Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №104404

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности
1.1 Особенности и этапы развития у детей 3-4 лет
коммуникативных умений и навыков в период дошкольного детства
1.2 Возможности игровой деятельности как средства развития
у детей 3-4 лет коммуникативных умений
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности
2.1 Выявление уровня развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности
2.3 Динамика уровня развития у детей 3-4 лет коммуникативных
умений
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей 3-4 лет, участвующих в экспериментальной работе
Приложение Б Картотека игр, способствующих развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений
Приложение В Перспективное планирование работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности

Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений, как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах. Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия.
Актуальность проблематики развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста обусловлена социальным заказом общества, призванным формировать социально развитую личность ребенка, а также правовыми и нормативными документами, среди которых особое место занимает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), в который включается социально­коммуникативный компонент, направленный на приобретение дошкольниками опыта в коммуникативной деятельности: опыт
конструктивного общения и взаимодействия ребенка со педагогом и сверстниками, владение дошкольником устной речью как основным средством общения.
Социально-коммуникативное развитие предполагает становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В качестве целевых ориентиров рассматривается инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах
деятельности; способность ребенка выбирать себе партнеров по
взаимодействию; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и
педагогом. В связи с этим проблема развития у детей дошкольного возраста
4
коммуникативных умений является одной из наиболее актуальных в теории и практике дошкольного образования.
Дошкольный возраст является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений посредством общения со педагогом и сверстниками в соответствии с нормативным поведением, принятым в межличностных отношениях. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка.
Проблема развития коммуникативных умений у дошкольников обусловлена всевозрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к ребенку как субъекту коллективной деятельности. В процессе общения со сверстниками дошкольник не только приобретает положительный опыт взаимодействия, но и совершенствует коммуникативную компетенцию.
Проблеме общения детей дошкольного возраста посвящены работы Т.И. Бабаевой, Л.С. Римашевской, Л. Дубиной, А.А. Леонтьева,
М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и других ученых. Теория и методология социального взаимодействия исследовалась Я.Л. Коломинским. М.И. Лисина занималась разработкой психолого­педагогических аспектов взаимодействия и общения дошкольников. Проблема взаимодействия детей со сверстниками и педагогом освещается в исследованиях С.В. Проняевой. Е.О. Смирновой, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной. Авторы исследовали проблемы совместной деятельности детей со сверстниками. Значение межличностных отношений становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению отмечено в работах Г.Г. Кравцова, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других ученых.
Большой вклад в изучение проблемы игры у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин и другие. Проблема развития у детей дошкольного возраста коммуникативных умений рассматривалась М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Я.Л. Коломинским. В разных подходах игра представлена как: приобретение ребенком социального опыта, социализации (Л.С. Выготский, Л.И, Божович, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин); как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев); как практика развития (С.Л. Рубинштейн); как социальная по своей природе деятельность (Д.Б. Эльконин); как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец); как детская традиция (В.С. Мухина).
Несмотря на большое количество исследований в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста в настоящее время можно выделить противоречие между необходимостью развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений и недостаточным использованием педагогами потенциала игровой деятельности в работе с детьми.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, раскрывающую потенциальные возможности игровой деятельности в процессе развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Предмет исследования: развитие у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений повысится, если:
- создать картотеку, в которой представлены: сюжеты сюжетно­ролевых игр, темы для организации режиссерских игр и произведения художественной литературы для организации театрализованных игр;
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы атрибутами и материалами, отвечающими современным требованиям и способствующими развитию игровой деятельности детей 3-4 лет;
• организовать с детьми игровую деятельность, где сюжеты сюжетно­ролевых игр будут инициировать у детей желание вступать в контакт со сверстниками, используя вербальные и невербальные средства общения; в ходе режиссерских игр педагог будет организовывать ситуации общения героев; содержание и организация театрализованных игр будет способствовать формированию у детей умения соблюдать правила общения.
Задачи исследования.
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть проблему развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности.
2. Выявить уровень развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности.
4. Проанализировать динамику уровня развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-­педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, социометрия, анкетирование; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования.
• положения о закономерностях развития личности на разных этапах
онтогенеза (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
• концептуальные положения о развитии коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова);
• теории организации совместной деятельности детей со сверстниками (Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова);
• теоретические положения о развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности игровой деятельности в развитии у детей 3-4 лет коммуникативных умений; определены показатели уровня развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности может быть использовано педагогами и специалистами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Беласовский детский сад, д. Беласовка. В исследовании принимали участие 20 детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрируют 7 таблиц, 11 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Игра выполняет ведущую роль в организации общения между детьми и педагогом. Начиная с самого малого возраста, ребёнок, играя, учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями. Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни. Развитие коммуникативных умений - важнейшее направление социально-личностного развития ребенка.
В современном мире, к сожалению, детские игры и общение часто вытесняет компьютер, телевизор, планшет. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Поэтому педагоги и родители должны помочь детям научиться играть, объяснить, как правильно выстраивать игровой процесс и коммуникативное общение друг с другом.
Проведенное исследование позволило установить, что развитие у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности происходит в результате накопления ими знаний и опыта. Педагог играет в данном процессе большую роль, так как его главной задачей является организация совместной деятельности с детьми, которая перетекает в самостоятельную.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено:
• к низкому уровню развития коммуникативных умений условно отнесены в экспериментальной группе 4 ребенка (40%), в контрольной группе 3 ребенка (30%);
• к среднему уровню развития коммуникативных умений условно отнесены в экспериментальной группе 5 детей (50%), в контрольной группе 4 ребенка (40%);
• к высокому уровню развития коммуникативных умений условно отнесены в экспериментальной группе 1 ребенка (10%), в контрольной группе 3 ребенка (30%).
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что актуальным является проведение специально организованной работы по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
На следующем этапе экспериментальной работы мы разработали содержание и организовали работу по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности:
• создали картотеку, в которой представлены: сюжеты сюжетно­ролевых игр, темы для организации режиссерских игр и произведения художественной литературы для организации театрализованных игр;
• обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы атрибутами и материалами, отвечающими современным требованиям и способствующими развитию игровой деятельности детей 3-4 лет;
• организовали с детьми игровую деятельность, где сюжеты сюжетно­ролевых игр будут инициировать у детей желание вступать в контакт со сверстниками, используя вербальные и невербальные средства общения; в ходе режиссерских игр педагог будет организовывать ситуации общения героев; содержание и организация театрализованных игр будет способствовать формированию у детей умения соблюдать правила общения.
На первом этапе мы определили сюжеты сюжетно-ролевых игр, темы для организации режиссерских игр и выбрали произведения художественной литературы для организации театрализованных игр. Мы создали картотеку игр, способствующих развитию у детей 3-4 лет коммуникативных навыков.
На втором этапе для совместных и индивидуальных игр мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы атрибутами и материалами, отвечающими современным требованиям и способствующими развитию игровой деятельности детей 3-4 лет.
На третьем этапе мы организовали игровую деятельность, способствующую развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений. Согласно перспективному планированию работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет средствами игровой деятельности, мы проводили с детьми:
• сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры, описанные в параграфе 2.2;
• дидактические игры («Одень кукол. Что для кого?», «Полянка добрых дел», «Мамины помощники», «Картинки-вкладыши по сказкам»);
• подвижные игры с музыкальным сопровождением («Шла коза по лесу», «Хлопаем - топаем»);
• игровые упражнения («Зеркало», «Скажем Кате до свидания»).
Результаты контрольной диагностики позволили нам выявить динамику уровня развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений в экспериментальной группе:
• показатель низкого уровня развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений снизился на 40%;
• показатель среднего уровня развития у детей 3-4 лет
коммуникативных умений повысился на 20%;
• показатель высокого уровня у детей 3-4 лет коммуникативных умений повысился на 20%.
Результаты в контрольной группе есть, но они не настолько значительны.
Анализ результатов показал, что развитие у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе игровой деятельности оказалось успешным.
Таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют о том, что задачи исследования решены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.


1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003. С. 6.
2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. СПб. : Детство-Пресс, 2012. 224 с.
3. Бодалев А. А. Психология общения. М. : Воронеж: НПО МОДЭК,
2002. 316 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2014. С. 187-191
5. Бурменская Г. В., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Выготский Л.С. [и др.]. Хрестоматия по детской психологии : От младенца до подростка. М. : МПСИ, 2005. 656 с.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 336 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка : Психология развития. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2014. 632 с.
8. Гущина Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Педагогическое мастерство : материалы III междунар. науч. конф. М. : Буки-Веди, 2013. С. 36-38.
9. Запорожец A. B. Избранные психологические труды в 70 т. / Т. 1. Психология действия / Сост. А. Назаров. М. : МОДЭК, 2014. 736 с.
10. Кабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет : методическое пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2013. 96 с.
11. Когут А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 161-164.
12. Коломинский Я. Л., Реан А. А. Социальная педагогическая психология. М., 2012. 576 с.
13. Кравцова Е. Е., Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 264 с.
14. Кузеванова О. В., Коблова Т. А. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 6. С. 96-103.
15. Леонтьев А. А. Психология общения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». 3-е изд. М. : Смысл : Academia, 2005. 365 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ