ВВЕДЕНИЕ 6
1 Состояние вопроса 8
1.1 Назначение и виды системы охлаждения 8
1.2 Насос охлаждающей жидкости 10
1.3 Устройство и описание насоса охлаждающей жидкости 10
1.4 Принцип работы насоса охлаждающей жидкости 12
2 Тепловой расчет двигателя ВАЗ-21179 13
2.1 Исходные данные 13
2.2 Параметры рабочего тела 13
2.2 Параметры остаточных газов и атмосферы 15
2.3 Вычисление процесса наполнения 16
2.4 Параметры сжатия рабочего тела и начала воспламенения смеси 17
2.5 Термохимический расчет 18
2.6 Термодинамический расчет 19
2.7 Расчет процесса расширения и выпуска 21
2.8 Индикаторные показатели рабочего цикла 22
2.9 Эффективные показатели и параметры двигателя 23
3 Кинематический расчет 25
3.1 Исходные данные 25
3.2 Перемещение поршня 25
3.3 Скорость поршня 26
3.4 Ускорение поршня 27
4 Динамический расчет 28
4.1 Расчет масс кривошипно-шатунного механизма 28
4.2 Удельные и полные силы инерции 29
4.3 Суммарные силы, которые действуют в кривошипно-шатунном
механизме 30
4.4 Расчет крутящих моментов 31
4.5 Силы, действующие на шатунные шейки коленчатого вала 32
5 Расчет насоса охлаждающей жидкости 37
5.1 Расход и мощность насоса охлаждающей жидкости 37
5.2 Расчет привода насоса охлаждающей жидкости 41
5.3 Расчет прогрева двигателя 42
5.4 Подбор электромотора 45
5.5 Описание конструкции насоса охлаждающей жидкости 46
5.6 Алгоритм работы электрического насоса охлаждающей
жидкости 46
6 Экологичность и безопасность проекта 49
6.1 Описание проектируемой конструкции 49
6.2 Выводы по главе экологичность и безопасность проекта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Результаты теплового расчета 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты кинематического расчета 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты динамического расчета
В настоящее время двигатели внутреннего сгорания работают по принципу сжигания паров топлива, поступивших в цилиндр, для совершения полезной работы. И этому процессу должны следовать еще несколько систем для долговечного и бесперебойного функционирования. Одна из таких систем является система охлаждения.
Система охлаждения бывает трех видов: жидкостной, воздушной и комбинированной. На сегодняшний день, в современном автомобилестроении используется жидкостное охлаждение, так как оно считается более эффективным. Данная система состоит из радиатора охлаждения, насоса охлаждающей жидкости, термостата и патрубков, соединяющих эту систему в одно целое.
Поскольку область автомобилестроения в настоящее время борется за безопасность и минимизацию вредных выбросов, то каждую систему нужно дорабатывать до норм, установленных законодательством, а еще лучше их опережать. Система охлаждения не остается в стороне, так как климат, в котором эксплуатируются наши отечественные автомобили, имеет сильные перепады температур, что отражается на температуре двигателя и может составлять от -40 до +130 градусов. Поэтому усовершенствование данной системы - довольно актуальный вопрос для более точной настройки двигателя и модернизации режимов эксплуатации в целом.
В данной бакалаврской работе объектом исследования является автомобильная система охлаждения. Предметом исследования является насос охлаждающей жидкости двигателя ВАЗ-21179, в базе которого и будет представлена усовершенствованная система.
Цель данной модернизации - улучшение режимов работы самого двигателя: минимизирование периода прогрева двигателя, улучшенная производительность, независимая работа системы от самого двигателя и т.д.
Задачи для выполнения основной цели:
1. Рассчитать тепловой баланс двигателя для определения температурных данных, база которых необходима для проработки новой системы.
2. Методом расчетов определить характеристики новой конструкции насоса (такие так мощность, производительность и т.д.)
3. Модернизация влечет за собой применение электродвигателя, поэтому дополнительной задачей является его подбор для обеспечения функциональности всей системы в целом.
4. Поскольку система представляет собой комбинацию из механических и электрических устройств, следует рассмотреть, проанализировать, изучить и продемонстрировать упрощенный алгоритм работы привода насоса с электронным блоком управления двигателя.
В результате усовершенствованный насос охлаждающей жидкости будет обеспечивать улучшенную работу всей системы охлаждения, посредством точной настройкой режима работы самого привода насоса и независимой работы от механической составляющей двигателя, что позволит не допустить возможность перегрева двигателя и контролировать точную его температуру для оптимального функционирования.
Структура бакалаврской работы строится исходя из целей и задач.
В первой главе по исходным данным проводится расчет двигателя и его систем.
Во второй главе рассматривается и рассчитывается новая конструкция насоса охлаждающей жидкости.
В заключении описаны результаты выполненной работы, делаются выводы по рассматриваемой теме.
Результатом данной бакалаврской работы служит модернизированный электропривод насоса охлаждающей жидкости. Основные его характеристики: максимальная частота вращения - 6000 мин-1, напор имеет порядка 14 метров (135 кПа), потребляемая мощность электромотора составляет 0,3 кВт, которые предварительно «забирались» у двигателя. Базовым двигателем, для которого предназначен данный насос с электроприводом, является ВАЗ-21179, мощностью 90 кВт, объемом 1,8 литра, крутящим моментом 160 Н м при 4500 об/мин.
При использовании нового электропривода насоса охлаждающей жидкости, появилась возможность регулировать его скорость вращения, поддерживать установленную температуру охлаждающей жидкости, а также регулировать независимую работу от оборотов коленчатого вала двигателя.
Так как в данной конструкции главную роль выполняет электропривод, исключаются факторы заклинивания и повышенного шума подшипника. С внедрением электрифицированного насоса охлаждающей жидкости, показатели по шуму не изменились, следовательно, компоновка мотора и модернизированного жидкостного насоса выполняет все требования по шуму, предъявляемые к автомобилю.
1. Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей [Текст]/ Колчин, А.И. Демидов В.П. ; Учебное пособие для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа, 2016. □ 496 с.
2. Вибе, И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя [Текст] / И.И. Вибе ; М. Машиностроение, 2015. □ 282 с.
3. Орлин, А.С. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для вузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» [Текст] / С.И. Ефимов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин и др.; Под общей редакцией А.С. Орлина, М.Г. Круглова ; -3-е издание. - М. : Высшая школа 2011. - с. 342.
4. Davies, C.C. Electric water pumps [Electronic resource] / С.С. Davies // daviescraig.com: Article about Davies Craig’s water pumps, 2017. - p.16.
5. Wolf, A. Mechanical and Electric water pumps [Electronic resource] /
A. Wolf // streetmusclemag.com: comparison electric and mechanical water pumps, March 14, 2017. - p.14.
6. Restella, M. Mercedes Benz Cooling System [Electronic resource] /
M. Restella // streetdirectory.com: articles about cars maintenance, 2017. - p.35.
7. Kelkar, A. Automobile Bodies (Introduction Part) [Electronic resource] / A. Kelkar, R. Roth, J. Clark // tms.org: Automotive Materials and Economics, 2010. - p.51.
8. Wang, X. Comparison of Electrical and Mechanical Water Pump Performance in Internal Combustion Engine [Electronic resource] / Wang, X., Liang, X., Hao, Z. and Chen, R. // dspace.lboro.ac.uk: comparison electric and mechanical water pumps, 2015. - p.48.
9. Вавильев, А.М. Обзор водяных насосов для моторов Lada [Электронный ресурс] / А.М. Вавильев ; Автомобильный журнал «Движок». - М. : 2017. - с.19.
10. Сергеев, С.О. Устройство водяного насоса для ВАЗ-2107 [Электронный ресурс] / С.О. Сергеев ; autoclub.net- автомобильный форум. - М. : 2018. - с.10.
11. Спасский, К. Н. Новые насосы для малых подач и высоких напоров [Текст] / К. Н. Спасский ; М. : Машиностроение, 2009. - 160 с.
12. Михайлов, А. К. Лопастные насосы. Теория, расчет и конструирование [Текст] / А. К. Михайлов, В. В. Малюшенко ; М. : Машиностроение, 2010. - 288 с.
13. Карелин, В. Я. Насосы и насосные станции [Текст] / В. Я Карелин,
A. В. Минаев ; Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Стройиздат, 2015. — 320 с, ил.
14. Ломакин А.А. Центробежные и осевые насосы 4-е изд. перераб. и доп.
- М.-Л. : Машиностроение, 2015. - 364 с.
15. Зимницкий, В.А. Лопастные насосы. Справочник [Текст] /
B. А. Зимницкий, А. В. Каплун, А.Н. Папир, В.А Умов ; Под общ. ред. В.А.Зимницкого и В.А.Умова. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд- ние, 2015. - 334 с: ил.
16. Михайлов, А.К. Конструкции и расчет центробежных насосов высокого давления [Текст] / А.К. Михайлов, В.В. Малюшенко ; М. : Машиностроение, 2008. — 304 с.
17. Степанов А.И. Центробежные и осевые насосы М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 2010. - 468 с.
18. Анхимюк, В.Л., Опейко О.Ф. Проектирование систем автоматического управления электроприводами [Текст] / В. Л. Анхимюк, О.Ф. Опейко ; М. : Высшая школа, 2011. - с.124-128.
19. Кацман, М.М., Юферов Ф.М. Электрические машины автоматических систем: Учебник для техникумов [Текст] / М.М. Кацман, Ф.М. Юферов ; Под ред. Ф.М. Юферова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. школа, 2014. - с. 261.
20. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [Текст]. - Минск: ИПК Изда-во стандартов, 2010. - 23 с.
21. Стечкин, Б.С. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстроходного поршневого двигателя [Текст] / Б.С. Стечкин, К.И. Генкин, В.С. Золотаревский. - М. : 2016. - 200 с.
22. ГОСТ Р 54806-2011 (ИСО 9905:1994) Насосы центробежные. Технические требования. Класс I. - М. : Стандартинформ, 2012.- 153 с.
23. Коваленко, О.Л. Электронные системы автомобилей: учебное пособие / О.Л. Коваленко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 80 с.: ил
24. Крамарухин, Ю. Е. Приборы для измерения температуры. [Текст] / Е.Ю. Крамарухин ; М. : Машиностроение, 2010. - с.59
25. Шатров, М.Г. Шум автомобильных двигателей внутреннего сгорания: учеб. пособие / М.Г. Шатров, А.Л. Яковенко, Т.Ю. Кричевская. - М. : МАДИ, 2014. - 68 с.