Введение
ГЛАВА I. Характеристика антирелигиозной политики Советской власти в 1928 — 1937 гг.
1.1. Основные направления антирелигиозной кампании в периодической
печати
1.2. Реализация нормативно-правовой базы антицерковной политики советского
правительства периодическими изданиями 21
ГЛАВА II. “Безбожная пятилетка» в Самарской области
2.1. Направления и формы антирелигиозной работы в Самарской
области
2.2. Освещение советской печатью реакции сельского населения на политику в
отношении церкви
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность выбранной темы. Преобразования, затронувшие СССР в 1928-1937 гг. стали одними из наиболее болезненных эпизодов нашей истории. Произошел слом экономических, культурных и бытовых традиций общества, существовавших ранее. Особенно ярко здесь выделяется такая проблема, как религия и борьба с ней. Советскому правительству необходимо было искоренить религию и религиозные предрассудки, которые совершенно не соответствовали тенденциям того времени и противоречили марксистско- ленинской идеологии.
На данный момент история взаимоотношений Русской православной церкви и советской власти является составной частью истории XX века. Изучение этой проблемы позволит уяснить глубинные основы, сложность и неоднозначность взаимодействия государства и общества, в частности в изучаемый нами период, который является этапом бурных социальных потрясений и коренной трансформации общества.
Взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви необходимо исследовать, чтобы проследить тенденции и эволюцию государственно-религиозных отношений, которые являются выражением общественной ситуации в стране.
Изучение антирелигиозной кампании по материалам периодической печати особенно актуально в настоящее время, в связи с ролью, которую играют средства массовой информации в современном мире. Изучая и анализируя печать периода 1928-1937 гг. по одной из наиболее значимых тем того времени, мы сможем выявить значение атеистической пропаганды по средствам периодической печать и сравнить уровни влияния средств массовой информации в прошлом и в настоящем.
Степень изученности проблемы
Отечественную историографию антирелигиозной пропаганды можно разделить на два периода: советский и современный.
В советский период в отечественной истории тема государственно - церковных отношений рассматривалась в основном не столько с научной точки зрения, сколько с практической, которая соответствовала идеологически - партийным установкам. Об истории церкви писали в целях антирелигиозной пропаганды и разоблачения религии и духовенства.
В 1920-1930-е годы XX века работы характеризуются крайне тенденциозным освещением проблем истории религии и Церкви. В своих работах авторы главное внимание уделяли разоблачению «антисоветской деятельности» религиозных организаций, противопоставляли верующих и атеистов. Так, А.И. Введенский отмечал, что по «мере развития революции все реакционные силы быстро сплачиваются около церкви»1.
В литературе советского периода господствовала официальная партийная точка зрения на положение церкви и верующих в социалистическом государстве2. Наибольшее освещение тогда получилась дореволюционная история РПЦ, все исследования которой можно свести к одному тезису: «Правительство финансировало и охраняло церковь, а та в свою очередь служила ему одним из идеологических базисов»3.
В этот период в центр внимания попадает обновленческое движения в РПЦ. А. Введенский и Б. Титлов4 пытались доказать, что советское обновленчество конца 1920-х годов явилось логическим итогом движения за церковное обновление, идеи которого созревали на протяжении нескольких десятилетий конца XIX - начала XX века.
В военное время и первые послевоенные годы в связи с изменением позиции государства по отношению к Церкви и ослаблением диктата в работе партийных организаций по атеистическому воспитанию, можно говорить об отсутствии интереса историков к проблемам истории Церкви и в частности ее положения в советском государстве.
На литературу 1950-1970-х годов повлияли возобновившееся гонения на церковь в связи с принятым в 1961 году курсом на построение коммунистического государства. Авторы, обращавшиеся к освещению истории взаимоотношений советского государства и религиозных организаций, должны были придерживаться официальных, общепринятых взглядов,
сформировавшихся в довоенный период. Это повлияло на отношение исследователей к данной проблеме. Работы историков того времени носили в основном пропагандистский характер5.
Наиболее значительным трудом этого периода является работа М.М. Персица «Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР»6. Автор рассматривает историю церкви, первые мероприятия советской власти и взаимоотношения церкви и государства. Тематика исследований была довольно узконаправленной: атеистическое воспитание населения; роль партийных органов в антирелигиозной деятельности; обоснование построения «бесклассового и безрелигиозного общества».
Демократизация общественной жизни и упразднение идеологических «табу» 1980-х годов впервые предоставили отечественным авторам возможность начать серьезное изучение церковной политики советского государства7.
Последнее десятилетие XX века характеризуется увеличением числа литературы по антирелигиозной тематике. В новой литературе содержится неизвестная ранее информация о жизни и деятельности религиозных организаций, их взаимоотношении с государством и вместе с тем выражается их точка зрения на существование государственной церковкой политики в России конца XX века.
Появляется ряд работ и представителей церкви8.
Первые фундаментальные научные работы постсоветского периода по истории отношений государства и церкви в СССР принадлежат В.А. Алексееву, М.Ю. Крапивину, А.Н. Кашеварову9.
В своих работах исследователи освещали вопросы репрессивной и секуляризационной политики советского государства в отношении духовенства и церковного имущества, приводили статистические данные, касающиеся преобразования и закрытия церковных помещений, роли прессы в антирелигиозных кампаниях и роли массовых организаций. Большое внимание в своих исследованиях они уделяли связи коллективизации и раскулачивая с антирелигиозной кампанией.
В настоящее время проблемы взаимоотношений советской власти и церкви не перестают изучать, напротив, к ним невообразимо возрос интерес. Проблемами антирелигиозной пропаганды занимаются такие современные авторы как А.В. Петров, Н.А. Ивницкого, И.А. Курляндского, С.Л. Фирсов и другие10.
В своих работах современные авторы поднимают проблемы государственно-конфессиональных и социально-экономических
взаимоотношений советского правительства и церкви в период 1920-1930-х гг., а также рассматривают деятельность партийных органов в планировании и реализации религиозной политики.
Также, одним из ведущих современных региональных исследователей в области истории взаимоотношений государства и церкви является Вадим Якунин11. В своей работе, исследователь косвенно затрагивает проблему антирелигиозной кампании, изучаемого нами периода, однако, большое внимание он уделяет истории областных церквей и деятельности верующих в период наиболее активной атеистической работы.
Таким образом, отечественная историография с 1920-х годов по настоящее время, освещающая проблемы взаимоотношений государства и церкви качественно эволюционировала. В первые десятилетия советской власти вопрос освещения антирелигиозной политики был односторонним и имел чисто идеологический характер, выражавший, прежде всего, интересы советской власти. Исследования начала 1980-х годов более разносторонне рассматривали проблему взаимоотношений правительства и РПЦ. Современные исследователи в своих работах вышли на уже более качественный уровень, рассматривая антирелигиозную политику комплексно, учитывая взаимосвязь между государственным и социально-экономическими отношениями.
В зарубежной историографии существует ряд работ, посвященных коллективизации, которые косвенно затрагивают религиозной вопрос в СССР в начале 1930-х годов. Основное внимание в своих исследованиях авторы уделяют крестьянскому сопротивлению, как самостоятельному феномену. К таким работам относятся исследования Р Маннинга, Л. Виолла, А. Грациози, Ш. Фицпатрик12.
Таким образом, мы можем контрастировать, что интерес к проблеме взаимоотношений между церковью и государством неизменно растет. Вместе с тем, необходимо заметить, что в работах, посвященных антирелигиозной тематике периода 1928-1937 гг., не рассматриваются проблема отражения антирелигиозной кампании в периодической печати.
Объектом исследования является антирелигиозная политика, проводимая советской властью.
Предметом исследования выступает освещение антирелигиозной кампании в периодической печати.
Цель работы: исследовать эволюцию антирелигиозной пропаганды в период с 1928 по 1937 гг. по материалам периодической печати.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Проследить изменения антирелигиозной политики советской власти.
2. Проанализировать отражение нормативно-правовой базы
антирелигиозной кампании в периодической печати.
3. Проанализировать отображение антирелигиозной пропаганды
советского государства на страницах периодической печати.
4. Проанализировать реакцию общественности на проводимую правительством антирелигиозную кампанию на материалах печатных изданий Самарской области.
Хронологические рамки данного исследования 1928 — 1937 гг. Нижняя хронологическая рамка объясняется активизацией в конце 1928 — начале 1929 года курса на усиление антирелигиозной пропаганды, подготовкой и публикацией 8 апреля 1929 года постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» и созданием Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР, а также последовавшим за этим усиленным антицерковным нажимом, проявившемся особо ярко в начале 1930-х годов. Верхняя границы исследования обусловлена окончанием в 1936 году «безбожной пятилетки» и переписью 1937 года, которая отдельным пунктом выделяла итоги антирелигиозной кампании.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Самарской области с учетом административно — территориальных преобразований, произошедших в период с 1928 по 1932 гг. Самарская область в составе Средневолжского края являлась аграрно — индустриальным районом с укоренившимися православными традициями.
Методология и методика исследования включает совокупность общенаучных и исторических методов.
Исходя из особенности источников, основным методом их изучения является сравнительно-исторический анализ. Данный метод позволяет выявить особенности проведения антицерковной политики и церковно -государственных отношений в изучаемый нами период.
Проблемно-хронологический метод, применяемый в работе, способствует исследованию поставленных проблем во временной последовательности с определением количественных и качественных перемен.
Принцип объективности заключается в строгом следовании фактическому материалу при обосновании выводов исследования. Каждый факт, используемый в работе, оценивается, как результат, взаимодействия комплекса различных факторов общественной жизни.
Принцип конкретно-исторического подхода дает возможность рассматривать любое явление через призму прошлого и будущего, сохраняя последовательность изучаемых исторических событий и целостность при определении взаимосвязи данных событий и явлений.
Источниковая база исследования представляет собой комплекс опубликованных источников, которые можно разделить на две группы:
1. Нормативно — правовые источники;
2. Периодическая печать;
Нормативно - правовые источники — это, в первую очередь, указы и постановления правительства, декреты советской власти, относящиеся к регламентации периодической печати и антирелигиозной пропаганды. Данный вид источников помогает проследить эволюцию взглядов советского правительства на организацию антирелигиозной пропаганды в средствах массовой информации13.
Периодическая печать относится к типу опубликованных источников. Важные для изучения сведения по вопросам взаимоотношения церкви и государства содержатся в следующих изданиях - газеты «Известия», «Крестьянская газета», «Правда», журналы «Атеист» и «Антирелигиозник», газета «Безбожник», газеты «Волжская коммуна», «Волжский безбожник», «Рабочий край», журнал «Безбожные ведомости». Периодическими изданиями освещается антирелигиозная работа, проводимая с населением, как на областном уровне, так и на всероссийском уровне.
Благодаря, брошюрам и бюллетеням ведомственных организаций местного уровня, мы можем выявить процесс реализации антицерковной политики, подготовки антирелигиозных кадров, проведения атеистических мероприятий14.
Научная новизна данной работы состоит в привлечение материалов периодической печати при комплексном изучение антирелигиозной политики периода 1928 — 1937 гг., а также введение в научный оборот ряда новых источников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Апробация работы. Материалы бакалаврской работы были представлены на областных и научно-практических конференциях: Всероссийская конференция молодых историков «Платоновские чтения»; Студенческие Дни науки ТГУ 2017 (III место).
Исторический опыт религиозной политики в период 1928 — 1937 гг. показывает нам, что с 1917 года тенденция на отделение церкви от государства являлась доминантной в политике нового советского правительства. До 1927 года политика советского государства в области религии представляла собой борьбу с церковью, как с организацией. Государство ограничивало церковь в политических правах, подрывало ее экономический потенциал, углубляло и распространяло внутренний раскол церкви. Изучаемый нами период 1928 — 1937 гг., мы можем определить, как период борьбы с церковью как с идеей. После отделения церкви от государства на законодательном уровне, советская власть переориентировала антирелигиозную кампанию на людей и формирование у них антирелигиозного общественного сознания. На первый план выдвигались задачи антирелигиозной пропаганды и воспитания.
В целях развития антирелигиозной пропаганды использовались различные методы:
1. Развитие просвещения среди населения: проведение научных лекций, семинаров, организация школ и институтов атеистической направленности;
2. Создание атеистических организаций центрального и местного уровня: Союз воинствующих безбожник; Союз атеистического воспитания и т.д.
3. Организация досуга населения, носившего атеистическую направленность: открытие атеистических музеев, библиотек, выставок и т. д.
4. Широкое распространение антирелигиозной литературы и использование периодической печати, как органа, формирующего атеистическое мировоззрение.
Антирелигиозная пропаганда в периодической печати, по нашему мнению, играла центральную роль в формирование атеистических настроений среди населения. Из периодических изданий, изучаемого нами периода, мы можем выделить: центральные печатные органы — газеты «Правда» и «Известия», журналы «Антирелигиозник» и «Атеист», газета «Безбожник»; местные органы печати — газеты «Волжская коммуна», «Волжский безбожник», «Рабочий край», журнал «Безбожные ведомости».
Периодическая печать отображала на своих страницах законодательные поставления советского правительства, реакцию населения советского союза на религиозную политику, давала анализ идеологических работ атеистической направленности, освещала суть научного атеизма, историю церкви, извещала население на местном уровне о скорых антирелигиозных мероприятиях, итогах антирелигиозной политики и т. д.
Изучая материалы периодической печати, мы можем проследить эволюцию антирелигиозной политики советского правительства, а также выделить особенности атеистической кампании в Самарской области.
Самарская область в религиозном отношение представляла собой особый район российской территории. Отдаленность от политического и экономического центров вносила специфику в состояние религиозности в данном регионе — влияние русской православной церкви в Самарской области было чрезвычайно высоким, что связано не только с географической отдаленностью от центра, а, прежде всего, с составом населения. В 1928 — 1937 гг. население Самарской области в большинстве своем представляли крестьяне.
Анализируя материалы периодической печати, мы можем сделать вывод, что антирелигиозная политика в Самарской области носила менее жесткий характер, чем в центре, однако местные власти осуществляли антирелигиозную кампанию. Так, в 1929 году была рассмотрена резолюция «О состоянии религиозных организаций в Самарской области и борьбе с ними», согласно которой местные органы власти приняли решение о ведение ожесточенной борьбы с религией, увеличение бюджета местного СВБ и создании при Союзе печатного органа «Безбожные ведомости», однако после принятия и публикации резолюции, по области прошли массовые недовольства населения и в связи с этим резолюция была пересмотрена, а условия проведения религиозной кампании смягчены. Подобным образом развивалась вся дальнейшая атеистическая политика местной власти, то есть она шла по пути «от ужесточения к смягчению».
Благодаря данным, полученным со страниц печати, мы можем выделить особенности антирелигиозной кампании в области. Одной из главных особенностей религиозной ситуации в Самарской области являлось с одной стороны, присутствие высокого процента крестьянского сопротивления на проводимую религиозную политику, а с другой стороны, высокий уровень развития атеистических мировоззрений среди молодежи. Крестьянское сопротивления представляло собой протест, выражавшийся в активной и пассивной форме и играло огромное значение в приостановление проведения антирелигиозной кампании в деревне.
Молодежное атеистическое движение развивалось в городе и имело успех при проведение антирелигиозных мероприятий.
Однако, за период 1928 — 1937 гг. в Самарской области антирелигиозная кампания не сложилась в стройную систему. Пропагандистские мероприятия, проводимые властями в рамках областного Союза безбожников, носили кампанейский характер и не имели значительного влияния на население. Периодические издания, изучаемого нами периода, констатировали неудовлетворенность проведения антирелигиозной кампании, не состоятельность антирелигиозной пропаганды и невозможность проведения полноценной атеистической политики.
Несостоятельность и провал антирелигиозной кампании, мы можем наблюдать, как при анализе периодических изданий периода 1928-1937 гг., так и по результатам переписи 1937 года, которая констатировала, что более 80% населения являются верующими.
1. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: офиц. текст; принята 10 июля 1918 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 06.06.2017).
2. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики: офиц. текст; принята 11 мая 1925 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/ . - Загл.
с экрана. (Дата обращения: 06.06.2017).
3. Конституция Союза Советских Социалистических Республик: офиц.
текст; принята 5 декабря 1936 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm . - Загл. с экрана. (Дата
обращения: 06.06.2017).
4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от
8 апреля 1929 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oldchita.org/documents/7-xxc-documents/397-1929aboutrel.pdf .
Загл. с экрана. (Дата обращения: 06.06.2017).
5. Положение о Постоянной Центральной и местных комиссий по
рассмотрению вопросов культа от 31 мая 1931 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/1931/05/30/n1198337.htm . Загл. с
экрана. (Дата обращения: 06.06.2017).
6. Циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы» от 24 января
1929 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/1005110.
Загл. с экрана. (Дата обращения: 06.06.2017).
Периодическая печать
1. Атеист: журнал. - 1928-1930.
2. Антирелигиозник: журнал. - 1928-1937.
3. Безбожник: газета. - 1928-1937.
4. Безбожные ведомости: журнал. - 1931 — 1937.
5. Волжский безбожник: газета. - 1928 — 1937.
6. Волжская коммуна: газета. - 1928 — 1937.
7. Известия: газета. - 1928-1937.
8. Крестьянская газета: газета. - 1928-1937.
9. Правда: газета. - 1928-1937.
10. Рабочий край: газета. - 1928 — 1937...