Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 9
1.1 Физкультурно-спортивная деятельность
регбийного клуба «Снаряд» 9
1.2 Травматизм и меры его профилактики 13
1.3 Особенности травм при занятиях регби 20
1.4 Основные виды травм игровиков и неотложная помощь 26
1.5 Физическая реабилитация при повреждениях конечностей 42
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 48
2.1 Задачи исследования 48
2.2 Методы исследования 48
2.3 Организация исследования 54
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 56
3.1 Организация занятий ЛФК c юношами-регбистами
после травм конечностей 56
3.2 Влияния занятий ЛФК на функциональное состояние
юношей-регбистов 59
3.3 Влияние занятий ЛФК на скоростно-силовые способности
юношей-регбистов 67
Заключение 70
Список используемой литературы 71
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Регби - физический вид спорта, это контактная командная игра, со значительной беговой и силовой нагрузками, требующий скоростной и силовой выносливости. Усиленная мышечная деятельность, связанная с единоборством и групповыми схватками, нанесение ударов по мячу, выполнение бросков, столкновения, удары и падения все это приводит к травмам опорно-двигательного аппарата спортсмена.
Основные причины травматизма регбистов, по мнению В.Ф. Башкирова это: «Организационно-методические ошибки - 5,7%; неудовлетворительное состояние спортивных площадок - 25,7%; неблагоприятные метеорологические условия - 17,1%; нарушение правил - 21,4%; технически неправильное применение приема - 20%, применение запрещенного приема - 5,7%; прочие причины - 2,9%» [4]. Кроме того, В.Ф. Башкиров отмечает, что: «К методическим ошибкам в первую очередь относится плохая разминка перед началом тренировочного занятия или соревнования, что, привело к травмам у 27,7% регбистов. Как правило, все эти травмы возникают в начале тренировки. В основной части тренировки наиболее часто - в 44,7% случаев травмы возникают из-за нарушения принципа постепенности, то есть резкого увеличения объема и интенсивности физических нагрузок, времени тренировки и сложности упражнений. Последнее в сочетании с нарастающим к концу тренировки утомлением создает травмоопасные ситуации. Травмы в конце тренировки отмечаются, по нашим данным, у 27,7% спортсменов».
К ошибкам организационного характера относятся неудовлетворительное состояние игровых площадок (например, неровное, «жесткое» поле), плохое качество спортивной обуви (например, длина шипов на бутсах не соответствует качеству покрытия поля, особенно в дождливую погоду).
Кроме того, в регби частыми причинами возникновения травм являются различные ошибки в технике исполнения специальных - финтов, захватов (свыше 70% всей патологии) и неспециальных (легкоатлетический бег, прыжки и т. п.) упражнений и приемов - около 30% всей патологии.
Технически неправильное выполнение упражнений (приемов) приводит к травмам более чем у 20% регбистов. Технико-тактические ошибки могут стать причиной возникновения травм в случае применения запрещенных приемов и при опасной игре [4], [5], [22], [27], [29], [43].
Психоэмоциональное состояние регбиста считается одним из основных причинных факторов травматизма. Так, более чем у 62% регбистов травмы возникли в состоянии расслабленности или чрезмерного возбуждения, что от-разилось на координации движений. Еще большее значение здесь приобретает умение спортсмена управлять своими эмоциями. Около 32% травмированных регбистов не имели желания ни тренироваться, ни выступать в соревнованиях, что свидетельствует о состоянии переутомления или перетренированности. У 57,5% спортсменов было выражено сильное и крайне сильное желание победить, сыграть как можно лучше. Все это приводит к излишней нервозности, суетливости, а это, в свою очередь, к столкновениям, жесткости и даже грубости и в результате - к травме [4], [5], [13], [22], [27], [29], [43].
Механизм возникновения травмы у регбистов неоднороден. Больше всего травм - 59,5% возникает в результате падения, ударов и столкновений, то есть при прямом механизме травмы. У трети регбистов отмечается непрямой механизм травмы, то есть некоординированное сгибание, разгибание или скручивание в суставе. В 4,2% случаев регистрируется комбинированный механизм травмы, то есть сочетание, например, удара и столкновения.
Таким образом, для регби, как наиболее травматичного вида спорта, характерны тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата, имеющие множественную локализацию. К ним относятся переломы и вывихи в суставах, составляющие 15,17% всей патологии. Переломы у регбистов в основном локализуются в области голени. Это переломы малоберцовой кости и лодыжек голеностопного сустава, а также переломы в области ключицы. Вывихи же локализуются, как правило, в области плечевого сустава [4], [5], [13], [18], [22], [27], [29], [43].
Учитывая распространенность и особенности травм у регбистов, необходимость проведения лечебных, восстановительных и организационных мероприятий, по возвращению пострадавшего в спортивную деятельность, тему работы мы сформулировали как: «Организация занятий юношей-регбистов после травм конечностей в условиях спортивного клуба».
Объект исследования - реабилитационно-восстановительная деятельность юных регбистов.
Предмет исследования - функциональная и скоростно-силовая подготовка юношей-регбистов в восстановительном периоде после травм конечностей.
Цель исследования - повышение эффективности физической реабилитации юношей-регбистов после травм конечностей.
Гипотеза исследования состоит в том, что если применять разработанную методику физической реабилитации, то это позволит восстановить функции поврежденных конечностей, функциональные возможности и физическую работоспособность юношей-регбистов и будет способствовать развитию у них скоростно-силовых качеств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить особенности физической реабилитации юношей, занимающихся регби после травм конечностей.
2) Разработать и апробировать методику по восстановлению функционального состояния юношей-регбистов и развитию у них скоростно-силовых качеств.
3) Оценить эффективность разработанной методики по нормализации функционального состояния юношей-регбистов 18-20 лет после травм конечностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили материалы изучения научно-исследовательской литературы и методик исследований, касающихся:
- травматизма спортсменов игровых видов спорта;
- вопросов, раскрывающих особенности развития травм у регбистов;
- анализа научно-методической литературы по вопросам физической реабилитации лиц получивших травмы конечностей;
- анализа специальной методической литературы по методике занятий лечебной физической культурой;
- анализа психологических и психофизических аспектов личности, получившего травму.
Базовыми для настоящего исследования явились также: литературные источники и материалы исследований, касающиеся организации физкультурно-спортивной деятельности регбийного клуба; особенности современного менеджмента в спортивно-оздоровительной работе; применение средств и методов адаптивной физической культуры в реабилитационно-оздоровительной работе; вопросы предупреждения возможных осложнений при занятиях лечебной физической культурой.
Методы исследования, использованные в работе: теоретические (анализ литературы), статистические и эмпирические (опрос, наблюдение, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования располагалась на стадионе Торпедо (город Тольятти, ул. Революционная, д. 80). В эксперименте приняло участие 20 юношей-регбистов 18-20 лет с травмами конечностей, разделенные на две группы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- проанализированы существующие проблемы у юношей 18-20 лет, возникающие при травмах конечностей;
- выявлены особенности развития скоростно-силовых качеств юных регбистов в период восстановления после травм конечностей;
- разработаны и экспериментально обоснованы эффективные средства и методы восстановления юных регбистов после спортивных травм конечностей.
Практическая значимость исследования состоит:
- в реализации примененной программы физической реабилитации юных регбистов после травм конечностей;
- в разработке и применении используемой в данной работе методики, позволяющей комплексно и индивидуально подойти к тренировкам повысить функциональные возможности спортсмена-регбиста и развить скоростно-силовых качества у них после травм конечностей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- личным участием автора в проведении исследования;
- разработкой методики применения средств ЛФК,
- апробацией и применением методики работы со спортсменами-регбистами после травм конечностей,
- наличием положительных результатов в физиолого-психологическом состоянии лиц, получивших травмы.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключалось в том, что автор принимал непосредственное участие в организации, планировании и проведении исследования. Ему принадлежит выбор и апробация методических подходов и методов исследования, обоснование и формулировка исходных научных гипотез, всесторонний анализ и обобщение научных исследований, формулировка выводов и положений, выносимых на защиту.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
«Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 2021 г);
«Студенческие Дни науки в ТГУ» (Тольятти, 2020 г).
На защиту выносятся:
1) Обоснованность применения специальной методики занятий ЛФК по восстановлению травмированных конечностей у юношей, занимающихся регби.
2) Эффективность использование программы по восстановлению функционального состояния юношей-регбистов и развитию у них скоростно-силовых качеств.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 13 рисунков, 10 таблиц, список использованной литературы (44 источника). Основной текст работы изложен на 74 страницах.
Травматизм в регби, вызывает необходимость правильной организации как профилактических, так и лечебно-реабилитационных мероприятий. Они включают в себя ЛФК, постизометрическую релаксацию, упражнения для поврежденной конечности в воде, механотерапию, бытовые манипуляции, массаж, упражнения с различными предметами. Проведенные реабилитационные мероприятия у юношей-регбистов позволили сформулировать следующие вы-воды:
1) Важнейшим элементом лечебно-реабилитационных мероприятий последствий травм в регби является их правильная организация.
2) Проведенные занятия по лечебной физической культуре и массажу улучшили функциональное состояние организма, показатели гонио-метрии, и совершенствовали скоростные и скоростно-силовые качества юношей-регбистов.
3) Нормализация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение показателей гониометрии плечевого, локтевого и лучезапястного суставов, повышение результатов бега на 30 метров, и количества отжиманий у юношей-регбистов - несомненный результат проведенной реабилитационной работы с юношами-регбистами.
4) Применение специально разработанной методики ЛФК у юношей- регбистов экспериментальной группы способствовало достоверному урежению ЧСС (р<0,01), снижению САД (р<0,05) и увеличению значений пробы Штанге (р<0,05) по отношению к лицам контрольной группы, что свидетельствует об эффективности проведенных занятий ЛФК.
1. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 687c.
2. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова. - 2-е изд.
- М.: Академический Проект, 2020. - 560с.
3. Бабушкин, Г.Д. Общая теория спорта: современные концепции подготовки спортсменов: учебник / Бабушкин Г.Д. - Саратов: Вузовское образование, 2020. - 294c.
4. Башкиров, В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 176с.
5. Белова, Л.В. Спортивная медицина: учебное пособие / Белова Л.В.
- Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. - 149c.
6. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. - 4-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2018. - 421с.
7. Власов, В. Н. Возрастная морфология: практикум по практическим занятиям для студентов факультета физической культуры и спорта / В. Н. Власов. - Тольятти, 2011. - 119с.
8. Власов, В.Н. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. Практикум: учебное пособие / В.Н. Власов. - 2-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 172с.
9. Глазина, Т.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / Т.А. Глазина М.И. Карбышева. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 124с.
10. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова; Художник А.Ю. Литвиненко. - М.: , 2018. - 712с
11. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие: учеб.-метод. пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - М. , 2015. - 288с.
12. Дёшин, Р.Г. Диагностика в клинической и спортивной медицине.: справочник / Р.Г. Дёшин. - М.:, 2016. - 140с.
13. Довжик, Л.М. Психология спортивной травмы: монография / Л.М. Довжик, К.А. Бочавер. - Москва: Издательство «Спорт», 2020. - 256c.
14. Древинг, Е.Ф. Травматология / Е.Ф. Древинг. - М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 2002. - 354с.
15. Дружинина, И.В. Математика для студентов медицинских колледжей: учебное пособие / И.В. Дружинина. - 2-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 188с.
16. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж: учеб. / В. А. Епифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528с.
17. Епифанов, В. А. Реабилитация в травматологии / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 336с.
18. Ериков, В. М. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья: учебное пособие / В. М. Ериков, А. А. Никулин, Т. В. Иванникова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петер-бург: Лань, 2020. - 192 с.
19. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник / М.Ф. Иваницкий. - М., 2018. - 624с.
20. Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия: учебное пособие / О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2010. - 280с.
21. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др.; Под ред. С. Н. По-пова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416с.
22. Маргазин, В.А. Руководство по спортивной медицине / В.А. Маргазин. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2012. - 487с.
23. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432с.
24. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие / Починкин А.В. - М.:Спорт, 2016. - 384 с.
25. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / С.Н. Бубка [и др.]. - М.: Издательство «Спорт», 2019.- 480c.
26. Миллер, Л.Л. Спортивная медицина: учебное пособие / Л.Л. Миллер. - М.: Человек, 2015. - 184с.
27. Налобина А.Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО / Налобина А.Н., Федорова Т.Н. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 507c.
28. Основы компьютерной обработки информации: Учебное пособие / Пушкарёва Т.П. - Красноярск.:СФУ, 2016. - 180с.
29. Ромашин, О. В. Некоторые неотложные состояния в практике спортивной медицины: учебное пособие / О. В. Ромашин, А. В. Смоленский, В. Ю. Преображенский; под редакцией К. В. Лядова. - 2-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 132с.
30. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник/ Солодков А.С., Сологуб Е.Б. - Москва: Издательство «Спорт», 2018. - 624c.
31. Солодовников, Ю.Л. Основы профилактики: учебное пособие / Ю.Л. Солодовников. - 4-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2020. - 292с.
32. Спортивная медицина. Справочник для врача и тренера: справочник / пер. с англ. Гнетовой А., Потанич Л., Прокопьевой М.. - М., 2013. - 328с.
33. Тулякова, О.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Исследование и оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Тулякова О.В. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 140c.
34. Тулякова, О.В. Комплексный контроль в физической культуре и спорте: учебное пособие / Тулякова О.В. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 106c.
35. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н. И. Федюкович. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 574с.
36. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта регби: приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. №1106.- Саратов: Вузовское образование, 2019. - 26c.
37. Черных, А. В. Лечебная физическая культура: учебное пособие / А. В. Черных. - Воронеж: ВГИФК. - Часть 1 - 2019.- 212с.
38. Шеланов, А.Б. Восстановительная медицина в спорте / Шеланов А.Б. - Ижевск, 2016. - 136 с.
39. Cooper, G. Essential physical medicine and rehabilitation. - Humana Press, 2006. - 368 p.
40. Cuccurullo, S.J. Physical medicine and rehabilitation, board review. - Demos Medical Publishing, 2004. - 912p.
41. DeLisa, J.A. et al. Physical medicine and rehabilitation: principles and practice. - Lippincott, 2014. - 2432 р.
42. Gulick, D. Screening notes: rehabilitation specialist’s pocket guide (Da¬vis notes). - FA Davis Company, 2006. - 213 р.
43. Jackson, R. Sport medicine. - Canada, 2006. - 369р.