Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 5-6 лет
эмоциональной отзывчивости
1.2 Характеристика педагогического сопровождения развития
у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства
Глава 2 Экспериментальная работа по организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной
отзывчивости
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости
на произведения изобразительного искусства
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет
эмоциональной отзывчивости
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе
Приложение Б Сводные результаты исследования на констатирующем этапе
Приложение В Картотека дидактических игр по развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства
Приложение Г Конспекты конференции с родителями «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми 5-6 лет»
Приложение Д Сводные результаты исследования на контрольном этапе
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, так как активность является непременной предпосылкой развития самостоятельности и инициативности. Возрастающее внимание современной науки и практики в сфере образования к вопросам развития у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью.
Актуальность темы определяется тем, что проблема развития у дошкольников эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства является одной из сложных и малоизученных в отечественной педагогике. Между тем, она имеет исключительно большое теоретическое и практическое значение. Без ее всестороннего исследования невозможна успешная разработка теории и практики художественного развития дошкольников, определение современных форм и методов их эстетического воспитания.
В условиях изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент ее творческого потенциала, ее ценностные и эмоциональные установки. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через потенциал изобразительного искусства становится необходимым залогом сохранения целостности личности на следующих возрастных этапах, залогом ее полноценного формирования в контексте будущего «жизненного пути». Это связано с осознанием того, что при условии раннего эстетического развития, создаются предпосылки для гармонического, целостного восприятия картины мира сквозь призму творческой реализации личности, а также способности к «сопереживанию» общественному благу, деятельному сочувствованию природе и человеку. Опыт детства становится основой нравственноэстетических взглядов личности (В.А. Сухомлинский).
Вопросы эстетического воспитания дошкольников в процессе их приобщения к изобразительному искусству освещены в трудах В.Л. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Л.В. Пантелеевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой.
Теория и методика эстетического развития дошкольника являются предметом исследований Е.М. Торшиловой. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного возраста в ходе ознакомления дошкольников со скульптурой рассматривалось А.А. Грибовской. Процесс ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства рассмотрен в работе Р.М. Чумичевой, Н.М. Зубаревой.
Однако развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на произведения искусства не становилось до настоящего времени предметом исследования. Поэтому практического материала для методического обеспечения развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на произведения искусства недостаточно.
Анализ и обобщение научно-методической и программнометодической литературы показывает, что проблема развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства является актуальной в аспекте эстетического воспитания подрастающего поколения и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет, эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, и недостаточно целенаправленным педагогическим сопровождением данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова роль педагогического сопровождения в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить содержание и организацию педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет
эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Предметом исследования: педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: мы предположили, что что специально организованное педагогическое сопровождение способствует развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства и включает в себя:
• организацию совместной деятельности детей и педагога по развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами, способствующими развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства;
• организацию мероприятий для педагогов и родителей, направленных на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
3. Разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
4. Оценить динамику уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Теоретико-методологическая основа исследования составили:
• теоретические положения о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.М. Якобсон);
• теоретические положения, обосновывающие развитие эмоциональной
отзывчивости у детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович А.В. Запорожец, Ф.К. Савина,
Г.И. Щукина);
• теоретические положения в области дошкольного эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина);
• концептуальные положения об организации социально
педагогического и методического сопровождения в системе образования (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, О.С. Газман,
И.В. Серебрякова).
Для решения обозначенных задач были использованы следующие
методы исследования:
• теоретические: анализ психологической, педагогической и научнометодической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки эмпирических данных: качественный и
количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 123» г. Нижний Новгород. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны направления педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы направления педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что заключается в том, что разработанные занятия по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства и методические разработки для родителей могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства является актуальной проблемой. Актуальность проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства все больше затрагивает интересы педагогов, родителей. Актуальность темы определяется тем, что проблема развития у дошкольников эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства является одной из сложных и малоизученных в отечественной педагогике. Между тем, она имеет исключительно большое теоретическое и практическое значение.
Анализ и обобщение научно-методической и программнометодической литературы показывает, что проблема развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства является актуальной в аспекте эстетического воспитания подрастающего поколения и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
В соответствии с целью и задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, основываясь на исследованиях Т.А. Куликовой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, были определены показатели и отобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Полученные данные диагностического исследования показали, что низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости был выявлен у 5 детей (25%), средний уровень развития эмоциональной отзывчивости был выявлен у 13 детей (65%), и высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости был выявлен у 2 детей (10%).
Полученные результаты позволили нам утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства и включает в себя:
• организацию совместной деятельности детей и педагога по развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами, способствующими развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства;
• организацию мероприятий для педагогов и родителей, направленных на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
Работа на формирующем эксперименте была организована по трем направлениям педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
В рамках первого направления мы организовали совместную деятельность детей и педагога по развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства. Мы организовали проведение с детьми цикла занятий по ознакомлению детей с произведениями различных жанров изобразительного искусства: пейзаж,
В рамках второго направления мы обогатили развивающую предметнопространственную среду группы материалами, способствующими развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства. Посредством взаимодействия с материалами дети знакомятся с основами живописи, скульптуры, архитектуры, графики, народноприкладным искусством. Дети учатся осознанно использовать элементарные знания о произведениях изобразительного искусства, выражать свои представления и свое отношение к представленным произведениям. У детей развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному размышлению, творчество.
В рамках третьего направления мы организовали мероприятия для педагогов и родителей, направленные на повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня развитию у детей эмоциональной отзывчивости:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 5%,
• количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%,
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Анисимов В. П. Эмоциональная отзывчивость как предмет компетенции арт-педагога // Педагогические науки. 2011. № 8. С.496-499.
2. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : Просвещение, 1989. 284 с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 2010. 573 с.
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М. : Академия, 2007. 272 с.
5. Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1998. 543 с.
6. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2006. 176 с.
7. Ильина С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Курск, 2009. 86 с.
8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 2005. 146 с
9. Комарова Т. С. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М. : Педагогическое общество России, 2000. 128с.
10. Косминской В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности М. : Просвещение, 2005. 253 с
11. Курносова С. А. Содержание воспитания эмоциональнонравственной отзывчивости у младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Том 2. С. 33-37.
12. Лебедева Ю. В. Развитие эмоциональной отзывчивости - как психолого-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 79-81.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный
ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/deyatelnost-soznanie-lichnost-read-
106576-1.html (дата обращения: 06.07.2021).
14. Маслова С. Г. Ознакомление с языком изобразительного искусства на примере натюрморта. Мы входим в мир прекрасного. СПб. : Питер, 2010. С.149-157
15. Пантелеев Т. Н. Декоративное искусство детям. М. : Просвещение 2006. 143 с