ГЛАВА I ПОИСК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
1.1. ШАМАНИЗМ. ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДОВ 8
1.2. ТЕМА ЭТНОСА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ 13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АРТ-ОБЪЕКТА «СОН ШАМАНА»
2.1. ПРОЦЕСС ЭСКИЗИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАКЕТОВ ИЗДЕЛИЯ 23
2.2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОСКОВЫХ МАСТЕР-МОДЕЛЕЙ 32
2.3. ЛИТЬЕ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОБРАБОТКОЙ И ПАТИНИРОВАНИЕМ ИЗДЕЛИЙ В
МЕТАЛЛЕ 37
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
АННОТАЦИЯ
Бакалаврская работа «Сон шамана» представляет собой исследование на тему значения народных традиций в современном мире, а также этническую тематику в авторских работах декоративно - прикладного искусства. Актуальность данной работы обуславливается тем, что автор создает изделие с опорой на национальное мировоззрение народов «шаманизм», ведь в современной жизни важно сохранять традиции прошлого.
Целью работы является поиск и составление художественного образа, а также изготовление скульптурной композиции в виде арт-объекта, который отражает в себе образное представление автора об одном из многочисленных обрядов в религии «шаманизм». Разработать и выполнить работу в материале является основной задачей. Для решения поставленных задач исследуются изделия декоративно-прикладного искусства народного творчества и работы авторов, которые создавались, имея в своей основе традиции или технику исполнения разных народов. Автор разрабатывает дизайн изделия, создавая серию эскизов, затем выполняя графический проект (чертеж) и проект в технике акварельной отмывки. После этого осуществляется работа в материале. Бакалаврская работа предоставляется к защите с учетом выполненного арт-объекта в материале, двух дизайн - проектов, трех презентационных листов, пояснительной записки.
ВВЕДЕНИЕ «Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя»
Вольтер
Традиции и обычаи являются культурным наследием и передаются из поколения в поколение. Сохранение культуры своего народа в современной жизни дает человеку способность чувствовать важность своего существования. Если рассматривать народы мира, то для каждого из них очень важно сохранить свои вековые традиции, ведь именно всевозможные обряды, фольклорное творчество, ритуалы делают группы людей отличными друг от друга, тем самым интересными и колоритными. К обрядам можно относится по-разному, но по мнению многих людей через обряды возникает чувство принадлежности к этносу. Это дает человеку ощущение причастности, чувство единства и общности.
Шаманизм — традиционная форма мировоззрения Сибирских народов. После поездки на Озеро Байкал, расположенного в южной части Восточной Сибири, на автора произвели большое впечатление так называемые «места силы» шаманов, шаманская символика, атрибутика и предметы народных промыслов, увиденные им во время путешествия. Шаман — это посредник между миром людей и миром духов. Его способностям невозможно научиться, они проявляются в раннем детстве, при том во сне. Образ жизни шамана неразрывно связан с различными ритуалами, обрядами, традициями и соответствующей атрибутикой. Идея путешествия шамана во сне привлекла внимание автора и послужила основой для создания арт-объект на тему «Сон шамана».
Актуальность бакалаврской работы обусловлена созданием арт-объекта на тему традиционного мировоззрения «Шаманизм», потому как в современном мире очень важно помнить традиции прошлых поколений . Многие народы до сих пор подвержены этой религии. Издревле шаманы передавали традиции и обычаи следующим поколениям только устным путем, но с появлением средств массовой информации интерес с шаманству только возрастает. Воззрения шаманов на мир, их обряды и традиции стали доступным для всех, кто заинтересован в углублении своих познаний в одной из древнейших форм мировоззрения народов и хочет подчеркнуть в ней что - то для себя.
Объектом исследования в данной работе являются изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные на тему национальных традиций народов.
Предметом изучения становится поэтапная разработка дизайна, выполнения макета и изготовление арт-объекта «Сон Шамана», который состоит из трех скульптур и подставки.
Задачи:
• изучить и проанализировать литературу по темам: традиции и обычаи народов, шаманизм, национальное декоративно-прикладное искусство;
• выявить актуальность проблемы;
• изучить и проанализировать работы декоративно-прикладного
искусства народного творчества и работы авторов, изделия которых затрагивают темы национальных традиций народа;
• разработать эскизы проекта «Сон шамана»;
• выполнить графический проект (чертеж) и проект в технике «акварельная отмывка»;
• составить технологическую карту;
• создать макет арт-объекта;
• создать мастер модель и выполнить литье по выплавляемым моделям;
• обработать изделия в металле;
• выполнить патинирование изделия;
создать презентационные листы.
В процессе работы над решением поставленных задач, автор опирался
на методы исследования: описательно-аналитический, дизайн-
проектирование изделия и макетирование.
В работе автор выдвигает гипотезу о том, что глубокое изучение религии «Шаманизм» и работ декоративно-прикладного искусства на этническую тематику, повлияет на разработку дизайна и способствует наилучшему выражению главной мысли изделия.
Материалами для исследования бакалаврской работы послужила литература по темам: традиции и обычаи народов мира, шаманизм и национальное декоративно-прикладное искусство. Также авторские изделия на тему национальных традиций и произведения декоративно-прикладного искусства народов.
Теоретическая значимость заключается в создании арт-объекта на тему национальных традиций и авторское видение образов из ритуала шамана на основе изучения древнего мировоззрения народов «Шаманизм».
Практическая значимость работы заключается в изготовлении арт- объекта в материале.
К защите автором подготовлены материалы:
• арт-объект «Сон шамана», состоящий из трех фигур и подставки, выполненных из бронзы с последующим патинированием;
• графический проект (чертеж);
• проект в технике «акварельная отмывка»;
• 3 презентационных листа;
• пояснительная записка.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В введении раскрывается актуальность исследования и замысел работы, ставится цель и определяются задачи для ее осуществления, происходит раскрытие теоретической и практической значимости работы.
Первая глава «Поиск художественного образа» является теоритической частью бакалаврской работы. В данной главе подробно изучается мировоззрение «шаманизм». Автор исследует изделия декоративно¬прикладного искусства разных национальностей и определяет их значимость в современном мире. Исследованию подвергаются и работы авторов, создающих свои произведения в национальных традициях. На основе изученного материала автор разрабатывает концепцию арт-объекта «Сон шамана». Далее пишется вывод по главе.
Вторая глава «Этапы выполнения арт-объекта «Сон Шамана» начинается с того, что на основе изученного материала автор разрабатывает концепцию арт-объекта «Сон шамана». Далее описывается последовательность действий по созданию арт-объекта в материале: процесс создания макетов, восковых мастер-моделей с последующим литьем по выплавляемым моделям, обработка готовых изделий в металле. По результатам проводится анализ проделанной работы и автор пишет вывод по второй главе.
Заключение представляет собой подведение итогов последовательного выполнения изделия в материале и результат работы.
Основные источники информации для выполнения бакалаврской работы приводятся в «списке используемой литературы». Сюда входят книги и электронные ресурсы с актуальной информацией, на основе которых автор описывает теоретическую часть и проводит свое исследование.
Приложение включает в себя иллюстрации, таблицы и фотографии процесса создания арт-объекта, используемые автором в работе.
В процессе выполнения бакалаврской работы было произведено исследование теоретических данных и работ авторов, которые выполнялись на этническую тематику. Проанализирована одна из самых древних форм мировоззрения народов «шаманизм». На базе полученной информации происходил поиск художественного образа, а также выполнен дизайн-проект арт-объекта «Сон шамана». Итогом служит выполненная цель. Главной целью, которую ставил для себя автор является: составление
художественного образа арт-объекта и изготовление его в материале.
Автор подтвердил гипотезу о том, что глубокое изучение религии «Шаманизм» и работ декоративно-прикладного искусства на этническую тематику послужат опорной точкой в разработке дизайн -проекта изделия и что его идея о создании изделия по национальным традициям занимает важное место в современной жизни
К защите бакалаврской работы предоставлены материалы:
• арт-объект «Сон шамана», состоящий из трех скульптур на подставке, выполненный из патинированной бронзы;
• графический проект (чертеж);
• проект в технике «акварельная отмывка»;
• презентационные листы;
• пояснительная записка.
1. Бреполь, Э. «Теория и практика ювелирного дела» / Э. Бреполь. - Ленинград, изд-во «Машиностроение», Ленинградское отделение, 1982 г., 384 с., с ил.
2. Боравский В. А. Полезные страницы мастеру. М.: ООО Издательство «СОЛОН-Р», 1999. -207 с.
3. Декоративно-прикладное искусство народов севера йЛрз://республика- саха-якутия.рф/stati/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-narodov.html
4. Зубрилина С.Н. Справочник по ювелирному делу / С. Н. Зубрилина. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 347 с. : ил., [4] л. ил. - (Справочник).
5. Калленберг Л. Моделирование из воска для ювелиров и скульпторов / Лоуренс Калленберг; Пер. с англ. -Омск: Издательский Дом «Дедал- Пресс», 2004. -256 с., с ил.
6. Казеннов С. А. Иванов В. Н., , Курчман Б. С. и др.; под общ.
ред. Шкленника Я. И., Озерова В. А. Литье по выплавляемым моделям. М.: Машиностроение, 1984. -408 с., ил.
7. Какой материал выбрать [Электронный ресурс].—http://doll-art-
bjd. livejournal .com/61632. html
8. Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников. Ростов н/Д: издательство«Феникс», 2002. -160 с.
9. Мария Жозе Форкадел Беренгер, Жозе Асунсьон Пастор. Рисунок для ювелиров.: Пер. с испан. -М.: Издательство «АРТ-РОДНИК», 2005. -192 с., ил.
10. Марченков В. И. МЗО Ювелирное дело: Практ. пособие. 3-е изд., перераб и доп. — М.: Высш. шк, 1992. — 256 с.: ил.
11. МакКрайт Т. Практическое литье. Руководство для мастерской.: Пер. с англ. -перераб. изд. -Омск:Издательство Наследие. Диалог-Сибирь, 2002. - 164 с.: ил.
12. МаксимихинБ. А. Пайка металлов в приборостроении. Л.: Типография No 12 УПП Ленсовнархоза, 1959. -114 с.
13. Михеева Л., Короткова М. Русские традиции и праздники. М.: Дрофа - Плюс, 2015.
14. Мельников И.В. "Художественная обработка металлов"
Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005
15. Новиков В. П., Павлов В. С. Ручное изготовление ювелирных украшений. - Л.: Политехника, 1991. - 208 с.: ил.
16. Поленова Т. Самые удивительные обычаи и традиции народов мира. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
17. Традиции народов [Электронный ресурс] http://slovo.mosmetod.ru
18. Шаманизм в современное время [Электронный ресурс] https:// samopoznanie.ru/schools/shamanizm/
19. Шаманизм [Электронный ресурс] https://worldshaman.ru
20. Шаманская атрибутика [Электронный ресурс]
http:// shamanizm.org/shamanskaya-atributika/