Введение 3
1 Теоретические аспекты повышения эффективности использования ресурсов
предприятия 8
1.1 Понятие предприятия и эффективности использования его ресурсов 8
1.2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия 12
1.3 Методы оценки эффективности использования ресурсов предприятием 25
2 Анализ эффективности использования ресурсов АО «ТЯЖМАШ» 37
2.1 Общая характеристика деятельности АО «ТЯЖМАШ» 37
2.2 Анализ ресурсов АО «ТЯЖМАШ» и эффективности их использования . 47
3 Разработка мероприятий по эффективному использованию кадрового
потенциала АО «ТЯЖМАШ» 56
3.1 Выбор и обоснование направления совершенствования методов контроля
и оценки кадрового потенциала предприятия 56
3.2 Формирование мероприятий по оценке и эффективному использованию
кадрового потенциала АО «ТЯЖМАШ» 58
3.3 Оценка эффективности от внедрения предлагаемого мероприятия 60
Заключение 62
Список используемых источников 65
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В
В динамично изменяющихся условиях современной рыночной экономики основная цель любого предприятия и в целом, бизнеса, как самостоятельного, организационно-обособленного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, который производит и реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги, является получение прибыли. При этом, не зависимо от таких факторов предприятия как:
- форма собственности;
- отраслевая принадлежность;
- размер предприятия;
- местоположение;
- производственная структура;
- организационно-правовая форма;
- национальная принадлежность собственников предприятия,
должна быть обеспечена максимизация прибыли на единицу вложенного капитала или ресурсов при высоком качестве продукции, удовлетворенности потребителя и конкурентноспособность организации.
Потенциал предприятия - это совокупность всех видов имеющихся ресурсов. Эффективность использования ресурсов предприятия может и должна быть оценена, хотя это процесс достаточно сложный и весьма трудоёмкий. Основной проблемой здесь является разнообразие ресурсов используемых огромным количеством разнообразного вида предприятий и методов оценки эффективности их использования. Поэтому в практической деятельности организации возникают определенные трудности в оценке эффективности использования ресурсов предприятия.
Именно решение данных проблем делает актуальной тему исследования и выпускной квалификационной работы. Предприятие должно постоянно контролировать и повышать эффективность использования ресурсов для сохранения своих позиций и конкурентноспособности в условиях меняющейся рыночной ситуации. Такой подход позволяет предприятию осуществлять свою деятельность с минимальными затратами и максимальной прибылью в рамках обеспечения удовлетворенности потребителей и рынка в целом.
Актуальность работы обусловлена ростом конкуренции и необходимостью в развитии для каждого предприятия. Для этого необходимо максимально эффективно использовать все имеющиеся у предприятия ресурсы, а что бы это сделать, необходимо:
- имеющиеся ресурсы выделить;
- систематизировать;
- оценить текущую эффективность использования;
- для каждого вида ресурсов проработать возможность более
эффективного использования;
- выбрать наиболее целесообразное (в том числе и с экономической точки зрения) направление повышения эффективности.
Целью исследования является разработка раздела стандарта предприятия, позволяющего полноценного оценить имеющийся кадровый потенциал и повысить эффективность использования данного ресурса для анализируемого предприятия.
В соответствии с целью исследования в работе должны быть поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты повышения эффективности предприятия.
- Дать общую характеристику рассматриваемого предприятия АО «ТЯЖМАШ».
- Определить виды ресурсов и оценить эффективность их использования на АО «ТЯЖМАШ».
- Сделать выводы и разработать мероприятия по эффективному использованию потенциала АО «ТЯЖМАШ».
Объектом исследования выступает АО «ТЯЖМАШ» -одно из ведущих предприятий тяжелого машиностроения в России. Предметом исследования является эффективность использования ресурсов рассматриваемым предприятием.
При написании работы использовались учебная и периодическая литература по стратегическому менеджменту и маркетингу, статьи периодических изданий о деятельности подобных компаний на рынке, внутренняя документация предприятия, Интернет-источники.
Практическая значимость данной работы предполагает возможность использования ее результатов не только на анализируемом предприятии, но и в деятельности других предприятий машиностроительного комплекса.
Научная новизна проведенной работы заключается в:
- совершенствовании организационно-методических подходов к повышению эффективности использования ресурсов предприятия через повышение эффективности использования трудового потенциала коллектива предприятия - в следствие более эффективной работы сотрудников предприятия будет рациональнее и эффективнее использоваться весь имеющийся у предприятия потенциал;
- повышении эффективности использования кадрового потенциала предприятия не только в прямых изменениях количества сотрудников или степени их образования, но и в определении стандартом предприятия критериев оценки деятельности сотрудников, способствующей выявлению потенциала работников либо их несоответствия занимаемой должности.
Магистерская диссертация состоит из трех глав, каждая глава содержит подразделы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты повышения эффективности использования ресурсов предприятий, в том числе:
- Понятие предприятия и эффективности использования его ресурсов;
- Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия;
- Методы оценки эффективности использования ресурсов предприятием.
Во второй главе проводится анализ эффективности использования ресурсов АО «ТЯЖМАШ», приведены:
- Общая характеристика деятельности рассматриваемого предприятия АО «ТЯЖМАШ»;
- Анализ ресурсов АО «ТЯЖМАШ» и эффективности их использования.
По результатам анализа во второй главе сделаны выводы о незначительном снижении многих показателей рассматриваемого предприятия, что говорит о необходимости повышения эффективности деятельности предприятия. Так же определено, что имеющееся на предприятии оборудование используется эффективно и на данном этапе развития бизнеса возможно повысить эффективность использования имеющихся трудовых ресурсов.
Третья глава посвящена разработке мероприятий по эффективному использованию кадрового потенциала АО «ТЯЖМАШ». В подразделах третьей главы:
- Выбрано и обосновано направление совершенствования методов контроля и оценки кадрового потенциала предприятия;
- Сформированы мероприятия по оценке и эффективному использованию кадрового потенциала АО «ТЯЖМАШ»;
- Проведена оценка эффективности от внедрения предлагаемого мероприятия.
В заключение выполненной работы сделаны выводы о том, что разработанные предложения позволят своевременно оценить эффективность деятельности части кадрового состава предприятия, спрогнозировать уровень развития и подготовки специалистов структурных подразделений, что приведет неуклонно приведет к более рациональному и эффективному использованию всего потенциала предприятия. Так же, можно отметить, что предложенные в работе решения в 2020 году внедрены на предприятии и в ближайшее время станет возможным оценить фактические результаты изменений.
В условиях рыночной экономики перед каждой организацией открывается множество возможностей, реализуемых посредством эффективного использования собственного потенциала. Каждая кампания при этом, стремится использовать имеющиеся ресурсы более эффективно чем конкуренты. Необходимость постоянного внедрения новых мероприятий по повышению эффективности предприятия обусловлена жесткой конкуренцией и условиями рыночной экономики в целом.
Что касается отрасли тяжелого машиностроения, то не смотря на узкую специализацию, в большинстве случаев единичное производство, на рынке присутствует порядка 50 конкурирующих компаний - как российских, так и зарубежных.
Проведенный в работе анализ деятельности АО «ТЯЖМАШ» показал ее финансовую эффективность, что выражается как в росте абсолютных показателей (выручка, затраты и прибыль), так и в улучшении относительных результирующих показателей рентабельности. Анализ приведенных в данной работе показателей говорит о необходимости повышения эффективности использования организацией имеющегося у неё потенциала, во всех сферах деятельности.
Далее в работе был предложен способ оценки и повышения эффективности трудовой деятельности студентов Базовой кафедры ТЯЖМАШ на предприятии, результатом внедрения которого станет изменение нормативных документов, регламентирующих работу студентов, что дает повышение конкурентоспособности предприятия, так как выпускники Базовой кафедры Тяжмаш в большой степени формируют кадровый потенциал завода.
Введение предложенных изменений отразится на 11% действующих студентов Базовой кафедры ТЯЖМАШ, работающих на предприятии. В случае признания сотрудников некомпетентными, в соответствии с требованиями, внедряемыми в положение о деятельности студентов, и отчислении и увольнении несоответствующих сотрудников, возможная годовая экономия предприятия составит 336 000 рублей в год.
Таким образом, разработанные предложения позволят своевременно оценить эффективность части кадрового состава предприятия, спрогнозировать уровень развития и подготовки специалистов двух структурных подразделений, что отразится на эффективности использования трудового потенциала в целом.
Основным результатом внедрения систем оценки и обучения персонала, будущих руководителей неуклонно ведет к более рациональному и эффективному использованию всего потенциала предприятия в целом.
Таким образом, цель работы достигнута, заявленные задачи выполнены. Практическая значимость результатов работы заключается в успешном внедрении сформированного раздела стандарта предприятия в документы, регламентирующие деятельность АО «ТЯЖМАШ» для дальнейшего применения в работе структурных подразделений данного предприятия с высокой степенью их эффективности.
На данный момент структурные подразделения акционерного общества при работе со студентами Базовой кафедры АО «ТЯЖМАШ» используют методику оценки и обучения студентов. Стоит отметить, что работа по организации деятельности определенной группы кадрового состава предприятия стала более структурированной и в настоящее время поддается систематизации и полноценной оценке. Это позволяет руководству предприятия планировать развитие кадрового резерва в долгосрочной перспективе и более уверенно принимать решения о кадровых перестановках, ведущих к повышению эффективности всех имеющихся у предприятия ресурсов. Данные, полученные в результате оценки деятельности студентов Базовой кафедры, используются при проведении их ежегодной аттестации и ротации кадров, проводимой для студентов ежегодно по результатам собеседования с руководством.
Внедрение предлагаемого раздела в стандарт предприятия позволило объективно и в равной степени производить обучение и оценку деятельности начинающих специалистов во всех задействованных в данном процессе подразделения.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (в 2х частях) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. - 2007. - № 28.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят
Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федераций 26 декабря 2001 г.// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3 Алексунин, В. А. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] : Практикум / В. А. Алексунин, Е. В. Дубаневич, Е. Н. Скляр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 196 с.
4 Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст]/ Т. Амблер, пер. с англ., под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2016 - 400с.
5 Анурин, В.Р. Маркетинговые исследования потребительского рынка [Текст]/ В.Р. Анурин, И.В. Муромкина, Е.С. Евтушенко. - СПб.; Питер,
2015. - 376 с.
6 Армстронг, Г. Введение в маркетинг [Текст] 7-е издание. Учебное пособие / Гарри Армстронг, Филлип Котлер, пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2014.-640с.
7 Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. — М. : КНОРУС, 2012. — 672 с.
8 Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков [Текст]/ И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 2017.-416с.
9 Вакуров А. Конкурентные преимущества: гипноз верзус правда? /
Косалтинговый центр Паллада.// http://pallada-
center.ru/articles/cat3/article8.html
10 Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. Часть 2:. - М.: МИЭМП, 2010
11 Виды маркетинга // http: //kak-bog.ru/vidy-marketinga
12 Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика. Сер. Бакалавр. Академический курс - М.: Юрайт, 2016.
13 Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 115-127.
14 Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №1. - С.47-53.
15 Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия[Текст]/ В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - М.: Инфра-М, 2015. - 214 с.
16 Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности/ В.П. Грузинов. - М.: «Инфра - М», 2015 - 305с.
17 Дойль Питер Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3е издание/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2015. - 667 с.
18 Дурович, А.П. Макетинг в предпринимательской деятельности [Текст] / А.П. Дурович. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2013. - 464с.
19 Зайцева О.А. Основы менеджмента - М:Центр, 2012. - 312 с.
20 Зикрянь Е. Выбор каналов макетинговых коммуникаций // «Маркетинговые коммуникации», 2016 - № 5.
21 ИНТАЛЕВ. Технологии Вашего успеха.
http: //www.intal ev .ru/agregator/s sp/id_32976/
22 Интегрированные маркетинговые коммуникации/Архангельская И.Б., МезинаЛ.Г., Архангельская А.С. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М,2016. - 171 с.
23 Информационные системы маркетинга [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.my-market.ru/market 155.html
24 Использование аступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества. / Портал iTeam Технологии корпоративного управления.// http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2320/
25 Как организовать и оценить работу рекламного отдела
[электронный ресурс]. Режим доступа -
http://www.advertology.ru/article22553.htm.
26 Как превзойти конкурентов //Прогноз финансовых рисков
http: //bre.ru/risk/15556. html
27 Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ [Текст]/ А.И. Ковалев, В.В.Войленко. - М.: Центр экономики и макетинга, 2012. - 213 с.
28 Количественные методики SWOT—анализа. Источник —
http: //rea.ru>CDE/doc/3 5—3—1 —3—2—nim.doc
29 Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества / Школа бизнеса Альфа // http://alfaseminar.ru/konkurentosposobnost
30 КорниловаМ. Маркетинговый инструментарий. Принципы
работы маркетинга и его инструментария. http://www.p—
marketing.ru/publications/general--questions/marketing--instrument/marketing-- instruments
31 Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок/Пер, с англ. М.: ACT, 2012. - 516с.
32 Котлер, Ф. Основы маркетинга[Текст]/ Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, пер. с англ.-12-е европ.изд.- К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2016.-105с.
33 Котляров И. Комплекс интернет-маркетинга: новый подход // «Интернет-маркетинг», 2015 - № 6.
34 Крылов, И. В. Теория и практика рекламы в России [Текст] / И. В. Крылов. М.: Центр, 2014.
35 Кузьмин, В. Вопросы развития маркетинговых систем
[Электронный ресурс]/ В. Кузьмин. - режим доступа:http://www.my-
market.ru/market 162.html
36 Кузьмин, В. Совершенствование маркетинга в организациях
[Электронный ресурс]/ В. Кузьмин. - URL —http://www.my—
market.ru/market 154.html (дата обращения —17.09.2013)
37 Черненьков И.В. Повышение эффективности предприятий машиностроения// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, No6(2017) Ейрз://паикоуебеше.ги/РНР/91ЕУН617.рйГ(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
38 Ламбер Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. //
http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/
39 Ландау О. Стратегический план маркетинга. // Управленческий консалтингhttp: //www.piter—consult.ru/home/Articles/marketing—managment-- articles/strategic—marketing—plan.html
40 Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. http://fictionbook.ru/author/yuriyi_nikolaevich_lapiygin/strategicheskiyi_menedjment_uchebnoe_posobie/read_online.html?page=1
41 Лебедев О.Т., Филиппов Т.Ю. Основы маркетинга: Учеб. пособие / Под ред. О.Т.Лебедева. - 4-е изд. доп. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2012. - 221с.
42 Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга — СПб: Питер, 2016. — 320 с.
43 Маркетинг [Текст]/ под ред. Л.В. Бирюковой. - М.: Экономика, 2013. - 214 с.
44 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д--ра экон. наук, проф. Н.А. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2013. — 272 с.
45 Маркетинг: вкладывая, проверяй. Источник -
http://www.rusconsult.ru/cms-news.php?mode=view_ews&id=775
46 Маркетинговая оценка проекта (концепции)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultestate.ru/node/18
47 Маркетинговые исследования и информация
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.mbaplus .info/text/rynok/isled info
48 Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновац.подходы:Моногр./Христофоров А.В.,Христофорова И.В; под ред. Суглобова- М.: ИЦ РИОР,НИЦ ИНФРА-М,2015.-159 с.
49 Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных оссийских компаний [Текст]. - М.: «Экономика», 2013. - 237 с.
50 Маршанд, Доналд А. Мастерство: Менеджмент. - Источник -
http: //www.my-market.ru/market 149. html
51 Матюшкин В. Особенности коммуникаций в социальных медиа:
SMM, контент-маркетинг и сторителлинг // «Маркетинговые
коммуникации», 2016 - № 2.
52 Нестеов А.К. Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru-
http://odiplom.ru/lab/metodika-ocenki-effektivnosti-marketingovoi- deyatelnosti.html
53 Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере маркетинга // http://marketedst.ru/
54 Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по
маркетигу ваших товаров и услуг/ Ричард Отт, пер. с англ. - М.:
Информационно-издательский дом «Филинъ», 2012.-320с.
55 Петухов Д.В. Стратегический менеджмент. Часть 1. Учебный курс (учебно-методический комплекс). - М.: Центр ДТ МИЭМП, 2010.
56 Пилкингтон Э. Связи с общественностью во время кризиса // "Управление проектами и программами", 2016. - № 3.
57 Плетнева Л.А. Принципы формирования бюджета
коммуникационной кампании в социальной сфере// Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 3.
58 Пономарева А. М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: Учебное пособие / Пономарева А.М. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФА-М, 2016.
59 Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4. - С. 17- 18.
60 Разработка должностных инструкций/ Империя кадров -
http: //www.imperia.ru/ru/instruct/
61 Савтюгин А. Конкуентные пеимущества в стратегии компании./ Сайт о менеджменте качества //http://quality.eup.ru/MATERIALY2/konkur-pr.htm
62 Сиротинина А. Выбор наиболее эффективных маркетинговых инструментов и определение точек контакта с целевой аудиторией для нового кафе Buffet в Хабаровске // «Маркетинговые коммуникации», 2016 - № 2.
63 Система маркетинговой информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.msvuz.ru/mar-006.htm
64 Скриптунова Е. Изучение конкурентов и клиентов // Менеджмент сегодня. - 2013. - №2. - С.6-13.
65 Стратегический маркетинг для магистров: Учебник / Под общ.ред. О.Н. Жильцовой - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 354 с.
66 Стратегическое планирование: простые инструменты решения
сложных задач [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.improvement.ru/bibliot/decision/decision05.shtm
67 Суханова И.М., Скриптунова Е.А. Комплексная оценка менеджеров по продажам по количественным и качественным показателям // Управление сбытом. - №6. - 2014. - с. 7-12.
68 Armstrong, M. Handbook of Human Resource Management. 12-th Edition. 2011.
69 Hidi S., Harackiewicz J.M. Motivating the corporatelly unmotivated: A critical issue for the 21st century // Review of Educational Research, №70(2), 2013, p. 151-179.
70 Irvin Derek. The Role of Tangible vs. Intangible Rewards in Strategic Recognition. -CoM, MIT, 2010.
71 Shahnawaz Saqib. Impact of Tangible and Intangible Rewardson Organizational Commitment: Evidence from the Textile Sector of Pakistan // American Journal of Industrial and Business Management №5, 2015, p. 138-147.
72 Mosca M., Pastore F. Wage effects of recruitment methods // IZA Working Paper, 2008.