Введение
Глава 1 Теоретические аспекты обучения говорению на среднем этапе обучения с использованием ролевых игр
1.1 Особенности обучения говорению на среднем этапе обучения
1.2 Понятие ролевой игры. Структура и виды ролевых игр
1.3 Формирование навыков говорения на английском языке с использованием ролевой игры на среднем этапе обучения
Глава 2 Практические аспекты использования ролевых игр при обучении говорению на английском языке на среднем этапе обучения
2.1 Примеры разработок ролевых игр на среднем этапе обучения
2.2 Апробация ролевых игр
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Этапы проведения ролевой игры на уроках иностранного языка
Приложение Б Ролевая игра “ Video Letter”
Приложение В Ролевая игра “Tours”
Приложение Г Ролевая игра “ TV-show”
Приложение Д Ролевая игра “Interview”
Приложение Е Ролевая игра “Let's discuss”
Приложение Ж Задания для входного контроля на тему “Путешествия”
Приложение И Критерии оценивания говорения. Монологическая форма
Приложение К Итоговый тест на тему «Путешествия»
В современном мире знание иностранного языка становится всё более востребованным и актуальным. При этом устная речь, как монологическая, так и диалогическая, является ключевым элементом успешного использования иностранного языка. Обучению устной речи уделяется внимание на протяжении всего обучения в школе, так как сегодня учащиеся нуждаются в этих навыках не только во время зарубежных поездок, но и в ходе общения со сверстниками из других стран в сети интернет.
В достижении цели развития коммуникативных способностей многие преподаватели английского языка применяют инновационные методы. Одним из самых распространённых и эффективных средств является ролевая игра, которая помогает активизировать, закреплять и контролировать различные знания, умения и навыки. Кроме того, она стимулирует мыслительную деятельность учащихся, развивает познавательную и умственную самостоятельность и инициативность детей. Изучением данного вопроса занимались О.В. Музыченко, Н.Ф. Адилова, О.А. Федосеева и другие. Несмотря на то, что с теоретической точки зрения данная тема широко изучена, ее практический аспект остается недостаточно раскрытым. В учебниках и учебных пособиях не представлены разработанные ролевые игры, направленные на формирование и развитие навыков говорения с учетом существующей в общеобразовательных школах программы. Именно это и определило актуальность данного исследования.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения говорению на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является использование ролевых игр в обучении говорению на английском языке.
Целью данной работы является повышение эффективности обучения говорению с использованием ролевых игр на английском языке учащихся средних классов.
Задачами данной работы являются:
1) изучить и проанализировать особенности обучения говорению на среднем этапе обучения;
2) рассмотреть понятие ролевой игры, структуру и виды ролевых игр;
3) исследовать особенности формирования навыков говорения на английском языке с использованием ролевой игры на среднем этапе обучения;
4) разработать комплект ролевых игр для формирования и развития навыков говорения у учащихся средних классов;
5) апробировать и оценить эффективность использования разработанных ролевых игр.
Методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, Г.М. Ахмедовой, О.В. Агаевой, Ф.С. Бацевич и других.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: теоретический и сравнительный анализ педагогической, философской и психологической литературы по теме исследования; сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация;
2) эмпирические: наблюдение, беседы, тестирование педагогический эксперимент;
3) методы математического анализа: статистическая обработка
полученных результатов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные ролевые игры могут быть применены в работе с учениками средних классов для формирования и развития как монологической, так и диалогической речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка используемой литературы и приложений. Во введении представлены актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи, практическая значимость работы, а также методы, использованные в ходе проведения исследования. Первая глава состоит из трёх параграфов. В первой главе проанализировано понятие «говорение», изучены особенности обучения говорению на среднем этапе обучения, понятие ролевой игры, определена структура и виды игр, а также рассмотрен вопрос использования ролевых игр для формирования и развития навыков говорения на среднем этапе обучения. Во второй главе, состоящей из двух параграфов, представлен разработанный комплект ролевых игр для среднего этапа обучения, а также опытно-экспериментальное обучение, проведенное на базе общеобразовательной школы, результаты которого подтверждают
эффективность использования представленных ролевых игр для развития навыков говорения учащихся средних классов. В заключении даны выводы по проведенному исследованию, отмечены перспективы дальнейшего исследования данной проблемы. Приложения содержат задания разработанного комплекта ролевых игр, бланки входного и итогового контроля.
В ходе проведенного исследования мы изучили и проанализировали литературу по данной теме. Были изучены существующие определения понятия «говорение», выделено ключевое определение для нашей работы. Изучены компоненты говорения, а также особенности обучения данному виду речевой деятельности учащихся средних классов. Далее мы рассмотрели понятие ролевой игры, структуру и виды ролевых игр. Анализ существующих исследований показал, что игровая деятельность способствует развитию личностных и психологических качеств.
В рамках нашей работы были исследованы особенности формирования навыков говорения с использованием ролевой игры на уроках английского языка в средних классах. Рассмотрены и приняты во внимание требования к разработке таких игр, отмечены этапы проведения ролевой игры, включая содержание каждого этапа.
Практической частью настоящего исследования стала разработка комплекта ролевых игр для формирования и развития навыков говорения у учащихся средних классов. В комплект вошли пять игр, разработанных в соответствии с программой обучения 7 классов МБУ «Школа № 74», на базе которой проведено опытно-экспериментальное обучение. Апробирование и оценка эффективности использования разработанных ролевых игр подтвердили положительное влияние данных игр на развитие навыков монологической и диалогической речи. Результаты, полученные в экспериментальном классе, превзошли результаты учащихся контрольного класса, что подтверждают данные итогового контроля.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута. Разработанный нами комплект ролевых игр может быть рекомендован к использованию. В перспективе планируется дополнить разработку ролевыми играми по другим темам, предусмотренным программой.
1. Агаева О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 92-94.
2. Адилова Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. 2011. №12. Т.2. С. 121-124.
3. Айрумян Г.С., Нагорнова Л.В. Дидактическая игра в младшем
школьном возрасте // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Издательство
Молодой ученый, 2013. С. 60-62.
4. Акимова Л.Н. Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями // Проблемы современной науки и образования. 2014. №6 (24). С. 45-53.
5. Алимсаидова С.А. Дидактические принципы при обучении неродному языку // Молодой ученый. 2015. №23. С. 1062-1063.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 1980. 322 с.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва: КомКнига, 2007. С. 576.
8. Ахмедова Г.М. Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранных языков // Молодой ученый. 2016. №10.2. С. 6-8.
9. Бацевич Ф.С. Основы коммуникативной лингвистики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 344 с.
10. Бейсенова Р.Д. Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 139-142.
11. Волконская С.А., Погрбнякова Е.Ю. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка // Молодой ученый. 2015. №3. С. 745-746.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.
13. Диденко С.Ю., Кучманова, Е.Г., Ряполова, М.В. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки- Веди, 2015. С. 44-46.
14. Ершов П.М., Ершова А.П., Кукатов В.М. Обучение на уроке, или режиссура поведения учителя. М.: Моск. псих.Осоц. инОт, Флинта, 1998. 336 с.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 714...