Работа сделана на примере сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССА 4
§ 1.1. Понятие стресса 4
§ 1.2. Виды стресса 8
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССА СОТРУДНИКОВ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 13
§ 2.1. Стрессогенные факторы в деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 13
§ 2.2. Методы управления профессиональными стрессами в деятельности сотрудников МЧС 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Актуальность темы. В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Несомненно, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, реакций и приводит к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.
Стресс стал типичным явлением, сопутствующее человеку в созданных им самим условиях жизни. В состоянии стресса существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации. Существенное влияние стресс оказывает и на эффективность профессиональной деятельности человека. Выявление влияния стрессов на эффективность деятельности организации обуславливает актуальность темы исследования
В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Цель исследования – изучить сущность понятия стресс.
Теоретико-методологической основой исследования послужили исследования: Аракелова Г.Г., Волкова И.А., Ганзина В.А., Губачева Ю.М., Кабушкина Н.И. и др.
Один из более популярных в наше время типов аффектов считается стресс. Он представляет собой состояние мощного и продолжительного эмоционального напряжения, возникающего у человека, когда его нервная система приобретает психологическую перегрузку. Стресс нарушает трудовую деятельность человека, срывает нормальное развитие его поведения. Стрессы, в особенности, если они нередки и длительны, проявляют негативное воздействие не только на психологическое состояние, но также и на физическое состояние здоровья человека
Стресс не всегда отрицательно влияет на индивида и на организацию в целом. Еще Ганс Селье писал о том, что стресса не следует избегать, ибо он – «аромат и вкус жизни». Со стрессом не нужно бороться, его нужно преодолевать, либо научиться гибко на него реагировать. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Тем не менее он является наиболее серьезной и важной проблемой в сфере организационного поведения.
Профессия спасателя достаточно специфична, потому что имеет такие особенности, как: повышенный уровень опасности, а также высокая степень рисков получения травм различной степени, возникновение стрессовых, неопределенных ситуаций, а также необходимость находить правильное решение в достаточно короткие сроки при условии ограниченного пространства. В связи с этим профессиональные навыки спасателя должны быть развиты очень хорошо.
Существуют факторы, которые прямым образом воздействуют на стрессоустойчивость: получение опыта в период раннего детства, а также врожденные особенности; особенности личности; определенные установки человека, которые зародились в детстве; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего).
Проводимое исследование показало, что наиболее острой проблемой профессионального стресса, является проблема внутриорганизационного характера. Это связанно с взаимоотношением с руководителями, подчинёнными, коллегами, с использованием старого оборудования, с недостатком финансовых средств и пр.
В качестве рекомендации для восстановления после воздействия стрессовой ситуации следует применять психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, хорошее общение; медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых, сон; фармакологические средства: препараты женьшеня, золотого корня, витамины, минеральные вещества, зеленый чай, а также и специальные приемы снятия стрессов (аутотренинг, медитация, дыхательные упражнения, мышечная релаксация).
1. Даев, Е.В. О «стрессе», … или о двух ошибках Ганса Селье, завоевавших мир / Е.В. Даев. - Текст: непосредственный // Экологическая генетика. - 2019. - №4. - С.103-111.
2. Диагностика, профилактика и корреляция стрессовых расстройств среди сотрудников противопожарной службы МЧС России. - М.: ВНИИПО, 2014. — С.137.
3. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности. Принцип системности в психологических исследованиях. - М.: Аспект-пресс, 2015. - С 52.
4. Куликова, Е.А. Стрессы в профессиональной деятельности: причины возникновения и пути преодоления // Концепт. - 2019. - №10. - С.2.
5. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. - М., 2015. – С. 124.
6. Леонова, А.Б., Артамонова Л.Н. Организационный стресс как системный феномен: трехуровневая модель анализа в эмпирических исследованиях / А.Б. Леонова. – Текст: непосредственный // Психология психических состояний: теория и практика: материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф., Казанский государственный университет, 13-15 ноября 2008 г. Ч. I. Казань: Новое знание, 2008. - С.567.
7. Полякова О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / под ред. А. С. Батуева. – СПб.: Речь, 2008. - С.36.
8. Пронюшкина, Т. Г., Назарова, И. Н. Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов / Т.Г.Пронюшкина, И.Н.Назарова. - Текст: непосредственный // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 8 (16). - С.73.
9. Рогозян, А.Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности / А.Б. Рогозин. – Текст: непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. - Вып. 1. - С. 139.
10. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко / А.Л. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - ISBN 978-5-9270-0218-4. - С.67.
11. Физиология стресса: учебно-методическое пособие / сост. Ш.В. Куулар, У.В. Доржу, С.К. Сарыг. – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. – 89 с.
12. Фонталова, Н. С. Стресс в профессиональной деятельности и его психологические последствия / Н.С.Фонталова. – Текст: непосредственный // Известия ИГЭА. - 2013. - № 3 (77). - С.179.