Введение 6
1 Теоретические основы управления конфликтами в сфере трудовых
отношений 9
1.1 Сущность конфликтных ситуаций в сфере трудовых отношений 9
1.2 Методы управления конфликтами в организации 25
2 Анализ управления конфликтами в сфере трудовых отношений (на примере
ПАО «Детский мир») 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Детский мир» 33
2.2 Анализ системы управления конфликтами в ПАО «Детский мир» 41
3 Совершенствование системы управления конфликтами в ПАО «Детский
мир» 59
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления конфликтами
в организации 59
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий 71
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Бухгалтерский баланс предприятия 83
Приложение Б Отчет о финансовых результатах предприятия за 2018-2020 гг.
Приложение В Анкета 86
Приложение Г Журнал регистрации конфликтных ситуаций 87
Приложение Д Журнал регистрации уведомлений работников о возможности
возникновения конфликта интересов
Любой субъект хозяйствования - это совокупность людей, которые имеют свои собственные мнения, цели, личности, мотивации и амбиции. Неприятные ситуации, конфликты интересов, отстаивание своего мнения, непредвиденные ситуации, конфронтации и борьба с потребностями, разные цели, проблемы в отношениях, пересечение ценностей обеих сторон и многое другое - все это про отношения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что каждому человеку хотя бы раз приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями, как в повседневной жизни отдельного человека, так и в работе коллективного труда. Конфликт - это ситуация, когда нет согласия или понимания между сторонами или сторонами. Конфликт проявляется в деятельности всех организованных групп, во взаимоотношениях между людьми и играет ключевую роль в жизни отдельных людей, семей, коллективов, стран, обществ и индивидов в целом. Коллективный трудовой конфликт практически неизбежен, поскольку определяется тем, что сознательное поведение одной стороны вступает в противоречие с интересами другой.
Современные предприятия характеризуются большим разнообразием конфликтов между отдельными лицами и группами, затрагивающими различные интересы и потребности. Конфликт, прежде всего, влияет на эффективность организации, ее экономический рост, но он также влияет и на психическое состояние самого работника.
Актуальность управления организационными конфликтами зависит от того, что проблема внутреннего организационного конфликта является одним из важнейших вопросов в сфере трудовых отношений. Несмотря на широкое развитие конфликтных вопросов в целом, сама организация все еще имеет значительное количество вопросов, которые необходимо понять и понять из-за изменений, происходящих в обществе.
На протяжении долгого времени вопросы конфликтов в организации, вопросы эффективного управления конфликтами рассматривались такими исследователями, как А. Файоль, М. Фоллет, А. Маслоу, Дж. Бертон и другие. Также свой вклад внесли такие российские ученые, как: С. А. Баркова, A. И. Наумова, А. И. Пригожина и другие. Теоретические аспекты конфликтологии в России успешно рассмотрены в работах А. Дмитриева, B. Кудрявцева, С. Кудрявцева, A. Здравомыслова, Ю. Запрудского. Несмотря на обширную литературу по вопросам конфликта, вся она, в основном, носит теоретический характер. Однако в настоящее время не существует единого инструмента регулирования конфликтов в трудовых коллективах, который можно было бы применять руководителям для разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования - отношения в коллективе ПАО «Детский Мир».
Предмет исследования - организационно-экономические отношения по поводу управления конфликтами.
Цель исследования - разработать рекомендации по управлению конфликтами на примере ПАО «Детский Мир».
Исходя из цели исследования, в исследовании поставлены следующие задачи, определяющие его структуру:
- изучить теоретические основы управления конфликтами в сфере трудовых отношений;
- проанализировать управление конфликтами в сфере трудовых отношений (на примере ПАО «Детский Мир»);
- определить направления совершенствования системы управления конфликтами в ПАО «Детский Мир».
Методологические основы исследования. Для выполнения вышеуказанных исследовательских задач используются следующие методы: а) обзорно-аналитические исследования литературы; б) общенаучные методы, такие как: сравнение, структурный анализ, синтез, экономике- статистические методы сбора и обработки информации и др.
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение.
На основании анализа финансовых показателей деятельности ПАО «Детский мир» можно сказать о том, что, несмотря некоторые проблемы платежеспособности организации, финансовое состояние компании в целом является стабильным. Среди положительных тенденций деятельности организации можно отметить увеличение рентабельности продаж в 2020 году по сравнению с 2018 годом и рост производительности труда работников организации.
В результате проведенного анализа в организации было выявлено состояние взаимоотношений в коллективе организации и определены основные причины возникновения конфликтов. Отмеченный уровень конфликтности в коллективе ПАО «Детский мир» говорит о наличии недостатков в системе управления конфликтами организации. Большая часть сотрудников организации не чувствует свою причастность к коллективу. Основной причиной возникновения конфликтов в организации опрашиваемые назвали отсутствие правил поведения персонала. В качестве направления улучшения процесса управления конфликтами в магазине работники выделили усиление корпоративности.
Анализ уровня сформированности навыков разрешения и урегулирования конфликтов у руководителей торгового объекта выявил, что в анализируемом магазине присутствует проблема неэффективного управления конфликтами в коллективе. По полученным результатам руководителем, наименее приспособленным к разрешению конфликтов и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе является старший продавец. Анализ количественных показателей эффективности управления конфликтами также показал отрицательную динамику. Количество неразрешенных конфликтов в декабре 2021 года превышало количество неразрешенных конфликтов в ноябре 2021 года на 3 единицы. В январе 2021 года количество неразрешенных конфликтов выросло еще на 1 единицу. за анализируемый период данный показатель увеличился на 4 единицы. Количество конфликтов, которые привели к увольнению сотрудников, также выросло в анализируемом периоде на 4 единицы.
В качестве мероприятий по совершенствованию системы управления конфликтами в организации предлагается внедрение обращение к услугам психолога сторонней организации, осуществляющей деятельность в данной области, проведение психологических тренингов, усиление корпоративности посредством внедрения качественной системы адаптации персонала, а также повышение профессиональной подготовки директора и старшего продавца магазина ПАО «Детский мир» в части управления конфликтами посредством прохождения специализированных курсов. Внедрение данных мероприятий позволит не только сократить уровень конфликтности в коллективе и повысить эффективности системы управления конфликтами в организации, но и обеспечит снижение текучести кадров, повышение производительности труда и рост выручки организации.
1. Аксенов, К. Кто они - виновники конфликтов на работе? // Управление персоналом. 2011. № 2. С.38-40.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Питер, 2020. 560 с.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2015. 528 с
4. Бухгалтерская отчетность за 2020 год ПАО «Детский мир» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://ir.detmir.ru/wp- content/uploads/2021Z03ZDM-RAS-FS-20-r_processed.pdf(дата обращения: 09.03.2022).
5. Валаханович, С. А. Если имеешь дело с трудными людьми // Кадровик. Управление персоналом. 2018. № 23. С. 61-64.
6. Валахонович, С. Культура руководителя в разрешении конфликтных ситуаций // Кадровик. Управл. персоналом. 2012. № 10. С. 55 - 61.
7. Гладкая, М. Шеф и конфликт: стратегия поведения // Кадровик. Управление персоналом. 2018. № 3. С. 58-62.
8. Глинская, А. Никакой фантастики - решайте конфликты профессионально! // Управление персоналом. 2019. № 9. С. 19-25.
9. Годовая отчетность Детского мира 2018 / Официальный сайт
[Электронный ресурс]. URL: https://ir.detmir.ru/wp-
content/uploads/2019/05/Annual-report-2018-russian.pdf. (дата обращения:
09.03.2022).
10. Годовая отчетность Детского мира 2019 / Официальный сайт
[Электронный ресурс]. URL: https://ir.detmir.ru/wp-
content/uploads/2020/07/Annual-report-2019-RU_2020-07-02.pdf. (дата
обращения: 09.03.2022).
11. Екимов, И. Внутренние конфликты как стимул развития компании
// Кадровик. Управление персоналом. 2019. № 8. С. 59-62.
12. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2003. 400 с.
13. Завадская, В. У последней черты: медиация как способ решения конфликтов в бизнесе // Финансовый директор. 2018. № 3. С. 40-44.
14. Захарова, Л. Ценностный конфликт как ресурс развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 11/12. С. 147-157.
15. Зотков, В. Без конструктивных конфликтов компания превратится в раковую опухоль // Управл. персоналом. 2019. № 42. С. 5-12.
16. Карта конфликта и ее назначение [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/article/karta-konflikta-i-ee-naznachenie(дата обращения: 09.03.2022).
17. Кибанов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров. М.: Инфра-М, 2009. 144 с.
18. Киеня, Р. В. Управление конфликтами интересов как элемент кадровой политики // Отдел кадров. 2012. № 4. С. 58-68.
19. Киреев А. Управление конфликтами в трудовом коллективе [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78/103/658-11.php(дата обращения: 09.03.2022).
20. Компания «Ясно» / Видеоконсультация с психологом [Электронный ресурс]. URL: https://yasno.live/(дата обращения: 26.04.2022).
21. Компания «Ясно» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://business.yasno.live/(дата обращения: 26.04.2022).
22. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Детский мир» /
Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://ir.detmir.ru/wp- content/uploads/2021/03/DM-IFRS-Cons-FS-20-r_processed.pdf (дата
обращения: 09.03.2022).
23. Курбатов, В. И. Конфликтология / В. И. Курбатов. М. : Феникс, 2009. 110 с.
24. Курс управление конфликтами от «Skillbox» [Электронный
ресурс]. URL: https://skillbox.ru/course/conflict-
management/?utm_source=advcake&utm_medium=cpa&utm_campaign=affiliate &utm_content=4ef52341&advcake_params=08f16b38537bdf5ecdb4b7caf994420b &utm_term=08f16b38537bdf5ecdb4b7caf994420b (дата обращения:
26.04.2022).
25. Леонов, Н. И. Конфликтология // Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. 150 с.
26. Макаров, В. М. Анатомия агрессивности // Беларуская думка. 2019. № 3. С. 40-43.
27. Михайлов, М. «Война» c сотрудниками не вечна : конфликты в рабочих коллективах // Управление персоналом. 2019. № 6. С. 55-62.
28. Нечаева, О. Поконфликтуем! Как нужно разрешать споры, чтобы превратить их в источник мотивации? / О. И. Нечаева // Кадровая служба. 2018. № 4. С. 6-10.
29. ПАО «Детский мир» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://corp.detmir.ru/. (дата обращения: 09.03.2022).
30. Резник, С. Д. Управление трудовыми конфликтами на предприятии: резервы повышения его эффективности // Человек и труд. 2012. № 12. С. 43-45.
31. Стадии управления конфликтом [Электронный ресурс]. URL: https://kazedu.com/referat/124902/4(дата обращения: 28.02.2022).
32. Управление конфликтом [Электронный ресурс]. URL:
https://psylaser.ru/lectures/psychology-conflict/conflict-management.html (дата
обращения: 28.02.2022).
33. Ходинский, И. Руководитель в конфликте: наблюдатель, судья или медиатор // Экономика. Финансы. Управление. 2012. № 7. С. 8-11.
34. Шалбанова, А. В. Конфликт интересов в новой редакции Руководящих принципов МАЮ // Промышленно-торговое право. 2019. № 10. С. 80-83.
35. Gary Dessler. Human Resource Management, Global Edition [Print
Replica] Kindle Edition. Print Length: 720 pages/Simultaneous Device Usage: Up to 2 simultaneous devices, per publisher limits. Publisher: Pearson; 15 edition (March 28, 2017).[Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL:
https://evergreenvmw.files.wordpress.com/2015/03/gary-dessler-human-resource- management-nicebrothers-blogspot-com.pdf
36. Monika Tomcikova, Peter Zivcak, The proceedings of adaptation
process in the company [Электронный ресурс]. // URL:
http://www.acs.pollub.pl/pdf/v8n1/58_%20vol_8no_1_2012.pdf (дата обращения 10.05.2022).
37. Njegovan B.R., Koctic B. Impact of organizational socialization
towards.[Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL:https://scindeks-
clanci.ceon.rs/data/pdf/2334-9638/2014/2334-96381401034R.pdf
38. Spector, P. E., Rosen, C. C., Richardson, H. A., Williams, L. J., &
Johnson, R. E. (2017). A new perspective on method variance (online first). Journal of Management.[Электронный ресурс]. Режим доступа: //
URL:https://www.researchgate.net/publication/304498950 Who Strikes Back A
Daily Investigation of When and Why Incivility Begets Incivility
39. Alfes K, Shantz, AD, Bailey, C, Conway, E, Monks, K, Fu, N.
Perceived human resource system strength and employee reactions toward change: Revisiting human resource's remit as change agent. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //
URL:https://kclpure.kcl.ac.uk/portal/files/103290071/Perceived HR system strength ALFES Accepted21November2018 GREEN AAM.pdf