Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности в процессе деятельности детской медиа-студии

Работа №104680

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования предпосылок языковой функциональной грамотности у детей 6-7 лет 12
1.1 Коммуникативная составляющая как компонент языковой функциональной грамотности 12
1.2 Потенциальные возможности детской медиа-студии в решении задач по формированию у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности в процессе деятельности детской медиа-студии 31
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности 31
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности в процессе деятельности детской медиа-студии 44
2.3 Определение динамики уровней сформированности у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности 60
Заключение 68
Список используемой литературы 72
Приложение А Количественные результаты констатирующего эксперимента 77
Приложение Б Тест «Знаешь ли ты профессии медиакластера, жанры журналистики?» 81

Актуальность исследования. В настоящее время функциональная грамотность предусматривает интеграцию личности в общество и рассматривается как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать. Понятие функциональной грамотности непосредственно связано с качеством образования, которое является стратегическим приоритетом Российской Федерации. Вхождение в десятку стран мира по качеству образования, является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации к 2024 году. Для решения этой задачи правительство подготовило ряд проектов и программ в сфере образования. Дошкольное образование не стало исключением.
Согласно подходу Н. Ф. Виноградовой, языковая грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности младшего школьника. Языковая грамотность позволяет осуществлять целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных (Н. Ф. Виноградова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова).
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Учитывая потенциальные возможности и значимость дошкольного возраста для обеспечения преемственности на всех уровнях общего образования, особую значимость приобретает проблема формирования предпосылок языковой грамотности у обучающихся, начиная с дошкольного возраста, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из научного осмысления содержания понятия «функциональная грамотность», методологии исследования и заданий международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).
Для нашего исследования важны работы, рассматривающие содержание, составляющие функциональной грамотности, подходы к формированию и диагностике ее составляющих [2].
Так, по определению А. А. Леонтьева, «функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [21]. Функциональная грамотность, по мнению Н. Ф. Виноградовой, - «это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
• готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
• возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
• способностью строить социальные отношения;
• совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию» [8].
В новом словаре методических терминов и понятий функциональная грамотность трактуется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Представляя обобщенную характеристику языковой грамотности младшего школьника, Н. Ф. Виноградова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова определяют языковую грамотность как предметный компонент функциональной грамотности, как «совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты:
• стремление к развитию чувства языка, совершенствование собственной языковой культуры;
• целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных;
• готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка» [8].
А.Ю. Козлова отмечает, что с позиции данного подхода, предпосылки языковой грамотности детей старшего дошкольного возраста можно рассматривать как владение нормативными и этическими аспектами культуры речи, способность использовать языковые средства сообразно ситуации общения. То есть в структуре предпосылок языковой грамотности детей старшего дошкольного возраста можно выделить две составляющие:
• речевая составляющая - владение нормативными аспектами культуры устной речи;
• коммуникативная составляющая - способность решать актуальные задачи общения в различных ситуациях: личных, общественных, обучающих [15].
Данная позиция к рассмотрении предпосылок языковой грамотности детей старшего дошкольного возраста является основополагающей в нашем исследовании.
В настоящее время необходимость изменения подхода в российском общем образовании к формированию функциональной грамотности связана с невысокими результатами российских пятнадцатилетних обучающихся в исследовании PISA по всем компонентам функциональной грамотности.
Данная проблема стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность обучающихся. Однако, в настоящее время не разработаны содержание, методы и технологии формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, что определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
В данном исследовании в качестве основной формы работы по формированию у детей 6-7 лет предпосылок языковой грамотности мы рассматриваем медиа-студию. Это инновационная форма работы, основанная на взаимодействии взрослых и детей, в процессе которого происходит подготовка мультимедийных продуктов разного формата (газеты, буклеты; видеоролики, презентации; радиопрограммы; посты) согласно выбранной тематике [19].
Взаимодействие осуществляется преимущественно в игровой, коммуникативной деятельности, а также предполагает использование изобразительной, познавательно-исследовательской, музыкальной деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора.
Анализ научных исследований и образовательной практики позволил нам выделить существующие противоречия:
• между возрастающей потребностью социума в повышении эффективности подготовки молодого поколения к жизни в высоко технологичном, информационном обществе и недооценкой значимости в данном процессе формирования предпосылок функциональной грамотности начиная с дошкольного возраста;
• необходимостью изменения подхода в российском общем образовании к формированию языковой грамотности и недостаточным использованием педагогами в своей деятельности инновационных форм работы (например, детской медиа-студии).
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: возможно ли сформировать у детей 6-7 лет предпосылки языковой грамотности в процессе деятельности медиа-студии?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования «Формирование у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности в процессе деятельности детской медиа­студии».
В данном исследовании мы вводим ограничение: будем рассматривать коммуникативную составляющую языковой грамотности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 6-7 лет коммуникативной составляющей в структуре предпосылок языковой функциональной грамотности в процессе деятельности детской медиа-студии.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет предпосылок функциональной грамотности.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет коммуникативной составляющей в структуре предпосылок языковой функциональной грамотности в процессе деятельности детской медиа-студии.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование у детей 6-7 лет коммуникативной составляющей языковой грамотности возможно, если:
• организовать в группе детского сада детскую медиа-студию как форму совместной деятельности воспитателя и детей;
• определить содержание деятельности детской медиа-студии на основе комплексно-тематического планирования;
• включить деятельность детской медиа-студии в образовательный процесс подготовительной к школе группы;
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы детского сада материалами и оборудованием для совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей в медиа-студии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать организацию медиа-студии как формы работы по формированию предпосылок языковой грамотности детей 6-7 лет.
3. Определить показатели, диагностический инструментарий, выявить и дать качественную характеристику уровней сформированности коммуникативной составляющей языковой грамотности детей 6-7 лет.
4. Определить, экспериментально апробировать содержание деятельности детской медиа-студии, методы и приемы формирования коммуникативной составляющей языковой грамотности детей 6-7 лет в процессе деятельности медиа-студии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• концептуальные основы содержания и оценивания читательской грамотности и глобальных компетенций PISA;
• подход Н.Ф. Виноградовой, М.И. Кузнецовой, В.Ю. Романовой к определению языковой грамотности как предметного компонента функциональной грамотности;
• подход А.Ю. Козловой к выделению языкового контекста из содержания читательской грамотности и глобальной компетенции PISA-2018, а также коммуникативной составляющей языковой грамотности детей 6-7 лет;
• подход к определению, характеристике медиа-студии как формы организации культурной практики «Открытая коммуникация» (А.Ю. Козлова, Н.В. Круглова, О.А. Пасько, Г.Б. Романенко, Т.А. Сычева, Г.И. Творьянович).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и педагогической практики); эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 36 «Якорек» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 25 детей 6-7 лет.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2020-2021 гг.). Определение проблемы исследования, выявление объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, аналитических материалов результатов международных и национальных исследований качества общего образования; определение теоретических основ исследования по изучаемой проблеме, осуществление первичного сбора и анализа эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). Реализация программы экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2022 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем: доказана возможность формирования у детей 6-7 лет коммуникативной составляющей языковой грамотности в процессе деятельности медиа-студии; выделены показатели и определены уровни сформированности коммуникативной составляющей языковой грамотности детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении критериев и показателей коммуникативной составляющей языковой грамотности детей 6-7 лет; определении и обосновании содержания и методов работы по формированию у детей 6-7 лет коммуникативной составляющей языковой грамотности в процессе деятельности медиа-студии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в образовательном процессе контекстных заданий для формирования и диагностики сформированности коммуникативной составляющей языковой грамотности детей 6-7 лет.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дошкольной педагогики и детской психологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании выражается в изучении состояния проблемы; в определении диагностической методики; в разработке и апробации содержания деятельности детской медиа-студии, методов и приемов формирования коммуникативной составляющей языковой грамотности детей 6-7 лет в процессе деятельности медиа-студии; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре; на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2022 г.), а также на педагогических советах в МБУ детский сад № 36 «Якорек» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Коммуникативная составляющая в структуре предпосылок языковой функциональной грамотности - это способность ребенка старшего дошкольного возраста решать актуальные задачи общения в различных ситуациях: личных, общественных, обучающих.
2. Медиа-студия - это инновационная форма работы, основанная на взаимодействии взрослых и детей, в процессе которого происходит подготовка мультимедийных продуктов разного формата (газеты, буклеты; видеоролики, радиопрограммы) согласно выбранной тематике. Основополагающим в деятельности медиа-студии выступает коммуникационное мероприятие. Между педагогом и воспитанниками создается коммуникационное поле: их деятельность связывает общая цель, задачи (подготовка конкретного медиапродукта), при реализации которых стимулируется развитие показателей коммуникативной составляющей в структуре предпосылок языковой функциональной грамотности.
3. Показатели и уровни коммуникативной составляющей в структуре предпосылок языковой функциональной грамотности детей 6-7 лет характеризуются умениями: умение участвовать в диалоге вести диалог в различных ситуациях общения: личных, общественных, обучающих (вербальная сторона); умение применять невербальные средства общения, соблюдать нормы устной речи (регламент в диалоге, полилоге) в личных, общественных или обучающих ситуациях); умение осуществлять анализ содержания, представленного в диалоге, различие его фактической и оценочной составляющих (продуктивное слушание - аудирование).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (37 источников), 2 приложений. Текст содержит 8 рисунков, 4 таблицы. Основной текст работы изложен на 76 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, публикаций в периодических изданиях и педагогической практики показал, что проблема формирования у детей 6-7 лет предпосылок языковой функциональной грамотности в процессе деятельности детской медиа-студии является актуальной. Согласно подходу Н.Ф. Виноградовой, языковая грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности. Языковая грамотность позволяет ребенку выбирать необходимые языковые средства для построения содержательных, связных и нормативно грамотных высказываний, сначала устных, потом и письменных. А.Ю. Козлова отмечает, что с позиции данного подхода, в структуре предпосылок языковой грамотности дошкольников можно выделить две составляющие: речевая (овладение нормативными аспектами культуры устной речи) и коммуникативная составляющая (способность ребенка выстраивать общение в различных ситуациях: личных, общественных, обучающих).
Анализируя интерес исследователей к проблемам оптимизации педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, в психолого-педагогической литературе достаточно исследован лишь языковой компонент, однако, многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются малоизученными. Такие отечественные ученые, как А.Г. Арушанова, О.Е. Грибова рассматривают коммуникативный компонент как способность налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации общения.
В данном исследовании в качестве основной формы работы по формированию у детей 6-7 лет предпосылок языковой грамотности рассмотрена медиа-студия. Это инновационная форма работы, основанная на взаимодействии взрослых и детей, в процессе которого происходит подготовка мультимедийных продуктов разного формата (газеты, буклеты; видеоролики, презентации; радиопрограммы; посты) согласно выбранной тематике. В результате изучения особенностей медиа-студии как инновационной формы организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации мы выделили ее потенциал как основной формы работы по формированию у детей 6-7 лет коммуникативной составляющей в структуре предпосылок языковой грамотности.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявляли владение детьми продуктивным слушанием, а также умение детей участвовать в диалоге и применять уместные вербальные и невербальные средства в разных ситуациях общения: личных (в ситуации общения со сверстником, близким взрослым), общественных ситуациях (диалог с незнакомым взрослым в общественных местах: больнице, магазине, транспорте); обучающих ситуациях (общение с педагогами в детском саду, школе). Мы выявили преобладание среднего и низкого уровней по всем выделенным критериям. Дети затрудняются выделить фактическую сторону диалога, не могут целостно пересказать его основное содержание. Затрудняются правильно сформулировать вопрос, поддержать диалог, что сказывается на объеме и качестве получаемой информации от собеседника, нарушена смысловая целостность диалога. Недостаточный уровень владения речевым этикетом.
В процессе формирующего эксперимента получили подтверждение положения гипотезы. Формирование у детей 6-7 лет коммуникативной составляющей языковой грамотности возможно, если:
• организовать в группе детского сада детскую медиа-студию как форму совместной деятельности воспитателя и детей;
• определить содержание деятельности детской медиа-студии на основе комплексно-тематического планирования;
• включить деятельность детской медиа-студии в образовательный процесс подготовительной к школе группы;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы детского сада материалами и оборудованием для совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей в медиа-студии.
Результаты контрольного среза подтвердили качественные изменения по всем выделенным критериям и показателям коммуникативной составляющей в структуре предпосылок языковой функциональной грамотности у детей 6-7 лет. Дети стали лучше воспроизводить необходимую структуру предложения, допускать меньше ошибок при формулировке вопроса, могут продолжить мысль собеседника, закончить фразу до конца, придерживаются социальных норм ведения диалога, используют вариативные формы обращения, приветствия, прощания, поздравления, благодарности, извинения, завершения разговора. Отмечена активность детей в построении диалога, задаваемые вопросы в ходе диалога позволяют получить достаточный уровень информации.
Таким образом, цель исследования достигнута, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу и правомерность положений, выносимых на защиту.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Икар, 2009. 448 с. С. 342.
2. Алексашина И. Ю., Абдуллаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : Учебно-методическое пособие / науч. ред. И. Ю. Алексашина. СПб. : КАРО, 2019. 160 с.
3. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2011. 78 с.
4. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. СПб. : Питер, 2006. 176 с.
5. Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление» // Философские и культурологические исследования. 2015. № 2. С. 133-138.
6. Биккулова О. Как стать блогером? И можно ли это считать профессией? // URL: https://proforientator.ru/publications/articles/kak-stat- blogerom-i-mozhno-li-eto-schitat-professiey.html (дата обращения: 15.05.2022).
7. Василенко А. Н., Карпенко В. Е. Технический интеллект и человеческое мышление // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам 6-й междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. URL: elibrary.ru; http://sibac.info/10070 (дата обращения: 15.05.2022).
8. Виноградова Н Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. 288 с.
9. Грибова О. Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения // Дефектология. 1999. №3. С. 35-39.
10. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе медиаобразования : дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. 155 с.
11. Жукова С. А., Комирная Н. Ю. От нищеты восприятия к полноте художественного мышления: матер. 3-х Моск. метод чтений, 2015.
12. Исаева А. Н. Малахова С. А. Клиповое мышление: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 84. № 4. С. 177-191.
13. Кабардов М. К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М. : Смысл, 2013. С. 64-65.
14. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальности «Педагогика и методика нач. обучения». 4-е изд. М. : Флинта : Наука, 2001. 495 с.
15. Козлова А. Ю., Постникова И. А., Круглова Н. В. Подход к выделению составляющих читательской (языковой) грамотности детей старшего дошкольного возраста: коммуникативная составляющая / Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск. С. 335-340.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ