Введение 6
1 Анализ исходных данных 8
1.1 Описание конструкции маслонасоса 8
1.2 Анализ свойств серого чугуна 9
1.3 Анализ дефектов и трудностей, возникающих при сварке 12
1.4 Задачи работы 13
2 Анализ технологий ремонта корпуса масляного насоса 14
2.1 Способы восстановления чугунных изделий 14
2.2 Материалы, применяемые для восстановления чугунных деталей 20
3 Описание ремонтной дуговой сварки без подогрева изделия 25
4 Разработка технологического процесса альтернативной технологии
ремонтной сварки корпуса масляного насоса 28
4.1 Выбор альтернативной технологии ремонта корпуса маслонасоса 28
4.2 Технологический процесс альтернативного способа ремонтной сварки
чугунной детали 29
4.3 Результаты контроля качества 32
5 Проектирование сварочных цехов и участков 34
5.1 Определение типа производства и разработка плана мероприятий для
ремонта изделия 34
5.2 Расчёт количества оборудования и производственных рабочих 35
5.2.1 Расчёт количества производственных рабочих 35
5.2.2 Расчёт количества единиц оборудования 36
5.2.3 Определение наименований и габаритов оборудования 36
5.2.4 Расчёт общей площади с учётом количества оборудования 37
5.2.5 Расчёт склада металла 38
5.3 Технологический процесс альтернативной технологии восстановления
корпуса маслонасоса 38
6 Безопасность и экологичность проекта 41
6.1 Технологическая характеристика объекта 41
6.2 Профессиональные риски при реализации предложенных технических
решений 42
6.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 44
6.4 Обеспечение пожарной безопасности 45
6.5 Обеспечение экологической безопасности 47
7 Экономическая эффективность предлагаемых технических решений 50
7.1 Исходные данные для экономического обоснования сравниваемых
вариантов 50
7.2 Расчёт нормы штучного времени на изменяющиеся операции
технологического процесса 52
7.3 Расчёт затрат на новое оборудование 54
7.4 Расчёты по оплате труда 60
7.5 Определение показателей экономической эффективности предложенных
технических решений 63
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 67
Продолжительная эксплуатация механизмов и узлов чревата поломками и иными разрушениями, после которых их применение не является возможным. В ряде случаев восстановление изношенной детали экономически целесообразно её замены, поэтому важным вопросом является ремонт поврежденного изделия. Наибольший приоритет в изготовлении различных деталей в машиностроении даётся чёрным металлам - стали и чугуну.
Чугун - литейный сплав системы «железо-углерод» с содержанием углерода больше 2,14%. Кроме этого, в содержание чугуна также входят кремний, сера, фосфор и марганец. Высокие литейные свойства при небольшой стоимости обуславливают широкое применение чугунов для изготовления фасонных отливок [5]. Данные изделия имеют хорошую прочность, значительную твёрдость, высокое сопротивление износу. В машиностроении при изготовлении деталей преобладает серый чугун. Так из серого чугуна изготавливают блоки цилиндров, тормозные колодки, шлаковые чаши и многие другие ответственные детали, в том числе и корпус масляного насоса, на примере которого и будет рассмотрен технологический процесс ремонтной сварки чугунной детали.
Технология восстановления деталей из чугуна путем сварки осуществляется в двух аспектах: с подогревом ремонтируемого элемента и без подогрева [9]. Восстановление работоспособности изделия методом сварки имеет ряд сложностей: значительное количество углерода в составе чугуна, высокая скорость охлаждения, образование трещин при сварке и другое. Всё это делает чугун трудносвариваемым материалом, поэтому основополагающая роль при ремонте деталей отдается технологии сварки, в частности её температурному режиму.
В настоящее время разработано немало технологий ремонтной сварки чугунных деталей, каждая из них представляет собой достаточно сложный процесс, учитывая требовательность чугуна в соблюдении температурного режима. Самым надёжным способом сварки чугунных изделий является горячая сварка. Применение предварительного подогрева перед ремонтной сваркой позволит уменьшить скорость охлаждения наплавленного металла и предотвратить образование твёрдых закалочных структур, вместе с этим произойдёт ослабление общего напряжённого состояния и предотвращение трещинообразования [9]. Но ввиду некоторых обстоятельств: размеры деталей, технические возможности предприятия и т.д., применение горячей сварки не представляется возможным. В этих случаях целесообразно использовать другие альтернативные способы - холодную сварку и пайку.
Холодная сварка является наиболее простым в технологическом отношении методом. Однако данный тип ремонта имеет ряд недостатков: появление трещин после сварки, отбеливание чугуна, которое приведёт к хрупкости ремонтируемого элемента и затруднённости механической обработки [3].
Ремонтная сварка будет рассмотрена на примере заварки трещины корпуса масляного насоса газовой технологической турбины линии УКЛ-7, предназначенной для производства азотной кислоты. Ремонтная сварка производилась сотрудниками ПАО «КуйбышевАзот», Тольятти.
Целью данной работы является повышение ресурса чугунных деталей путем разработки эффективного способа ремонта повреждений, полученных в процессе эксплуатации.
В выпускной квалификационной работе была поставлена цель- повышение ресурса чугунных деталей путем разработки эффективного способа ремонта повреждений, полученных в процессе эксплуатации.
Анализ возможных способов ремонта чугунных изделий показал универсальность применения холодной сварки и пайки ввиду отсутствия предварительного подогрева детали, вследствие чего уменьшения трудоёмкости процесса и отсутствия потребности в необходимом для подогрева оборудовании.
Выполнение поставленной цели в работе основывалось на примере восстановления корпуса масляного насоса газовой технологической турбины, поэтому в работе был описан неудачный способ ремонта корпуса маслонасоса холодной сваркой на предприятии ПАО «КуйбышевАзот».
Основываясь на описанном неудачном опыте и анализе известных способов восстановления деталей, была предложена альтернативная технология ремонта - высокотемпературная пайка.
В работе были проанализированы вредные и опасные производственные факторы, а также разработаны меры для их нейтрализации.
Экономический анализ показал эффективность применения альтернативной технологии, учитывая неудачный опыт ремонта холодной сваркой.
В ходе работы был спроектирован сварочных цех, предназначенный для ремонтной сварки не только изношенных чугунных деталей, но и изделий из других металлов.
Основываясь на вышеперечисленном, можно сделать вывод, что все задачи работы выполнены, цель достигнута.
1. Абабков Н. В. Технологии и оборудование дуговой сварки и резки: учебное пособие. Кемерово: КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2017. 185 с.
2. Андреева Н. А. Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования: учебное пособие. Кемерово: КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2020. 180 с.
3. Белов В. А. Металловедение сварки конструкционных сталей: учебное пособие. Москва: МИСИС, 2019. 134 с.
4. Быковский О. Г. Справочник сварщика: справочник. Москва: Машиностроение, 2011. 336 с.
5. Галимов Э. Р. Современные конструкционные материалы для машиностроения: учебное пособие. 3-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань, 2020. 268 с.
6. ГОСТ 1412-85. Чугун с пластинчатым графитом для отливок[Текст]. - Взамен ГОСТ 1412-79 в части марок чугуна; Введ. С 01.01.87 по 01.01.97. Москва: Изд-во стандартов, 1989.
7. ГОСТ 17325-79. Пайка и лужение. Основные термины и определения[Текст]. -Взамен ГОСТ 17325-71; Введ. С 01.01.81. Москва: Изд- во стандартов, 1989.
8. ГОСТ 23178-78. Флюсы паяльные высокотемпературные фторборатно- и боридно-галогенидные. Технические условия [Текст]. Введ. 01.01.80. Москва: Изд-во стандартов, 1989.
9. Ельцов В. В. Восстановлениеиупрочнение деталей машин: учебное пособие. Тольятти: ТГУ, 2015. 335 с.
10. Ермаков В.И., Шеин В.С. Ремонт и монтаж химического оборудования: Учебное пособие для вузов. Ленинград: Издательство «Химия», 1981. 368 с.
11. Ковтунов А.И., Плахотный Д.И. Проектирование сварочных цехов и участков: Методические указания к практическим занятиям. Тольятти: ТГУ, 2014. 76 с.
12. Козловский З. А. Технология ремонта и основы технической диагностики химического оборудования: учебное пособие. Иваново: ИГХТУ, 2017. 148 с.
13. Кривоносова Е. А. Пайка металлов: учебное пособие. Пермь: ПНИПУ, 2012. 216 с.
14. Леонтьев Л. Б., Дощенников Е. Д., Погодаев А. В., Чабан П. В.
Технологические возможности перспективных методов сварки деталей из серого чугуна // Вестник ИШ ДВФУ. 2017. №1 с.30-35. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tehnologicheskie-vozmozhnosti-perspektivnyh- metodov-svarki-detaley-iz-serogo-chuguna(дата обращения: 15.04.2021).
15. Моргунов К. П. Насосы и насосные станции: учебное пособие. 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. 308 с.
16. Сварка. Резка. Контроль: Справочник. В 2-х томах / Под общ. Ред. Н. П. Алешина, Г. Г. Чернышова. - М.: Машиностроение, 2004. Т. 2. 480 с.
17. Тюняев А. В. Основы конструирования деталей машин. Литые детали: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. 192 с.
18. Alireza Sadeghi, Ahmad Moloodi, Masoud Golestanipour, MeysamMahdavi Shahri An investigation of abrasive wear and corrosion behavior of surface repair of gray cast iron by SMAWZZJournal of Materials Research and Technology- 2017.-№5.-p.90-95
19. M. Chamim, Triyono, Kuncoro Diharjo Effect of electrode and weld current on the physical and mechanical properties of cast iron weldingZZ AIP Conference Proceedings,2017. P.40-45
20. M Zuk, J Gorka, R Dojka? A Czuprynski Repair welding of cast iron coated electrodesZZ IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2017. p. 50-60
21. RameshSingh Cast iron and cast steel// Applied Welding Engineering(Third Edition), 2020. p.61-76
22. Tawanda Marazani, Daniel M.Madyira, Esther T.Akinlabi Repair of Cracks in Metals: A Review// Procedia Manufacturing, 2017.p.673-679