Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства в реализации программ 8
1.1 Сущность и признаки целевых программ 8
1.2. Виды государственных целевых программ 19
1.3 Понятие государственно-частного партнерства 22
Глава 2. Реализация социальных программ в Департаменте образования города Севастополь 31
2.1 Анализ развития государственно-частного партнерства в городе Севастополь в социальной сфере 31
2.2 Анализ реализации государственных целевых программ в городе Севастополь 33
2.3 Деятельность Департамента образования города Севастополь в области социальных программ 51
Глава 3. Перспективы развития государственно-частного партнерства в социальной сфере в Российской Федерации 66
3.1 Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в социальной сфере и возможности его применения в Российской Федерации 66
3.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в образовании в г. Севастополь 73
Заключение 82
Список используемой литературы 89
Приложение А Список федеральных целевых программ г. Севастополь в 2018 г. ... 98
Приложение Б Форма заявки 100
Приложение В Основная заявка на участие в региональной военно-патриотической спортивной игре «Рубеж» в 2018-2019 уч. году 101
Актуальность исследования. Государственно-частное партнерство как совокупность форм средне - и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях и как инструмент финансирования и реализации перспективных национальных проектов зародилось достаточно давно. В последние годы в связи с усложнением социально-экономической жизни и возникшими трудностями выполнения государством общественно значимых функций роль и значение государственно-частного партнерства существенно возросли. В странах с развитой рыночной экономикой различные типы государственно-частных партнерств, создаваемые в силу разных причин, покрывают широкий круг рыночных сегментов и отражают разного рода потребности государства в услугах инфраструктуры. Государственно-частное партнерство может и должно стать мощным стимулом для развития инфраструктуры, реализации масштабных социально-значимых проектов, эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, направленной на стимулирование устойчивого роста экономики страны.
Государственно-частное партнерство является альтернативой приватизационным процессам, в следствии которых полное управление и права собственности на государственное имущество переходят в частный сектор.
Стоит отметить, что оно также является альтернативой, широко распространенным формам государственной собственности предприятий, таких как казенные учреждения, бюджетные учреждения, унитарные предприятия - формы собственности с 100% государственным капиталом.
Преимуществом моделей государственно-частного партнерства является то, что частный российский капитал, либо иностранный капитал направляется именно на те цели, которые важны для обеспечения устойчивого развития инфраструктуры страны. Государственное имущество по средствам этих моделей используется более эффективно, увеличивается конкурентоспособность страны на мировом рынке, инвестиционный потенциал, качество предоставляемой конечной продукции, удовлетворяются в большей мере и лучшем качестве социальные потребности населения. Государственно-частное партнерство - модель экономики, где малый и средний бизнес может участвовать в глобальных проектах.
Социальная сфера является приоритетной для любого государства, ориентированного на человека. Социальное государство - это высшая ступень цивилизационного развития в современном обществе. Социальная сфера оказывает непосредственное влияние на жизнь каждого гражданина страны в частности, и на экономический рост в целом. К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что государственное финансирование социальной сферы в нашей стране пока не покрывает полностью потребности данной сферы.
Сейчас Россия тратит на инфраструктуру 2,8% от ВВП, а к 2024 году траты должны достичь 5 %, для того, чтобы не было дефицита. В абсолютных цифрах Россия должна за это время потратить 25,9 трлн рублей. Таким образом, на 13 инвестиционных проектов заложено 25,7 трлн рублей, из них - внебюджетных средств - 7,7 трлн рублей. Как видно, в Российской Федерации на социальную сферу заложена довольно большая сумма финансирование. Поэтому, на наш взгляд, логично для финансирования проектов в социальной сфере использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Таким образом, изучение возможностей государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества является крайне важной и актуальной проблемой.
Целью магистерского исследования является изучение государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества, и разработать предложения по его совершенствованию в условиях реализации социально-значимых национальных проектов.
Для достижения цели исследования, необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть сущность и признаки целевых программ;
• изучить виды государственных целевых программ;
• провести анализ понятия государственно-частного партнерства ;
• проанализировать развитие государственно-частного партнерства в городе Севастополь в социальной сфере;
• дать характеристику Департамента образования города Севастополь;
• изучить деятельность Департамента образования города Севастополь в области социальных программ;
• проанализировать зарубежный опыт государственно-частного партнерства в социальной сфере и возможности его применения в Российской Федерации;
• рассмотреть проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в образовании в г. Севастополь.
Объектом исследования является государственно-частное партнерство.
Предметом магистерского исследования - возможности государственночастного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что совершенствование принципов государственно-частного партнерства на основе перспективных форм партнерских организаций, в частности таких, как фонды целевого капитала, позволит обеспечить приток инвестиций в социально-значимые проекты.
Степень разработанности темы. Проблематика государственно-частного партнерства активно разрабатывается многими исследователями и научными центрами зарубежных стран. Различные аспекты функционирования государственно-частных партнерств нашли свое отражение и в работах отечественных авторов: в исследованиях в области теоретической экономики (B.C. Автомонов, О.И. Ананьин, H. A. Макашева, Е.М. Майбурд, В.Г. Медынский, М.И. Туган-Барановский и т.д.) Рассмотрение общеметодологических аспектов сотрудничества государства и частного бизнеса было исследовано отечественными учёными (Л.И. Абалкин, А.А. Гапоненко, О.Г. Голиченко, В.В. Ивантер, В.А. Кабашкин, В.И. Кушлин, С.П. Пирогов, А.В. Сидорович и т.д.) и зарубежными (Э.Дж. Долан, У. Мэрс, Дж. Стиглиц, П. Фишер и др.) учеными и специалистами.
Особенности формирования механизмов государственно-частного партнерства в региональном социально-экономическом развитии рассматривались в работах В.Г. Варнавского, М.В. Вилисова, М.А. Дерябиной, Л.С. Еганяна, В.А. Королева, Н.И. Ивановой, А.П. Патрона, В.А. Федоровича, Л.С. Черного, И.М. Шеймана и др. Проблемные вопросы государственно-частного партнерства для создания инфраструктурных проектов были рассмотрены такими учеными как: А. Венкат Раман, А. Харрис, А. Эсташ, Джеймс Ворнер Бьоркман, Дж. Стронг, Манмохат Сингх, М. Ромеро, М. Джерард, и др.
Информационно - эмпирическая база исследования формировалась на основе аналитических материалов, официальных статистических данных отдела образования г. Севастополя, а также материалов периодической печати, монографических исследований, научно-практических конференций по изучаемой проблеме и материалов, полученных автором в ходе исследовательской работы.
Научная новизна исследования заключается в систематизации имеющегося материала по теме государственно-частного партнерства в сфере образования, а именно: теоретическом обосновании значимости государственно-частного партнерства в социальной сфере, в общем, и в сфере образования в частности; классификации видов государственных целевых программ. В работе дано авторское определение понятия «государственно-частное партнерство в сфере образования». В работе предложены авторские механизмы реализации инструментов государственно-частного партнерства в регионе со слабой активностью в данном вопросе.
Практическое значение теоретических обобщений и выводов состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы:
• при дальнейшей разработке мер по реализации инновационных методов и приемов, а также факторов, позволяющих учесть модель поведения государственно-частного партнерства с целью выявления наиболее продуктивных механизмов инновационно-ориентированного развития модернизационной экономики страны;
• органами исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней в ходе дальнейшей реализации политики по совершенствованию деятельности государственного сектора экономики, достижения поставленных социально-значимых задач в короткие сроки и обеспечения стабильного финансирования экономики страны.
Методы исследования. В данной работе используется метод анализа документации и различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, материалы деловой прессы, данные специализированных изданий и исследований, статистика государственных органов.
Апробация результатов работы. Опубликована научная статья на тему: «Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ».
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и содержит введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.
По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
На современном этапе социально-экономического развития нашей страны видны проблемы, препятствующие долгосрочному и стабильному и экономическому росту:
• низкая эффективность государственного управления;
• отсутствие стимулов и условий для развития человеческого капитала;
• высокая доля нерыночного сектора, низкий уровень конкуренции;
• осуществление реформ на различных уровнях (региональном, муниципальном) происходит неравномерно;
• низкий уровень и недостаточные темпы интеграции российской экономики в международные экономические отношения;
• невысокая степень диверсификации экономики России предопределяет зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары;
• замедление экономического роста наличием инфраструктурных ограничений.
Одним из методов решения описанных ранее проблем является стратегическое управление в части программно-целевого регулирования.
Суть системы стратегического управления состоит в разработке системы решений, основывающихся на системе базовых ценностей. В основе всей системы лежит смысл (смыслы), именно смыслы задают тон всего стратегического управления от идеалов до социального контроля, замыкающего систему.
Все действующие в 2018 году государственные программы распределены по пяти направлениям Перечня государственных программ, что обеспечивает структуризацию бюджетных расходов по приоритетным целям и задачам долгосрочной государственной политики:
• «Новое качество жизни»;
• «Инновационное развитие и модернизация экономики»;
• «Эффективное государство»;
• «Сбалансированное региональное развитие»;
• «Обеспечение национальной безопасности».
Государственно-частное партнерство является комплексным, системным механизмом сотрудничества государства и частных компаний, характеризующийся такими специфическими особенностями, как совместная реализация поставленных задач; довольно длительная продолжительность партнерства; обмен информационными, финансовыми, интеллектуальными, человеческими ресурсами; согласованное управление рисками.
Одна из главных причин роста интереса к ГЧП - то, что подобное партнерство обеспечивает эффективное распределение капитальных затрат на услуги государственного сектора на все время осуществления и функционирования такого партнерства.
Участие частных компаний в партнерстве с государственными органами позволяет снять с государства значительное бремя расходов, ранее финансируемых из бюджета, что особо актуально в настоящее время, когда в экономике наблюдаются кризисные явления. При условии превышения сумм первоначальных капиталовложений в проекты рамок госбюджета, именно ГЧП, посредством привлечения иных источников финансирования, сохраняет возможность совершения инфраструктурных инвестиций, которые в иных случаях становились невозможными или были бы значительно отсрочены.
В последние годы частные предприятия и государство все активнее вступают в сотрудничество в целях решения насущных социальных и экономических проблем региона, используя преимущества такого партнерства.
Основным законом, регулирующим развитие социального партнерства в г. Севастополь, является Закон города Севастополя от 15 мая 2015 года № 141-ЗС «О социальном партнерстве в городе Севастополе».
Отметим, что в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП Севастополь занимает 78 место из 85. В Севастополе не реализуется ни одного проекта в рамках государственно-частного партнёрства, хотя местный закон о нём давно принят.
Неисполнение в полном объеме бюджетных назначений на реализацию программных мероприятий и достижение не в полном объеме плановых значений целевых показателей позволяют сделать вывод о невыполнении главными распорядителями бюджетных средств, ответственными за реализацию мероприятий государственных программ, полномочий, установленных подпунктом 1 пункта 1 стати 158 Бюджетного кодекса РФ, нарушении принципа эффективности, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, в результате чего не решаются задачи по достижению целей социально-экономического развития города Севастополя.
К причинам такого слабого использования инструментов государственно- частного партнерства, на наш взгляд, можно отнести тот факт, что Республике Крым и г. Севастополь выделяется огромное финансирование в рамках целевых программ. При этом наблюдается не исполнение закона о бюджете города, т.е. все выделяемые бюджетом средства до сих пор не потрачены. Таким образом, ввиду больших объемов финансирования пропадает потребность в привлечении средств бизнеса для социальных проектов. Также необходимо отметить низкую осведомленность бизнеса относительно возможностей государственно-частного партнерства. Например, в Ленинградской области есть фронт-офис администрации по взаимодействию с инвесторами. Они на безвозмездной основе осуществляют сопровождение, упрощают работу, снижают административные барьеры при оформлении документов, ускоряют процесс получения информации. Задача фронт- офиса - обеспечить комфортное взаимодействие инвесторов и представителей государственной власти. В г. Севастополь для заключения соглашения необходимо обращаться в Департамент экономического развития, и при этом стоит отметить, что пакет документов, которые необходимо собрать для его заключения, очень сложно собрать, а многие предприниматели отмечают, что в Департаменте довольно недружелюбная атмосфера.
Для развития ГЧП в г. Севастополь, на наш взгляд, необходимо: создание проектного офиса с целью разработки региональных рекомендаций по запуску и управлению проектами ГЧП; разработка специальных механизмов финансирования, в том числе с привлечением кредитных организаций; формирование механизма гарантий инвесторов.
Необходимо повышать осведомленность бизнеса относительно возможностей государственно-частного партнерства, возможно проведение лекций, семинаров по данной теме с привлечением специалистов из регионов с высоким уровнем ГЧП, широкомасштабное рекламное освещение проводимых мероприятий.
Для развития ГЧП в рамках образовательной сферы г. Севастополь были предложены следующие конкретные направления:
• повышение осведомленности бизнеса г. Севастополь относительно проблем в сфере образования и возможностей их решения для предпринимателей города;
• привлечение специалистов из передовых регионов России в области государственно-частного партнерства для обучения кадрового состава Правительства г. Севастополь современным методикам правильного использования механизма ГЧП;
• возвращение в собственность города зданий детских садов, используемых в настоящее время не по назначению;
• открытие дополнительных групп в детских дошкольных учреждениях для уменьшения количества детей, не охваченных услугами дошкольного образования.
В данном контексте предлагается привлечение предпринимателей города для ремонта помещений детских садов, которые впоследствии будут использованы для оказания образовательных услуг тем детям, которые на данный момент не посещают детские сады ввиду отсутствия мест. Предложенное мероприятие будет иметь ярко выраженный эффект для обеих сторон государственно-частного партнерства: для города он выразится в сокращении количества детей, не охваченных образовательными услугами дошкольного образования, а для бизнеса данный эффект будет выражается в отсутствии налогов на время действия соглашения, а также в получении во временное пользование объекта концессионного соглашения.
Положения, выносимые на защиту:
1. На современном этапе социально-экономического развития нашей страны существуют проблемы, препятствующие долгосрочному и стабильному и экономическому росту:
• низкая эффективность государственного управления;
• отсутствие стимулов и условий для развития человеческого капитала;
• высокая доля нерыночного сектора, низкий уровень конкуренции;
• осуществление реформ на различных уровнях (региональном, муниципальном) происходит неравномерно;
• низкий уровень и недостаточные темпы интеграции российской экономики в международные экономические отношения;
- невысокая степень диверсификации экономики России предопределяет зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары;
- замедление экономического роста наличием инфраструктурных ограничений.
2. Государственно-частное партнерство является комплексным, системным механизмом сотрудничества государства и частных компаний, характеризующийся такими специфическими особенностями, как совместная реализация поставленных задач; довольно длительная продолжительность партнерства; обмен информационными, финансовыми, интеллектуальными, человеческими ресурсами; согласованное управление рисками.
Одна из главных причин роста интереса к ГЧП - то, что подобное партнерство обеспечивает эффективное распределение капитальных затрат на услуги государственного сектора на все время осуществления и функционирования такого партнерства.
3. Неисполнение в полном объеме бюджетных назначений на реализацию программных мероприятий г. Севастополь и достижение не в полном объеме плановых значений целевых показателей позволяют сделать вывод о невыполнении главными распорядителями бюджетных средств, ответственными за реализацию мероприятий государственных программ, полномочий, установленных подпунктом 1 пункта 1 стати 158 Бюджетного кодекса РФ, нарушении принципа эффективности, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, в результате чего не решаются задачи по достижению целей социально-экономического развития города Севастополя.
4. В результате исследования выявлено низкий уровень использования инструментов ГЧП в г. Севастополь. В рейтинге регионов по уровню развития ГЧП Севастополь занимает 78 место из 85. В Севастополе не реализуется ни одного проекта в рамках государственно-частного партнёрства, хотя местный закон о нём давно принят.
К причинам такого слабого использования инструментов государственно-частного партнерства, на наш взгляд, можно отнести тот факт, что Республике Крым и г. Севастополь выделяется огромное финансирование в рамках целевых программ. При этом наблюдается не исполнение закона о бюджете города, т.е. все выделяемые бюджетом средства до сих пор не потрачены. Таким образом, ввиду больших объемов финансирования пропадает потребность в привлечении средств бизнеса для социальных проектов. Также отмечена низкая осведомленность бизнеса относительно возможностей государственно-частного партнерства.
5. Для развития ГЧП в г. Севастополь предлагается: создание проектного офиса с целью разработки региональных рекомендаций по запуску и управлению проектами ГЧП; разработка специальных механизмов финансирования, в том числе с привлечением кредитных организаций; формирование механизма гарантий инвесторов; повышение осведомленности бизнеса относительно возможностей государственно-частного партнерства, проведение лекций, семинаров по данной теме с привлечением специалистов из регионов с высоким уровнем ГЧП, широкомасштабное рекламное освещение проводимых мероприятий.
6. Для развития ГЧП в рамках образовательной сферы г. Севастополь были предложены следующие конкретные направления:
• повышение осведомленности бизнеса г. Севастополь относительно проблем в сфере образования и возможностей их решения для предпринимателей города;
• привлечение специалистов из передовых регионов России в области государственно-частного партнерства для обучения кадрового состава Правительства г. Севастополь современным методикам правильного использования механизма ГЧП;
• возвращение в собственность города зданий детских садов, используемых в настоящее время не по назначению;
• открытие дополнительных групп в детских дошкольных учреждениях для уменьшения количества детей, не охваченных услугами дошкольного образования. В данном контексте предлагается привлечение предпринимателей города для ремонта помещений детских садов, которые впоследствии будут использованы для оказания образовательных услуг тем детям, которые на данный момент не посещают детские сады ввиду отсутствия мест. Предложенное мероприятие будет иметь ярко выраженный эффект для обеих сторон государственно-частного партнерства: для города он выразится в сокращении количества детей, не охваченных образовательными услугами дошкольного образования, а для бизнеса данный эффект будет выражается в отсутствии налогов на время действия соглашения, а также в получении во временное пользование объекта концессионного соглашения.
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj- Federacii/
2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-21072005-n-115-fz-o/
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj- Federacii/
4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29.07.18) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71129190/
5. Федеральный закон Российской Федерации от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О Банке Развития». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95977/bd990cbe129fc953d9578982a 73039ce74a5e791/#dst100018
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038
7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 30.11.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ 11438c397a53550b06a14dd e6831a3de221a52d9/
8. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (ред. от 05.06.2019) "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд"). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-26061995-n-594/
9. Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 N 1016 (ред. от 07.06.2017) "Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-14122010-n-1016/
10. Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044 (ред. от 30.12.2018) "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования". [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-11102014-n-1044/
11. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 (ред. от 23.12.2016) "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot- 01032008-n-134/
12. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 17.07.2019) "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-02082010-П-588/
13. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 17.07.2019) "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot- 02082010-П-588/
14. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 26.07.2019) <Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации>. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-11112010-n-1950-r/
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 г. № 1007-р «Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВнешэкономбанкРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 г. № 1007-р «Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 07.12.2007 № 1766-р, от 19.11.2008 № 1697-р, от 26.11.2009 № 1783-р, с изм., внесенными Распоряжением Правительства РФ от 15.07.2010 № 1170-р))» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 07.12.2007 № 1766-р, от 19.11.2008 № 1697-р, от 26.11.2009 № 1783-р, с изм., внесенными Распоряжением Правительства РФ от 15.07.2010 № 1170-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/doc20070727_01
...