Глава 1 Теоретико-правовой анализ уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии 8
1.1 Эволюция уголовной ответственности лиц, занимающих высшее
положение в преступной иерархии 8
1.2 Преступления, совершаемые лицом, занимающим высшее положение в
преступной иерархии в системе преступлений Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации 16
1.3 Лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии как
специальный субъект преступления 23
Глава 2 Уголовно-правовой анализ составов преступлений, совершаемых лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии 33
2.1 Уголовно-правовой анализ организации преступного сообщества
(преступной организации) или участие в нем (ней) лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии 33
2.2 Уголовно-правовой анализ занятия высшего положения в преступной
иерархии (ст. 210.1 УК РФ) 43
Глава 3 Вопросы уголовной ответственности лиц, занимающих высшее
положение в преступной иерархии 52
3.1 Проблемы квалификации преступлений, совершаемых лицами,
занимающими высшее положение в преступной иерархии 52
3.2 Вопросы назначения наказания лицам, занимающим высшее положение в
преступной иерархии 62
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 72
Актуальность темы исследования. На всем периоде существования государственности преступность является одним из его спутников. Несмотря на предпринимаемые государством меры, искоренить данное явление по сей день не получилось. Одними из наиболее общественно опасных видов преступности являются организованная и профессиональная. В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Президентом РФ 31 декабря 2015 года, организованная преступность провозглашена как одна из угроз общественной безопасности государства.
На протяжении длительного времени в российском уголовном законодательстве отсутствовала возможность привлечения к ответственности преступных лидеров, как специальных субъектов уголовной ответственности в виду особой опасности в силу их влиятельного положения и непререкаемого авторитета в преступной среде.
Установление в Уголовном кодексе Российской Федерации вначале уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии за организацию преступного сообщества, а затем за занятие такого положения вызвало в научной и общественной среде, а также среди практиков множество дискуссий.
Мнения ученых относительно ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, разделились, начиная от их неприемлемости по причине несоответствия концептуальным положениям уголовного права до, несмотря на противоречивость основам уголовного права, актуальной и обладающей позитивным потенциалом критики частных моментов, а не самого факта появления данных норм.
Закрепленное законодателем в уголовном законе понятие «лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии», «занятие высшего положения в преступной иерархии», на сегодняшний день остается не раскрытым. Не сформулированы указанные дефиниции нормы и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», в котором дано «невразумительное толкование» лишь признаков занятия высшего положения в преступной иерархии. В действующем законодательстве вообще отсутствует норма, определяющая правовое положение лица в преступном мире, которое в свою очередь определяется «стратами» самого преступного мира.
Таким образом, в практической деятельности при квалификации указанных деяний перед правоприменителем предстает огромное количество вопросов, от характера ответа на которые зависит возможность эффективной реализации норм уголовного закона, предусматривающих ответственность лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, и представляющих собой одну из сторон борьбы с организованной и профессиональной преступностью, оказывающих негативное и разрушительное влияние не только на политические и экономические общественные отношения, но и деморализующие общество в целом.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с ответственностью лиц, относящихся к высшей преступной иерархии, являются активно разрабатываемыми в науке уголовного права и криминологии. Основное внимание ученые уделяют разработке понятия лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии (Д.А. Григорьев, А. Рагулин, В. Фефелов и др.), признакам, характеризующим данное лицо (А.В. Сенатов, Д.А. Григорьев, В.И. Морозов и др.), особенностям их уголовной ответственности (А.Я. Гришко, Н.А. Егорова, А.Г. Егоров, Г.В. Пережогина и др.) и вопросам квалификации (В.С. Ишигеев, В.Л. Лапша и др.).
Несмотря на большое внимание со стороны научной общественности к ответственности преступных лидеров, по многим вопросам среди ученых не достигнуто согласия. При этом в виду малого количества возбужденных уголовных дел в отношении таких лиц, которые по большей части заканчиваются прекращением производства по ним, научные публикации в большинстве своем имеют научно-теоретическое значение без реальной апробации на практике. Этот факт еще раз подчеркивает не только научно-теоретическую, но и практическую значимость заявленной темы настоящей магистерской диссертации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации уголовной ответственности в отношении лиц, занимающих лидирующее положение в преступной иерархии как специальных субъектов конкретных составов преступлений, законодательно закрепленных в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы действующего уголовного закона, закрепляющие уголовную ответственность лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии как специальных субъектов и материалы правоприменительной практики.
Цель исследования и задачи исследования - провести комплексный теоретико-правовой анализ уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии с учетом правоприменительной практики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию уголовной ответственности лица, занимающего высшее положение в преступной среде;
- определить место преступлений, совершаемых такими лицами в системе Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;
- рассмотреть и определить понятие и признаки лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии как специального субъекта преступления;
- провести уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- исследовать состав занятия высшего положения в преступной иерархии, т.е. преступления, предусмотренного статьей 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- выявить проблемы, возникающие при квалификации преступлений, совершаемых лицами, занимающими высшее положение в преступной иерархии;
- рассмотреть вопросы, возникающие при назначении наказаний лицам, занимающим высшее положение в преступной иерархии.
Методология и методика исследования представлена комплексом методов научного познания. При разработке основных положений исследования использовался диалектический метод познания, позволяющий исследовать проблемные аспекты темы магистерской диссертации в историческом, логическом, взаимосвязанном и взаимообусловленном явлении. Применялся метод объективного и всестороннего анализа специальных субъектов составов преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 210 и статьи 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Системный метод исследования позволил определить понятие и признаки лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии. Формально-логические методы исследования позволили наметить подходы и пути совершенствования уголовной ответственности таких лиц.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: П.В. Агапова, В.Н. Бурлакова, В.В. Бычкова, В.И. Гладких, Д.А. Григорьева, А.Я. Гришко, Н.А. Егоровой, М.Г. Жилкина, Н.Г. Кадникова, М.С. Кармановского, А.Н. Мондохонова, И.В. Пантюхиной, Г.В. Пережогиной, П.А. Скобликова, Е.А. Хлебницыной, Ю.А. Цветкова, Т.В. Якушевой и др.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция
Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ответственности лидеров преступной иерархии.
Научная новизна исследования отражена в целях и задачах, а также в положениях, выносимых на защиту. Магистерская диссертация представляет собой попытку комплексного исследования уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии в соответствии с нормами действующего уголовного закона в актуальной редакции на момент написания работы с учетом имеющейся судебной практики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы в учебно-методических целях при чтении курсов по дисциплинам «Уголовное право. Особенная часть» и «Криминология».
Структурно работа включает: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Обобщая проведенный анализ уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, можно сформулировать следующие выводы.
1. Проведенный краткий обзор истории становления и развития института соучастия показал, что законодатель регулировал только вопросы относительно форм, видов соучастия и дифференцировал ответственность соучастников, а также предусматривал меры социальной защиты от отдельных категорий лиц, которые не являлись лидерами преступного мира. Лидеры преступных групп, т.е. лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии несли ответственность только за конкретно совершенные преступления и в зависимости от формы и вида их соучастия в инкриминируемом им деянии. Тем более, не признавалось уголовно наказуемым их занятие высшего положения в преступной иерархии, т.е. их статус в преступном мире как таковой, в отличие от ныне действующего уголовного закона, в котором ответственность лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии расширена и наступает уже не только за конкретно совершенное преступное деяние, но и преступным признается само занятие данного положения в преступном мире.
2. Родовым и видовым объектом преступлений, совершаемых лицами, занимающими высшее положение в преступной иерархии, является общественная безопасность, т.е. состояние защищенности общества от общественно-опасных посягательств на безопасную жизнедеятельность человека, общества и общественный порядок. Исследуемые составы преступлений отличаются от других преступлений, родовым и видовым объектом которых также является общественная безопасность - специальным субъектом, который характеризуется общественно опасным состоянием.
По классификационным основаниям, преступления, совершаемые лицами, занимающими высшее положение в преступной иерархии, относятся к преступлениям против общей безопасности, посягающие на состояние защищенности личности, общества и государства от разнообразных внутренних и внешних угроз общеопасного характера.
3. Следует согласиться с учеными в том, что для установления факта, что данное лицо занимает высшее положение в преступной иерархии необходимо выяснять факты, которые позволят установить, что конкретное лицо обладает определенным авторитетом и занимает лидирующее положение в преступном мире, которое может быть ограничено конкретной территорией или сферой преступной деятельности. Действующее уголовное законодательство пока не выработало ни таких критериев, ни понятие лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии.
4. Непосредственны объект организации преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии - общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества от насильственных и других преступных посягательств. Объективные признаки данного состава преступления раскрываются в частях 1 и 1.1. ст. 210 УК РФ. С субъективной стороны, исследуемый состав преступления характеризуется умышленной формой вины.
5. Непосредственным объектом занятия высшего положения в преступной иерархии является общественная безопасность. Приоритетной целью законодателя при криминализации данного деяния было противодействие преступному миру, криминалитету, который несет свою субкультуру в общество, свою систему «ценностей», при этом, попирает основы общественной безопасности, необходимой для защиты общества от насильственных и других преступных посягательств и поддерживающие достаточный уровень защищенности отдельной личности и в общества в целом, необходимый для его функционирования.
Много дискуссий возникает относительно объективной стороны состава занятия лицом высшего положения в преступной иерархии. Связано это с тем, что законодатель, связал наступление ответственности по ст. 210.1 УК РФ с занятием лицом высшего положения в преступной иерархии. Все это вызвало ряд дискуссий среди ученых и практиков.
В имеющейся в настоящее время судебной практике уголовно наказуемыми признают как процесс занятия высшего положения в преступной иерархии, так и осуществление в связи с занимаемым положением функций. Органы предварительного следствия и суды для квалификации действий виновного по ст. 210.1 УК РФ принимают во внимание совокупность действий, позволяющих сделать вывод о том, что данное лицо не просто занимает соответствующее высшее положение в преступной иерархии, но и выполняет подобающие своему положению функции, направленные на создание всех условий необходимых для осуществления преступной деятельности.
Не однозначно решается вопрос и о моменте окончания исследуемого состава преступления. Представляется, что занятие лицом высшего положения в преступной иерархии, позволяет считать данное преступление длящимся. При этом, даже, если такое лицо не принимает непосредственное участие в преступной деятельности, но продолжает обладать соответствующим криминальным статусом, не делает данное лицо общественно не опасным, который может являться идейным вдохновителем преступной деятельности, негласно или гласно поддерживать, отдавать необходимые приказы и распоряжения. Решить данный вопрос поможет изменение диспозиции статьи 210.1 УК РФ с указанием на использование статуса лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии.
Признаками субъективной стороны состава занятия лица высшего положения в преступной иерархи на практике признается умысел, корыстные побуждения и цель - занятие высшего положения в уголовно-преступной среде. Субъектом данного преступления могут признаваться наряду с ворами в законе, положенцы, смотрящие, держатели общака и блатные.
6. Рассматривая проблемы квалификации преступлений, совершаемых лицами, занимающими высшее положение в преступной иерархии, был проведен отграничительный анализ составов преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 210 и ст. 210.1 УК РФ. Данные составы преступлений отличаются признаками объективной стороны преступления. Так, в отличие от состава организации преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, для вменения занятия такого положения в преступной иерархии необходимо доказать только факт такого занятия и осуществления функций согласно занимаемому им положению.
7. Достижение целей уголовных наказаний в отношении лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии проблематично, т.к. привлечение таких лиц к уголовной ответственности не лишает их преступного статуса. И в процессе отбывания наказания, такое лицо пребывает в своем преступном статусе. Получается, что уголовное наказание в данном случае не может достичь цели пресечения преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ. Не несет в себе наказание и элементов кары, т.к. представители преступной элиты, в случае несения наказания в виде лишения свободы оказываются в привычной среде, чувствуют себя главарями и своим влиянием и авторитетом препятствуют достижению целей наказания в отношении других осужденных лиц.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности изложить диспозицию ст. 210.1 УК РФ следующим образом:
«Статья 210.1. Занятие высшего положения в преступной иерархии
Занятие высшего положения в преступной иерархии, т.е. использованием лицом статуса высшего положения в преступной иерархии».
1. Абрамкин В.Ф. Как выжить в советской тюрьме. В помощь узнику. Красноярск: Агентство «Восток», 1992. 191 c.
2. Авторитета отправили на седьмой срок. URL:
http://www.kommersant. ru/doc/1674447/print. (дата обращения: 10.10.2020).
3. Агапов П. Организация преступного сообщества (преступной организации): некоторые проблемы юридической оценки // Уголовное право. 2006. № 2. С. 29.
4. Агапов П. Преступления против общественной безопасности,
сопряженные с организованной преступной деятельностью [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?NOQUERYLOG=1&req=query&ts= 113810443706523205095579611&cacheid=5DA697AAF24FD5378ABF21C3134 0625C&from=key&rnd=B6E352A480583690949B4D8BF572D9AD#0098758649 68484216 (дата обращения: 15.02.2021).
5. Агапов П.В., Сухаренко А.Н. Актуальные проблемы борьбы с лидерами преступной среды России // Безопасность бизнеса. 2017. № 5. С. 33¬39.
6. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М. : Права человека, 2001. 152 с.
7. Апелляционное постановление Московского городского суда от
04.03.2020 г. по уголовному делу № 10-4697/2020 [Электронный ресурс] // Дата обращения https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-
criminal/details/fd713f14-427e-4ef4-b5e2- (дата обращения: 15.11.2020).
8. Апелляционное определение Московского городского суда от
22.04.2016 г. по делу № 10-3922/2016 [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс.
9. Апелляционное определение Московского городского суда от 25.07.2016 г. № 10-9181/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
10. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29.05.2018 г. № 51-АПУ18-4 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
11. Апелляционное постановление Верховного Суда Республики
Дагестан № 22К-2206/2019 от 15.11.2019 г. по делу № 22К-2206/2019
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://sudact.ru/regular/doc/fAGvqyuWtvVQ/?page=2®ular-court=®ular- date_from=®ular-case_doc=®ular- (дата обращения: 15.11.2020).
12. Апелляционное постановление Московского городского суда от
20.07.2017 г. по делу № 10-3626/2017 [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс.
13. Апелляционное постановление Томского областного суда № 22-754/2020 22К-754/2020 от 16.04.2020 г. по делу № 3/2-42/2020 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/k55ybukDulba/?regular-txt (дата обращения: 10.11.2020).
14. Барабанов Н. П. Криминальная субкультура осужденных в исправительных учреждениях: «воры в законе», «воровские группировки», лидеры уголовно-преступной среды, криминальные «авторитеты» // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1. С. 17-25.
15. Бикеев И.И. Ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: дис. ... канд. юрид. наук. Йошкар-Ола, 2000. 217 с.
16. Бурлаков В.Н., Щепельков В.Ф. Лидер преступного сообщества и основание ответственности: постмодерн в уголовном праве // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 3. С. 465-476.
17. Быков В. Организация преступного сообщества (преступной организации) // Законность. 2010. № 2. С. 20-26.
18. Бычков В.В. Уголовно-правовая характеристика высшего положения в преступной иерархии (статья 210.1 УК РФ) // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 26-31.
...