Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические аспекты развития музыкального слуха у младших школьников на уроках сольфеджио (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)

Работа №104450

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы36
Год сдачи2021
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «музыкальный слух» 6
2. Анализ теории и практики развития музыкального слуха у младших школьников в отечественном музыкальном образовании 16
3. Психолого-педагогические особенности развития музыкального слуха у младших школьников ДМШ на уроках сольфеджио 28
Заключение 37
Список литературы 39

Цель исследования – теоретически обосновать процесс развития музыкального слуха у младших школьников на уроках сольфеджио.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что индивидуальный процесс развития музыкального слуха на уроках сольфеджио будет более эффективным, если:
1. Будет рассмотрена сущностно-содержательная характеристика понятия «музыкальный слух»;
2. Будет проанализирована теория и практика развития музыкального слуха у младших школьников отечественном музыкальном образовании;
3. Если будут рассмотрены психолого-педагогические особенности развития музыкального слуха у младших школьников ДМШ на уроках сольфеджио.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:
– дать сущностно-содержательную характеристику понятия «музыкальный слух»;
– провести анализ теории и практики развития музыкального слуха у младших школьников в отечественном музыкальном образовании;
– рассмотреть психолого-педагогические особенности развития музыкального слуха у младших школьников на уроках сольфеджио.
Методологическую основу исследования составили концепции музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского; различные аспекты теории развития музыкального слуха рассматриваются в трудах музыковедов (А. П. Агажанов, А. Антонюк, А. А. Варламова, Л. В. Семченко, К. Орфа, Э. Жак-Далькроза и др.); труды философов, психологов (А. Ф. Лосевой, А. С. Клюева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Петрушина, Б. М, Теплова).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы:
теоретические методы исследования – методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем теоретически углублены представления о развитии музыкального слуха, определены особенности развития музыкального слуха у детей младшего школьного возраста на занятиях сольфеджо.
Практическая значимость исследования. Материалы курсовой работы могут быть использованы в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, развитие музыкального слуха младших школьников на уроках сольфеджио в ДМШ представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогического управления с активной музыкально-творческой деятельностью школьников, основанное на решении различных по содержанию и степени сложности задач по восприятию, пению, сольфеджированию и анализу музыкального материала с учётом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся; последовательном переходе от репродуктивных к творческим заданиям. Проникновение в диалектику связей формы и содержания музыкального произведения порождает новый художественный смысл, личностно значимый для данного человека, способствует развитию музыкального слуха.
Параллельно с пением попевок интервалы определяются на слух. Как подготовительные упражнения рекомендуем определять количество голосов в песнях и несложных инструментальных произведениях, количество звуков одновременно взятых на фортепиано, показ двумя руками движения двух звуков. Ученикам младшего возраста лучше слушать с закрытыми глазами, показывая количество звуков на пальцах.
Определение интервалов на слух необходимо начинать с ощущения консонанса и диссонанса, с сопоставления секунд и терций, квинт и октав.
Усвоение интервалов прежде всего связано с тональностью. Ученики должны четко представлять, что в ладу каждый интервал имеет свою функцию, которая обознается ступенями, входящими в его состав, т.е. в этом случае интервал рассматривается как соотношение двух звуков – ступеней гаммы. Получив задание проинтонировать те или другие ступени гаммы, ученик должен определить интервал между ними, и наоборот, при интонировании интервала определяется по слуху звучание ступеней, образующих необходимый интервал, который при дальнейшем интонировании допевается до тоники (на позднем этапе - разрешается).
Одно из самых важных мест в первоначальном обучении на уроках сольфеджио занимает развитие музыкального слуха, так как музыкальный слух необходим для всех видов музыкальной работы. Музыкальный слух развивается в тесном взаимодействии со всеми другими способностями. В самом музыкальном слухе нужно равномерно и единовременно развивать все его стороны. Развитие слуха не отделяется от всего процесса музыкального воспитания ребенка. Музыкальный слух развивается и при разучивании песни, и при слушании музыки, и на занятиях музыкальной грамотой. Однако, для того, чтобы музыкальный слух развивался быстрее и успешнее, в общем процессе музыкальных занятий его развитию нужно уделять специальное внимание.



1. Агажанов А. П. Воспитание музыкального слуха. – М.: Музыка, 1977. – 81 с.
2. Алексеева Л. Н. Игровое сольфеджио для малышей. – М.: Музыка, 2004. – 60 с.
3. Алексеева Л. Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып. 4 / Сб. науч. трудов, сост. Л. Н. Логинова. – М., 1999. – С. 86-96.
4. Андреева М. От примы до октавы. Сборник мелодий для пения и разбора на уроках сольфеджио. Часть 1 – З. М. «Кифара». 1986. – 114 с.
5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издательство: Л.: Музыка, 1973 (2-е издание). – 144 с.
6. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М.: Кифара, 2006. – 80 с.
7. Барабошкина А. В. Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе. – Москва, 1964. – 44 с.
8. Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). – М., 2000. – 101 с.
9. Варламова А. А., Семченко Л. В. Сольфеджио. 1 класс. – М.: Владос, 2008. – 144 с.
10. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха. – М.-Л., 1948. – 85 с.
11. Гейнрихс И. П. Музыкальный слух и его развитие. – М.: Музыка, 1978. – 82 с.
12. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки: пер. с нем. (изд. 3-е). М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 592 с.
13. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – 193 с.
14. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986. – 160 с.
15. Ежова Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио: дис. канд. пед. наук. – М., 2007. – 193 с.
16. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. – М., 2004. – 176 с.
17. Карасёва, М. В. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., 1999 (2-е изд. 2002). – 416 с.
18. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
19. Кирюшин В. В. Воспитание музыкального слуха. – М.: Музыка, 1977.
20. Костырева Г. П. Творческий процесс как метод активизации развития музыкальных способностей младших школьников.– изд. Академия, 2008.
21. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 281 с.
22. Кузнецов В. В. К вопросу воспитания музыкального слуха [Текст]. – 5 с.
23. Кушнарёв Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. – Л.: Музгиз, 1958. – 626 с.
24. Майкапар С. М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. – М.: Музыка, 2013. – 250 с.
25. Мальцева Е. А. Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1. – М., 1974.
26. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993. – 262 с.
27. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 197 с.
28. Островский А., Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970. – 296 с.
29. Оськина. С. Е., Внутренний музыкальный слух. – М, 1977.
30. Оськина С. Е., Парнес Д. Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ, 2005. – 78 с.
31. Первозванская Т. Е. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник для 1 класса. – Санкт-Петербург : Композитор, 2004. – 80 с.
32. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. – М. : Академический Проект; Трикста, 2008. – 400 с.
33. Рева В. П. Системы музыкального воспитания: Учебно-методические материалы в двух частях. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – Ч. 1. – 72 с.
34. Серединская В. А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. – М., 1962. – 92 с.
35. Старчеус М. С., Слух музыканта. – М.: Моск. Гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. – 639 с.
36. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст]: монография / К. В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
37. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л., 1947. – 336 с.
38. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 384 с.
39. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального слуха. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 207 с.
40. Шатковский Г. И., Развитие музыкального слуха. – М. Амрита, 2010. – 208 с.


СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Антонюк А. Полифонический слух: сущность и методы развития [Электронный ресурс]: http://www.rusnauka.com/15_NNM_2014/MusicaAndLife/1_170514.doc.htm
2. Ветошкина Г. Игровое сольфеджио. Ритмо-интонационное домино. – Нижний Новгород, 2009. – 6 с. [Электронный ресурс]: http://www.musnotes.com/articles/386/
3. Канайкина А. В. Формирование у детей музыкального слуха. КГКП «Школа исскуств №1» г. Караганды, Казахстан. [Электронный ресурс]: http://www.rusnauka.com/47_NIO_2015/MusicaAndLife/1_206151.doc.htm

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ