Благотворительность как фактор становления современного гражданского общества: трансдисциплинарный морально-этический подход
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы благотворительности как фактора становления гражданского общества 9
1.1. Концепции развития благотворительности в контексте
трансдисциплинарного морально-этического подхода 9
1.2. Методологические аспекты анализа формирования гражданского
общества 20
Глава 2. Эмпирический опыт исследования мотивации участия жителей
Тольятти в благотворительности 30
2.1. Изучение мотивации участия населения Тольятти в
благотворительности:когортные различия 30
2.2. Социологическая оценка отношения к благотворительности
молодежи и старшего поколения с помощью шкалы Лайкерта 41
Заключение 50
Список используемой литературы и источников 52
Приложения
Глава 1. Теоретические основы благотворительности как фактора становления гражданского общества 9
1.1. Концепции развития благотворительности в контексте
трансдисциплинарного морально-этического подхода 9
1.2. Методологические аспекты анализа формирования гражданского
общества 20
Глава 2. Эмпирический опыт исследования мотивации участия жителей
Тольятти в благотворительности 30
2.1. Изучение мотивации участия населения Тольятти в
благотворительности:когортные различия 30
2.2. Социологическая оценка отношения к благотворительности
молодежи и старшего поколения с помощью шкалы Лайкерта 41
Заключение 50
Список используемой литературы и источников 52
Приложения
Актуальность темы исследования. Определение тенденций развития гражданского общества в России представляется одной из важнейших задач на сегодняшний день. Интерес к гражданскому обществу и отдельным его составляющим в настоящее время проявляют различные круги - средства массовой информации, власть, бизнес, разнообразные научные и экспертные сообщества, общественные организации. Все они оказывают значительное влияние на развитие гражданского общества и отдельные его элементы.
Актуальность данной темы взаимосвязана с теми изменениями, в том числе кризисными явлениями, которые происходят в российском обществе и обусловлены историческим переворотом, то есть переходом от старых социальных отношений к новым. Данный процесс протекает особо ощутимо для неимущей или малоимущей части граждан России, так как в стране нет необходимой системы социальной защиты населения и им не оказывается необходимая помощь вовремя. К сожалению, условий, которые необходимы для формирования универсальной социальной политики, до сих пор нет в стране. Социальное расслоение, которое затронуло все социальные слои и группы российского общества, нарастающая нищета, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, падение уровня рождаемости, утрата семейных ценностей, размытость исторического сознания - все эти явления повлияли на развитие института благотворительности.
Благотворительность во все времена являлась непростым человеческим действием, мотивация которого детерминирована психологическими и социальными факторами. С одной стороны, пренебрежение немощных и бедных, заключалось в ведении государства. А с другой стороны, существование конкретного «неблагополучного» социального слоя сосредоточило на себя внимание общества, побудило сострадание и дало толчок к действиям, которые призваны снизить остроту неблагополучия.
Исследование благотворительной деятельности на сегодняшний день занимает важную позицию, так как на данный момент протекает возобновление не только благотворительности отдельных юридических лиц, но и государственной благотворительной помощи. Все это помогает оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям. Также сейчас прослеживается положительная динамика участия людей в благотворительных акциях. Так, по данным «Левада-центр» 50% россиян жертвовала денежные средства кому-либо или участвовала в благотворительных акциях различного рода за последний год.
Степень научной разработанности. Исторические корни благотворительной деятельности восходят к Древней Руси. На протяжении многих столетий ее формы и содержание существенно менялись. Впервые термин «благотворитель» в научной литературе употребил Н. М. Карамзин - крупнейший русский писатель и известный историк. Но активное его использование произошло во второй половине XIX века, когда начала свое формирование теоретическая мысль в области защиты беднейшего населения и социальной поддержки. Благотворительность трактовали как негосударственную форму помощи нуждающимся, проявление сострадания к ближнему. В ХХ веке до 1990-х годов благотворительность рассматривается в отечественной научной литературе как модель классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе.
Тему благотворительности затрагивали многие ученые и исследователи. Тема благотворительности встречается у таких учёных, как Л. В. Бадя в труде «Благотворительность и меценатство в России», где он описывает историю российской благотворительности и милосердия с древнейших времен до 1917 года. В. А. Сущенко в произведении «История российского предпринимательства» в одной из глав рассматривал благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей. Он рассматривал понятие благотворительности как особую форму социальной поддержки, которая состоит в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся. Также исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в своем труде «Об общественном призрении».
Целью исследования является анализ благотворительности как фактора, влияющего на становление гражданского общества. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятия: «благотворительность», «гражданское общество»;
2) Изучить методологические подходы к анализу формирования гражданского общества;
3) Проанализировать концепции развития благотворительности;
4) Сравнить степень мотивации участия населения Тольятти разных возрастов в благотворительности;
5) Проанализировать полученные социологические результаты.
Объектом исследования является благотворительность в современной России.
Предметом исследования является роль благотворительности в становлении гражданского общества.
Гипотеза исследования: благотворительность респондентами рассматривается в контексте психологических и социальных факторов и измерений. Недоверие населения к деятельности благотворительных организаций свойственно для респондентов более старшего возраста.
Эмпирическая база исследования: Анкетный опрос N = 200 человек (по 100 в возрасте от 20 до 39 и от 40 и старше). Шкалирование (шкала Лайкерта) N = 40 человек (20 - молодое поколение, 20 - старшее поколение).
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя ряд методологических подходов:
• Системный подход (Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон) - данный подход позволяет рассмотреть концепцию благотворительности, как систему, которая имеет свою цель, миссию, мотивационную структуру, функциональные характеристики деятельности, структурированные элементы рыночных механизмов процессов благотворительности. Также позволяет в полном объеме изучить феномен гражданского общества и взаимоотношение его с государством.
• Ценностныш (аксиологический) подход (А. Б. Гофман, В. Виндельбанд, Н. А. Бенедиктов, М. Шелер, Н. Гартман, П. П. Гайденко). Данный подход связан с тем, что благотворительная деятельность изучается как общечеловеческая ценность.
• Трансактный подход (Э. Эриксон, Э. Берн, Дж. Г. Мид, Ч. Х. Кули). Социологический подход к анализу благотворительности, в отличие от других, подходов, способствует измерению социальной эффективности благотворительности на определенном этапе развития как отдельных регионов, так и российского общества в целом.
• Морально-этический трансдисциплинарный подход (Л. Ф. Уорд, Д. Дьюи, Р. Энгелл, A. Г. Харчев, B. C. Собкин, Т. Н. Кухтевич, Е. В. Беляева). С точки зрения данного подхода, благотворительность и милосердие являются нравственной древнейшей и морально-этической традицией. Традиция помощи больным, старым, детям, инвалидам и людям, которые оказались в беде и не могут самостоятельно ее преодолеть, это необходимая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций.
• Исторический подход. Позволяет провести анализ истоков формирования благотворительности как объекта исследования социальных наук и социального явления, что позволяет выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы в исследовании благотворительности.
Апробация данной работы:
1. XLIII Самарская областная студенческая научная конференция, 11-21 апреля 2017 года, г. Самара.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
Актуальность данной темы взаимосвязана с теми изменениями, в том числе кризисными явлениями, которые происходят в российском обществе и обусловлены историческим переворотом, то есть переходом от старых социальных отношений к новым. Данный процесс протекает особо ощутимо для неимущей или малоимущей части граждан России, так как в стране нет необходимой системы социальной защиты населения и им не оказывается необходимая помощь вовремя. К сожалению, условий, которые необходимы для формирования универсальной социальной политики, до сих пор нет в стране. Социальное расслоение, которое затронуло все социальные слои и группы российского общества, нарастающая нищета, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, падение уровня рождаемости, утрата семейных ценностей, размытость исторического сознания - все эти явления повлияли на развитие института благотворительности.
Благотворительность во все времена являлась непростым человеческим действием, мотивация которого детерминирована психологическими и социальными факторами. С одной стороны, пренебрежение немощных и бедных, заключалось в ведении государства. А с другой стороны, существование конкретного «неблагополучного» социального слоя сосредоточило на себя внимание общества, побудило сострадание и дало толчок к действиям, которые призваны снизить остроту неблагополучия.
Исследование благотворительной деятельности на сегодняшний день занимает важную позицию, так как на данный момент протекает возобновление не только благотворительности отдельных юридических лиц, но и государственной благотворительной помощи. Все это помогает оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям. Также сейчас прослеживается положительная динамика участия людей в благотворительных акциях. Так, по данным «Левада-центр» 50% россиян жертвовала денежные средства кому-либо или участвовала в благотворительных акциях различного рода за последний год.
Степень научной разработанности. Исторические корни благотворительной деятельности восходят к Древней Руси. На протяжении многих столетий ее формы и содержание существенно менялись. Впервые термин «благотворитель» в научной литературе употребил Н. М. Карамзин - крупнейший русский писатель и известный историк. Но активное его использование произошло во второй половине XIX века, когда начала свое формирование теоретическая мысль в области защиты беднейшего населения и социальной поддержки. Благотворительность трактовали как негосударственную форму помощи нуждающимся, проявление сострадания к ближнему. В ХХ веке до 1990-х годов благотворительность рассматривается в отечественной научной литературе как модель классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе.
Тему благотворительности затрагивали многие ученые и исследователи. Тема благотворительности встречается у таких учёных, как Л. В. Бадя в труде «Благотворительность и меценатство в России», где он описывает историю российской благотворительности и милосердия с древнейших времен до 1917 года. В. А. Сущенко в произведении «История российского предпринимательства» в одной из глав рассматривал благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей. Он рассматривал понятие благотворительности как особую форму социальной поддержки, которая состоит в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся. Также исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в своем труде «Об общественном призрении».
Целью исследования является анализ благотворительности как фактора, влияющего на становление гражданского общества. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятия: «благотворительность», «гражданское общество»;
2) Изучить методологические подходы к анализу формирования гражданского общества;
3) Проанализировать концепции развития благотворительности;
4) Сравнить степень мотивации участия населения Тольятти разных возрастов в благотворительности;
5) Проанализировать полученные социологические результаты.
Объектом исследования является благотворительность в современной России.
Предметом исследования является роль благотворительности в становлении гражданского общества.
Гипотеза исследования: благотворительность респондентами рассматривается в контексте психологических и социальных факторов и измерений. Недоверие населения к деятельности благотворительных организаций свойственно для респондентов более старшего возраста.
Эмпирическая база исследования: Анкетный опрос N = 200 человек (по 100 в возрасте от 20 до 39 и от 40 и старше). Шкалирование (шкала Лайкерта) N = 40 человек (20 - молодое поколение, 20 - старшее поколение).
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя ряд методологических подходов:
• Системный подход (Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон) - данный подход позволяет рассмотреть концепцию благотворительности, как систему, которая имеет свою цель, миссию, мотивационную структуру, функциональные характеристики деятельности, структурированные элементы рыночных механизмов процессов благотворительности. Также позволяет в полном объеме изучить феномен гражданского общества и взаимоотношение его с государством.
• Ценностныш (аксиологический) подход (А. Б. Гофман, В. Виндельбанд, Н. А. Бенедиктов, М. Шелер, Н. Гартман, П. П. Гайденко). Данный подход связан с тем, что благотворительная деятельность изучается как общечеловеческая ценность.
• Трансактный подход (Э. Эриксон, Э. Берн, Дж. Г. Мид, Ч. Х. Кули). Социологический подход к анализу благотворительности, в отличие от других, подходов, способствует измерению социальной эффективности благотворительности на определенном этапе развития как отдельных регионов, так и российского общества в целом.
• Морально-этический трансдисциплинарный подход (Л. Ф. Уорд, Д. Дьюи, Р. Энгелл, A. Г. Харчев, B. C. Собкин, Т. Н. Кухтевич, Е. В. Беляева). С точки зрения данного подхода, благотворительность и милосердие являются нравственной древнейшей и морально-этической традицией. Традиция помощи больным, старым, детям, инвалидам и людям, которые оказались в беде и не могут самостоятельно ее преодолеть, это необходимая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций.
• Исторический подход. Позволяет провести анализ истоков формирования благотворительности как объекта исследования социальных наук и социального явления, что позволяет выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы в исследовании благотворительности.
Апробация данной работы:
1. XLIII Самарская областная студенческая научная конференция, 11-21 апреля 2017 года, г. Самара.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что большинство респондентов одобряют благотворительную деятельность, но участвуют в благотворительных акциях и состоят в благотворительных организациях очень маленьких процент от числа опрошенных. На это влияют, в первую очередь, нехватка средств на благотворительность, недоверие к организациям, занимающимся благотворительностью, плохая информированность о том, на что были потрачены средства и нехватка времени у респондентов. По мнению большинства опрошенных, благотворительность помогает оказывать адресную помощь нуждающимся людям и воспитывает нравственные качества в гражданах. С позиции двух возрастных групп, человек, который занимается благотворительной деятельностью, должен быть отзывчивым, добрым, благородным и ответственным. Важно отметить, что в ходе исследования была выявлена тенденция недоверия к благотворительным организациям большинства респондентов.
Главной задачей нашего исследования было сравнение мнений респондентов о благотворительности двух возрастных групп (от 20 до 39 лет и от 40 и старше).
Гипотеза исследования, выдвигаемая в начале нашего исследования, о том, что недоверие к деятельности благотворительных организаций свойственно для респондентов старшего возраста, подтвердилась, при помощи шкалы Лайкерта. В процессе анкетирование ни одна из гипотез не была подтверждена. В ходе исследования была выдвинута новая гипотеза, которая подтвердилась, о том, что религиозные люди чаще участвуют в благотворительных организациях, чем нерелигиозные.
Было выявлено, что различия в ответах респондентов двух возрастных групп незначительные, но небольшое расхождение во мнениях все же присутствует по некоторым показателям.
На основании мнений респондентов можно сделать вывод, что для повышения активности населения в сфере благотворительной деятельности в формах пожертвований и добровольного труда на безвозмездной основе государству следует:
- морально поощрять и вознаграждать как представителей благотворительных организаций, так и частных благотворителей, жертвователей;
- предоставить льготы для жертвователей и снизить/отменить налоги на осуществление благотворительной деятельности;
- формировать положительный образ, привлечь внимание к деятельности благотворительных организаций;
- создать благоприятные социально-экономические условия в стране, в частности поднять заработную плату, улучшить благосостояние населения;
- повысить контроль над деятельностью благотворительных организаций;
- не вмешиваться в деятельность благотворительных организаций.
Главной задачей нашего исследования было сравнение мнений респондентов о благотворительности двух возрастных групп (от 20 до 39 лет и от 40 и старше).
Гипотеза исследования, выдвигаемая в начале нашего исследования, о том, что недоверие к деятельности благотворительных организаций свойственно для респондентов старшего возраста, подтвердилась, при помощи шкалы Лайкерта. В процессе анкетирование ни одна из гипотез не была подтверждена. В ходе исследования была выдвинута новая гипотеза, которая подтвердилась, о том, что религиозные люди чаще участвуют в благотворительных организациях, чем нерелигиозные.
Было выявлено, что различия в ответах респондентов двух возрастных групп незначительные, но небольшое расхождение во мнениях все же присутствует по некоторым показателям.
На основании мнений респондентов можно сделать вывод, что для повышения активности населения в сфере благотворительной деятельности в формах пожертвований и добровольного труда на безвозмездной основе государству следует:
- морально поощрять и вознаграждать как представителей благотворительных организаций, так и частных благотворителей, жертвователей;
- предоставить льготы для жертвователей и снизить/отменить налоги на осуществление благотворительной деятельности;
- формировать положительный образ, привлечь внимание к деятельности благотворительных организаций;
- создать благоприятные социально-экономические условия в стране, в частности поднять заработную плату, улучшить благосостояние населения;
- повысить контроль над деятельностью благотворительных организаций;
- не вмешиваться в деятельность благотворительных организаций.



