ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе 9
1.1 Понятие и структура представлений о правилах поведения в
обществе у детей дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о правилах поведения в обществе 25
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий по формированию представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе 47
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 63
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе 9
1.1 Понятие и структура представлений о правилах поведения в
обществе у детей дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о правилах поведения в обществе 25
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий по формированию представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе 47
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 63
Сегодня наблюдается рост интереса к проблеме по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста. Процесс воспитания этических норм поведения у дошкольников представляет собой нравственную проблему, обладающую немалой социальной значимостью.
Дошкольное детство - это важнейший период, когда происходит нравственное становление формирующейся личности. В этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Современное общество и федеральный государственный образовательный стандарт ставят задачу перед воспитателями и родителями воспитать молодое поколение, которое отличается высокой образованностью и хорошей воспитанностью, освоением всех достижений созданной человечеством культуры. На формирование у детей представлений о правилах поведения в обществе одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.
Вместе с тем внимание к проблеме формирования культуры поведения дошкольников вызвано резким снижением воспитательного воздействия семьи в сфере нравственного воспитания. Дошкольными образовательными учреждениями в качестве одной из наиболее важных решается задача по формированию с самого раннего детства базовых представлений о правилах поведения в обществе. Формирование базовых представлений о правилах поведения в обществе у дошкольников в контексте ФГОС реализуется посредством образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и сегодня представляет собой одно из приоритетных направлений педагогической науки.
Практика показывает, что современные дошкольники зачастую не стремятся соблюдать правила поведения в детском саду, которые являются основой нормального функционирования всего детского коллектива. Работа по формированию представлений о правилах поведения в обществе в дошкольных учреждениях ведётся от случая к случаю, система планирования по данной проблеме отличается фрагментарностью. Педагоги-практики пытаются найти эффективные психолого-педагогические условия по формированию представлений о правилах поведения в обществе у дошкольников, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
В 50-80-х года изучение вопросов воспитания культуры поведения дошкольников осуществлялось в контексте формирования нравственных взаимоотношений детей: В.Г. Нечаевой, В.А. Горбачевой, Ф.С. Левин- Щириной, Р.М. Римбург, Т.А. Марковой, Р.С. Буре и др. изучались коллективные взаимоотношения; А.В. Булатовой, Е.И. Щербаковой рассматривались дружеские взаимоотношения; Л.А. Пеньевской, В.П. Пушминой, Т.И. Бабаевой, М.И. Шаровой, А.Д. Кошелевой и др. исследовались доброжелательные взаимоотношения. Л.И. Дурандиной, Е.Ю. Демуровой, Л. В. Лидак, С. В. Петериной и др. непосредственно исследовалась проблема по воспитанию культуры поведения у детей в разнообразных видах детской деятельности, включая игровую, учебную, трудовую.
Современные исследования С.А. Козловой, Е.О. Смирновой, М.В. Корепановой, Р.М. Чумичевой и др. содержат акцент на гармонизацию внутреннего мира ребенка с социумом, так как видят в этом ведущее условие, позволяющее формировать у дошкольников позитивный образ «Я» и культуру отношений с окружающими людьми.
По данным исследований А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, О.Н.Сомковой, Е. Е. Кравцовой и др. коммуникативная культура, социально - нравственная компетентность и коммуникативная готовность ребенка к школе включают в себя культуру общения, поведения и деятельности как структурных элементов.
Теоретиками и педагогами-практиками Л.М. Шипицыной, О.Л.Князевой, С.В. Крюковой и др. ведется активный методический поиск технологий и средств, направленных на воспитание культуры поведения и общения. И.Н. Курочкиной осуществляется углубленное изучение проблемы воспитания этикета у дошкольников, значения регулятивных, коммуникативных, этических и эстетических функции этикета, составляющих основу культуры общения дошкольников.
Несмотря на то, что современные исследователи активно изучают проблему воспитания культуры поведения в обществе, в педагогической науке недостаточно уделяется внимание проблеме формирования представлений о правилах поведения в обществе у детей 6-7 лет.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью, стоящей перед педагогами-практиками осуществлять педагогическую работу по формированию представлений о правилах поведения в обществе и недостаточным уровнем методической разработанности психолого-педагогических условий, позволяющих формировать представления о правилах поведения в обществе у детей 6-7 лет.
На основании выявленного противоречия было выдвинута актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6¬7 лет представлений о правилах поведения в обществе».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе будет эффективен если:
- организовать оформление центра «Азбука этикета», обогатить предметно-пространственную среду, обеспечивающую знакомство детей с нормами и правилами поведения в обществе подборкой пословиц и поговорок, загадок и стихов о вежливости, доброте и дружбе, ознакомительными картинками «Хорошие манеры» «Правила культурного поведения», буклетом «Тайна вежливых слов», дидактическими играми «Правила этикета», «Собери картинку», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Волшебный цветок», схемами по сервировке стола;
- использовать различные средства формирования представлений детей о правилах поведения в обществе: этические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- закрепить представления о правилах поведения в обществе в различных видах деятельности детей, включая образовательную, игровую деятельность, режимные моменты.
- формировать положительное эмоциональное отношение к
выполнению правил поведения в обществе в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
3. Разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Теоретическая основа исследования состоит из работ Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Н. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, посвященных закономерностям и движущим силам психического развития ребенка дошкольного возраста, развитию личности; исследований Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, ЛМ. Шемшуриной в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в том, что уточнены особенности представлений детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе; разработан и реализован комплекс мероприятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных и апробированных психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе в практической деятельности воспитателей в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение реализующие общеобразовательные программы Детский сад с. Троицкое государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области. Совокупная выборка исследования 26 детей старшей группы
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 50 источников и 9 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами, 2 рисунками.
Дошкольное детство - это важнейший период, когда происходит нравственное становление формирующейся личности. В этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Современное общество и федеральный государственный образовательный стандарт ставят задачу перед воспитателями и родителями воспитать молодое поколение, которое отличается высокой образованностью и хорошей воспитанностью, освоением всех достижений созданной человечеством культуры. На формирование у детей представлений о правилах поведения в обществе одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.
Вместе с тем внимание к проблеме формирования культуры поведения дошкольников вызвано резким снижением воспитательного воздействия семьи в сфере нравственного воспитания. Дошкольными образовательными учреждениями в качестве одной из наиболее важных решается задача по формированию с самого раннего детства базовых представлений о правилах поведения в обществе. Формирование базовых представлений о правилах поведения в обществе у дошкольников в контексте ФГОС реализуется посредством образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и сегодня представляет собой одно из приоритетных направлений педагогической науки.
Практика показывает, что современные дошкольники зачастую не стремятся соблюдать правила поведения в детском саду, которые являются основой нормального функционирования всего детского коллектива. Работа по формированию представлений о правилах поведения в обществе в дошкольных учреждениях ведётся от случая к случаю, система планирования по данной проблеме отличается фрагментарностью. Педагоги-практики пытаются найти эффективные психолого-педагогические условия по формированию представлений о правилах поведения в обществе у дошкольников, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
В 50-80-х года изучение вопросов воспитания культуры поведения дошкольников осуществлялось в контексте формирования нравственных взаимоотношений детей: В.Г. Нечаевой, В.А. Горбачевой, Ф.С. Левин- Щириной, Р.М. Римбург, Т.А. Марковой, Р.С. Буре и др. изучались коллективные взаимоотношения; А.В. Булатовой, Е.И. Щербаковой рассматривались дружеские взаимоотношения; Л.А. Пеньевской, В.П. Пушминой, Т.И. Бабаевой, М.И. Шаровой, А.Д. Кошелевой и др. исследовались доброжелательные взаимоотношения. Л.И. Дурандиной, Е.Ю. Демуровой, Л. В. Лидак, С. В. Петериной и др. непосредственно исследовалась проблема по воспитанию культуры поведения у детей в разнообразных видах детской деятельности, включая игровую, учебную, трудовую.
Современные исследования С.А. Козловой, Е.О. Смирновой, М.В. Корепановой, Р.М. Чумичевой и др. содержат акцент на гармонизацию внутреннего мира ребенка с социумом, так как видят в этом ведущее условие, позволяющее формировать у дошкольников позитивный образ «Я» и культуру отношений с окружающими людьми.
По данным исследований А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, О.Н.Сомковой, Е. Е. Кравцовой и др. коммуникативная культура, социально - нравственная компетентность и коммуникативная готовность ребенка к школе включают в себя культуру общения, поведения и деятельности как структурных элементов.
Теоретиками и педагогами-практиками Л.М. Шипицыной, О.Л.Князевой, С.В. Крюковой и др. ведется активный методический поиск технологий и средств, направленных на воспитание культуры поведения и общения. И.Н. Курочкиной осуществляется углубленное изучение проблемы воспитания этикета у дошкольников, значения регулятивных, коммуникативных, этических и эстетических функции этикета, составляющих основу культуры общения дошкольников.
Несмотря на то, что современные исследователи активно изучают проблему воспитания культуры поведения в обществе, в педагогической науке недостаточно уделяется внимание проблеме формирования представлений о правилах поведения в обществе у детей 6-7 лет.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью, стоящей перед педагогами-практиками осуществлять педагогическую работу по формированию представлений о правилах поведения в обществе и недостаточным уровнем методической разработанности психолого-педагогических условий, позволяющих формировать представления о правилах поведения в обществе у детей 6-7 лет.
На основании выявленного противоречия было выдвинута актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6¬7 лет представлений о правилах поведения в обществе».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе будет эффективен если:
- организовать оформление центра «Азбука этикета», обогатить предметно-пространственную среду, обеспечивающую знакомство детей с нормами и правилами поведения в обществе подборкой пословиц и поговорок, загадок и стихов о вежливости, доброте и дружбе, ознакомительными картинками «Хорошие манеры» «Правила культурного поведения», буклетом «Тайна вежливых слов», дидактическими играми «Правила этикета», «Собери картинку», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Волшебный цветок», схемами по сервировке стола;
- использовать различные средства формирования представлений детей о правилах поведения в обществе: этические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- закрепить представления о правилах поведения в обществе в различных видах деятельности детей, включая образовательную, игровую деятельность, режимные моменты.
- формировать положительное эмоциональное отношение к
выполнению правил поведения в обществе в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
3. Разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Теоретическая основа исследования состоит из работ Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Н. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, посвященных закономерностям и движущим силам психического развития ребенка дошкольного возраста, развитию личности; исследований Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, ЛМ. Шемшуриной в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в том, что уточнены особенности представлений детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе; разработан и реализован комплекс мероприятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных и апробированных психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о правилах поведения в обществе в практической деятельности воспитателей в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение реализующие общеобразовательные программы Детский сад с. Троицкое государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области. Совокупная выборка исследования 26 детей старшей группы
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 50 источников и 9 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами, 2 рисунками.
Анализ теоретической литературы показал, что культура поведения дошкольника - это совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении и различных видах деятельности, которые полезны для общества. Основу культуры поведения дошкольников составляют представления о правилах поведения в обществе. Представления о правилах поведения в обществе - это знание базисных этических норм и правил поведения в обществе, которые ребёнок усваивает наряду с опытом поведения и формированием эмоционального отношения к ситуации морального выбора.
В ходе экспериментального исследования представлений о правилах поведения у детей 6-7 лет было установлено, что у них преимущественно низкий и средний уровень сформированности представлений о правилах поведения у детей 6-7 лет. Дети характеризуются импульсивностью, ситуативностью поведения, ориентируются преимущественно на свои интересы и потребности, преобладает детский эгоцентризм, при выборе модели поведения дети опираются на эмоциональное отношение к сверстнику, свою симпатию к нему или антипатию, поведение больше зависит от внешнего контроля со стороны взрослого, стремления избежать наказания либо получить поощрение, вербальное знание правил поведения в обществе не совпадает с реальным поведением детей.
Эти данные были учтены при разработке психолого-педагогических условий формирования представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе, реализация которых была осуществлена в процессе формирующего эксперимента:
- организация оформления центра «Азбука этикета», обогащение предметно-пространственной среды, обеспечивающей знакомство детей с нормами и правилами поведения в обществе подборкой пословиц и поговорок, загадок и стихов о вежливости, доброте и дружбе, ознакомительными картинками «Хорошие манеры» «Правила культурного поведения», буклетом «Тайна вежливых слов», дидактическими играми «Правила этикета», «Собери картинку», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Волшебный цветок», схемами по сервировке стола;
- использование различных средств формирования представлений детей о правилах поведения в обществе: этические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- закрепление представлений о правилах поведения в обществе в различных видах деятельности детей, включая образовательную, игровую деятельность, режимные моменты.
В разработанном нами комплексе мероприятий по формированию культуры поведения у дошкольников были использованы следующие формы работы: занятия, этические беседы, чтение литературных произведений, дидактические игры и упражнения, сюжетно- ролевые игры, развлечение.
Проведение повторного исследования показало, что у детей экспериментальной группы высокий уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе повысился на 18%, низкий уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе в экспериментальной группе стал ниже на 9%.
Благодаря разработанным и реализованным психолого-педагогическим условиям формирования представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе нам удалось оказать воспитательное воздействие на формирование понятий о правилах поведения в транспорте, в магазине, на улице, в гостях, формирование умения вести себя в соответствии с правилами поведения в повседневном общении со сверстниками и близкими людьми.
Это подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования об эффективности воздействия разработанных нами психолого-педагогических условий формирования представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе.
В ходе экспериментального исследования представлений о правилах поведения у детей 6-7 лет было установлено, что у них преимущественно низкий и средний уровень сформированности представлений о правилах поведения у детей 6-7 лет. Дети характеризуются импульсивностью, ситуативностью поведения, ориентируются преимущественно на свои интересы и потребности, преобладает детский эгоцентризм, при выборе модели поведения дети опираются на эмоциональное отношение к сверстнику, свою симпатию к нему или антипатию, поведение больше зависит от внешнего контроля со стороны взрослого, стремления избежать наказания либо получить поощрение, вербальное знание правил поведения в обществе не совпадает с реальным поведением детей.
Эти данные были учтены при разработке психолого-педагогических условий формирования представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе, реализация которых была осуществлена в процессе формирующего эксперимента:
- организация оформления центра «Азбука этикета», обогащение предметно-пространственной среды, обеспечивающей знакомство детей с нормами и правилами поведения в обществе подборкой пословиц и поговорок, загадок и стихов о вежливости, доброте и дружбе, ознакомительными картинками «Хорошие манеры» «Правила культурного поведения», буклетом «Тайна вежливых слов», дидактическими играми «Правила этикета», «Собери картинку», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Волшебный цветок», схемами по сервировке стола;
- использование различных средств формирования представлений детей о правилах поведения в обществе: этические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- закрепление представлений о правилах поведения в обществе в различных видах деятельности детей, включая образовательную, игровую деятельность, режимные моменты.
В разработанном нами комплексе мероприятий по формированию культуры поведения у дошкольников были использованы следующие формы работы: занятия, этические беседы, чтение литературных произведений, дидактические игры и упражнения, сюжетно- ролевые игры, развлечение.
Проведение повторного исследования показало, что у детей экспериментальной группы высокий уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе повысился на 18%, низкий уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе в экспериментальной группе стал ниже на 9%.
Благодаря разработанным и реализованным психолого-педагогическим условиям формирования представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе нам удалось оказать воспитательное воздействие на формирование понятий о правилах поведения в транспорте, в магазине, на улице, в гостях, формирование умения вести себя в соответствии с правилами поведения в повседневном общении со сверстниками и близкими людьми.
Это подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования об эффективности воздействия разработанных нами психолого-педагогических условий формирования представлений у детей 6-7 лет о правилах поведения в обществе.



