Аннотация 2
Введение 6
1 Концепция объекта дипломного проектирования 8
2 Основные типы и виды автомобильных домов 16
2.1 Обитаемый модуль (автодом) 16
2.2 Фургон (camper van) 18
2.3 Автоприцеп-трейлер (caravan) 24
2.4 Раздвижной кемпер (popup camper) 29
2.5 Кемпер-траки (truck camper) 32
3 Тяговый расчет транспортного средства 36
3.1 Исходные данные для тягового расчета 36
3.2 Тягово-скоростные свойства автомобиля 37
3.2.1 Расчет тяговой диаграммы автомобиля 37
3.2.2 Площадь лобового сопротивления 37
3.2.3 Передаточные числа трансмиссии 38
3.2.4 Расчёт скоростей для повышающей передачи 38
3.3 Расчет динамики разгона автомобиля 39
3.4 Расчет разгона автомобиля 41
3.4.1 Ускорение при разгоне 41
3.4.2 Время разгона автомобиля 42
3.5 Расчет параметров торможения автомобиля 43
3.6 Топливно-экономическая характеристика 44
4 Расчет тормозной системы автодома 47
4.1 Обоснование необходимости разработки объекта дипломного проекта . 47
4.2 Характеристика проектируемой тормозной системы 48
4.3 Анализ тормозного механизма, используемого на автомобиле ВАЗ-21214 52
4.4 Оптимальное распределение тормозных сил 53
4.5 Статическая характеристика гидровакуумного усилителя гидропривода 58
4.6 Расчёт тормозной колодки 60
4.7 Расчет тормозного и остановочного пути 61
5 Технологический процесс сборки автодома 63
6 Охрана труда и безопасность объекта дипломного проектирования 71
6.1 Аспекты безопасности водителя и пассажиров для городского автомобиля 71
6.1.1 Активная безопасность 71
6.1.2 Пассивная безопасность 72
6.2 Проверка эффективности системы пассивной безопасности 74
6.3 Стандарты проведения краш-тестов 76
7 Экономическая часть 79
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложение А Графики тягового расчета 88
Целью дипломного проекта является разработка автодома на базе автомобиля Лада Нива 4х4.
Развитие тематики жилых модулей на базе транспортных средств берет свое начало из Соединенных Штатов, где они являются частью американской культуры и символом кочевого образа жизни, идущего со времен освоения континента первыми переселенцами. Однако в России тоже можно встретить людей, которые путешествуют и проводят в автодомах значительную часть своего времени. В России имеется огромный туристический потенциал, связанный с преодолением больших расстояний, а также наличием больших рекреационных туристических зон, где ощущается недостаток туристической инфраструктуры, способной обеспечить приемлемый уровень комфорта. В совокупности это делает производство автомобильных домов весьма привлекательным с потребительской точки зрения.
В дипломной работе был произведен анализ различных типов автомобильных домов и жилых модулей, а также произведен анализ их сильных и слабых сторон. Был рассмотрен вопрос модернизации автомобиля Лада Нива 4х4 в модификации компании ВИС, под размещение на нем жилого модуля, обеспечивающей комфортное размещение и пребывание нескольких человек длительное время. Из-за того, что при модернизации значительно меняются массо-габаритные характеристики автомобиля, в дипломном проекте рассчитывается новая тормозная система транспортного средства, использующая задний дисковый тормоз вместо барабанного.
В работе производится расчет параметров безопасности труда при производстве и проектировании автомобильного дома и расчет экономической эффективности объекта дипломного проектирования.
Целью экономического обоснования будет являться расчетное подтверждение эффективности проведенной модернизации автомобиля . Основной целью расчета будет являться определение предельной цены конечного продукта - автодома. Рынок автодомов в России проходит стадию развития, в отличие от рынка Северной Америки и Европы, поэтому конкуренция среди отечественных производителей невысока, но основными игроками выступают производители из за рубежа.
Также стоит учитывать, что данная модернизация не является массовой и относится к категории мелкосерийной, что также найдет свое отражение как в формировании цены на конечный продукт, так и в расчета затрат на его производство.
«Развитие индустрии автодомов не стоит на месте. Все чаще люди в нашей стране выбирают активный отдых в кемперах. Требуются конструкции способные удовлетворить среднего покупателя. Именно автодома на основе уже существующих автомобилей будут пользоваться спросом. А их невысокая стоимость и удобство будет хорошим подспорьем в развитии дорожного туризма в стране. Именно поэтому дипломный проект был основан, на увеличении внутреннего пространства автомобиля, тем самым увеличивая его функционал для становления автодомом. Это будет позволять путешествующим брать с собой больше людей, за счет увеличения количества общего места. Семья из трех человек может вполне комфортно разместится в таком автодоме. Помимо вышеперечисленных кузовных изменений, было проведено 2 тяговых расчета автомобиля до и после его изменения, из которого можно сделать вывод, что перевозка изменение конструкции автомобиля под автодом будет значительно влиять на динамические характеристики.» [36]
Смотря на всю проделанную работу, модернизация автомобиля ВАЗ-21214 под автодом имеет как плюсы, так и незначительные минусы для автомобиля. В обмен на увеличения пространства, которое может быть использовано как жилое, автомобиль теряет динамические характеристики, в т.ч. уменьшается максимальная скорость, увеличивается время и путь разгона. Но так как автомобиль не нацелен на то, чтобы использовать его для быстрых пересечений местности, то эти минусы, как и было сказано ранее, незначительны, а то и вовсе могут не учитываться.
Также, за счет изменения массо-габаритных характеристик меняется тормозная динамика транспортного средства. Эти изменения были учтены в работе, результатом чего явилась доработка тормозной системы. В частности, был установлен вакуумный усилитель тормозов с более объемной камерой, благодаря чему, при тех же усилиях увеличилась прижимная сила на колодках. Также были установлены дисковые тормоза на задний мост вместо традиционно применяемых барабанных тормозных механизмов на автомобиле-доноре ВАЗ-21214.
Так же данная модернизация довольно эффективна в экономическом плане, так как не требует много работы, а осуществляется уже на готовом автомобиле и за счет престижности домов на колесах, прибыль будет высокой, но в нашей стране необходимо учесть отсутствие потенциала для конвейерного выпуска в данный момент.
При модернизации также нельзя забывать про безопасность жизнедеятельности и соблюдать требования безопасности при работе с инструментами и материалами.
1. Анопченко, В. Г. Практикум по теории движения автомобиля
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Г. Анопченко. - 2-е изд., перераб. и
доп. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 116 с. - ISBN 978-5-7638-2494-0.
2. Богатырев, А. В. Автомобили : учебник / А.В. Богатырев, Ю.К.
Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский ; под ред. проф. А.В. Богатырева. –
3-е изд., стереотип. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 655 с. – (Высшее
образование: Бакалавриат). – www.dx.doi.org/10.12737/2530. - ISBN 978-5-16-
101092-1.
3. Безопасность и экологичность проекта/ Ю.Н. Безбородов [и др.] -
Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 148 с. ISBN 978-5-7638-3176-4.
4. Березина, Е. В. Автомобили: конструкция, теория и расчет: Учебное
пособие / Е.В. Березина. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 320 с.: ил.; . -
(ПРОФИль). ISBN 978-5-98281-309-1. - Текст : электронный.
5. Вахламов, В. К. Автомобили: Основы конструкции: учебник для
студ. высш. учеб. заведений/ В.К. Вахламов — М.: Издательский центр
«Академия», 2008. – 528 с.
6. Ведущие мосты тракторов и автомобилей: Учебное пособие /
Кобозев А.К., Швецов И.И., Койчев В.С. - Москва :СтГАУ - "Агрус", 2016. -
64 с.
7. Волков, В.С. Конструкция автомобиля : учеб. пособие / В.С. Волков.
- Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. - 200 с. - ISBN 978-5-9729-
0329-0.
8. Высочкина, Л. И. Автомобили: конструкция, расчет и
потребительские свойства [Электронный ресурс] : учебно-методическое
пособие по курсовому проектированию / сост. Л.И. Высочкина, М.В.
Данилов, В.Х. Малиев и др. - Ставрополь, 2013. - 68 с.
9. Головин, С. Ф. Технический сервис транспортных машин и
оборудования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Ф. Головин. -
Москва : ИНФРА-М, 2017. - 282 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). -
ISBN 978-5-16-011135-3
10.Гринцевич, В. И. Техническая эксплуатация автомобилей.
Технологические расчеты [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И.
Гринцевич. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. - 194 с. - ISBN 978-5-7638-
2378-3.
11.Карташевич А.Н. «Тракторы и автомобили. Конструкция» / А.Н.
Карташевич, А.В. Понталев, А.В. Гордеенко // учебное пособие, Изд-во
Инфра-М, 2013 – 313 с.
12.Кибанов, А. Я. Проектирование функциональных взаимосвязей
структурных подразделений производственного объединения
(предприятия) [Электронный ресурс] / А. Я. Кибанов, Т. А. Родкина. - М. :
МИУ им. С. Орджоникидзе, 2016
13.Коханов, В. Н. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Н.
Коханов, В.М. Емельянов, П.А. Некрасов. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 400 с. –
(Высшее образование: Бакалавриат). – www.dx.doi.org/ 10.12737/2883. - ISBN
978-5-16-100439-5.
14.Корниенко, Евгений. Информационный сайт по безопасности
жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Е. Корниенко. – Электрон.
текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2018. – Режим доступа http://www.kornienko-
ev.ru/teoria_auto/page233/page276/index.html, свободный
15.Лата, В.Н. Основы моделирования управляемого движения
автомобиля : учебное пособие / В.Н. Лата. - Тольятти : ТГУ, 2012. – 60 с. [11]
: ил.-Библиогр.: с.10-21.
...