Проблемы противодействия коррупции в РФ
|
Глава 1 Коррупция как социальный феномен 10
1.1 Понятие коррупции, её виды 10
1.2 Исторические этапы борьбы с коррупцией 14
1.3 Антикоррупционная политика в современной России 19
Глава 2 Нормативно-правовая база и принципы противодействия коррупции. 23
2.1 Антикоррупционное законодательство РФ 23
2.2 Административная и уголовная ответственность (виды санкций) 28
Глава 3 Анализ состояния коррупции и реализации мер антикоррупционной
политики в РФ и других государствах 38
3.1 Состояние коррупции в РФ и других государствах 38
3.2 Антикоррупционная политика других стран (США, Германия и
Китай) 42
3.3 Система противодействия коррупции в РФ на современном
этапе и перспективы её совершенствования 51
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 66
1.1 Понятие коррупции, её виды 10
1.2 Исторические этапы борьбы с коррупцией 14
1.3 Антикоррупционная политика в современной России 19
Глава 2 Нормативно-правовая база и принципы противодействия коррупции. 23
2.1 Антикоррупционное законодательство РФ 23
2.2 Административная и уголовная ответственность (виды санкций) 28
Глава 3 Анализ состояния коррупции и реализации мер антикоррупционной
политики в РФ и других государствах 38
3.1 Состояние коррупции в РФ и других государствах 38
3.2 Антикоррупционная политика других стран (США, Германия и
Китай) 42
3.3 Система противодействия коррупции в РФ на современном
этапе и перспективы её совершенствования 51
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 66
Аннотация
Во всем мире коррупция представляет собой насущную и весьма серьезную проблему. Актуальность темы исследования данного феномена говорит сама за себя. В Российской Федерации проблема коррупции является очень острой и четко выраженной. Для системы социального управления коррупция - это вполне очевидное зло, с которым необходимо бороться. Своим вредоносным воздействием она ослабляет государственную власть. Для активного и здорового развития системы социального управления просто необходимо искоренять данную проблему.
Коррупция угрожает устойчивости демократических институтов, конституционным принципам равенства и социальной справедливости, нормальному становлению рыночной экономики, становится причиной как моральных, так и социальных потрясений.
Понятие «коррупции» довольно широкое и трактуется более подробно во многих федеральных нормативно-правовых актах и юридической литературе.
Нормативно-правовые акты всех уровней, в том числе и международные, содержат в себе положения различного характера о такого рода противоправных деяниях.
В ходе исторических процессов коррупция постоянно претерпевала различные изменения, трансформировалась, а также появлялись все более новые её виды. В связи с этим законодателю приходится регулярно разрабатывать новые и совершенствовать уже известные формы и меры борьбы с коррупцией различных уровнях власти.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В современном мире существует показатель, который публикуется ежегодно Transparency International с 1995 года, оценивающий 180 стран и территорий по их предполагаемым уровням коррупции в государственном секторе- Индекс восприятия коррупции (ИВК). Он также представляет интерес данного исследования.
Изучение проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации является целью данной научной работы.
Задачи для достижения поставленной цели, были обозначены следующие:
- изучение, раскрытие и в последующем формулировка собственного понимания термина «коррупция»;
- изучение и освещение основных понятий, видов и особенностей коррупционных преступлений, правонарушений и проступков;
- изучение истории появления и развития коррупции как социального феномена;
- изучение и анализ зарубежной политики и законодательства в области борьбы с коррупцией;
- исследование и выявление пробелов законодательства, которые потенциально создают условия для коррупции.
Тематика данной работы изложена в трех главах.
Дипломная работа включает в себя введение, оглавление, три главы, заключение, список используемых источников и приложение.
В настоящее время во всех государствах коррупция представляет собой насущную и весьма серьезную проблему. История появления данного феномена уходит корнями глубоко в древние времена. Вполне естественно, что в ходе исторических процессов коррупция постоянно претерпевала различные изменения, трансформировалась, а также появлялись все более новые её виды.
В Российской Федерации и за рубежом существует стереотипность о том, что власть на всех её уровнях сильно коррумпирована. Это отрицательно влияет на имидж страны на международной арене, негативно воспринимается иностранцами - потенциальными инвесторами, предпринимателями, туристами. Борьба с коррупцией является не только внутренним делом России, но и явлением, имеющим международный аспект. Коррупция угрожает устойчивости демократических институтов, конституционным принципам равенства и социальной справедливости, нормальному становлению рыночной экономики, становится причиной как моральных, так и социальных потрясений.
В этом смысле принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является важным шагом в борьбе с таким негативным явлением.[58]
В России коррупционные преступления имеют специальный субъект: “должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность”. Это понятие довольно широкое и трактуется более подробно во многих федеральных нормативно-правовых актах. К примеру, уголовный кодекс Российской Федерации содержит в себе такое определение: “Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях,
государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.” [50]
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
Нормативно-правовые акты всех уровней, в том числе и международные содержат в себе положения различного характера о такого рода противоправных деяниях.
На международном уровне в 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции.[20] Также существуют многие другие ратифицированные международные правовые акты, регулирующие отношения в данной области.
Нормативно-правовым актом на федеральном уровне в России, регламентирующим проявление коррупции, на данный момент является Уголовный Кодекс Российской Федерации. [50] А субъектом преступления по российскому законодательству может быть только физическое или должностное лицо.
Актуальность темы исследования говорит сама за себя. Как и во всём мире в Российской Федерации проблема коррупции является очень острой и четко выраженной. Для системы социального управления коррупция - это вполне очевидное зло, с которым необходимо бороться. Она воздействует на систему общественных отношений с разной степенью активности. Своим вредоносным воздействием она ослабляет государственную власть. Для активного и здорового развития системы социального управления просто необходимо искоренять данную проблему.
Формы и меры борьбы с коррупцией разрабатываются и реализуются на различных уровнях власти: местный, региональный, федеральный.
Коррупция по своей сути - это преступление, которое заключается в прямом использовании прав должностным лицом, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Взяточничество среди частных лиц также называют коррупцией. К коррупционным проявлениям можно также отнести не только финансовое обогащение, но и получение выгоды в форме различного вида услуг.
Россия на всех этапах своего развития претерпевала периодические рост и спад этой «болезни» общества. К сожалению, коррупция свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития. Основным различием является лишь масштаб.
Многие современные авторы в своих работах раскрывают различные вопросы правовой политики, в том числе и антикоррупционной. В современной России на достаточно высоком уровне развита антикоррупционная политика. Она представляет собой систему деятельности органов власти при поддержке общественных организаций и населения, которая направлена на создание эффективной системы противодействия коррупции.
Одним из главных орудий по борьбе с коррупцией являются правовые акты. Это указы, распоряжения, приказы и т.п., издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для реализации антикоррупционной политики.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В современном мире существует показатель, который публикуется ежегодно Transparency International с 1995 года, оценивающий 180 стран и территорий по их предполагаемым уровням коррупции в государственном секторе- Индекс восприятия коррупции (ИВК). Он также представляет интерес данного исследования. [71]
Цель работы данной научной работы заключается в изучении проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Задачи для достижения поставленной цели, были обозначены следующие:
- изучение, раскрытие и в последующем формулировка собственного понимания термина «коррупция»;
- изучение и освещение основных понятий, видов и особенностей коррупционных преступлений, правонарушений и проступков;
- изучение истории появления и развития коррупции как социального феномена;
- изучение и анализ зарубежной политики и законодательства в области борьбы с коррупцией;
- исследование и выявление пробелов законодательства, которые потенциально создают условия для коррупции.
Объект научной работы - общественные отношения, связанные с разработкой, принятием и применением мер противодействия коррупции в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативно-правовой материал в сфере противодействия коррупции, уголовно-правовые, административно-правовые, а также гражданско-правовые нормы отечественного и зарубежного законодательства в сфере противодействия коррупции.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном изучении и анализе всего антикоррупционного законодательства в целом и выявление «проблемных мест» в данной сфере.
Теоретическую базу изучения составляют научные труды российских и иностранных ученых: А.Х Абашидзе, Л.Д. Гаухман, А.М. Багмет, Р.Ф. Марышев, Т.Я. Хабриева, Е.В. Охотский, Е.Р. Пудаков.
В ходе написания данной работы были применены следующие методы и методики:
- анализ нормативно-правовой базы, позволяющий дать понятиям точные исчерпывающие определения, а также изучить нормы законодательства;
- анализ справочной литературы;
- сравнение;
- синтез, используемый для суммирования выявленных сведений и
данных по теме работы;
- исторический метод, позволяющий всецело изучить исторические закономерности через конкретные исторические события и факты;
- специально-юридический, позволяющий дать определения
юридическим понятиям, выявить их признаки и классифицировать;
- сравнительно-правовой.
Теоретической значимостью данного исследования является анализ законотворчества и правоприменения, состояния подверженности и степени защиты от коррупции во всех сферах жизни общества.
Практической значимостью является предложение о рецепции определенных механизмов противодействия коррупции из существующего зарубежного опыта.
Тематика данной работы изложена в трех главах.
Дипломная работа включает в себя введение, оглавление, три главы, заключение, список используемых источников и приложение.
Во всем мире коррупция представляет собой насущную и весьма серьезную проблему. Актуальность темы исследования данного феномена говорит сама за себя. В Российской Федерации проблема коррупции является очень острой и четко выраженной. Для системы социального управления коррупция - это вполне очевидное зло, с которым необходимо бороться. Своим вредоносным воздействием она ослабляет государственную власть. Для активного и здорового развития системы социального управления просто необходимо искоренять данную проблему.
Коррупция угрожает устойчивости демократических институтов, конституционным принципам равенства и социальной справедливости, нормальному становлению рыночной экономики, становится причиной как моральных, так и социальных потрясений.
Понятие «коррупции» довольно широкое и трактуется более подробно во многих федеральных нормативно-правовых актах и юридической литературе.
Нормативно-правовые акты всех уровней, в том числе и международные, содержат в себе положения различного характера о такого рода противоправных деяниях.
В ходе исторических процессов коррупция постоянно претерпевала различные изменения, трансформировалась, а также появлялись все более новые её виды. В связи с этим законодателю приходится регулярно разрабатывать новые и совершенствовать уже известные формы и меры борьбы с коррупцией различных уровнях власти.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В современном мире существует показатель, который публикуется ежегодно Transparency International с 1995 года, оценивающий 180 стран и территорий по их предполагаемым уровням коррупции в государственном секторе- Индекс восприятия коррупции (ИВК). Он также представляет интерес данного исследования.
Изучение проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации является целью данной научной работы.
Задачи для достижения поставленной цели, были обозначены следующие:
- изучение, раскрытие и в последующем формулировка собственного понимания термина «коррупция»;
- изучение и освещение основных понятий, видов и особенностей коррупционных преступлений, правонарушений и проступков;
- изучение истории появления и развития коррупции как социального феномена;
- изучение и анализ зарубежной политики и законодательства в области борьбы с коррупцией;
- исследование и выявление пробелов законодательства, которые потенциально создают условия для коррупции.
Тематика данной работы изложена в трех главах.
Дипломная работа включает в себя введение, оглавление, три главы, заключение, список используемых источников и приложение.
В настоящее время во всех государствах коррупция представляет собой насущную и весьма серьезную проблему. История появления данного феномена уходит корнями глубоко в древние времена. Вполне естественно, что в ходе исторических процессов коррупция постоянно претерпевала различные изменения, трансформировалась, а также появлялись все более новые её виды.
В Российской Федерации и за рубежом существует стереотипность о том, что власть на всех её уровнях сильно коррумпирована. Это отрицательно влияет на имидж страны на международной арене, негативно воспринимается иностранцами - потенциальными инвесторами, предпринимателями, туристами. Борьба с коррупцией является не только внутренним делом России, но и явлением, имеющим международный аспект. Коррупция угрожает устойчивости демократических институтов, конституционным принципам равенства и социальной справедливости, нормальному становлению рыночной экономики, становится причиной как моральных, так и социальных потрясений.
В этом смысле принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является важным шагом в борьбе с таким негативным явлением.[58]
В России коррупционные преступления имеют специальный субъект: “должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность”. Это понятие довольно широкое и трактуется более подробно во многих федеральных нормативно-правовых актах. К примеру, уголовный кодекс Российской Федерации содержит в себе такое определение: “Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях,
государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.” [50]
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
Нормативно-правовые акты всех уровней, в том числе и международные содержат в себе положения различного характера о такого рода противоправных деяниях.
На международном уровне в 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции.[20] Также существуют многие другие ратифицированные международные правовые акты, регулирующие отношения в данной области.
Нормативно-правовым актом на федеральном уровне в России, регламентирующим проявление коррупции, на данный момент является Уголовный Кодекс Российской Федерации. [50] А субъектом преступления по российскому законодательству может быть только физическое или должностное лицо.
Актуальность темы исследования говорит сама за себя. Как и во всём мире в Российской Федерации проблема коррупции является очень острой и четко выраженной. Для системы социального управления коррупция - это вполне очевидное зло, с которым необходимо бороться. Она воздействует на систему общественных отношений с разной степенью активности. Своим вредоносным воздействием она ослабляет государственную власть. Для активного и здорового развития системы социального управления просто необходимо искоренять данную проблему.
Формы и меры борьбы с коррупцией разрабатываются и реализуются на различных уровнях власти: местный, региональный, федеральный.
Коррупция по своей сути - это преступление, которое заключается в прямом использовании прав должностным лицом, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Взяточничество среди частных лиц также называют коррупцией. К коррупционным проявлениям можно также отнести не только финансовое обогащение, но и получение выгоды в форме различного вида услуг.
Россия на всех этапах своего развития претерпевала периодические рост и спад этой «болезни» общества. К сожалению, коррупция свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития. Основным различием является лишь масштаб.
Многие современные авторы в своих работах раскрывают различные вопросы правовой политики, в том числе и антикоррупционной. В современной России на достаточно высоком уровне развита антикоррупционная политика. Она представляет собой систему деятельности органов власти при поддержке общественных организаций и населения, которая направлена на создание эффективной системы противодействия коррупции.
Одним из главных орудий по борьбе с коррупцией являются правовые акты. Это указы, распоряжения, приказы и т.п., издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для реализации антикоррупционной политики.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В современном мире существует показатель, который публикуется ежегодно Transparency International с 1995 года, оценивающий 180 стран и территорий по их предполагаемым уровням коррупции в государственном секторе- Индекс восприятия коррупции (ИВК). Он также представляет интерес данного исследования. [71]
Цель работы данной научной работы заключается в изучении проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Задачи для достижения поставленной цели, были обозначены следующие:
- изучение, раскрытие и в последующем формулировка собственного понимания термина «коррупция»;
- изучение и освещение основных понятий, видов и особенностей коррупционных преступлений, правонарушений и проступков;
- изучение истории появления и развития коррупции как социального феномена;
- изучение и анализ зарубежной политики и законодательства в области борьбы с коррупцией;
- исследование и выявление пробелов законодательства, которые потенциально создают условия для коррупции.
Объект научной работы - общественные отношения, связанные с разработкой, принятием и применением мер противодействия коррупции в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативно-правовой материал в сфере противодействия коррупции, уголовно-правовые, административно-правовые, а также гражданско-правовые нормы отечественного и зарубежного законодательства в сфере противодействия коррупции.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном изучении и анализе всего антикоррупционного законодательства в целом и выявление «проблемных мест» в данной сфере.
Теоретическую базу изучения составляют научные труды российских и иностранных ученых: А.Х Абашидзе, Л.Д. Гаухман, А.М. Багмет, Р.Ф. Марышев, Т.Я. Хабриева, Е.В. Охотский, Е.Р. Пудаков.
В ходе написания данной работы были применены следующие методы и методики:
- анализ нормативно-правовой базы, позволяющий дать понятиям точные исчерпывающие определения, а также изучить нормы законодательства;
- анализ справочной литературы;
- сравнение;
- синтез, используемый для суммирования выявленных сведений и
данных по теме работы;
- исторический метод, позволяющий всецело изучить исторические закономерности через конкретные исторические события и факты;
- специально-юридический, позволяющий дать определения
юридическим понятиям, выявить их признаки и классифицировать;
- сравнительно-правовой.
Теоретической значимостью данного исследования является анализ законотворчества и правоприменения, состояния подверженности и степени защиты от коррупции во всех сферах жизни общества.
Практической значимостью является предложение о рецепции определенных механизмов противодействия коррупции из существующего зарубежного опыта.
Тематика данной работы изложена в трех главах.
Дипломная работа включает в себя введение, оглавление, три главы, заключение, список используемых источников и приложение.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каждый вид ответственности характеризуется индивидуальными чертами санкций за совершенное деяние.
В первой главе данной исследовательской работы был проведен анализ коррупции, как социального феномена. В настоящее время во всех государствах коррупция представляет собой насущную и весьма серьезную проблему. Она негативно влияет на все сферы жизни современного общества. История появления данного феномена уходит корнями глубоко в древние времена. Вполне естественно, что в ходе исторических процессов коррупция постоянно претерпевала различные изменения, трансформировалась, а также появлялись все более новые её виды.
Коррупция по своей сути - это преступление, которое заключается в прямом использовании прав должностным лицом, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Взяточничество среди частных лиц также называют коррупцией. К коррупционным проявлениям можно также отнести не только финансовое обогащение, но и получение выгоды в форме различного вида услуг. В федеральном законе от 25.12.2008 г.№ 273-ФЗ«О противодействии коррупции» содержится вполне подробное и обширное определение:
- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег ценностей и иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица. [58]
Как было сказано ранее, проявления коррупции известны с глубокой древности. Если брать во внимание мировую историю, то упоминание о коррупции встречается в сочинениях различного типа таких стран как: Египет, Мессопотамия, Иудея, Индия и Китай.
Первопроходцем в области борьбы с коррупцией на Руси является Иван III. Именно он ввел первое законодательное ограничение такого вида деятельности. В последующем его внук Иван IV (Грозный) ввел смертную казнь в качестве наказания за так называемую чрезмерность во взятках. Он принял Судную грамоту, содержащую в себе санкции за получение взяток судебными чиновниками. [36, с. 135]
Во времена царствования династии Романовых изучаемое явление также не шло на спад. Принимались все более новые законодательные акты, ужесточались санкции за преступления.
Октябрьская революция 1917 года никоим образом не устранила коррупцию и даже не уменьшила её степень проявления. Большевики пытались построить новое государство и искоренить все пережитки старого.
После Великой Отечественной войны к власти пришли «заинтересованные» люди, которые не работали на государство должным образом, а заботились только о личных благах. Это привело к падению патриотизма в стране, разочарованию населения во власти, распаду идеологических скреп. Вследствие этого уровень развития экономики снижался, произошел застой производства и торговли. Перестройка только усугубила начинающиеся процессы развала страны СССР. Все это также сильно ударило и по антикоррупционной политике государства.
Коррупция в России имеет исторические корни:
- распад партийной системы контроля;
- отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
- стремительный переход к экономической системе, которая не была подкреплена необходимой правовой базой и правовой культурой.
Россия на всех этапах своего развития претерпевала периодические рост и спад этой «болезни» общества. К сожалению, коррупция свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития. Основным различием является лишь масштаб.
Антикоррупционную политику определяют как “форму осуществления последовательных, разносторонних мер общества и государства в рамках, принятых данным государством основ конституционного строя в целях устранения условий и причин, которые порождают коррупцию в различных сферах жизни общества”.[16, с. 117]
В настоящее время действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации предусматривают возможность создания в органах государственной власти, а также органах местного самоуправления отдельных специальных органов или отделов, которые осуществляли бы координацию деятельности по противодействию коррупции.
Также большую роль в противодействии коррупции играют независимые средства массовой информации, что подтверждает международный опыт. Выражается это в формировании в обществе нетерпимости к злоупотреблению должностными полномочиями, повышении доверия граждан органам власти, информировании о способах эффективного противодействия коррупции посредством широкого и правдивого освещения коррупционных происшествий, а также фактов привлечения к ответственности уличенных в данных преступлениях. Это все целенаправленно и положительно влияет на подсознание населения.
В качестве психологического воздействия на граждан используют наглядные материалы, размещаемые в помещениях органов власти всех уровней, особенно там, где осуществляется прием граждан.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что антикоррупционная политика - это своего рода средство обеспечения формирования и поддержания состояния правовой государственности, что подчёркивает её существенность в правовой жизни общества.
Во второй главе данного исследования автор изучил нормативно-правовую базу и принципы противодействия коррупции.
Одним из главных орудий по борьбе с коррупцией являются правовые акты. Это указы, распоряжения, приказы и т.п., издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для реализации антикоррупционной политики.
Нормативно-правовые акты всех уровней, в том числе и международные, содержат в себе положения различного характера о такого рода противоправных деяниях.
Правовую основу противодействия коррупции в России составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Основным антикоррупционным нормативно-правовым актом в Российской Федерации является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
По третьей главе можно сделать следующие выводы.
С 1995 года существует специальный показатель - индекс восприятия коррупции, который публикуется ежегодно Transparency International. Он оценивает 180 стран и территорий по их предполагаемым уровням коррупции в государственном секторе, согласно оценкам экспертов и бизнесменов, использует шкалу от 0 до 100, где 0 - очень коррумпированный, а 100 - очень чистый. Более двух третей стран оценивают индекс в 2019 году ниже 50, при этом средний показатель составляет всего 43.
В Российской Федерации по показателю ИВК очень высокий уровень коррупции. Именно поэтому в настоящее время это беда и огромная проблема современности.
Если говорить о статистике коррупционных преступлений, то, по данным Генерального прокурора, за весь 2018 год было зафиксировано почти 30,5 тысячи коррупционных преступлений, за 2017 год - 29,6 тысячи.
Коррупция очень распространена в России, особенно в судебной системе и государственных закупках.
Деловая среда государства страдает от непоследовательного применения законов и недостаточной прозрачности и подотчетности в государственном управлении.
Федеральный закон России по борьбе с коррупцией требует, чтобы компании активно внедряли программы соблюдения антикоррупционных мер. Однако соблюдение этих положений на практике отстает.
Российское законодательство предусматривает уголовную
ответственность за активный и пассивный подкуп, выплаты за упрощение формальностей, подарки и другие льготы. Однако эффективному применению антикоррупционного законодательства препятствует политизированная и коррумпированная судебная система.
Коррупция в судах принимает различные формы, включая взяточничество и фабрикацию доказательств. Взятки и нерегулярные платежи широко обмениваются на благоприятные судебные решения. Зачастую именно такого рода преступления в судебной сфере остаются латентными. Руководители предприятий не воспринимают суды как
независимые и описывают правовую базу как неэффективную при
разрешении споров и оспаривании правительственных постановлений. Другими препятствиями для эффективного урегулирования споров являются часто меняющиеся законы, указы и нормативные акты, которые часто приводят к дублированию или конфликту на практике. Хотя судебные решения по делам между различными юридическими лицами воспринимаются большинством граждан как справедливые, решения против государственных органов - нет.
Коммерческие споры ранее входили в компетенцию Арбитражного суда, однако, после внесения поправки в Конституцию, суд был объединен с Верховным судом, расширив юрисдикцию последнего по рассмотрению уголовных, гражданских и коммерческих дел.
Коррупция присуща и правоохранительным органам России. Российская полиция считается ненадежной в защите от преступности. В данном случае помимо системы правоохранительных органов и законодательства следует менять взгляды и мнения людей.
Многочисленные проверки и запросы на документацию продолжают препятствовать бизнесу.
Компании, работающие на российской границе, сталкиваются с высокими коррупционными рисками при импорте и экспорте. Компании сообщают, что пограничное управление является неэффективным и непрозрачным, с нерегулярными платежами и взятками.
Сектор государственных закупок в России несет высокие коррупционные риски для инвесторов. Данную сферу продолжают улучшать, однако не всегда законодатель старается сделать её действительно прозрачной и удобной. Правительство ввело обязательные тендеры, которые улучшили правила закупок и прозрачность процесса; однако последнее все еще остается сложным и длительным и может подвергаться коррупционным манипуляциям. Участники торгов проверяются, а нечестные участники заносятся в черный список, однако компаниям, ранее вовлеченным в коррупцию, не запрещается участвовать в торгах в России.
Россия является одним из крупнейших производителей нефти, но из-за недостаточной отчетности правительства, неоднозначных законов и слабой судебной системы наблюдается недостаток прозрачности контрактов и доходов в добывающем секторе. Экономика страдает от взяточничества и злоупотребления государственными доходами от продажи энергии на миллиарды долларов; однако правительство не намерено бороться с этим вопросом и часто является его бенефициаром. В нефтяном и нефтехимическом секторах доминируют интересы правительства и олигархов.
Несмотря на всестороннюю антикоррупционную правовую базу в России, правоприменение является непоследовательным.
Цель данной научной работы была достигнута. Подробно изучены проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели выполнялись следующие задачи: изучено, раскрыто и сформулировано собственное понимание термина «коррупция»; освещены основные понятия, виды и особенности коррупционных преступлений, правонарушений и проступков; исследована история появления и развития коррупции как социального феномена; проанализирована зарубежная политика и законодательство в области борьбы с коррупцией; выявлены пробелы законодательства, которые потенциально создают условия для коррупции.
Несмотря на все вышеуказанные проблемы, есть и положительные стороны.
Антикоррупционное законодательство продолжает совершенствоваться и развиваться, как и правоприменение. Создаются новые
антикоррупционные нормативно-правовые акты, изучаются и улучшаются уже изданные. Отменяются неактуальные и неприменимые. В отношении правоприменения есть попытки упрощения применения уполномоченными субъектами законодательных актов.
Присутствуют попытки изменения правосознания граждан, изменяется и совершенствуется школьная программа и программы высших учебных
заведений. Учащается пропаганда антикоррупционного “здорового” поведения.
Становится более прозрачной деятельность органов власти всех уровней, а также правоохранительных органов.
Остается надеяться на положительную перспективу развития Российской Федерации во всех ракурсах, а также искоренение этой страшной “болезни” государства - коррупции.
Каждый вид ответственности характеризуется индивидуальными чертами санкций за совершенное деяние.
В первой главе данной исследовательской работы был проведен анализ коррупции, как социального феномена. В настоящее время во всех государствах коррупция представляет собой насущную и весьма серьезную проблему. Она негативно влияет на все сферы жизни современного общества. История появления данного феномена уходит корнями глубоко в древние времена. Вполне естественно, что в ходе исторических процессов коррупция постоянно претерпевала различные изменения, трансформировалась, а также появлялись все более новые её виды.
Коррупция по своей сути - это преступление, которое заключается в прямом использовании прав должностным лицом, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Взяточничество среди частных лиц также называют коррупцией. К коррупционным проявлениям можно также отнести не только финансовое обогащение, но и получение выгоды в форме различного вида услуг. В федеральном законе от 25.12.2008 г.№ 273-ФЗ«О противодействии коррупции» содержится вполне подробное и обширное определение:
- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег ценностей и иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица. [58]
Как было сказано ранее, проявления коррупции известны с глубокой древности. Если брать во внимание мировую историю, то упоминание о коррупции встречается в сочинениях различного типа таких стран как: Египет, Мессопотамия, Иудея, Индия и Китай.
Первопроходцем в области борьбы с коррупцией на Руси является Иван III. Именно он ввел первое законодательное ограничение такого вида деятельности. В последующем его внук Иван IV (Грозный) ввел смертную казнь в качестве наказания за так называемую чрезмерность во взятках. Он принял Судную грамоту, содержащую в себе санкции за получение взяток судебными чиновниками. [36, с. 135]
Во времена царствования династии Романовых изучаемое явление также не шло на спад. Принимались все более новые законодательные акты, ужесточались санкции за преступления.
Октябрьская революция 1917 года никоим образом не устранила коррупцию и даже не уменьшила её степень проявления. Большевики пытались построить новое государство и искоренить все пережитки старого.
После Великой Отечественной войны к власти пришли «заинтересованные» люди, которые не работали на государство должным образом, а заботились только о личных благах. Это привело к падению патриотизма в стране, разочарованию населения во власти, распаду идеологических скреп. Вследствие этого уровень развития экономики снижался, произошел застой производства и торговли. Перестройка только усугубила начинающиеся процессы развала страны СССР. Все это также сильно ударило и по антикоррупционной политике государства.
Коррупция в России имеет исторические корни:
- распад партийной системы контроля;
- отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
- стремительный переход к экономической системе, которая не была подкреплена необходимой правовой базой и правовой культурой.
Россия на всех этапах своего развития претерпевала периодические рост и спад этой «болезни» общества. К сожалению, коррупция свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития. Основным различием является лишь масштаб.
Антикоррупционную политику определяют как “форму осуществления последовательных, разносторонних мер общества и государства в рамках, принятых данным государством основ конституционного строя в целях устранения условий и причин, которые порождают коррупцию в различных сферах жизни общества”.[16, с. 117]
В настоящее время действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации предусматривают возможность создания в органах государственной власти, а также органах местного самоуправления отдельных специальных органов или отделов, которые осуществляли бы координацию деятельности по противодействию коррупции.
Также большую роль в противодействии коррупции играют независимые средства массовой информации, что подтверждает международный опыт. Выражается это в формировании в обществе нетерпимости к злоупотреблению должностными полномочиями, повышении доверия граждан органам власти, информировании о способах эффективного противодействия коррупции посредством широкого и правдивого освещения коррупционных происшествий, а также фактов привлечения к ответственности уличенных в данных преступлениях. Это все целенаправленно и положительно влияет на подсознание населения.
В качестве психологического воздействия на граждан используют наглядные материалы, размещаемые в помещениях органов власти всех уровней, особенно там, где осуществляется прием граждан.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что антикоррупционная политика - это своего рода средство обеспечения формирования и поддержания состояния правовой государственности, что подчёркивает её существенность в правовой жизни общества.
Во второй главе данного исследования автор изучил нормативно-правовую базу и принципы противодействия коррупции.
Одним из главных орудий по борьбе с коррупцией являются правовые акты. Это указы, распоряжения, приказы и т.п., издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для реализации антикоррупционной политики.
Нормативно-правовые акты всех уровней, в том числе и международные, содержат в себе положения различного характера о такого рода противоправных деяниях.
Правовую основу противодействия коррупции в России составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Основным антикоррупционным нормативно-правовым актом в Российской Федерации является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
По третьей главе можно сделать следующие выводы.
С 1995 года существует специальный показатель - индекс восприятия коррупции, который публикуется ежегодно Transparency International. Он оценивает 180 стран и территорий по их предполагаемым уровням коррупции в государственном секторе, согласно оценкам экспертов и бизнесменов, использует шкалу от 0 до 100, где 0 - очень коррумпированный, а 100 - очень чистый. Более двух третей стран оценивают индекс в 2019 году ниже 50, при этом средний показатель составляет всего 43.
В Российской Федерации по показателю ИВК очень высокий уровень коррупции. Именно поэтому в настоящее время это беда и огромная проблема современности.
Если говорить о статистике коррупционных преступлений, то, по данным Генерального прокурора, за весь 2018 год было зафиксировано почти 30,5 тысячи коррупционных преступлений, за 2017 год - 29,6 тысячи.
Коррупция очень распространена в России, особенно в судебной системе и государственных закупках.
Деловая среда государства страдает от непоследовательного применения законов и недостаточной прозрачности и подотчетности в государственном управлении.
Федеральный закон России по борьбе с коррупцией требует, чтобы компании активно внедряли программы соблюдения антикоррупционных мер. Однако соблюдение этих положений на практике отстает.
Российское законодательство предусматривает уголовную
ответственность за активный и пассивный подкуп, выплаты за упрощение формальностей, подарки и другие льготы. Однако эффективному применению антикоррупционного законодательства препятствует политизированная и коррумпированная судебная система.
Коррупция в судах принимает различные формы, включая взяточничество и фабрикацию доказательств. Взятки и нерегулярные платежи широко обмениваются на благоприятные судебные решения. Зачастую именно такого рода преступления в судебной сфере остаются латентными. Руководители предприятий не воспринимают суды как
независимые и описывают правовую базу как неэффективную при
разрешении споров и оспаривании правительственных постановлений. Другими препятствиями для эффективного урегулирования споров являются часто меняющиеся законы, указы и нормативные акты, которые часто приводят к дублированию или конфликту на практике. Хотя судебные решения по делам между различными юридическими лицами воспринимаются большинством граждан как справедливые, решения против государственных органов - нет.
Коммерческие споры ранее входили в компетенцию Арбитражного суда, однако, после внесения поправки в Конституцию, суд был объединен с Верховным судом, расширив юрисдикцию последнего по рассмотрению уголовных, гражданских и коммерческих дел.
Коррупция присуща и правоохранительным органам России. Российская полиция считается ненадежной в защите от преступности. В данном случае помимо системы правоохранительных органов и законодательства следует менять взгляды и мнения людей.
Многочисленные проверки и запросы на документацию продолжают препятствовать бизнесу.
Компании, работающие на российской границе, сталкиваются с высокими коррупционными рисками при импорте и экспорте. Компании сообщают, что пограничное управление является неэффективным и непрозрачным, с нерегулярными платежами и взятками.
Сектор государственных закупок в России несет высокие коррупционные риски для инвесторов. Данную сферу продолжают улучшать, однако не всегда законодатель старается сделать её действительно прозрачной и удобной. Правительство ввело обязательные тендеры, которые улучшили правила закупок и прозрачность процесса; однако последнее все еще остается сложным и длительным и может подвергаться коррупционным манипуляциям. Участники торгов проверяются, а нечестные участники заносятся в черный список, однако компаниям, ранее вовлеченным в коррупцию, не запрещается участвовать в торгах в России.
Россия является одним из крупнейших производителей нефти, но из-за недостаточной отчетности правительства, неоднозначных законов и слабой судебной системы наблюдается недостаток прозрачности контрактов и доходов в добывающем секторе. Экономика страдает от взяточничества и злоупотребления государственными доходами от продажи энергии на миллиарды долларов; однако правительство не намерено бороться с этим вопросом и часто является его бенефициаром. В нефтяном и нефтехимическом секторах доминируют интересы правительства и олигархов.
Несмотря на всестороннюю антикоррупционную правовую базу в России, правоприменение является непоследовательным.
Цель данной научной работы была достигнута. Подробно изучены проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели выполнялись следующие задачи: изучено, раскрыто и сформулировано собственное понимание термина «коррупция»; освещены основные понятия, виды и особенности коррупционных преступлений, правонарушений и проступков; исследована история появления и развития коррупции как социального феномена; проанализирована зарубежная политика и законодательство в области борьбы с коррупцией; выявлены пробелы законодательства, которые потенциально создают условия для коррупции.
Несмотря на все вышеуказанные проблемы, есть и положительные стороны.
Антикоррупционное законодательство продолжает совершенствоваться и развиваться, как и правоприменение. Создаются новые
антикоррупционные нормативно-правовые акты, изучаются и улучшаются уже изданные. Отменяются неактуальные и неприменимые. В отношении правоприменения есть попытки упрощения применения уполномоченными субъектами законодательных актов.
Присутствуют попытки изменения правосознания граждан, изменяется и совершенствуется школьная программа и программы высших учебных
заведений. Учащается пропаганда антикоррупционного “здорового” поведения.
Становится более прозрачной деятельность органов власти всех уровней, а также правоохранительных органов.
Остается надеяться на положительную перспективу развития Российской Федерации во всех ракурсах, а также искоренение этой страшной “болезни” государства - коррупции.
Подобные работы
- Актуальные проблемы противодействия коррупции в России
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Противодействие коррупции на государственной службе как приоритетное направление административной реформы России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Противодействие коррупции в органах государственной власти в
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Современные механизмы и инструменты противодействия коррупции (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Инструменты и методы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления (Сибирская Пожарно-Спасательная Академия)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Уголовно-правовое противодействие коррупции в России и за рубежом
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





