Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 11
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 11
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции
эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 28
2.1 Выявление уровня развития эмоционально-личностной сферы у
детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 28
2.2 Реализация психолого-педагогических условий коррекции
эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 56
2.3 Выявление динамики развития эмоционально - личностной сферы
детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 75
Выводы по второй главе 88
Заключение 93
Список используемой литературы 90
Приложение 97
Развитие эмоционально-личностной сферы ребёнка с диагнозом детский церебральный паралич на сегодняшний день является важной проблемой образовательной практики. Социальная адаптация детей с заболеванием детский церебральный паралич крайне сложна и долговременна, так как любая адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся внешним социальным условиям. Поэтому центральной задачей всех специалистов, работающих с детьми данной категории, является скоординированная и грамотно построенная коррекционная работа.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с врождённой двигательной патологией, является одной из важнейших задач не только системы специального образования, но и современного общества. Одним из наиболее тяжёлых заболеваний является детский церебральный паралич, который характеризуется комплексом нарушений (двигательные, речевые расстройства, нарушение зрения и познавательной деятельности и т. д.).
Детский сад в современном формате это место, где ребёнку с детским церебральным параличом создаются психолого-педагогические условия для развития социальных навыков поведения, развития познавательных процессов. Ребёнок входит в мир социального взаимодействия и может иметь на основании полученного опыта некоторые навыки социального поведения.
В связи с этим разработка новых методов и форм работы с детьми с детским церебральным параличом является непростой, но актуальной задачей.
Основываясь на опыте предыдущих лет можно отметить, что психолого - педагогическая коррекция эмоционально - личностной сферы занимает значительное место в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Исходя из опыта коллег, а также последних исследований поиск новых подходов, методов и технологий психокоррекционного воздействия для таких детей не прекращается.
Актуальной проблемой для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом детский церебральный паралич остаётся создание психолого - педагогических условий коррекционного воздействия в рамках дошкольной образовательной организации, главной задачей, которой является оптимизация эмоционально - личностного развития.
Для более полного понимания проблемы необходимо изучение особенностей эмоциональной и личностной сферы детей с детским церебральным параличом. На основании полученных результатов необходимо разработать и реализовать коррекционно - развивающую программу, направленную на смягчение негативных особенностей эмоционального развития детей с детским церебральным параличом.
В своей работе по осуществлению коррекционного направления, основной упор делается на диагностику развития эмоционально - личностной сферы, особенностей поведения и тяжести дефекта детей с детским церебральным параличом.
При разработке ряда мероприятий по коррекции эмоционально - личностной сферы детей, необходимо помнить, что спектр эмоциональных нарушений у детей с различными формами паралича чрезвычайно широк. Это могут быть неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, а также довольно часто наблюдаемые эмоциональные расстройства в связи с повышенной истощаемостью нервной системы, которые проявляются в виде страхов и перепадов настроения.
Аномальное развитие личности при церебральных параличах наиболее часто отмечается задержкой развития по типу психического инфантилизма. Отрицательное влияние на развитие личности ребёнка оказывает искажённое воспитание его личности, неадекватные родительские установки и неблагоприятные стили воспитания, этот широкий спектр проблем приводит к социальной и психической деривации.
Особенности эмоционально-личностной сферы негативно отражаются на адаптивных возможностях детей, нарушаются межличностные отношения, приводящие к сложностям в общении и контактам с окружающими, затрудняется общее развитие и т.д. Даже при легкой степени выраженности проявлений церебрального паралича эмоциональные нарушения значительно затрудняют знакомство с окружающим миром, а при тяжелых - социальная адаптация ребенка крайне затруднена.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта позволил выявить существующие противоречия между:
- назревшей социальной необходимостью в решении проблемы коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7лет с детским церебральным параличом и недостаточной разработанностью данного направления;
- потребностью дошкольных учреждений в научно-методическом обеспечении для реализации задач коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7лет с детским церебральным параличом и недостаточностью необходимых психолого-педагогических условий.
Таким образом, перед нами встает проблема: каковы психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом?
Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7-лет с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: коррекция эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом возможна при следующих психолого-педагогических условиях:
- организации работы с педагогами и родителями по проблеме коррекции эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с данной категорией детей;
- включение педагогами и узкими специалистами в воспитательно-образовательный процесс приемов, направленных на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом;
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на интересы и возможности ребёнка, способствующей коррекции эмоционально - личностной сферы у детей 5-7 лет с детским церебральным параличам.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психологических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс коррекции эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- отечественные концепции развития психики в онтогенез (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Обухова, Д.Б. Эльконин);
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова);
- положения о психических состояниях личности и их влияния на ее психическое здоровье, и поведение (М.И. Буянов, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан)
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 26 Имени Героя Советского Союза В.И. Жилина» структурное подразделение детский сад Тополёк г.о. Тольятти.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 г.). Анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Изучение опыта работы педагогов ДОО по коррекции эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2016 - 2017 г.). Разработка, апробация и корректировка содержания, форм, методов коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом; обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно - обобщающий (2017г.). Анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом, заключающихся в организации работы с педагогами и родителями по проблеме по коррекции эмоционально - личностной сферы детей с детским церебральным параличом и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с данной категорией детей; включение педагогами и узкими специалистами в воспитательно-образовательный процесс приемов направленных на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом; построение развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на интересы и возможности ребёнка, способствующей коррекции эмоционально-личностной сферы у детей 5-7 лет с детским церебральным параличам.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Практическая значимость: разработанные психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом могут быть внедрены в практику работы психологов общеобразовательных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы родителями.
Достоверность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих целям, задачам, объекту и логике исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных; репрезентативностью выборок испытуемых; личным участием автора на всех этапах исследования и их положительной оценкой практическими работниками.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения; заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии; научно-методическом семинаре гуманитарно-педагогического института; научно-практических конференциях городского уровня. Материалы исследования отражены в публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом определяется нами как процесс полного или частичного исправления, смягчение недостатков в развитии ребёнка, с целью соответствия личности ребёнка запросам общества.
2. Процесс коррекции эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: организация работы с педагогами и родителями по проблеме по коррекции эмоционально - личностной сферы детей с детским церебральным параличом и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с данной категорией детей; включение педагогами и узкими специалистами в воспитательно-образовательный процесс приемов направленных на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом; построение развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на интересы и возможности ребёнка, способствующей коррекции эмоционально - личностной сферы у детей 5-7 лет с детским церебральным параличам.
3. Показатели и уровни эмоционально-личностной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом характеризуются: представлениями детей об эмоциях и собственном поведении; наличием эмоциональных реакций (тревожность, агрессия, неуверенность в себе); наличием поведенческих реакций (высокий мышечный тонус, напряжение).
Структура магистерской диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и 3 приложения. Текст иллюстрируют 17 таблицы и 8 рисунков.
Развитие эмоционально-личностной сферы у детей 5-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич протекает неоднозначно. Особенности развития этой категории детей сопряжено с различными трудностями, как в движении, так и в развитии психических процессов.
Эмоции, как мотивационная система, являются причиной или фактором успешности общения детей с заболеванием детский церебральный паралич со взрослыми и детьми. Эмоциональная успешность дошкольника в наиболее яркой степени, определяется его развитием эмоциональной и личностной сферы. Ребенок 5-7 летнего возраста ощущает потребность во взаимодействии с окружающими, стремится к общению и сотрудничеству с семьёй и близкими людьми. Если общение детей складывается успешно, то и положительные эмоции дошкольники будут испытывать. При негативном отношении со стороны ребенок испытывает отрицательные, неустойчивые эмоции.
Эмоционально-личностное развитие детей 5-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич оказывают влияние и составляют собственный опыт, который оказывает влияние на переживания, проявляющиеся впоследствии при общении с людьми. Негативный отпечаток или опыт позволяет возникать при отрицательных эмоциях в эмоциональном предвосхищении общения, что мешает поиску нужных способов общения, а неудачи в развитии эмоционально-личностной сфере вызывают отрицательные состояния.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что коррекция эмоционально-личностной сферы детей 5-7-лет с детским церебральным параличом возможна при следующих психолого-педагогических условиях если:
- организовать работу с педагогами и родителями по проблеме по коррекции эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом и обучение их психологическим и педагогическим приемам взаимодействия с данной категорией детей;
- включить с педагогами и узкими специалистами в воспитательно-образовательный процесс приемов направленных на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, ориентированную на интересы и возможности ребёнка, способствующей коррекции эмоционально-личностной сферы у детей 5-7 лет с детским церебральным параличам.
Работа по развитию эмоционально-личностной сферы включала в себя два этапа: подготовительный, основной.
В рамках подготовительного этапа были реализованы такие направления работы как обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада; разработка и реализация содержания работы по эмоционально-личностному развитию детей 5-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, создание комплекса игр и упражнений для детей 5-7 лет с детским церебральным параличом, направленных на развитие их эмоционально-личностной сферы; обучение воспитателей игровым приемам развития эмоционально-личностной сферы у детей 5-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич.
Анализ экспериментальной работы показал, что оптимизация развития эмоционально-личностной сферы детей приводит к оптимизации эмоциональных состояний у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом. В целом проведенный эксперимент подтверждает правомерность гипотезы исследования.
1. Концепция государственного стандарта общего образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс], -
http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru
2. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) [Электронный ресурс], -http://stmshkola2.edusite.ru
3. Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] / В.П. Анисимова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. Ч 3. - С. 496-499.
4. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников: Пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / О.В. Белановская. - Мн. : Выш. шк., 2004. - 102 с.
5. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов [Текст] / М.П. Битянова. - М. : МГНПУ, 2006. - 96 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
7. Вершинина, Л.В. Методические подходы к организации эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л.В. Вершинина, М.Б.Липатова, С.Г. Сиротская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2003. - № 2. - С. 33-39.
8. Виноградова, Е.В. Об использовании проективных методик для изучения особенностей межличностных отношений в детских домах семейного типа [Текст] / Е.В. Виноградова // Социальная психология и общество. - 2011. - № 3. - С. 114-125.
9. Дорофеева, Л.Е. Онтогенетические особенности рефлексивного развития [Текст] / Л.Е. Дорофеева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педа С. 228-238.
10. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В.Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
11. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.: учеб.-метод. пособие : в 2 ч. [Текст] / Н.С. Ежкова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с.
12. Закрепина, А.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11.- С. 72-80.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 384 с.
14. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении : Учеб. Пособие [Текст] / Н.В. Иванова. - Череповец : ЧГУ, 2002. - 150 с.
15. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
16. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей [Текст] / М.В. Ипполитова. - М., 1980.- 230 с.
17. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. книга для родителей. М.: Просвещение, 1993.
18. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст]: практикум по психодиагностике / Р.Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2003. - 144 с.
19. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских
церебральных параличах [Текст] / Э.С. Калижнюк. - Киев, 1987. — 269 с.
20. Козлова, Е.В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников [Текст] / Е.В. Козлова, А.В. Востер // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7. - С. 178-182.
21. Кроткова, А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А.В. Кроткова. - М. : Творческий центр «Сфера», 2007. - 144 с.
22. Кошелева, А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе [Текст] / А.Д.Кошелева // Хрестоматия по детской психологии. - М. : Институт практической психологии, 1996. - С. 228-237.
23. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. - М. : Книголюб, 2008. -176 с.
24. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М., 2001. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений . - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
25. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А.Р. Лурия. Изд. 3 - М., 2000
26. Мастюкова, Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами [Текст] / Е.М. Мастюкова //. Дефектология, - 1973. - № 6 - С. 24
27. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. //Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
28. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции [Текст] / И.И. Мамайчук. СПб.: Издательство СпбГУ, 2000. - 168 с.
29. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О.А. Орехова. - СПб. : Речь, 2002. - 112 с.
30. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей [Текст] / М.А. Панфилова. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2002. - 160 с.
31. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП [Текст] / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 160 с.
32. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
33. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст] / Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с: ил. - (Коррекционная педагогика).
34. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2005. - 304 с.
35. Darling, R.B. 1988. Parental entrepreneurship: А consumerist dominance. Journal of Social Issues, 44, 141 -158.
36. Figley, C.R., & McCubbin, N.I. 1983. Stress and the family: Vol. 2. Coping with catastrophe, New York: Brunner/ Mazel.
37. Hobbs, N., Perrin, A., & Ireys, S. 1986. Chronically ill children and their families. San Francisco: Jossey-Bass.
38. Holden, R. H. 1972. Prediction of mental retardation in infancy. Mental Retardation, 10, 28-30.
39. Holroyd, J. 1974. The questionnaire on resources and stress: An instrument to measure family response to a handicapped member. Journal of Community Psychology, 2, 92-94.
40. Klein, S. D. 1994. The challenge of communication with parents. In R. B. Darling & M. I. Peter (Eds.), Families, physicians, and children with special health needs: Collaborative medical education models, pp. 51-74. Westport, CT: Greenwood.