Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУБЪЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ

Работа №104391

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2021
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ субъективного представления о себе в психологии 7
1.1 Исследование субъективного представления о себе в
трудах отечественных и зарубежных ученых 7
1.2 Особенности представления о себе в период молодости ... 17
Глава 2 Эмпирическое исследование субъективной картины мира студентов 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация исследования - особенности
субъективного представления о себе в период молодости 23
2.3 Взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности и
типов межличностных взаимоотношений 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Актуальность исследования: в современном мире всё больше и больше людей испытывают проблемы в межличностном взаимодействии. Новые технологии и удаленные способы коммуникации создают ситуацию, в которой общение обезличено, лишено определенного эмоционального заряда.
Множество молодых людей из-за этого испытывают трудности в формировании близких межличностных отношений. Это касается как обретения близких друзей, так и формирование семьи. Такие трудности Э. Эриксон обосновывает чувством изоляции. Такое чувство проявляется у тех молодых людей, которые излишне поглощены собой, избегают доверительных межличностных отношений. А если отношения и имеют место быть, то они поверхностны, формальны, и общение строится вокруг нейтральных тем: погоды, природы.
Э. Эриксон выделяет причины, способствующие развитию чувства изоляции: во-первых, слишком урбанизированное, мобильное и обезличенное общество, которое не предоставляет условий для доверительных отношений; во-вторых, психологический тип личности, который способен к манипулированию и эксплуатированию других людей. Из указанных причин четко вырисовывается два «вектора» в направлении причин: один обусловлен социальными условиями общества, а другой - особенностями самой личности.
Сам по себе трудный этап молодости накладывает дополнительные трудности и приводит лишь к усугублению представления о себе. В этот период молодые люди испытывают потребность получить ответ на вопрос «кто я?», «что мне делать? и в эти моменты им нужно чувствовать близкую поддержку.
Многие впервые задаются вопросом профессионального становления и оказываются в новых коллективах, с совершенной иной иерархией и своими образом взаимодействия.
Целью исследования является изучение особенностей субъективного представления о себе в период молодости.
Объектом исследования является субъективное представление о себе.
Предметом исследования являются особенности субъективного представление о себе в период молодости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у людей, испытывающих удовлетворенность жизнью, преобладают дружелюбные стили межличностного поведения.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу по проблеме субъективного представлении о себе;
- выявить особенности субъективного представления о себе в период молодости;
- провести интерпретацию результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили: работы В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон о возрастном периоде молодости; Р. Бернс, И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова о развитии самосознания и ее составляющих компонентах.
Методы и методики исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез научных трудов по теме исследования);
- эмпирические методы (анкетирование, тестирование);
- методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Для выявления особенностей субъективного представления о себе использовались следующие диагностические методики:
- Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;
- «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири) в адаптации Л.Н. Собчик.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Тольяттинского Государственного Университета. Выборку исследования составили 40 человек: студенты (20 юношей и 20 девушек) Тольяттинского Государственного университета, Гуманитарно -педагогического института получающие профессиональную подготовку по следующим направлениям: «Социология», «Психология», «История». Возраст испытуемых составил 20¬21 год.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в данном исследовании уточнены и конкретизированы субъективные представления о себе в период молодости.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе психологического исследования, могут быть использованы для консультативной и коррекционной работы с молодыми людьми, с нарушением межличностной сферы.
Структура работа состоит из двух частей: теоретической (где представлены подходы на проблему исследования) и практической (где описаны методики исследования, проведена обработка полученных данных, представлены результаты исследования, проведена интерпретация полученных данных); заключения, списка используемой литературы в количестве (43). Текст работы содержит 3 таблицы и 2 рисунка. Основной текст работы - 42 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретического материла, по проблеме субъективного представления о себе, в период молодости были проанализированы труды Р. Бернса, Д.А. Леонтьева, Дж. Келли, В. Штерна, В.С. Мухиной, Э. Эриксона, Д. Мида, Ч. Кули, С.Л. Рубинштейна.
В результате исследования представления о себе в период молодости были выявлены следующие характеристики и особенности.
1) Юноши больше девушек чувствуют влияние собственных действий на жизнь, они с большей уверенностью принимают решения и воплощают их в жизнь.
2) Восприятие своего прошлого и настоящего юношами в большей степени носит негативный характер. Они не удовлетворены своими прошлыми решениями и результатами. Девушке же напротив оценивают прошлое и свою текущую жизнь в позитивном ключе.
3) Девушки реже юношей ставят перед собой четкие цели, направленные на будущее. Они предпочитают жить настоящим и ориентируются на краткосрочные цели. Юноши же напротив чаще показывают собственную целеустремленность в поставленных перед собой долгосрочных задачах. Этими задачами они добавляют осознанности своей жизни.
4) Молодые девушки имеют недостаточное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они реже берут на себя ответственность за происходящее в их жизни, чем юноши.
5) Девушки во взаимодействии с другими людьми стараются сохранить дружеские отношения, не учитывая контекст происходящего. Юноши, напротив, стремятся всегда найти компромисс во взаимодействии с другими людьми.
6) Молодые люди в целом направленны на взаимодействие с другими людьми, на помощь им. Они чувствуют собственную ответственность за других людей, что свидетельствует о наличии у них альтруистической установки.
7) Молодые люди испытывают трудности в отстаивании собственной позиции. Им необходима помощь и одобрение других людей. Для получения этой поддержки они готовы подстраиваться и менять свои убеждения на убеждения группы и проявлять элементы конформизма.
8) В картине мира юношей существует строгая социальная иерархия, за счёт чего они беспрекословного готовы слушаться старших по статусу людей. Они стараются не проявлять негативные эмоции. Девушки, напротив, адаптивны в общении со «старшими». На открытый конфликт они не пойдут, но при необходимости способны отстоять свою точку зрения.
9) Корреляционный анализ позволил установить статистически значимую связь между наличием целей в жизни молодых людей и сотрудническим типом взаимоотношений. Чем лучше молодые люди понимают свои цели, тем чаще они выбирают сотрудничество.
10) Существует статистическая значимость между удовлетворенностью собственной жизнью в настоящем и прошлом и авторитарным стилем взаимоотношений. Чем больше молодые люди удовлетворены своей жизнью, тем чаще они обращаются за помощью и выполняют просьбы других людей.
11) На выбор дружелюбного стиля межличностного взаимодействия влияет ощущение молодыми людьми собственной ответственности за свою жизнь и свои действия.



1. Баксанский О. Е. Психологические особенности развития личности в период молодости. О .Е. Баксанский, А. В. Скоробогатова // Образовательные технологии (г. Москва). 2020. № 2. С. 77-86.
2. Белобрыкина О. А. Диагностика межличностных отношений: «Русская рулетка» или что измеряем «Брендовой» методикой / О.А. Белобрыкина, Е. В. Шлыкова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 3. С. 45-70.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 422 с.
4. Биктина Н. Н. Мотивации достижения успеха и личностные особенности у студентов // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2021. № 1 (34). С. 331-334.
5. Волкова М. Н. Деятельностный подход и категории деятельности в психологии: Учебное пособие. Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2007. 78 с.
6. Деревянко Ю. П. Смысложизненные ориентации студентов с разной структурой переживания времени // Вопросы журналистики, педагогики, естествознания. 2011. № 6 (9). С. 355-359.
7. Долгова В. И. Феномен «Я-концепция» подростка / В. И. Долгова, А. А. Кошелева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 7. С. 139-143.
8. Елагина М. Ю. К вопросу о неосознаваемых установках личности с позиции когнитивно-поведенческого подхода / М. Ю. Елагина, И. В. Соломония // Молодой исследователь Дона .2019. № 3 (18). С. 123-126.
9. Калашникова С. А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях людей с различными показателями жизнестойкости // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия : Педагогические науки. 2011. № 5. С. 161-167.
10. Китова Д. А. Феномен осознания как предмет психологического анализа. / Д. А. Китова, Ф. О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 4. С. 49-54.
11. Князева Т. Н. Психология развития: учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2019. 144 c.
12. Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2005. 940 с.
13. Собчик Л. Н. Выпуск 3: Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: методическое руководства. М. : МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. 48 с.
14. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с.
15. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 13-27.
16. Липская О. Г. Дж. Г. Мид о соотношении «Я» и общества // Уральский гуманитарный институт. 2019. № 1. С. 111-118.
17. Моргин В. Г. Психологическая концепция идентичности // Сибирский педагогический журнал . 2011. № 11. С. 233-253.
18. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М. : МГПИ, 1985. 103 с.
19. Наумов П. Ю. Психологическая природа интеллигентности офицеров // Вестник Мининского университета . 2020. № 2. С. 12-26.
20. Ордина И. П. Особенности позитивной Я-концепции одаренных страшнеклассников // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 1. С. 73-81.
21. Петрова В. Н. Образ будущего и профессиональная успешность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2007. № 4. С. 251-259.
22. Петрова В. Н. Динамика образа будущего в подростковом возрасте // Сибирский психологический журнал . 2011. № 41. С. 36-41.
23. Петрова В. Н. Методика изучения образа возможного будущего // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16. С. 32-36.
24. Петровский А. В. Психология. Словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М. : Политиздат, 1990. 494 с.
25. Рави Р. Теоретический анализ зарубежных когнитивных теорий личности // Baikal Research Journal. 2021. №1. С. 12-22.
26. Рукавишникова Н. Г. Я-концепция подростков - воспитанников
детского дома // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112).
С. 171-178.
27. Салтыкова О. А. Социально-психологический аспект Я-концепции // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. C. 92-97.
28. Свеницкий А. Л. Краткий психологический словарь. М. : Проспект, 2019. 512 с.
29. Симановский А. Э. Функционально-генетический анализ представлений человека о самом себе // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 249-252.
30. Солдатова Е. Л. Образ возраста как нормативный элемент культуры и идеальная форма развития // Психология. Психофизиология. 2009. № 5. С. 62-70.
31. Тихомирова С. В. Механизмы формирования мировоззренческих чувств // Человек и мир. 2019. № 1 (6). С. 95-106.
32. Усольцева В. В. Типология профессиональной Я-концепции студентов-психологов и особенности личности, способствующие её формирования // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 163-166.
33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Питер : Смысл, 2003. 864 с.
34. Хлыбовская Е. В. Динамика представлений о себе у подростков ская // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 3. С. 211-214.
35. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М. : «Академия». 2006. 208 с.
36. Хьелл Т. Теории личности. СПб. : 2014. 606 с.
37. Чадаева К. Д. Образ будущего в разных возрастах // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 294-305.
38. Чекина Л. Ф. Психология развития: Учебное пособие. СПб. : Лань. 2018. 208 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : 1996. 416 с.
40. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М. : 2018. 453 с.
41. Ebbinghaus Н. Memory: A Contribution to Experimental Psychology. York University, Toronto, Ontario. 1885. 100 р.
42. Myers, David. Psychology. New York. Worth Publishers. 1998. 98 р.
43. Microsoft Encarta Encyclopedia Microsoft Corperation «Memory and Mental Processes». 1998. 204 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ