Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАНДАРТНО-ПОВТОРНОГО И ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО МЕТОДОВ НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Методы развития быстроты стандартно-повторный и прогрессирующий у школьников 10-летнего возраста в процессе уроков физической культуры 7
1.2 Характеристика физических способностей школьников 10-летнего возраста 11
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Организация исследования 19
2.3 Методика исследования 21
ГЛАВА 3. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 26
3.1 Определение уровня быстроты у школьников 10-летнего возраста до педагогического эксперимента 26
3.2 Динамика развития быстроты у школьников 10-летнего возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность. Первостепенной задачей воспитательного процесса является физическое воспитание младших школьников, развитие их физических качеств. Уровень физической подготовленности школьников зависит от степени развития у них таких физических качеств как быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость. Среди перечисленных ведущее место занимает быстрота. Задача учителя с первых уроков физической культуры акцентировать внимание на развитие быстроты движений, так как именно в детском возрасте имеются большие возможности для формирования и развития этого важнейшего физического качества.
По уровню физической активности современного школьника, согласно научным исследованиям специалистов Железняка Ю.Д., Алифанова Л.А., Баль- севича В.К., Виленского М.Я., Матвеева А.П., Масягиной Н.В., не более 5-10% от их количества выполняют минимальную возрастную норму физической активности развивающего характера [14, 2,5,11,24,23].
П.Н. Казаков отмечает, что задача физической подготовки заключается в формировании двигательной функции у младших школьников, основными составляющими которой выступают быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость, «способность управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий» [15].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов пишут «о необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший школьный возраст — сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей» [35].
Бальсевич В.К., Василенко О., Алабин В.Г., Бахрах И.И. считают наиболее благоприятным возрастом для развития быстроты 8-13 лет, в возрасте 13-14 лет происходит в основном завершение морфологического и функционального созревания двигательного анализатора человека [6,9,1,8]. Развитие быстроты у школьников заканчивается раньше и проявляется не настолько значительно нежели сила. Как полагает Ломейко В.Ф., «двигательные качества выделяют как самостоятельные понятия, однако проявляются они не самостоятельно, а в конкретной деятельности» [19].
Физическое развитие ребенка в большей степени связано с развитием двигательных качеств в разные периоды его роста. Сегодня весьма актуально изучение особенностей воспитания быстроты школьников 10-летнего возраста, именно в этот период начинается основное ускорение быстроты, организм хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам, растет темп движений и все функциональные системы организма этого возрастного этапа наиболее пластичны, обладают значительными возможностями.
Следовательно, 10-летний возраст является одним из более успешных периодов в физическом формировании младшего школьника для развития быстроты и повышения скорости движений.
Основной проблемой в методике воспитания быстроты является наилучшее комбинирование методов, содержащих условно стандартные и прогрессирующие формы упражнений. Специалисты в области физического воспитания, Н.Г. Озолин и Г.В. Васильев считают: практические методы обучения (стандартно-повторный метод упражнения, прогрессирующий метод упражнения) влияют на высокий уровень развития быстроты, что будет способствовать более легкому выполнению менее быстрых движений, это в свою очередь приведет к увеличению длительности работы [30,31,10].
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема влияния практических методов на развитие быстроты в физическом воспитании школьников 10-летнего возраста в процессе уроков физической культуры остается актуальной и на сегодняшний день.
Вышеизложенное позволяет нам сформулировать цель исследования.
Цель исследования. Влияние практических методов обучения в физическом воспитании на развитие быстроты у школьников 10-летнего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить физическую подготовленность школьников 10-летнего возраста в процессе уроков физической культуры.
2. Апробировать влияние комплекса физических упражнений на развитие быстроты, применяя стандартно-повторный и прогрессирующий методы упражнения на примере школьников 10-летнего возраста.
3. Выявить динамику эффективности применяемых методов в обучении физическому воспитанию для развития быстроты на примере школьников 10летнего возраста.
Гипотеза. Предполагается, что систематическое использование практических методов обучения в физическом воспитании школьников 10-летнего возраста позволит повысить уровень скоростных способностей и сократить время на выполнение простой и сложной реакции.
Объект исследования. Процесс развития быстроты практическими методами у школьников 10-летнего возраста на базе АНО «Спортивный выбор» г. Тольятти.
Предмет исследования. Особенности практических методов обучения в физическом воспитании школьников 10-летнего возраста на примере развития быстроты.
Научная новизна. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность степени влияния разработанной методики, основанной на применении стандартно-повторного и прогрессирующего методов, на развитие быстроты у школьников 10-летнего возраста.
Практическая значимость. Заключается в изучении практических методов исследования и их влияния на развитие быстроты у школьников 10-летнего возраста. Полученные данные в работе могут широко использоваться на уроках физической культуры и в тренировочном процессе.
Данные, полученные в результате педагогического эксперимента подтвердили наше предложение о положительном влиянии стандартно -повторного и прогрессирующего методов упражнения на развитие быстроты, функциональные возможности организма и опорно-двигательного аппарата у школьников 10-летнего возраста в процессе уроков физической культуры. Стандартно-повторный и прогрессирующий методы упражнения явились «двигателем» для достоверного повышения результатов тестов, демонстрирующих степень развития быстроты.
1. Анализ литературных источников позволил установить необходимость применения практических методов обучения, а именно стандартно-повторного и прогрессирующего методов, в физическом воспитании школьников, что влечет за собой повышение уровня быстроты у занимающихся.
2. За период педагогического эксперимента показатели быстроты выросли как в экспериментальных группах, так и в контрольных. Тем не менее в экспериментальных (2-х) группах зафиксирован суммированный прирост показателей значительно выше: в беге на 60 м на 24,1 % (в контрольной - на 15,22 %), в беге на 30 м на 39,1 % (в контрольной - на 18,4 %).
3. Апробированное влияние комплекса физических упражнений на развитие быстроты с применением стандартно-повторного и прогрессирующего методов упражнения на примере школьников 10-летнего возраста позволило им улучшить свои результаты по развитию быстроты.
Можно утверждать, что разработанная и испытанная в процессе педагогического эксперимента методика с применением стандартно-повторного и прогрессирующего методов упражнения для развития быстроты у школьников 10-летнего возраста в процессе уроков физической культуры достаточно эффективна, так как достоверно повышает результаты тестов, характеризующих уровень развития быстроты.
1. Алабин В.Г. Развитие физических качеств в общеобразовательной школе // Физкультура и спорт. 1986. № 3. - С.15-16.
2. Алифанова Л.А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма // Педиатрия. 2015. № 6. - С. 9.
3. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 287 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преп. ин-в физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека и цивилизация. М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 275 с.
6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьников: сб. работ участников Междунар. семинара / Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ; под общ. ред. В.И. Ляха и Л.Б. Кофмана. - М.: 1993. - 234 с.
7. Бальсевич В.К., Лубышева, Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. - С. 2 -7.
8. Бахрах И.И. Влияние индивидуальных темпов развития на проявление двигательных качеств юных спортсменов: сб. тр. / И.И. Бахрах, Е.А. Фомина. - М.: Физкультура и спорт, 1974. Выпуск 1. - С. 6-8.
9. Василенко О. Обучение бегу по программе 1-3 классов // Физическая культура в школе. 2000. №4. - С. 21-24.
10. Васильев Г. В. Анализ наблюдений за водными упражнениями (разминка) у легкоатлетов на соревнованиях // Теория и практика физической культуры. 1938. № 9.
11. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. // Физическая культура в школе. 1990. №12. - С. 2-7.
12. Годик М.А. Методика и первые результаты исследования «взрывной силы спортсменов / М.А. Годик, В.М. Зациорский // Теория и практика физ. культуры. 1965. №7. - С. 22-24.
13. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: ав- тореф. дис. д-ра пед. наук. - М. 1979.- 26 с.
14. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2010. - 272 с.
15. Казаков П.Н. Футбол: учеб. для ин-в физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.
...