проблемы, относящиеся к институту приемной семьи.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы вносят определенный вклад в учение о приемной семье.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы и положения, содержащиеся в диссертации, позволяют расширить и уточнить существующие представления о приемной семье, а также могут быть использованы при подготовке подобных работ по данной теме.
Результаты проведённого диссертационного исследования позволили сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
1. Разработанная и обоснованная конструкция института семьи доказывает, что данный правовой институт имеет не только частноправовой характер, а является частно-публичным комплексным правовым институтом, так как правовое регулирование приемной семьи осуществляется правовыми нормами различной отраслевой принадлежности: семейного, гражданского, административного.
2. В ходе научного исследования выявлено, что на законодательном уровне отсутствует положение о разнице в возрасте между не состоящим в браке приемным родителем и приемным ребенком, предлагается внести норму по аналогии института усыновления 128 статьи Семейного кодекса о разнице в возрасте между приемным родителем и ребенком.
3. Предлагаем расширить нормативное регулирование договора о приемной семье нормами Семейного кодекса, для того чтобы максимально исключить применение к данным правоотношениям норм гражданского законодательства.
В науке вопросы, касающиеся института приемной семьи, в настоящее время рассмотрены в ряде научных работ, в том числе это исследования таких авторов как: Д.И. Мейера, К.А. Неволина, М.О. Ошанина, К.П. Победоносцева, Г.Ф. Шершеневича; работы отечественных правоведов советского и современного периодов: С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, И.А. Банникова, Ю.Ф. Беспалова, Л.Ю. Грудцыной, В.И. Данилина, И.С. Даниловой, Н.М. Ершовой, Н.Ф. Звенигородской, О.Ю. Ильиной, О.Ю. Косовой, Н.В. Кравчук, О.А. Красавчикова, П.В. Крашенинникова, Е.П. Лапиной, А.Н. Левушкина.
При написании работы использовались труды таких авторов как: Антонов К., Багина Л.В., Беженцев А.А., Блок Ю.А., Бурдо Е.П., Глинщикова Т.В., Доржиева С.В., Иванова Т.А., Иконникова А.А., Левушкин А.Н., Лыженкова А.А., Медведская Е.Р., Нечаева А.М., Никифоров Б.С., Ожегов С.И., Портнова Е.В., Протопопова И.Н., Прохорова Л.В., Прохорова Л.В., Пчелинцева Л.М., Тетерина Т.В., Ускова Ю.В., Харсеева В.Л., Шамраева И.Л., Шулаков А.А., Якушова Е.С.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. В настоящее время вопросы приёмной семьи находят всё большее отражение не только в отдельных публикациях и учебной литературе, но и в диссертационных исследованиях последнего времени. Тем не менее, отдельные проблемы, связанные с организацией, функционированием и прекращением её деятельности, остаются неисследованными, либо исследованными не до конца, что негативно отражается на правоприменительной практике. Поэтому в настоящей работе рассматриваются в комплексе проблемы, как теоретического, так и практического характера, разрешение которых диктуется реальной действительностью.
Нормативную основу исследования составили Конвенция ООН о правах ребенка и иные международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Теоретической основой исследования были научные труды российских ученых в области гражданского права, а также другие литературные источники и материалы, которые связаны с выявленной нами проблемой.
В результате комплексного системного анализа выявлены проблемы правового регулирования отношений, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, а также воспитанием, охраной и защитой их прав и законных интересов в период создания, функционирования и прекращения деятельности приемной семьи с учетом изменений, внесенных в ее правовое регулирование в результате принятия ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В диссертации предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование регулирующего рассматриваемые правоотношения законодательства, в том числе и на улучшение материального обеспечения приемных семей.
Нормативная база представлена Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами, подзаконными актами. Эмпирической базой исследования послужили материалы правоприменительной практики.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные научные выводы, составляющие теоретическую основу настоящего исследования, практические предложения и рекомендации по теме исследования нашли отражение в статье «Приемная семья как правовая форма реализации прав ребенка», которая опубликована в журнале «Образование и наука в России и за рубежом» под выпуском № 4 (2020).
Структура работы включает в себя введение, две главы, подразделенные на шесть параграфов, заключение и перечень нормативных актов, официальных документов и литературы, использованных при написании работы, судебная практика.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Институт приемной семьи связан с реализацией прав ребенка жить и воспитываться в семье. Семья помогает ребенку сформировать свое развитие и установить мировоззрение, на которое он будет опираться всю свою дельнейшую жизнь. В настоящее время институт приёмной семьи -один из наиболее активно развивающихся и часто применимых на практике. Развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в разные эпохи служило мерилом общественных потребностей - как моральных, так и материальных, обеспечивало полноценное функционирование общественной системы. Модернизация одной из таких форм приемной семьи - отражает определённые ступени исторического развития гражданского общества. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями- попечителями и представителями ребенка (органы опеки). Содержание договора по передачи ребенка сироты на воспитание в новую семью установлено статьей 153 Семейного Кодекса РФ. В договоре указываются: обязанности родителей, а именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни, осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома. Органы опеки и попечительства призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. Институт приемной семьи регулируется нормами различных отраслей права. Имеется достаточное количество законов и постановлений об опеке и попечительстве, но нет отдельного закона, регулирующего сущность и правовую природу понятия приемной семьи.
Проведённое исследование правового регулирования отношений, возникающих в процессе организации и деятельности приёмной семьи, на основе анализа нормативных актов федерального и регионального значения позволяет автору данной работы сделать следующие основные выводы:
Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Институт приемной семьи связан с реализацией прав ребенка жить и воспитываться в семье. Семья помогает ребенку сформировать свое развитие и установить мировоззрение, на которое он будет опираться всю свою дельнейшую жизнь.
Приемная семья, в Российской Федерации играет немаловажную роль, в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статье 152 Семейного кодекса Российской Федерации, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями, на срок, указанный в этом договоре. Отличием приемной семьи от опеки или попечительства является, то что приемные родители состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства, а также получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей.
Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из следующего- приемными родителями могут быть совершеннолетние лица, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
• отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.
Одним из отличительных признаков приемной семьи является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи, который заключается между органами опеки и попечительства и приёмными родителями. Он носит срочный характер, и, как правило, заключается до наступления совершеннолетия ребенка. Однако в некоторых случаях, такой договор, может быть, расторгнут как по инициативе приемных родителей, так и органов опеки и попечительства. Необходимо отметить, что одной из особенностью приемной семьи является то, что приемному ребенку разрешается видеться со своими биологическими родственниками.
Законодательно установлено так, что законы субъектов Российской Федерации предусматривают основания опеки по договору и размеры вознаграждения. На решение вопроса о получении вознаграждения влияют нуждаемость опекуна (попечителя), наличие у него постоянного дохода и иные показатели, указанные в региональных актах. В настоящее время сложилась устойчивая судебная практика признавать вознаграждение опекуна мерой социальной поддержки, направленной на развитие отношений по опеке, повышение интереса граждан к назначению их опекунами (попечителями), но, по мнению судов, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.
Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
Для улучшения положения приемной семьи в России необходимо:
• улучшить нормативную базу приемной семьи путем создания отдельного законодательного акта на федеральном уровне о приемной семье, отразив в нем все отличающие черты приемной семьи от других форм семейного воспитания;
• необходимо определить минимальный возраст между приемным родителем и приемным ребенком во избежание проблем с осуществлением воспитания;
• установить на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда приемного родителя, ниже которого субъектам устанавливать нельзя;
• усилить контроль на федеральном уровне по улучшении жилищных условий.
Главным решением всех проблем, касающихся приемной семьи, является введение частичного финансирования данного института. Так, будут решаться многие проблемы института приемной семьи и будет положительная динамика в его развитии.
Исходя из данной работы, также можно сделать вывод, что в современной России принимается ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты:
• учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, в ряде субъектов создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми;
• первые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В России должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Особая юридическая природа этого института обусловлена его специфическими признаками и неоднозначным толкованием гражданско- правовых отношений по договору о приемной семье. Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает большое значение в настоящее время, когда Россия находится в поисках лучшей модели гражданского общества. Развитие института приемной семьи как формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, служит мерилом общественных потребностей - как моральных, так и материальных, обеспечивает полноценное функционирование общественной системы. Модернизация этого института отражает степень развития гражданского обществ.
Необходимо совершенствовать законодательство в вопросах, касающихся приемных семей, осуществлять более тщательную психологическую подготовку приёмных родителей и детей, проводить анализ психологических и физических особенностей ребёнка. Только в комплексе различные меры будут способствовать дальнейшему развитию института приёмной семьи в России и обеспечивать благополучное воспитание ребёнка в приёмной семье.


1. Алексеева 3.P. Правовое положение приемной семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3.
2. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.06. 2018 № 33- 50669/2018 // Российская газета. 2018. № 56.
3. Бакунин С.Н. Приемная семья: проблемы и теоретические подходы к их решению // Социальное обслуживание семей и детей: научно - методический сборник. 2017. №7.
4. Банников И. Юридическая природа договора о передаче ребенка в приемную семью в РФ // Право и экономика. 2018. №11.
5. Барков А.В. Гражданское право. Часть 1: учебник. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2018.
6. Баринов Н.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая от 26 января 1996 г. № 14 - ФЗ). Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.
7. Берняева И.О. Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних на примере Приморского края // Карельский научный журнал. 2017. № 6.
8. Бессчетнова О.В. Мировой опыт развития семейных форм устройства детей // Электронный журнал «Юрист». 2016. № 14.
9. Бернс Р. Правовая характеристика приемных семей в РФ // Вестник науки и образования. 2018. № 3.
10. Бурдо Е.П. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства над детьми в Российской Федерации // Марийский юридический вестник. 2018. № 3.
11. Вилкова А.О. Становление и развитие правового регулирования защиты прав несовершеннолетних в РФ // Синергия Наук. 2017. Т. 1. № 17.
12. Гайсина Г.И. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. М. : ИНФРА-М, 2017.
13. Гарник Л.Ю. Развитие и становление института приемной семьи в России (правовой аспект) // Сибирское юридическое обозрение. 2010. № 1.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019), (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ