Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития социальной политики и
политической культуры в России 8
1.1 Особенности современной социальной политики 8
1.2 Специфика политической культуры 14
Глава 2. Анализ отношения молодежи к социальной политике и
политической культуре в г.о. Тольятти 18
2.1 Отношение молодежи к политической культуре 18
2.2 Оценка молодежи к социальной политике 29
Заключение 38
Список используемой литературы и используемых источников 40
Приложение А Программа исследования 46
Приложение Б Анкета исследования 57
Приложение В Таблица результатов анкетирования 63
Приложение Г Результаты контент-анализа СМИ и интернет-сайтов
Актуальность темы исследования. В настоящее время в современном российском обществе политика, так или иначе, связана со многими сферами нашей жизни. Большой рост количества вовлеченных групп и людей в политику объясняется все возрастающим стремлением реализовать свои социальные и значимые интересы. Однако существующие у разных социальных групп интересы реализуются посредством тех значений и смыслов, в которых выражено отношение субъектов политики к власти и политическим институтам. Эти смыслы и значения являются преобладающей в обществе политической культурой, то есть ценностной системой, которой придерживается большинство населения.
С момента своего возникновения «политика как одна из главных публичных сфер жизни измерялась в виде ценностно-нормативного элемента, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества» [2, с. 97].
Впервые термин «политическая культура» был употреблен немецким просветителем И. Гердером в XVIII веке. «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и представляющих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений» [2, с. 98].
Высокий уровень политической культуры общества является необходимым условием существования подлинной демократии. Особенно это касается молодежи, так как именно с ней связано дальнейшее развитие государства и общества. Участие молодежи в политической жизни общества является важным элементом развития политической системы общества.
Сегодня политическая культура и социальная активность молодежи имеют недостаточно высокие показатели. Это связано, в первую очередь, с недоверием к политической элите и уменьшением интереса к политике в целом.
Потребность в изучении политической культуры и социальной активности молодежи достаточно велика. Оттого насколько высок уровень политической культуры молодежи будет зависеть и развитие политической сферы общества в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Политическую культуру в целом изучали многие ученые. Среди разработанных концепций политической культуры, мы выделим несколько направлений.
Существенный вклад в развитие политической культуры внес Г. Алмонд, который создал оригинальную концепцию политической культуры. В ее разработке также принимали участие такие ученые как С. Верба, Л. Пай [3, с. 65] и Дж. Пауэлл [2, с. 67]. Г.Алмонд анализировал политическую культуру в рамках функционального подхода, с позиций которого политическая культура рассматривалась как психологический феномен. У термина «политическая культура» существует около 50 различных определений, но С. Верба дал наиболее полное определение этому понятию. Также Г. Алмонд и С. Верба [3, с. 45] в ходе своих эмпирических исследований политических культур в различных странах пришли к выводу, что исследованные ими страны представляют особую смешанную культуру, которую они назвали «культура гражданственности».
Американский политолог и социолог С. Липсет выявил закономерность, что «большинство стабильных демократий находится среди более богатых и более протестантских стран» [8, с. 76].
Отечественные авторы, такие как, К.С. Гаджиева [5, с. 110], А.А Каменец, Г.Ф. Онуфриенко, А.Г. Шубакова [6, с. 90], Е.Ю. Мелешкину [8, с. 79], Р.Т. Мухаева [8], О.С. Пивоварова [8], Г.А. Пикалова [8] , Н. Блинов, Ю. Ожигов, Ф. Шереги [8], Ж.Т. Тощенко [8], В.А. Щегорцова [8] и ряд других, много внимания уделяли теоретико-методологическим вопросам изучения политической культуры.
В ходе исследований политической культуры такие ученые как В. Рукавишников, Л. Халман и П. Эстер [3, с. 87] выявили показатель реальной вовлеченности в политику и один из основных признаков гражданской культуры: готовность к протесту против нелегитимного насилия со стороны властей.
Объектом бакалаврской работы выступает молодежь как социальная группа, предметом - отношение современной молодежи к социальной политике и политической культуре в России.
Цель бакалаврской работы - выявление отношения современной молодежи к социальной политике и политической культуре в России.
Исходя из заданной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности современной социальной политики в России.
2. Рассмотреть специфику политической культуры.
3. Выявить современные тенденции социальной политики и критерии политической культуры.
4. Проанализировать отношение молодежи к социальной политике и политической культуре на основе эмпирических данных.
Гипотеза исследования: изменения в социальной политике государства ведут к изменениям в проявлении социальной активности и политической культуры (ценности, установки) современной молодежи.
Теоретико-методологическая база исследования. В основе бакалаврской работы лежат следующие подходы:
1) поведенческий подход (Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, Дж. Пауэлл). Здесь, прежде всего, «внимание было сконцентрировано на изучении человека «политического» (или политической личности), что ранее относилось к периферийным вопросам традиционной политической науки» [6, с. 54]. Здесь имеется в виду значимая роль таких феноменов, как, например, электорат, группы давления и прочие составляющие власти и влияния в политическом процессе.
2) психологический подход (Г. Лассуэл, Р. Бендикт, М. Мид, Э. Фромм). Представители данного подхода сделали попытку объяснить такие «феномены, как политическая мобилизация, агрессия, авторитаризм, этноцентризм на основе анализа, главным образом, ранней детской социализации» [4, с. 382];
3) структурно-функциональный подход (Т. Парсонс), согласно которому каждый «политический актор (индивид или группа) выполняет определенную роль. Его действия имеют четкое направление и пределы» [7, с. 334].
Методы исследования. В исследовании были применены методы - анкетирование, вторичный анализ данных, контент-анализ статей и СМИ.
Эмпирическая база исследования представлена молодежью электорального возраста в интервале от 18 до 35 лет. Выборка (n=100) обусловлена целью и задачами исследования, является целевой. Целевая выборка ориентирована на достижение конкретных практических целей и задач. Респонденты в лице молодежи распределялись по ряду критериев: по полу, уровню образования, материальному положению. Обработка и анализ полученной информации производился с помощью программы Excel и DA- анализ.
Для подтверждения выдвигаемой гипотезы был проведен контент- анализ статей журнала «Власть» в период с 2012-2019 гг., а также анализ СМИ в период с октября по март 2019-2020 гг.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения. Общий объем работы - 81 страницы.
Социальная политика современного российского общества испытывает серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегодня.
Особенностями социальной политики современного российского общества являются следующие факторы: отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения, в том числе и молодежи в политической жизни; политическая незаинтересованность значительной части населения в происходящих социально-политических процессах; слабость политических партий и движений.
Существенно различаются формы выражения политических ориентаций, их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.
Проанализировав литературу по нашей теме, мы выяснили, что в современной политической социологии существуют разные подходы к изучению политической культуры. Согласно наиболее распространенному из них, эта культура рассматривается как совокупность устойчивых структур политического сознания и поведения людей.
Что касается специфики политической культуры современного российского общества, то здесь прослеживается равнозначная ориентация на противоположные автократические (порядок и единоначалие) и демократические (свободы и права человека) ценности. Новая политическая культура России, соответствующая новой системе власти, должна быть основана на балансе этих ориентаций.
Формирование политической культуры молодежи является сложным, но в то же время важным процессом на пути к созданию демократического общества.
На основании проведенного исследования наша гипотеза о том, что состояние политической культуры молодежи в современном российском обществе остается на низком уровне ввиду социально-экономической нестабильности не подтвердилась.
В ходе исследования мы выяснили, что молодые люди интересуются политикой, регулярно ходят на выборы. Прослеживается тенденция возрастания интереса к политической культуре.
В то же время политическое поведение современной молодежи свидетельствует о недоверии к государству и основным структурам власти. Можно отметить, что самостоятельной политической силой молодое поколение сегодня не является.
В связи с этим, полагаем, что государство должно поддерживать и развивать политическую активность молодежи.
Требуется совершенствование всей системы государственной молодежной политики, решение основных проблем развития российского общества.
Молодые люди социализированы недостаточно, в эпоху кризиса их нацеленность на развлечения, досуг, их увлечение различными субкультурами выглядит несоответствующим ситуации и говорит скорее о стремлении спрятаться от кризиса, оттянуть момент взросления, чем о желании ускорить процесс вхождения в изменившуюся социальную среду. Защита интересов молодежи и решение ее проблем - вот главные задачи молодежной политики государства.
1. Аверин, Ю. П. Теоретическое построение количественного социологического исследования [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / Ю. П. Аверин. - Москва : Акад. Проект, 2015. - 431 с. - (Методология социологического исследования). - ISBN 978-5-8291-1589-0. - Текст : электронный.
2. Берестова, Л. И. Социальная политика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. И. Берестова. - 2-е изд., доп. - Москва : Юриспруденция,
2015. - 104 с. - ISBN 978-5-9516-0723-2. - Текст : электронный.
3. Валеева, Е. О. Государственное управление социально¬экономическими и политическими процессами [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Е. О. Валеева. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 111 с. - ISBN 978-5-905916-87-8. - Текст : электронный.
4. Гаджиев, К. С. Политология : учеб. для студентов вузов / К. С. Гаджиев, Э. Н. Примова. - Москва : Инфра-М, 2014. - 383, [1] с. - Библиогр.: с. 381-384. - ISBN 978-5-16-004642-6 : 718-00. - Текст : непосредственный.
5. Головлева, Е. Л. Теория и практика современной коммуникации [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Е. Л. Головлева, Д. А. Горский. - Москва : Моск. гуманит. ун-т, 2017. - 192 с. - ISBN 978-5-906912-92-3. - Текст : электронный.
6. Голубева, Т. Б. Основы социального государства [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. Б. Голубева. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 172 с. - ISBN 978-5-7996-1565-9. - Текст : электронный.
7. Добреньков, В. И. Социология [Электронный ресурс] : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 624 с. : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-003522-2. - Текст : электронный.
8. Добреньков, В. И. Социология глобализации [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / В. И. Добреньков, А. Б. Рахманов. - Москва : Акад. Проект, 2015. - 634 с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-1632-3. - Текст : электронный.
9. Ельникова, Г. А. Социология [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
Г. А. Ельникова. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 181 с. : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-010442-3. - Текст :
электронный.
10. Игебаева, Ф. А. Социология [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
Ф. А. Игебаева. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 235 с. : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-101746-3. - Текст :
электронный.
11. Козлихин, И. Ю. Политология [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
И. Ю. Козлихин. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург :
Юридический центр-Пресс, 2015. - 110 с. - (Учебники и учебные
пособия). - ISBN 978-5-94201-702-6. - Текст : электронный.
12. Козырев, Г. И. Социология общественного мнения [Электронный ресурс] : Образ врага в истории, теории и общественном сознании : учеб. пособие / Г. И. Козырев. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2017. - 253 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-104942-6. - Текст : электронный.
13. Козырев, Г. И. Социология общественного мнения [Электронный ресурс] : Образ врага в истории, теории и общественном сознании : учеб. пособие / Г. И. Козырев. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2017. - 253 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-104942-6. - Текст : электронный.
14. Колесников, А. К. Дисперсионный анализ и его компьютерная реализация [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. К. Колесников, И. П. Лебедева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Пермь : Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2011. - 109 с. - ISBN 978-5-85218-511-2. - Текст : электронный.
15. Кутейников, А. Н. Математические методы в психологии : [учеб.- метод. пособие] / А. Н. Кутейников. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 171 с. - Библиогр.: с. 168. - Прил.: с. 147-165. - ISBN 5-9268-0676-3. - Текст : непосредственный.
16. Кязимов, К. Г. Социальное партнерство [Электронный ресурс] : Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица / К. Г. Кязимов. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 193 с. - ISBN 978-5-4487-0182-5. - Текст : электронный.
17. Лопатина, Н. В. Социология маркетинга [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Лопатина. - Москва : Акад. проект, 2016. - 304 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-2518-9. - Текст : электронный.
18. Милорадова, Н. Г. Поведение людей в организации [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н. Г. Милорадова. - Москва : [МГСУ], 2013. - 168 с. - ISBN 978-5-7264-0770-8. - Текст : электронный.
19. Митина, О. В. Математические методы в психологии : практикум: учеб. пособие для вузов / О. В. Митина. - Гриф УМО. - Москва : Аспект Пресс, 2008. - 237 с. : ил. - Библиогр.: с. 236. - ISBN 978-5-7567¬0485-3. - Текст : непосредственный.
20. Мунчаев, Ш. М. Политическая история России [Электронный ресурс] : от образования русского централизованного государства до начала XXI века : учебник / Ш. М. Мунчаев. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2016. - 384 с. : ил. - ISBN 978-5-91768-686-8. - Текст : электронный.
21. Политическая социология [Электронный ресурс] : учеб. для вузов / Ж. Т. Тощенко [и др.] ; под ред. Ж. Т. Тощенко. - Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 495 с. - ISBN 5-238-00460-5. - Текст : электронный.
22. Политология [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / Р. Г. Мумладзе [и др.]. - Москва :Русайнс, 2016. - 348 с. - ISBN 978-5-4365-0889-4. - Текст : электронный.
23. Проектирование социальных изменений в городской среде
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г. Б. Кораблева [и др.] ; Урал. федерал. ун-т ; под общ. ред. Г. Б. Кораблевой. - Екатеринбург : УрФУ,
2016. - 128 с. - ISBN 978-5-7996-1670-0. - Текст : электронный.
24. Решетникова, К. В. Конфликты в системе управления [Электронный ресурс] : учеб.пособие / К. В. Решетникова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА,
2013. - 175 с. - ISBN 978-5-238-02393-9. - Текст : электронный.
25. Самыгин, П. С. Правовая социализация современной российской молодежи [Электронный ресурс] : монография / П. С. Самыгин, Ю. И. Исакова, И. В. Печкуров ; под ред. С. И. Самыгина. - Москва :Русайнс, 2016. - 170 с. - ISBN 978-5-4365-0700-2. - Текст : электронный.
26. Скворцова, Л. М. Методология научных исследований [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Л. М. Скворцова. - Москва : МГСУ : ЭБС АСВ,
2014. - 79 с. - ISBN 978-5-7264-0938-2. - Текст : электронный.
27. Социальное партнерство и социальная защита работников
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. С. Морозова [и др.]. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 272 с. - (Бакалавриат). - ISBN 978-5-98281-351-0. - Текст : электронный.
28. Социология инноватики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. пособие / Ю. А. Карпова [и др.] ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Социология". - Тольятти : ТГУ, 2015. - 70 с. : ил. - Библиогр.: с. 64-67. - Глоссарий: с. 68-70. - ISBN 978-5-8259-0902-8. - Текст : электронный.
29. Социология управления [Электронный ресурс] : учеб. словарь / Р. В.
Леньков [и др.]. - Москва : Форум, 2014. - 134 с. - (Высшее
образование. Бакалавриат). - Текст : электронный.
30. Социология управления и управленческой деятельности [Электронный ресурс] : учебник / Р. Г. Мумладзе [и др.]. - Москва : Русайнс, 2015. - 301 с. - ISBN 978-5-4365-0163-5. - Текст : электронный.
31. Социология управления и управленческой деятельности [Электронный ресурс] : учебник / Р. Г. Мумладзе [и др.]. - Москва: Русайнс, 2015. - 301 с. - ISBN 978-5-4365-0163-5. - Текст : электронный.
32. Сурова, Н. Ю. Проектный менеджмент в социальной сфере и дизайн- мышление [Электронный ресурс] : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / Н. Ю. Сурова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с. - ISBN 978-5-238-02738-8. - Текст : электронный.
33. Суходольский, Г. В. Математические методы в психологии / Г. В. Суходольский. - Харьков : Гуманит. Центр, 2008. - 282 с. - Библиогр.: с. 282. - ISBN 966-95859-6-1. - Текст : непосредственный.
34. Тощенко, Ж. Т. Социология труда [Электронный ресурс] : учеб. для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 423 с. - (Magister). - ISBN 978-5-238-01435-7 . - Текст : электронный.
35. Федосеев, В. В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда [Электронный ресурс] : методы, модели, задачи : учеб. пособие / В. В. Федосеев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 167 с. - ISBN 5-238-01114-8. - Текст : электронный.
36. Халиков, М. С. Экономическая социология региона [Электронный ресурс] : учебник для вузов / М. С. Халиков. - Москва : Акад. проект :АльмаМатер, 2017. - 144 с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-2538-7. - Текст : электронный.
37. Хамидуллин, Н. Р. Методика и техника социологических исследований [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Н. Р. Хамидуллин ; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2017. - 110 с. - ISBN 978-5-7410-1722-7. - Текст : электронный.
38.Чамкин, А. С. Основы коммуникологии [Электронный ресурс] : (теория коммуникации) : учеб. пособие / А. С. Чамкин. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 350 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005545-9. - Текст : электронный.
39.Чамкин, А. С. Социология коммуникации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. С. Чамкин. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 294 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005544-2. - Текст : электронный.
40. Шубина, А. А. Социальная политика Российской Федерации / А. А. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/279/63003/(дата обращения: 20.05.2020).
41. Экономика и управление социальной сферой [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Е. Н. Жильцова, Е. В. Егорова. - Москва : Дашков и К, 2015. - 496 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5¬394-02423-8. - Текст : электронный.
42. Юдина, А. И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И. Юдина. - Кемерово: КГУКиИ, 2013. - 231 с. : ил. - ISBN 987-5-8154-0262-1. - Текст : электронный.