Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения педагогических условий развития у детей 6-7 лет связной речи 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
у детей 6-7 лет связной речи 9
1.2 Характеристика педагогических условий развития у детей
6-7 лет связной речи 19
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогических
условий развития у детей 6-7 лет связной речи 26
2.1 Определение уровня развития у детей 6-7 лет связной речи .. 26
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий развития у детей 6-7 лет связной речи 43
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 6-7 лет связной речи 52
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования
на констатирующем этапе 72
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования
на контрольном этапе 74
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой образования в дошкольном детстве является овладение дошкольниками связной речью. «В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут детьми к 6-7 годам, то этот - путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах» [10].
Одним из главных приобретений ребенка дошкольного возраста является овладение речью, которое играет огромную роль в его всестороннем развитии. В частности, в ходе развития речи решаются многие задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Овладение русским языком предполагает, прежде всего, развитие связной речи. Данный аспект речевого развития является одной из актуальных проблем дошкольного образования.
Таким образом, на современном этапе остро встает проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Поэтому реализация научно обоснованных технологий речевого развития детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях «будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе» [30].
«Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи» [5].
«В старшем дошкольном возрасте, по данным Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, возрастает речевая активность ребенка:
- запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями;
- учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова» [23].
«Проблема развития речи детей в дошкольном возрасте стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника дошкольной образовательной организации предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника. Одним из основных требований, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в дошкольной образовательной организации, является неумение ребенка выразить свою мысль словами и передать имеющиеся знания вербально. Фактически, личность, коммуникативно готовую к дальнейшей социализации, реально существующая система дошкольного образования не создает» [24].
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется педагогической целесообразностью разработки проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
«Изучением речевого аспекта коммуникаций занимались: Л.Г. Антонова, В.Е. Гольдин, Н.С. Жукова, С.А. Козлова, А.Н. Корнев, И.С. Лопухина, Г. Лямина, А.И. Максаков, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Л.Н. Морозова, Н.В. Новотворцева, Д.Э. Розенталь, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, У.В. Ульенкова, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко» [1].
В «исследованиях Ф.Г. Даскаловой, Н.Б. Михайловой, А.А. Павловой изучались конкретно вопросы диагностирования речевого развития дошкольников» [9].
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет связной речи и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития у детей 6-7 лет связной речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития у детей 6-7 лет связной речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по обоснованию и реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет связной речи.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет связной речи.
Предмет исследования: педагогические условия развития у детей 6-7 лет связной речи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие у детей 6-7 лет связной речи будет возможным при реализации следующих педагогических условий:
- обоснование использования технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста с учетом задач развития связной речи;
- организация поэтапной работы в рамках технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- развитие у детей осознанной речевой активности, умения отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания, на занятиях в контексте технологии речевого развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 6-7 лет связной речи.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет связной речи.
3. Разработать и апробировать содержание работы по обоснованию и реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет связной речи.
4. Определить динамику уровня развития у детей 6-7 лет связной речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения о структуре речевой деятельности, о взаимосвязи речи и мышления, речи и развития человека (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина);
- теоретические основы речевого развития дошкольников
(В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ школа № 1862, дошкольное отделение города Москва. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что в исследовании представлено содержание работы на каждом этапе технологии речевого развития с учетом задач развития связной речи детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по развитию у детей 6-7 лет связной речи на подготовительном, речеактивизирующем и лингвистическом этапах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет связной речи может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование), 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 16 таблиц и 1 рисунок. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Проблема развития речи детей в дошкольном возрасте стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника дошкольной образовательной организации предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется педагогической целесообразностью разработки проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня развития у детей 6-7 лет связной речи, основываясь на исследованиях И.В. Дубровиной, Б. Крафта, Г.Р. Шашкиной, Г.С. Швайко, были выделены показатели уровня развития у детей 6-7 лет связной речи. В соответствии с показателями были подобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития у детей 6-7 лет связной речи:
- низкий уровень развития связной речи был выявлен у 5 детей (25%) из экспериментальной группы и у 6 детей (30%) из контрольной группы;
- средний уровень развития связной речи был выявлен у 13 детей (65%) из экспериментальной группы и у 12 детей (60%) из контрольной группы;
- высокий уровень развития связной речи был выявлен у 2 детей (10%) из экспериментальной группы и у 2 детей (10%) из контрольной группы.
Полученные результаты позволили нам утверждать, что необходима специально организованная работа по созданию педагогических условий, способствующих повышению уровня развития у детей 6-7 лет связной речи.
Исходя из цели исследования и, учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать педагогические условия развития у детей 6-7 лет связной речи.
Мы предположили, что развитие у детей 6-7 лет связной речи будет возможным при реализации следующих педагогических условий:
- обоснование использования технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста с учетом задач развития связной речи;
- организация поэтапной работы в рамках технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- развитие у детей осознанной речевой активности, умения отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания, на занятиях в контексте технологии речевого развития.
Мы использовали технологию речевого развития, разработанную Е.Е. Шевцовой.
Работа по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет связной речи проводилась поэтапно.
Первый этап - подготовительный, на котором основываясь на особенностях мышления старшего дошкольника, у детей 6-7 лет происходило накопление и обогащение впечатлений по предложенным темам.
Второй этап - речеактивизирующий, был направлен на активацию у детей 6-7 лет речевых умений для оформления высказывания.
Третий этап - лингвистический, для него характерно было оформление детьми 6-7 лет будущего высказывания в соответствии с грамматикой родного языка и уточнением лексических средств.
Таким образом, вышеизложенные позиции технологии речевого развития детей 6-7 лет осуществлялись главным образом, в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий. В ходе реализации данной технологии было проведено 15 занятий.
По окончанию формирующей работы, исходя из цели и задач исследования, мы определили цель контрольного эксперимента: выявить уровень развития у детей 6-7 лет связной речи после проведения формирующего эксперимента.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня развития у детей 6-7 лет связной речи:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 15%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%;
- количество детей 6-7 лет с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Полученные результаты позволяют утверждать, что обоснованные и реализованные нами педагогические условия оказались целесообразными при организации работы по развитию у детей 6-7 лет связной речи:
- дети научились выстраивать смысловые звенья;
- использовать разнообразные лексические средства;
- составлять связный рассказ;
- подбирать слова близкие и противоположные по значению;
- правильно подбирать дополнительные характеристики и сложные по конструкции предложения;
- определять обобщающие слова.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по развитию у детей 6-7 лет связной речи, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1. Алексеева М. М. Развитие связной речи в дошкольном возрасте
[Электронный ресурс]. URL: https://www.academia-
moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_22738.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
2. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка. М. : Культурно-историческая психология, 2016. 43 с.
3. Бутон Ш. П. Развитие речи // Психолингвистика. 2005. № 4. С. 307-325.
4. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. Педагогика. 1978. 266 с.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Наука, 2004. 239 с.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Развитие речи, интеллекта и образного мышления. Пословицы и поговорки. М. : «АСТ», 2021. 64 с.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2014. 168 с.
8. Дубровина И. В. Готовность к школе. М. : Наука,. 1995. 222 с. М. : Академический Проект, 2001. 96 с
9. Карпова С. Н. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на- Дону, 1987. 306 с.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие
[Электронный ресурс]. URL: https://www.academia-
oscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20795.pdf(дата обращения: 21.02.2022).
11. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М. : Просвещение, 2016. 127 с.
12. Крафт Б. Реализация инструктивного диалога шестилетними дошкольниками // Психолингвистика. М. : Издательство АПН РСФСР, 1984. С. 260-282.
13. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М. : Слово, 2016. 248 с.
14. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников. М. : Альфа, 2002. 101 с.
15. Лихачев Б. Т. Педагогика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast (дата обращения: 15.01.2022).
16. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности // Психолингвистика. 1984. № 5. С. 241-259.
17. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. М. : Линка-Пресс : Обруч, 2015. 175 с.
18. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность : Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. М. : Педагогика, 2017. 245 c.
19. Немов Р. С. Психология. Книга II. М. : Просвещение, 1994. 562 с.
20. Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей [Электронный
ресурс]. URL: ttps://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/08b/fragment-
paramonova_vos.pdf (дата обращения: 23.04.2022).
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2020. 712 с.
22. Слобин, Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. 1994. № 5. С. 143-207.
23. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М. : Воронеж, 2012. 224 с.
24. Старовойтенко Е. Б. Определение речи в контексте философии жизни и языка // Мир психологии. 2003. № 2. С. 68-80.
25. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : ВЛАДОС, 2004. 288 с.
26. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. М. : Эксмо, 2015. 134 с.
27. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. СПб. : Детство-Пресс, 2011. 128 с.
28. Шадрина Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет : Методические рекомендации. М. : ТЦ «Сфера», 2012. 64 с.
29. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Электронный ресурс]. URL: https://bookree.org/reader?file=1346648 (дата обращения: 25.03.2022).
30. Шевцова Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет [Электронный ресурс]. URL: http://ds69.edu-ukhta.ru/media/docs/razvitie- rechi-detej-ot-1-do-7-let.pdf(дата обращения: 05.04.2022).
31. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М. : Просвещение, 2015. 340 с.