ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 9
1.1. История развития нормативно-правового регулирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд в Российской Федерации 9
1.2. Понятие государственных закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд 15
1.3. Действующая система регулирования государственных закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации 18
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 27
2.1. Планирование, обоснование, нормирование закупок 27
2.2. Определение поставщика путем проведения торгов 32
2.3. Определение поставщика без проведения торгов 40
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 45
3.1. Заключение, исполнение и расторжение государственного контракта 45
3.2. Актуальные проблемы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд 65
3.3. Возможные пути решения проблем правового регулирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Государственные закупки влияют на уровень развития экономики любого государства и не зависят от степени их участия в рыночных отношениях. Государство выступает в роли потребителя, который кроме закупки товаров, работ и услуг единолично устанавливает свой порядок осуществления закупок. Сегодня в России применяются рыночные принципы закупок, до 1990 года применялись планово-административные.
Планово-административные принципы экономики вводили в обязанность государства приобретение всего объема продукции, производимого предприятиями, независимо от уровня спроса на нее. В данной ситуации получатели бюджетных средств имели полную свободу в закупке товаров, работ, услуг. Однако время показало несостоятельность данных подходов, в результате чего государству пришлось принять решение о необходимости создания специального юридического механизма закупок. Этим механизмом выступила контрактная система.
Опыт зарубежных стран, таких как США, Великобритания, Франция и других, применяющих национальную контрактную систему, показывает, что основой контрактной системы в этих государствах является единая система управления государственными нуждами. «Федеральная контрактная система США, пройдя продолжительный путь исторического формирования ..., на сегодня является одной из передовых и наиболее эффективных систем госзакупок в мире» - отмечает Р.Б. Рубинов [1]. «GSA является единственным источником Америки, предназначенным исключительно для закупок товаров и услуг для правительства» [2].
В 90-х годах XX века в России были предприняты попытки создать законодательные акты, которые могли бы систематизировать государственные закупки, но принимаемые нормативно-правовые акты не содержали полноценных способов обеспечения регулирования в данной сфере. На государственном уровне было принято решение создать Федеральную контрактную систему, которая была отражена Президентом РФ в Послании о бюджетной политике на 2010 - 2012 годы.
Федеральная контрактная система - это система правовых, организационных и экономических мероприятий, направленных на объединение следующих этапов: прогнозирования, планирования, осуществления закупок, исполнения контрактов, а также проведение мониторинга, надзора, контроля и аудита.
«Россия начинает переход на «федеральную контрактную систему», контроль проведения торгов и управление всеми этапами государственных закупок, а также создание единой информационной системы для государственного заказа» - подчеркнула министр Набиуллина Э.С., выступая на форуме-выставке «Госзаказ-2012» 15 февраля 2012 года [3]. Модернизация в сфере государственного заказа обновляет законодательство, создает эффективные инструменты мониторинга цен, новые профессиональные стандарты для закупочных служб, систему контроля и аудита, развивает информационные системы и электронные торги. Федеральные органы власти, регионы, бизнес общими усилиями реализовывают поставленные задачи. «Государственные закупки стали зоной, способствующей развитию коррупции в России» - отмечает Президент РФ Путин В.В. в обращении к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года [4].
«Россия является членом всех основных международных организаций и конвенций по противодействию коррупции и прилагает усилия для выполнения всех рекомендаций и соблюдения международных стандартов» - отмечают А.Панич и С.Еремин [5].
Существенное изменение всей контрактной системы в России связано с принятием нового Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ). Президент Путин В.В. отметил, что «в этой связи правовое регулирование публичных закупок должно быть направлено на создание прозрачной и справедливой среды для всех участников, обеспечивающей сбалансированность частных и публичных интересов» [6]. Открытость, прозрачность информации, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство, ответственность за результат, эффективность осуществления закупок, все эти принципы являются составляющими элементами контрактной системы закупок в России [7].
Вместе с тем, Закон № 44-ФЗ по-прежнему содержит пробелы в сфере государственных закупок. Остро стоит вопрос об эффективности расходования бюджетных средств при одновременном совершенствовании качества государственных услуг, недостатком квалифицированных кадров в системе закупок, сложностью в понимании нормативно-правовой базы и т.д.
Как отмечают Архалович О.В. и Серова О.А. «неэффективность использования бюджетных средств может быть связана как с корыстными целями, так и с обычной халатностью или невнимательностью лиц, ответственных за проведение закупок» [8].
Актуальность выбранной темы исследования обоснована тем, что сегодня перед российским государством стоят задачи, требующие организованного и эффективного расходования средств бюджета. Решить данные вопросы способно только эффективное нормативно-правовое регулирование государственных закупок.
Степень разработанности темы: Возрастание роли участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях привело к росту заинтересованности со стороны представителей различных наук к вопросам правового регулирования отношений, связанных с обеспечением государственных потребностей в товарах, работах и услугах.
Ученый-цивилист Мейер Д.И. в дореволюционный период уделял большое внимание изучению проблем удовлетворения государственных нужд в рамках контрактных правоотношений. Данную проблему также рассматривали современные ученые-цивилисты Анисимов В.А., Брагинский М.И., Комиссарова Е.Г., Шевченко Л.И., Яровой А.В. и другие.
Основателями в области административного права являлись Бахрах Д.Н., Ротенберг А.С. и другие. Поиск решений по сокращению рисков в сфере закупок описан в трудах Андерсена А.П., Горбенко О.Н., Маслова С.В., Мотаева Т.М., Кандратьевой У.Д., Соколова М.Ю., Чефранова А.С. и других.
Вопросам эффективного формирования и развития государственной контрактной системы посвящены труды многих российских правоведов. Сущность, содержание и особенности формирование контрактной системы содержатся в работах Андреевой Л.В., Вовченко Н.Г., Анчишкиной О.В., Архалович О.В., Белова Е.В., Дерновой О.А., Волкова В.В., Борисова Д.Ю., Бенедиктова А.В., Ванина В.В., Голубцова В.Г., Горской О.В., Игонина Н.А., Гусева А.А., Победоносцева К.П., Малыхиной Е.А., Мордвиновой И.А., Лусегеной З.С., Звоновой Е.А., Примак Т.К., Чулкова А.С., Тормозовой Е.Д., Самарина А.М., Мельничук В.А., Крадинова П.Г., Михайлов А.В., Михайловой А.Р., Митьковской И.В., Серовой О.А. и многих других.
Методологическая основа исследования: При написании работы использованы следующие методы: сравнение, нормативный метод, анализ и другие.
Теоретическая основа исследования: Работы Андреевой Л.В., Вовченко Н.Г., Анчишкиной О.В., Архалович О.В., Белова Е.В., Дерновой О.А., Волкова В.В., Борисова Д.Ю., Бенедиктова А.В., Ванина В.В., Голубцова В.Г., Горской О.В., Игонина Н.А., Гусева А.А., Победоносцева К.П., Малыхиной Е.А., Мордвиновой И.А., Лусегеной З.С., Звоновой Е.А., Примак Т.К., Чулкова А.С., Тормозовой Е.Д., Самарина А.М., Мельничук В.А., Крадинова П.Г., Михайлов А.В., Михайловой А.Р., Митьковской И.В., Серовой О.А. и многих других составляют теоретическую основу исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Предметом исследования является изучение правового регулирования государственных закупок.
Целями исследования является комплексный анализ отношений, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, а также изучение действующей системы регулирования государственных закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить историю развития нормативно-правового регулирования закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд;
2. Изучить понятие государственных закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
3. Рассмотреть действующую систему регулирования государственных закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации;
4. Описать планирование, обоснование, нормирование закупок, способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
5. Рассмотреть особенности заключения, исполнения и расторжения государственного контракта;
6. Выделить актуальные проблемы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
7. Выявить возможные пути решения проблем правового регулирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
В последние годы государственным закупкам уделяется огромное внимание, так как они призваны обеспечивать удовлетворение государственных нужд. «Государственные закупки, составляющие 15-20% мирового ВВП, представляют собой значительную часть экономики ЕС и экономик многих стран мира» [121]. «Однако, несмотря на все свои похвальные цели по открытию национальных рынков для конкурентных торгов в рамках ЕС, большинство рынков закупок в ЕС остаются по существу «национальными» по своему охвату» [122].
Нашим государством в период действия экономических санкций, введенных ЕС, приняты меры по поддержанию и оживлению экономики путем увеличения количества заказов для отечественных производителей. Но при этом главной задачей остается необходимость экономичного расходования бюджетных средств, извлечения из них максимальной пользы.
«История развития закупок в России, несомненно, повлияла на современное законодательство. Однако упущением является то факт, что некоторые исторические наработки не были отражены в современном законодательстве. Накопившийся опыт в управлении государственными закупками должен быть применен на благо развития современного общества» [123]. Поэтому в настоящее время является важным продолжить исследования этой области, а именно истории развития государственных закупок, и определить возможность применения некоторых исторических факторов на современном этапе развития контрактной системы.
Государственная закупка - это процесс приобретения государством при помощи уполномоченных органов товаров, работ и услуг различными способами. Огромное значение имеет тот факт, что использование приобретенных благ должно быть не в коммерческих целях, а только для обеспечения потребностей государства.
Принятый в 2013 году Закон № 44-ФЗ, нацелен на улучшение системы государственного заказа, повышение прозрачности закупок, а также устранение различных неточностей и пробелов в действующем законодательстве. В силу различий хозяйственной деятельности предприятий нормы, которые благоприятны для казенных и бюджетных учреждений, не комфортны для государственных унитарных предприятий. Поэтому важно решить вопрос, об эффективности нормы Закона № 44-ФЗ, способности регулирования контрактных отношений заказчиков разных уровней власти (федеральной, региональной, местной), организационных форм (унитарные предприятия, бюджетные и казенные учреждения) и имеющих различный закупочный потенциал. По-моему мнению, определять для всех некую среднюю величину невозможно. К каждой категории заказчиков надо подходить индивидуально, с учетом их особенностей.
Федеральная контрактная система - это система правовых, организационных и экономических мероприятий, направленных на объединение следующих этапов: прогнозирования, планирования, осуществления закупок, исполнения контрактов, а также проведение мониторинга, надзора, контроля и аудита.
Главная роль отдана планированию закупок, которая является основной и неотъемлемой частью в деятельности любого хозяйственного и экономического объекта. Главными показателями эффективности государственных закупок являются достижение разумного и целенаправленного расходования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов при выполнении закупочных процедур.
Сущность всех указанных способов заключается в выборе наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями, посредством проведения которых участники могут предложить также собственные условия работы по контракту.
Эти способы закупок имеют как преимущества, так и недостатки. Поэтому при выборе способа проведения закупки нужно исходить из условий рынка, отраслевых особенностей в которых заключается контракт, а также других характерных им условий.
При заключении контрактов заказчики и поставщики должны соблюдать не только Закон № 44-ФЗ, но и законы, принятые для определенных видов деятельности. При этом особый интерес вызывает анализ правовой основы. Действующие законодательные нормы в сфере государственных закупок, по разному интерпретируются «заказчиками», «поставщиками (подрядчиками, исполнителями)» и «контролирующими органами в сфере размещения заказов». В связи с этим очень часто можно встретить в конце разъяснительных документов федеральных органов власти о пояснении положений закона, что органы, дающие разъяснения не наделены соответствующими полномочиями [124].
Порошин С.А. в своей работе отмечает, что «необходимо прекратить издание «нормативно-правовой лапши» в сфере закупок. Каждое Постановление Правительства РФ должно проходить предварительное обсуждение со специалистами в сфере закупок. Документы должны отличаться четкостью и ясностью положений» [125].
С проблемами на этапе исполнения сталкиваются как заказчики, так и исполнители работ, услуг. Данные проблемы могут быть решены в первую очередь совершенствованием законодательной базы, в которой будут содержаться пути решения проблем в процессе исполнения контрактов. «Задача нынешнего этапа развития контрактной системы в сфере закупок состоит в совершенствовании механизмов борьбы с постконтрактным оппортунизмом и применении дополнительных стимулов к улучшению качества исполнения контрактов» [126]. Таким образом, на основе анализа норм, установленных Законом № 44-ФЗ в отношении заключения, исполнения и расторжения контракта, можно сделать вывод о том, что Закон № 44-ФЗ нуждается во внесении ряда изменений, способствующих оптимизации указанных процессов.
Административная и уголовная ответственность, закрепленная статьями 178 и 285 УК РФ, и применяемая к должностным лицам заказчика, практически не оказывает никакого влияния на ход дела, не позволяет устранять проблемы и не дает возможности создавать комфортные условия развитию рыночной конкуренции. Требуется усиление мер по совместной и целенаправленной работе между контролирующими и правоохранительными органами, общественным контролем в сфере закупок для предотвращения и пресечения антиконкурентных соглашений. Также нужно применить дополнительные санкции для предотвращения лоббирования интересов среди крупных заказчиков органов законодательной власти, ввести уголовную ответственность за крупные и систематические нарушения при госзакупках, для снижения применения коррупционных схем и сговоров в сферах, заключающих дорогостоящие контракты, проводить своевременную ротацию госслужащих.
Митьковская И.В. отмечает, что контрактная система обладает значительным антикоррупционным потенциалом. Если поставщик стремиться достичь необъективных условий, например, завысить цену контракта, то это будет способствовать возникновению коррупции [127].
Существенным шагом вперед стало введение ЕИС для официального проведения всех государственных закупок в РФ. Но этого мало. Необходимо перейти на электронные процедуры закупок.
Введение электронных торгов — шаг, необходимый для становления России полноправным участником в мировой системе электронной коммерции. Основой «поддержки согласования международных стандартов в области публичных закупок» является типовой закон ЮНСИТРАЛ [128], принятый 1 июля 2011 года. Преимущества электронных торгов будут бесспорными, если будет оказано содействие со стороны государственного законодательства. И тогда произойдет глобальный массовый переход российских государственных закупок в электронную сферу.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
6. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
7. Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
8. Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1»О банках и банковской деятельности»;
10. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
11. Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
12. Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц»;
13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
14. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
15. Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
...