Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания у младших школьников любви к малой родине 7
1.1. Воспитание любви к малой родине: психолого-педагогичесий аспект 7
1.2. Педагогические условия воспитания любви к малой родине у младших школьников 9
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников любви к малой родине 14
2.1. Исследование уровня любви младших школьников к малой родине 14
2.2. Разработка и внедрение мероприятий по воспитанию у младших школьников любви к малой родине 20
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 27
Выводы по второй главе 33
Заключение 37
Список используемой литературы 42
Приложения 46
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из важнейших задач в области образования является воспитание человека - гражданина и патриота, поскольку патриотизм является определяющей чертой современной личности.
Необходимость формирования чувства патриотизма и любви к малой родине в младшем школьном возрасте указана также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования».
Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране - ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны. Именно это и определяет актуальность данной темы.
Воспитание ценностного отношения к Родине в настоящее время является одной из самых актуальных и дискуссионных тем педагогики. В отечественной педагогической науке оно рассматривается как патриотическое воспитание и является частью идейно-патриотического (работы Ю.К. Бабанского, Л.Р. Болотиной, П.В. Конаныхина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирина и др.), нравственного (работы Н.И. Болдырева, Л.И. Мищенко, И.Т. Огородников, Н.Е. Щурковой и др.), гражданского воспитания (работы Е.В. Бондаревской, О.С. Газман, Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, В.А. Сластенина и др.) или выступает как самостоятельное направление (работы Т.А. Ильиной, Н.В. Ипполитовой, В.А. Караковского, И.Ф. Харламова и др.).
Цель бакалаврской работы: теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия воспитания любви к малой родине у младших школьников.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты воспитания у младших школьников любви к малой родине.
2. Спроектировать диагностический комплекс для выявления уровня любви к малой родине у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс мероприятий по воспитанию у младших школьников любви к малой родине.
4. Провести анализ эффективности мероприятий по воспитанию у младших школьников любви к малой родине, сделать выводы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс воспитания любви к малой родине у младших школьников будет эффективным, если:
• его проводить целенаправленно и систематически с помощью различных форм и методов;
• определить особенности воспитания любви к малой родине;
• сформировать систему мотивации школьников с целью проявления ими активности;
• соблюдать дидактические принципы и правила организации внеурочного процесса с целью повышения его эффективности в сфере формирования у школьников патриотических чувств и любви к малой родине.
Теоретическими методами исследования выступают: теоретическое исследование проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта по воспитанию у младших школьников любви к малой родине.
Эмпирическими методами исследования выступают: педагогический эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ проблемных ситуаций.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе в условиях реализации ФГОС, предметом исследования является воспитание у младших школьников любви к малой родине.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №33 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (сокращенное название ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани).
Новизна исследования заключается в том, что была доказана эффективность педагогической деятельности по воспитанию любви к малой родине у младших школьников.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложенные рекомендации могут использоваться в практической деятельности при воспитании у младших школьников любви к малой родине.
Структура бакалаврской работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории, культуре, народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого - с любви к нашей малой Родине.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма младших школьников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях начальной школы приобретает особое значение.
Приоритетная задача школы - это воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Формирование патриотического отношения и любви младших школьников к малой родине процесс долгий и сложный, требующий учета наследственных и социальных факторов развития личности.
Успешное формирование патриотизма и любви к малой родине в системе воспитательной работы в школе может осуществляться, если знать не только его сущность и содержание, но внутренние психолого - педагогические компоненты, которые выступают как носители указанного качества.
Успешная работа по формированию патриотизма и любви к малой родине может осуществляться только систематически, целенаправленно и как можно большими видами и формами работы с учениками.
В рамках данной работы было проведено практическое исследование уровня любви младших школьников к малой родине.
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1. Опрос на знание нашей страны методом неоконченных предложений (Приложение 1, собственная разработка).
2. Тест на знание г. Сызрань (Приложение 2, собственная разработка).
3. Методика «Я - патриот» автор Савельева Н.В. (Приложение 3).
Исследование уровня любви младших школьников к малой родине проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №33 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (сокращённое название ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани).
В исследовании приняли участие 20 учеников 2 « Б» класса.
Структура опытно-экспериментальной работы:
1 этап - подготовка и проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование уровня любви младших школьников к малой родине.
2 этап - подготовка и проведение формирующего эксперимента по воспитанию у младших школьников любви к малой родине.
3 этап - контрольный эксперимент (исследование уровня любви младших школьников к малой родине после проведения формирующего эксперимента).
В целом же по результатам исследования были сделаны следующие выводы. Обобщив полученные результаты исследований по всем трем методикам можно сделать вывод, что в экспериментальной группе любовь к малой родине сформирована у учащихся на высоком уровне в среднем у 4х школьников (20%), на среднем уровне - у 10 школьников (50%), на низком уровне - у 6 школьников (30%). В контрольной группе любовь к малой родине сформирована у учащихся на высоком уровне в среднем у 5х школьников (25%), на среднем уровне - у 9 школьников (45%), на низком уровне - у 6 школьников (30%).
Кроме того, анализируя ответы участников эксперимента можно сделать вывод, что большинство испытуемых владеют общими краеведческими представлениями, но в области знаний о своем городе Сызрань, показали средний и низкий уровень.
Поэтому были разработаны и внедрены мероприятия, направленные на воспитание любви школьников к малой родине (формирующий эксперимент).
Основная цель формирующего эксперимента: воспитать у младших школьников любовь к малой родине, привить любовь к родному городу, его истории и культуре.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• расширение представлений о родном городе;
• знакомство детей с символами г. Сызрань и Самарской области;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Самарской области и земляков.
Формирующий эксперимент по воспитанию любви младших школьников к малой родине проходил в три этапа:
1 этап - подготовительный;
2 этап - основной;
3 этап - заключительный.
При этом при разработке и реализации формирующего эксперимента был сформирован ряд психолого-педагогических условий:
1. сформировать систему мотивации школьников с целью проявления ими активности;
2. соблюдать дидактические принципы и правила организации внеурочного процесса с целью повышения его эффективности в сфере формирования у школьников патриотических чувств и любви к малой родине.
При реализации данных психолого-педагогических условий учитывались следующие принципы:
1. принцип активности, подразумевающий включение младших школьников в активную деятельность на внеклассных занятиях;
2. принцип доступности, учитывающий не только возрастные. но и индивидуальные особенности младших школьников.
После проведения формирующего эксперимента вновь было проведено исследование уровня сформированности любви к малой родине по всем трем методикам (контрольный эксперимент).
Обобщив полученные результаты исследований на контрольном этапе по всем трем методикам можно сделать вывод, что в экспериментальной группе любовь к малой родине сформирована у учащихся на высоком уровне в среднем у 9 школьников (45%), на среднем уровне - также у 9 школьников (45%), на низком уровне - у 2 школьников (20%). Результаты по контрольной группе не изменились.
В целом же по результатам исследования на контрольном этапе можно сделать отметить, что у большинства школьников (18 человек, что соответствует 90%) уровень сформированности любви к малой родине находится на высоком и среднем уровне.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности мероприятий, проведенных в ходе формирующего эксперимента. Результаты исследования уровня сформированности любви к малой родине у младших школьников в экспериментальной группе в ходе проведенных работ были значительно улучшены: высокий и средний уровень сформированности на констатирующем этапе составлял 70%, а на контрольном этапе - 90%. При этом низкий уровень сформированности любви к малой родине у младших школьников был уменьшен с 30% на констатирующем этапе до 10% на контрольном этапе.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. 2012. №53 (ч.1). Ст.7598.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ (Дата обращения: 04.06.18).
3. Александровская Е.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: диссертация кандидата психологических наук/ Е.М.Александровская. М. 2014. 121 с.
4. Амосова Н.В. Формирование творческой личности младшего школьника / Н.В. Амосова . Астрахань: АГПУ, 2013. 167 с.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных действий: от действия к мысли/А.Г.Асмолов, Г.Ф.Бурминская. М.:Просвещение,2010. 150 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю.К.Бабанский.- Ростов-на-Дону, 2012.245с.
7. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе //Начальная школа. 2013. №4. С. 11.
8. Белобородова Е.Н. Региональное содержание образования в начальной школе. Пермь: изд. ПОИПКРО, 1995. 113 с.
9. Бельский П.Г. К вопросу о типе трудных детей в массовой школе // П.Г.Бельский, В.Н.Мясищев. М.: Наука, 2013. 135 с.
10. Березовин Н.А. Учитель и детский коллектив. М.: Педагогика, 2014. 120 с.
11. Блонский П.П. Психология младшего школьникаМ.: Просвещение, 2013. 324 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Педагогика, 2013. 455 с.
13. Василевская В.С. Моя родословная: Пособие для начальной школы. -М.: Вита-Пресс. 2011. 69 с.
14. Воюшина М.П., Суворова Е.Л. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности-условие повышения качества образовательных результатов // Начальная школа. 2015. №8. С.37.
15. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе // Начальная школа плюс До и После. 2014. №5. С.15.
...