Введение 4
1. Теоретические основы анализа и управления ликвидностью 7
1.1. Понятие, сущность и значение управления ликвидностью в хозяйственной
деятельности авиакомпании 7
1.2. Методология анализа ликвидности авиакомпании 12
1.3. Основные подходы к управлению ликвидностью российских авиакомпаний 27
2. Анализ ликвидности ПАО «Авиакомпания «Сибирь» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика авиакомпании 31
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 45
3. Направления повышения эффективности управления ликвидностью
ПАО «Авиакомпания «Сибирь» 60
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 75
Анализ ликвидности бухгалтерского баланса занимает центральное место в управлении финансами предприятия. При этом под ликвидностью понимают мобильность активов предприятия. Возможность активов изменять свою натурально-вещественную форму в денежную определяет их ликвидность.
Под ликвидностью понимается возможность активов находящихся в распоряжении организации преобразовываться в денежные средства с минимальными потерями от стоимости, которая указана в балансе. Необходимо отметить, что в случае если указанное преобразование обеспечивается за счёт тривиальной продажи имеющихся активов предприятия, то эта операция может привести к исчезновению организации.
Следовательно, при анализе платежеспособности функционирующей организации под понятием ликвидность будет пониматься возможность активов предприятия имеющихся в наличии превращаться в деньги в процессе обычного финансово-хозяйственного оборота.
Такое преобразование обычно происходит при преобразовании имеющегося сырья, материалов и товаров в наиболее ликвидную часть активов - денежные средства. При этом в процессе преобразования сырье, материалы и товары отпускается со складских помещений организаций в производство, где в последствие из них будут изготовлены готовые товары и услуги.
В последствие изготовленная продукция будет отгружена покупателям, что бы обеспечить последующее преобразование цены израсходованных сырья, материалов и товаров в денежные средства. Такое преобразование будет осуществлено в форме выручки от продаж.
Целью анализа ликвидности является оценка способности предприятия без нарушения нормального хозяйственного и производственного цикла осуществлять срочные текущие платежи за счет поступлений от продажи.
Проблема ликвидности рассматривается в публикациях и работах по финансовому менеджменту и финансовому анализу таких известных во всем мире исследователей как Ю. Бригхем и Л. Гапенски, Дж.К. Ван Хорн, Б. Калласс, а также и известных российских экономистов как И.А Бланк, В.В. Ковалев, Д.С. Моляков, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет. Также проблеме ликвидности посвящено значительное количество других работ по вопросам финансового анализа и менеджмента.
В ходе написания данной работы использовались научные труды таких авторов, как Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Лысенко Д.В. и другие.
Актуальность темы бакалаврской работы определена тем, что в современных условиях характеризующихся турбулентностью российской экономики значительно возрастает роль эффективного управления ликвидностью.
Это особенно актуально для российских авиакомпаний, особенно с учетом банкротства крупнейшего российского авиаперевозчика «Трансаэро», неэффективная политика менеджмента которого в области управления ликвидностью привела к проблемам в деятельности компании и ее полному уходу с рынка авиаперевозок.
Таким образом, неэффективная политика в области управления ликвидностью авиакомпании может привести к банкротству авиакомпании и ее исчезновению с экономического пространства.
Следовательно, большинству российских авиакомпаний необходимо осуществлять постоянный контроль за своей ликвидностью , а также контролировать другие показатели характеризующее финансовую стабильность авиаперевозчика, такие как платежеспособность , ликвидность и финансовую устойчивость.
Поэтому разработка мероприятий по улучшению ликвидности ПАО «Авиакомпания «Сибирь» является необходимым и важной для обеспечения деятельности, как ПАО «Авиакомпания «Сибирь» так и других российских авиакомпаний.
Исходя из этого, проблема повышения ликвидности актуальна как для конкретной авиакомпании ПАО «Авиакомпания «Сибирь» так и для большинства российских предприятий.
Целью работы является оценка ликвидности ПАО «Авиакомпания «Сибирь» и выявление путей повышения эффективности и улучшения ликвидности данной авиакомпании.
При достижении данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести изучение теоретических основ осуществления анализа ликвидности и управления ликвидностью авиакомпании.
2. Проанализировать ликвидность ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
3. Определение направлений повышения эффективности управления ликвидностью ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
Объектом данного исследования выступает ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
Предмет исследования - ликвидность ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
Практическая значимость работы заключается в том что, предложенные рекомендации могут быть использованы в целях повышения ликвидности авиакомпаний.
Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что в нем предпринят анализ и способы расчета абсолютных и относительных коэффициентов ликвидности, определение их нормативных значений.
Методологической основой исследования в данной выпускной квалификационной работе послужил аналитический метод и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные приемы и методы как методы факторного анализа, синтеза, прогнозирования.
Практический смысл работы состоит в применении данной методики анализа к деятельности ПАО «Авиакомпания «Сибирь», выявлении отклонения от нормативных значений, формулировка основных рекомендаций и путей улучшения сложившейся ситуации и расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций.
Под ликвидностью понимается возможность активов находящихся в распоряжении организации преобразовываться в денежные средства с минимальными потерями от стоимости, которая указана в балансе. Необходимо отметить, что в случае если указанное преобразование обеспечивается за счёт тривиальной продажи имеющихся активов предприятия, то эта операция может привести к исчезновению организации.
Проведенный анализ положения ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в отрасли позволил выявить следующее.
В 2015 году российские авиакомпании перевезли 92,1 млн. пассажиров. Пассажиропоток снизился на 1,2% по сравнению с показателями 2014 года. Пассажирооборот снизился на 6% и составил 226,8 млрд. пасс. км.
В 2015 г. с рынка ушел второй по размерам перевозчик - Трансаэро, а также значительно сократила свою деятельность авиакомпания ЮТэйр. Данные изменения позволили Группе Аэрофлот занять более половины всего рынка к концу года, а авиакомпании занять следующую позицию по пассажирским перевозкам.
В 2015 году авиакомпания перевезла более 8,2 млн. пассажиров (рост составил 3,4% по отношению к 2014 году), пассажирооборот увеличился на 0,8% и составил 15 701 млн. пасс. км. Темпы роста авиакомпании были положительными, в отличие от отраслевых показателей (-1,2% и -6% соответственно).
Наряду с пассажирскими авиаперевозками Общество представляет услуги по грузоперевозкам, используя грузовые емкости пассажирских авиалайнеров. В 2015 году авиакомпания перевезла 32,7 тыс. тонн грузов и почты и вышла в первую тройку лидеров по данному показателю.
Далее рассмотрим производственные показатели компании.
Несмотря на негативную макроэкономическую ситуацию, авиакомпании удалось улучшить свои производственные результаты в 2015 г. Пассажирооборот вырос на 0,8% и достиг значения в 15 706 млн. пкм, а количество перевезенных пассажиров выросло на 3,4% и превысило 8,2 млн. чел. В минувшем году авиакомпания осуществила более 70 тыс. рейсов, что на 1% больше чем в 2014 г. При этом общий налет флота снизился на 3,1%.
Основными факторами роста для авиакомпании стали:
- рост эффективности использования парка: процент занятости кресел превысил 80%, количество рейсов выросла, а общий налет снизился;
- развитие и оптимизация маршрутной сети. Авиакомпания стремится развивать наиболее эффективные с экономической точки зрения маршруты, таким образом, следуя конъюнктуре рынка, авиакомпания перераспределила нагрузку между международными воздушными линиями (далее - МВЛ) и внутренними воздушными линиями (далее - ВВЛ), акцентируя внимание на развитии внутренних направлениях;
- уход с рынка и сокращение деятельности конкурентов.
По итогам анализа баланса было выявлено.
Валюта баланса компании в 2015 году выросла и составила 30 385 041 тыс. руб. Эта тенденция положительно характеризует хозяйственную деятельность предприятия.
Проведенная оценка динамики изменения иммобилизованных активов ПАО «Авиакомпания «Сибирь» позволила выявить что составляющие иммобилизованных активов выросли по сравнению с 2013 годом по сравнению с 2015 годом наблюдается разнонаправленная динамика.
Так, например, основные средства ПАО «Авиакомпания «Сибирь» за исследуемый период снизились на 943 368 тыс. руб. и составила 302 248 тыс. руб.
Показатель отражающий доходные вложения в материальные ценности увеличился на 1 341 745 тыс. руб. и составил 1 542 759 тыс. руб.
Оценка оборотного капитала предприятия позволила выявить следующие тенденции в их динамике .
Показатель величины запасов с 31.12.2013 по 31.12.2015 снизился на 219 892 тыс. руб. в абсолютном выражении и составил 801 082 тыс. руб. значительную долю в составе оборотных активов составляет дебиторская задолженность. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года этот показатель вырос в абсолютном выражении на 679 811 тыс. руб.
Динамика изменения дебиторской является разнонаправленной, в 2014 объем дебиторской задолженности значительно вырос, при этом абсолютное значение показателя составило 15 065 072 тыс. руб., а в 2015 году показатель снизился до абсолютного значения в размере 14 855 818 тыс.руб.
Вторым по величине в структуре оборотных активов являются денежные средства, которые на 31.12.2015 года составляют 44,82 % от общего объема оборотных активов.
Общий объем оборотных активов за анализируемый период вырос в абсолютном выражении на 11 184 069 тыс. руб. и составил 28 404 067 тыс. руб.
Собственный капитал ПАО «Авиакомпания «Сибирь» составляет 13,69% от общего объема пассивов предприятия, долгосрочные обязательства составляют 25,68% от пассивов компании, а удельный вес краткосрочных обязательств равен 60,63 %.
По данным баланса видно, что на конец каждого периода в балансе компании отражена нераспределенная прибыль компании. В соответствии с данными баланса абсолютный показатель нераспределенной прибыли вырос на на 1 549 017тыс. руб. и составил 3 924 649 тыс. руб.
Значение долгосрочных обязательств достигло максимума в размере 7 803 917 тыс. руб. к 31.12.2015, значение этого показатели выросло по сравнению со значением на 31.12.2013 на 4 758 521 тыс. руб.
Абсолютное значение краткосрочных заемных обязательств на 31.12.2015 года возросло по сравнению с 31.12.2013 года на 5 460 353 тыс. руб. и составило 18 421 415тыс. руб.
Необходимо отметить, что за исследуемый период произошло изменение отношение между дебиторской и кредиторской задолженностью.
По состоянию на начало анализируемого периода 31.12.2015 года дебиторская задолженность была выше кредиторской в абсолютном выражении на 6 835 861 тыс. руб. Это положительно характеризует структуру баланса авиакомпании, однако для ПАО «Авиакомпания «Сибирь» необходимы меры по улучшению структуры баланса предприятия.
Динамика изменения коэффициента общей ликвидности положительная на протяжении всего периода значение коэффициента общей ликвидности показывает рост этих показателей.
Это положительно характеризует финансово-хозяйственную деятельность ПАО «Авиакомпания «Сибирь» так как на протяжении трех лет коэффициент общей ликвидности растет. При этом необходимо отметить что разнонаправленная динамика показателей отсутствует.
Коэффициент, отражающий динамику изменения коэффициента абсолютной ликвидности растет и показывает, что наиболее ликвидны активы растут по сравнению с наиболее срочными обязательствами.
Динамика изменения коэффициентов текущей ликвидности положительная, что положительно характеризует финансово-хозяйственную деятельность ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
По итогам оценки ликвидности было выявлено что наиболее срочные обязательства меньше чем наиболее ликвидные активы авиакомпании. Тем не менее, оценивая все составляющие активов и пассивов авиакомпании можно сделать вывод о том, что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» не достигла условия абсолютной ликвидности баланса.
Финансовую устойчивость ПАО «Авиакомпания «Сибирь» можно оценить в 2013 и 2015 году как абсолютную на протяжении всего анализируемого периода.
В целях увеличения ликвидности и платёжеспособности ПАО «Авиакомпания «Сибирь» предлагается, увеличит уставный капитал авиакомпании путем выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 979 596 800 шт. Размещение акций планируется проводить по цене 26 руб. за акцию.
Общий объем финансовых ресурсов который планируется привлечь в процессе дополнительной эмиссии в размере 25 469 516,8 тыс.руб.
В результате проведенных расчетов было выявлено, что проведение мероприятий по повышению ликвидности и платежеспособности позволят увеличить показатели ликвидности ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
Дополнительные финансовые ресурсы, привлечённые за счет дополнительной эмиссии акций, могут быть направлены на реализацию инвестиционной программы по приобретению новых типов воздушных судов с целью увеличения доли рынка авиакомпании.
1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Справочно -правовая система «КонсультатнПлюс»
3. Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочно -правовая система «КонсультатнПлюс»
4. Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002г. «О
несостоятельности (банкротстве)» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
5. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия Савченко Т.Б. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12. С. 216-220.
6. Анализ финансовой отчетности как подход к оценке финансовой устойчивости предприятия Безбородова Ю.Е. Российский академический журнал. 2015. Т. 24. № 2. С. 5-9.
7. Анализ финансовой устойчивости организации: теория и сфера применения Бурцев А.Л. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 254-257.
8. Аналитическое обоснование методических алгоритмов расчета показателей платежеспособности и финансовой устойчивости организации Кирпиков А.Н. Вестник Казанского государственного финансово¬экономического института. 2015. № 2. С. 57-61.
9. Балынин И.В. Оценка вероятности банкротства корпорации: многообразие подходов и моделей, порядок и проблемы их использования // - М. Аудит и финансовый анализ № 3, -2016, С.62-65.
10. Бариленко В.И., Плотникова Л.К., Кузнецов С.И., Скачкова Р.В, Плотникова В.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 414 с.
11. Боргояков А.С. Формирование кредитной политики фирмы с позиции ее платежеспособности // -М. Аудит и финансовый анализ № 6, -2016, С.163-167.
12. Борисова О.В. Оценка взаимосвязи стоимости организации и риска снижения ее финансовой устойчивости // -М. Аудит и финансовый анализ № 2, -2016, С.173-177.
13. Внешние факторы влияния на финансовую устойчивость организации Пихтарёва А.В. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2. С. 158-161.
14. Войтоловский Н.В., Калинина А.П. Комплексный экономический анализ предприятия. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
15. Герасимов Б.И. Комплексный экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, С.П. Спиридонов, Н.И. Саталкина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2015. - 160 с.
16. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во: «Дело и сервис», 2014. - 368 с.
17. Кравченко В.С., Яшина Н.И., Гинзбург М.Ю. Методические аспекты реализации кредитной политики предприятий на основе показателей эффективности использования ресурсов и риска организации // -М. Аудит и финансовый анализ № 1, -2016, С.75-79.
18. Малых Н.И., Зацаринная Е.И. Анализ дебиторской задолженности коммерческой организации // -М. Аудит и финансовый анализ № 1, -2016, С.208-216.
19. Малышенко В.А., Малышенко К.А. Методика углубленного анализа финансового состояния, реализуемого в системе фундаментального анализа фондового рынка // -М. Аудит и финансовый анализ № 5, -2016, С.71¬85.
20. Несостоятельность, платежеспособность и финансовая
устойчивость Мочалова Л.А., Сабельфельд Т.В. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 1. С. 97-102.
21. Скороход Н.В. Финансовая устойчивость: содержание и алгоритм оценки // -М. Аудит и финансовый анализ № 5, -2016, С.206-214.
22. Тротт К.С., Шамсутдинов А.Ф., Шамсутдинов Т.Ф., Хамидуллин Ф.Ф. Оценка вероятности финансового банкротства организаций // -М. Экономический анализ: теория и практика № 10 (457), -2016, С.119-130.
23. Федорова Е.А., Лазарев М.П., Федин А.В. Прогнозирование банкротства предприятия с учетом факторов внешней среды // -М. Финансовая аналитика: проблемы и решения № 42 (324) , -2016, С.2-12.
24. Финансовая устойчивость и платежеспособность компании Роженцова И.А., Решетникова А.И. Аудиторские ведомости. 2014. № 3. С. 83¬88.
25. Финансовая устойчивость предприятия Прошунина Э.С. ВестникАкадемии знаний. 2014. № 1 (8). С. 42-46.
26. Чайковская Л.А., Якушев А.Ж. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база стратегического управления // -М. Аудит и финансовый анализ № 6, -2016, С.58-65.
27. Черкай А.Д. О 24 типах влияния хозяйственных операций на баланс А = П + К // -М. Аудит и финансовый анализ № 3, -2016, С.16-24.
28. Beaulieu J.J., Mattey J. The workweek of capital and capital utilization in manufacturing. Journal of Productivity Analysis. 2014. Т. 10. № 2. С. 199-223.
29. Jud G.D., Winkler D.T. The earnings of real estate salespersons and others in the financial services industry. The Journal of Real Estate Finance and Economics. 2014. Т. 17. № 3. С. 279-291.
30. Kaspina R.G., Molotov L.A., Kaspin L.E. Cash flow forecasting as an element of integrated reporting: an empirical study. Asian social science. 2016. Т. 11. № 11. С. 89-94.
31. Sokolinskaya N.E., Kupriyanova L.M. Evaluation of small business support's effectiveness. Asian social science. 2016. Т. 11. № 7. p. 98-110.