Формирование культуры речевого общения младших школьников
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры речевого общения 14
1.1 Культура речевого общения: понятие и содержание 14
1.2 Потенциал педагогических технологий в формировании
культуры речевого общения 25
1.3 Педагогические условия формирования культуры речевого
общения младших школьников 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проектированию педагогических условий формирования культуры речевого общения младших школьников 40
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры речевого
общения младших школьников 40
2.2 Реализация педагогических условий формирования
культуры речевого общения младших школьников 51
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Примерный материал к диагностическому заданию «Расположи предложения по порядку» 82
Приложение Б Примерный материал к диагностическому задания «Закончи рассказ» 83
Приложение В Сюжетные картинки к диагностическому заданию «Рассказ по картинке» 85
Приложение Г Результаты диагностики уровня сформированности культуры речевого общения обучающихся 3 «Г» и 3 «Д» классов МБУ «Школа №86» на констатирующем этапе эксперимента 86
Приложение Д Тематическое поурочное планирование по литературному чтению 3 класс 88
Приложение Е Сценарий открытого урока по литературному чтению в 3 классе 100
Приложение Ж Результаты диагностики уровня сформированности культуры речевого общения обучающихся контрольной и экспериментальной группы 106
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры речевого общения 14
1.1 Культура речевого общения: понятие и содержание 14
1.2 Потенциал педагогических технологий в формировании
культуры речевого общения 25
1.3 Педагогические условия формирования культуры речевого
общения младших школьников 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проектированию педагогических условий формирования культуры речевого общения младших школьников 40
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры речевого
общения младших школьников 40
2.2 Реализация педагогических условий формирования
культуры речевого общения младших школьников 51
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Примерный материал к диагностическому заданию «Расположи предложения по порядку» 82
Приложение Б Примерный материал к диагностическому задания «Закончи рассказ» 83
Приложение В Сюжетные картинки к диагностическому заданию «Рассказ по картинке» 85
Приложение Г Результаты диагностики уровня сформированности культуры речевого общения обучающихся 3 «Г» и 3 «Д» классов МБУ «Школа №86» на констатирующем этапе эксперимента 86
Приложение Д Тематическое поурочное планирование по литературному чтению 3 класс 88
Приложение Е Сценарий открытого урока по литературному чтению в 3 классе 100
Приложение Ж Результаты диагностики уровня сформированности культуры речевого общения обучающихся контрольной и экспериментальной группы 106
Актуальность исследования. Современному обществу нужна личность, не только владеющая определенным багажом знаний, умений и навыков, но и обладающая самостоятельностью, ответственностью, самокритичностью, потребностью в саморазвитии, умеющая мыслить нестандартно и умеющая выражать свои мысли.
Речь относится к числу важнейших ценностей культуры, которые имеют колоссальную значимость для жизни человека. Мастерство общения как умение выстраивать эффективную коммуникацию становится одной из гарантий жизненного и профессионального успеха любого человека. Общеизвестно, что речь - это средство общения между людьми. Сегодня мы наблюдаем значительный спад в области функционирования языка как средства общения и искажение его литературных норм и культуры речи, в целом, в особенности среди представителей юного поколения. Это отметил президент РФ В.В. Путин, констатировав факт, что «нынешнее молодое поколение грамотностью не блещет. А значит, необходимо сделать все, без исключения для того, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная культурная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество» [43, с. 11].
Социально-экономические, общественно-политические изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают необходимость рассмотрения вопроса языковой деятельности, ориентированной на повышение культуры речи, необходимой для достижения эффективной коммуникации. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указано: «Необходимо формировать духовно богатую личность, развивать креативность, повышать культуру речевой коммуникации обучающихся... Для школьников важно овладеть речью как средством общения и культуры, обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь» [68, с. 2].
Вопрос сохранения языка как функциональной речевой системы приобрел особое значение, и ключевая задача системы образования - сформировать культуру речевого общения у подрастающего поколения. Формирование культуры речевого общения - довольно обширная психолого-педагогическая проблема.
Обучение ребенка нормам устного и письменного литературного языка, овладение «речью как средством общения и культуры» начинается в условиях семьи и дошкольного учреждения [67, с.5]. Это отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Актуальность выбранной темы исследования на социально-педагогическом уровне подтверждается значимостью воспитания школьников, обладающих культурой речевого общения, как разновидностью коммуникативной деятельности, частью нравственной культуры человека, гарантирующей успешную социальную адаптацию в обществе.
Отечественные педагоги Л.С. Выготский [16], А.А. Леонтьев [45], С.Т. Шацкий [78] в своих исследованиях затрагивали проблему общения и разработку его культурных основ. Видные исследователи (педагоги, психологи, физиологи, социологи) такие, как А.Г. Асмолов В.В. [4], Давыдов [26], Л.И. Божович [10], М.Р. Львов [46] и др., рассматривали общение как феномен, играющий важную роль в формировании личности ребенка.
В психолого-педагогических исследованиях О.М. Казарцевой [33], Л.А. Введенской [13], О.А. Белобрыкиной [8] и др. речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности. Вопросами развития речи у детей посвящены труды К.М. Гуревич [24], Н.В. Новотворцевой [51], Г.К. Селевко [62], Д.Б. Эльконина [81] и др.
Изучению проблемы развития речевых умений и навыков, формированию культуры общения посвящены отечественные [2], [3], [41], [73], [80] и зарубежные исследования [83], [84], [85], [86].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на осмыслении содержания культуры речевого общения младших школьников, поиске способов ее повышения в современных образовательных системах. Большинство исследований, несмотря на трактовку культуры речевого общения на основе понимания сущности культуры речи и культуры поведения, а также выделение коммуникативного аспекта в структуре исследуемого феномена, посвящены разработке способов развития у детей умений речевой деятельности. Вопрос формирования навыков установления и развития социальных контактов обучающихся, затрагивающих чувственно-волевую сферу, направленных на успешное взаимодействие в группе по решению коммуникативных задач, исследован не в полной мере. Это определяет актуальность работы на научно-методическом уровне.
Анализ психолого-педагогической литературы темы исследования показал, что проблемы формирования культуры речи и культуры общения подрастающего поколения неоднократно исследованы, однако, на сегодняшний день отмечаются следующие недостатки:
- ограниченная научная разработанность исследуемого понятия;
- скудность методологической платформы для формирования речевых умений и навыков младших школьников;
- трудности в организации образовательного процесса по формированию культуры речевого общения в практике общеобразовательных учреждений.
Обнаружены противоречия между:
- социальным заказом общества на воспитание уважительного отношения к языкам, культуре речи и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования культуры речевого общения;
- доступными научными знаниями по вопросу формирования культуры речи, культуры общения и уровнем использования этих знаний в практике образовательных учреждений;
- требованиями к образовательным результатам выпускников начальной школы и недостаточным учебно-методическим обеспечением процесса формирования культуры речевого общения обучающихся.
Исходя из перечисленных противоречий определена проблема: как сформировать культуру речевого общения младших школьников?
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет - формирование культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования - повысить уровень культуры речевого общения младших школьников на основе авторской программы «Литературное чтение с элементами театрального искусства».
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование культуры речевого общения младших школьников будет эффективно, если:
- раскрыть содержание понятий «культура речевого общения», «формирование культуры речевого общения младших школьников»;
- обеспечить применение современных педагогических технологий, способствующих развитию речевых умений и навыков в урочной деятельности;
- выявить педагогические условия формирования культуры речевого общения обучающихся в образовательном процессе начальной школы.
Задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Уточнить содержание понятий «культура речевого общения», «формирование культуры речевого общения».
3. Исследовать потенциал педагогических технологий в развитии речевых умений и навыков обучающихся на уроках литературного чтения.
4. Выявить педагогические условия формирования культуры речевого общения младших школьников.
5. Провести экспериментальное исследование и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
Теоретическую основу исследования составляют работы, раскрывающие:
- формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста (Божович Л.И. [11], Каргапольцева С.И. [34] и другие);
- сущность общения и разработки его культурных основ (Головин Б.Н. [21], Казарцева О.М. [33] и другие);
- учение о педагогических технологиях (Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов [48], Селевко Г.К. [62] и другие).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 86 имени Ю.А. Гагарина» (МБУ «Школа № 86»). В проведении данной работы приняли участие 48 обучающихся 3 «Г» (25 человек) и 3 «Д» (23 человека) классов.
Организация и этапы исследования:
Первый этап - 2020-2021 гг. - проанализирована методическая, психолого-педагогическая литература; исследованы теоретико-методологические основы; сформулирована проблема, цель, задачи, объект, предмет исследования; определены педагогические условия формирования культуры речевого общения обучающихся; подготовлен эмпирический материал, входящий в состав авторской программы; спроектирована рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение с элементами театрального искусства».
Второй этап - 2021-2022 гг. - разработаны педагогические условия формирования культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения; проведена опытно-экспериментальная работа по созданию данных условий; обеспечена фиксация и обработка полученных данных.
Третий этап - 2022 г.- подведены итоги проведенной опытно-экспериментальной работы, анализ собранных материалов и данных; проверена выдвинутая гипотеза исследования; оформлены выводы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы, публикаций, нормативных документов по исследуемой проблеме);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, опрос и тестирование);
- математические (качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных).
Научная новизна исследования заключается в уточнении основных характеристик культуры речевого общения, выявлении педагогических условий ее формирования в урочной деятельности обучающихся начальной школы.
Теоретическая значимость исследования - в расширении представления о культуре речевого общения младших школьников, уточнении понятия «культуры речевого общения», «формирование культуры речевого общения младших школьников».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная авторская программа «Литературное чтение с элементами театрального искусства» может стать средством формирования культуры речевого общения обучающихся в возрасте 7-10 лет в учреждениях общего и дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается четкостью его теоретических основ, соответствия объекту, предмету, цели и задачам исследования; адекватным подбором теоретических и эмпирических методов исследования и статистической обработки результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора заключается в изучении научной литературы; подборе диагностических инструментов, адекватных задачам исследования, разработке заданий для выявления уровня развития речевых умений и навыков; работе на всех этапах эксперимента; проектировании программы по формированию культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения.
Апробация. Результаты исследования отражены в виде публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ, и выступлений на конференциях различного уровня: «Из опыта формирования культуры речевого общения младших школьников» (Х Всероссийская научно-практическая конференция «Наука 21 века: взгляд в будущее», 23 апреля 2020 г., г. Шадринск), «Из опыта работы: приемы театрализации» (Международной научно-практической конференции «SCIENCE INNOVATIONS» (КОФ-364), май, 2020 г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования интереса младших школьников к чтению» (Диплом 1 степени. Международная научно-практическая конференция «SCIENCE INNOVATIONS», октябрь 2021г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования интереса к чтению младших школьников» (Исследовательский проект. Диплом II степени. Международный научно-исследовательский конкурс, 28 июня 2021г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования интереса к чтению младших школьников. Арт-технологии» (3-ья Международная научно-практическая конференция «Инновационная парадигма развития современных гуманитарных и общественных наук», ноябрь, 2021г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования культуры речевого общения младших школьников на уроках русского языка» (4-ая Международная научно-практическая конференция «Передовое развитие современной науки: опыт, проблемы, прогнозы», публикация 11 апреля 2022г., Международный центр научного партнерства «Новая наука»).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культура речевого общения - это характеристика личности, включающая в себя культуру речи и культуру общения, предполагающая высокий уровень владения и следования нормами литературного языка, социальными нормами, принятым при взаимодействии в определенной группе. Характеристиками культуры речевого общения младших школьников являются логическая последовательность и содержательность речи, точность употребления слов, активность словарного запаса, уровень конфликтности, психоэмоциональное состояние.
Формирование культуры речевого общения младших школьников представляет систему действий педагога, направленных на овладение обучающимися нормами устного и письменного литературного языка и их адекватное применение с целью установления социальных контактов, выстраивания взаимоотношений для успешного решения коммуникативных задач. Культура речевого общения формируется на уроках литературного чтения.
С учетом возрастных особенностей, общих способностей и образовательных потребностей младших школьников выделены и охарактеризованы уровни сформированности культуры речевого общения: высокий, средний, низкий.
2. Выявлен потенциал педагогических технологий в развитии речевых умений и навыков, улучшении психоэмоционального состояния обучающихся и снижении уровня конфликтности в детском коллективе, как характеристик сформированности культуры речевого общения младших школьников. Наиболее адекватными данной цели и условиям образовательной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе являются игровые технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии.
3. Выявлены педагогические условия по формированию культуры речевого общения младших школьников в урочной деятельности, среди которых следующие:
- создание позитивной речевой среды (в том числе атмосферы доброжелательности заинтересованности, внимания, уважения и творчества);
- моделирование речевых ситуаций посредством интеграции в урочную деятельность элементов театрального искусства;
- расширение дидактических средств развития речевых умений и навыков на уроках литературного чтения.
4. Проведенный эксперимент повысил уровень сформированности культуры речевого общения младших школьников. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы на 24% увеличилось количество обучающихся экспериментальной группы, имеющих высокий уровень культуры речевого общения, у обучающихся контрольной группы произошло сокращение на 5%.
Младшие школьники научились строить свои высказывания в устной и письменной форме. Их речь отличается содержательностью, последовательностью и логичностью. Они свободно оперируют понятиями, понимая их значение и смысл. Способны полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Отмечено развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Реализация рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение с элементами театрального искусства» в заданных педагогических условиях предполагала:
- создание системы коммуникативных ситуаций, организацию сотрудничества между обучающимися и педагогом, а также между детьми с помощью дидактических игр и игровых упражнений на основе отбора педагогических приемов, методов, форм организации образовательной деятельности, повышающих развивающий потенциал речевой среды;
- создание системы речевых ситуаций, стимулирующих обучающихся к общению, обеспечивающих особую речевую практику и возможность грамотно общаться с помощью элементов театрализации (разыгрывание отрывка текста по ролям, инсценировка, озвучивание диафильма или сюжетной картинки из литературного произведения, игра-драматизация, монолог, диалог, упражнения на дикцию, мимику, дыхание, творческие задания);
- обогащение авторской программы на основе исследования потенциала педагогических технологий в формировании культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура магистерской диссертации. Выпускную работу составляют введение, 2 главы (раздела), заключение. В работе содержатся 9 рисунков, 15 таблиц, список использованной литературы (87 источников) и 7 приложений. Основной текст работы - 74 страницы.
Речь относится к числу важнейших ценностей культуры, которые имеют колоссальную значимость для жизни человека. Мастерство общения как умение выстраивать эффективную коммуникацию становится одной из гарантий жизненного и профессионального успеха любого человека. Общеизвестно, что речь - это средство общения между людьми. Сегодня мы наблюдаем значительный спад в области функционирования языка как средства общения и искажение его литературных норм и культуры речи, в целом, в особенности среди представителей юного поколения. Это отметил президент РФ В.В. Путин, констатировав факт, что «нынешнее молодое поколение грамотностью не блещет. А значит, необходимо сделать все, без исключения для того, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная культурная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество» [43, с. 11].
Социально-экономические, общественно-политические изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают необходимость рассмотрения вопроса языковой деятельности, ориентированной на повышение культуры речи, необходимой для достижения эффективной коммуникации. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указано: «Необходимо формировать духовно богатую личность, развивать креативность, повышать культуру речевой коммуникации обучающихся... Для школьников важно овладеть речью как средством общения и культуры, обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь» [68, с. 2].
Вопрос сохранения языка как функциональной речевой системы приобрел особое значение, и ключевая задача системы образования - сформировать культуру речевого общения у подрастающего поколения. Формирование культуры речевого общения - довольно обширная психолого-педагогическая проблема.
Обучение ребенка нормам устного и письменного литературного языка, овладение «речью как средством общения и культуры» начинается в условиях семьи и дошкольного учреждения [67, с.5]. Это отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Актуальность выбранной темы исследования на социально-педагогическом уровне подтверждается значимостью воспитания школьников, обладающих культурой речевого общения, как разновидностью коммуникативной деятельности, частью нравственной культуры человека, гарантирующей успешную социальную адаптацию в обществе.
Отечественные педагоги Л.С. Выготский [16], А.А. Леонтьев [45], С.Т. Шацкий [78] в своих исследованиях затрагивали проблему общения и разработку его культурных основ. Видные исследователи (педагоги, психологи, физиологи, социологи) такие, как А.Г. Асмолов В.В. [4], Давыдов [26], Л.И. Божович [10], М.Р. Львов [46] и др., рассматривали общение как феномен, играющий важную роль в формировании личности ребенка.
В психолого-педагогических исследованиях О.М. Казарцевой [33], Л.А. Введенской [13], О.А. Белобрыкиной [8] и др. речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности. Вопросами развития речи у детей посвящены труды К.М. Гуревич [24], Н.В. Новотворцевой [51], Г.К. Селевко [62], Д.Б. Эльконина [81] и др.
Изучению проблемы развития речевых умений и навыков, формированию культуры общения посвящены отечественные [2], [3], [41], [73], [80] и зарубежные исследования [83], [84], [85], [86].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на осмыслении содержания культуры речевого общения младших школьников, поиске способов ее повышения в современных образовательных системах. Большинство исследований, несмотря на трактовку культуры речевого общения на основе понимания сущности культуры речи и культуры поведения, а также выделение коммуникативного аспекта в структуре исследуемого феномена, посвящены разработке способов развития у детей умений речевой деятельности. Вопрос формирования навыков установления и развития социальных контактов обучающихся, затрагивающих чувственно-волевую сферу, направленных на успешное взаимодействие в группе по решению коммуникативных задач, исследован не в полной мере. Это определяет актуальность работы на научно-методическом уровне.
Анализ психолого-педагогической литературы темы исследования показал, что проблемы формирования культуры речи и культуры общения подрастающего поколения неоднократно исследованы, однако, на сегодняшний день отмечаются следующие недостатки:
- ограниченная научная разработанность исследуемого понятия;
- скудность методологической платформы для формирования речевых умений и навыков младших школьников;
- трудности в организации образовательного процесса по формированию культуры речевого общения в практике общеобразовательных учреждений.
Обнаружены противоречия между:
- социальным заказом общества на воспитание уважительного отношения к языкам, культуре речи и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования культуры речевого общения;
- доступными научными знаниями по вопросу формирования культуры речи, культуры общения и уровнем использования этих знаний в практике образовательных учреждений;
- требованиями к образовательным результатам выпускников начальной школы и недостаточным учебно-методическим обеспечением процесса формирования культуры речевого общения обучающихся.
Исходя из перечисленных противоречий определена проблема: как сформировать культуру речевого общения младших школьников?
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет - формирование культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования - повысить уровень культуры речевого общения младших школьников на основе авторской программы «Литературное чтение с элементами театрального искусства».
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование культуры речевого общения младших школьников будет эффективно, если:
- раскрыть содержание понятий «культура речевого общения», «формирование культуры речевого общения младших школьников»;
- обеспечить применение современных педагогических технологий, способствующих развитию речевых умений и навыков в урочной деятельности;
- выявить педагогические условия формирования культуры речевого общения обучающихся в образовательном процессе начальной школы.
Задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Уточнить содержание понятий «культура речевого общения», «формирование культуры речевого общения».
3. Исследовать потенциал педагогических технологий в развитии речевых умений и навыков обучающихся на уроках литературного чтения.
4. Выявить педагогические условия формирования культуры речевого общения младших школьников.
5. Провести экспериментальное исследование и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
Теоретическую основу исследования составляют работы, раскрывающие:
- формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста (Божович Л.И. [11], Каргапольцева С.И. [34] и другие);
- сущность общения и разработки его культурных основ (Головин Б.Н. [21], Казарцева О.М. [33] и другие);
- учение о педагогических технологиях (Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов [48], Селевко Г.К. [62] и другие).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 86 имени Ю.А. Гагарина» (МБУ «Школа № 86»). В проведении данной работы приняли участие 48 обучающихся 3 «Г» (25 человек) и 3 «Д» (23 человека) классов.
Организация и этапы исследования:
Первый этап - 2020-2021 гг. - проанализирована методическая, психолого-педагогическая литература; исследованы теоретико-методологические основы; сформулирована проблема, цель, задачи, объект, предмет исследования; определены педагогические условия формирования культуры речевого общения обучающихся; подготовлен эмпирический материал, входящий в состав авторской программы; спроектирована рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение с элементами театрального искусства».
Второй этап - 2021-2022 гг. - разработаны педагогические условия формирования культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения; проведена опытно-экспериментальная работа по созданию данных условий; обеспечена фиксация и обработка полученных данных.
Третий этап - 2022 г.- подведены итоги проведенной опытно-экспериментальной работы, анализ собранных материалов и данных; проверена выдвинутая гипотеза исследования; оформлены выводы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы, публикаций, нормативных документов по исследуемой проблеме);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, опрос и тестирование);
- математические (качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных).
Научная новизна исследования заключается в уточнении основных характеристик культуры речевого общения, выявлении педагогических условий ее формирования в урочной деятельности обучающихся начальной школы.
Теоретическая значимость исследования - в расширении представления о культуре речевого общения младших школьников, уточнении понятия «культуры речевого общения», «формирование культуры речевого общения младших школьников».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная авторская программа «Литературное чтение с элементами театрального искусства» может стать средством формирования культуры речевого общения обучающихся в возрасте 7-10 лет в учреждениях общего и дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается четкостью его теоретических основ, соответствия объекту, предмету, цели и задачам исследования; адекватным подбором теоретических и эмпирических методов исследования и статистической обработки результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора заключается в изучении научной литературы; подборе диагностических инструментов, адекватных задачам исследования, разработке заданий для выявления уровня развития речевых умений и навыков; работе на всех этапах эксперимента; проектировании программы по формированию культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения.
Апробация. Результаты исследования отражены в виде публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ, и выступлений на конференциях различного уровня: «Из опыта формирования культуры речевого общения младших школьников» (Х Всероссийская научно-практическая конференция «Наука 21 века: взгляд в будущее», 23 апреля 2020 г., г. Шадринск), «Из опыта работы: приемы театрализации» (Международной научно-практической конференции «SCIENCE INNOVATIONS» (КОФ-364), май, 2020 г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования интереса младших школьников к чтению» (Диплом 1 степени. Международная научно-практическая конференция «SCIENCE INNOVATIONS», октябрь 2021г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования интереса к чтению младших школьников» (Исследовательский проект. Диплом II степени. Международный научно-исследовательский конкурс, 28 июня 2021г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования интереса к чтению младших школьников. Арт-технологии» (3-ья Международная научно-практическая конференция «Инновационная парадигма развития современных гуманитарных и общественных наук», ноябрь, 2021г., г. Петрозаводск), «Из опыта формирования культуры речевого общения младших школьников на уроках русского языка» (4-ая Международная научно-практическая конференция «Передовое развитие современной науки: опыт, проблемы, прогнозы», публикация 11 апреля 2022г., Международный центр научного партнерства «Новая наука»).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культура речевого общения - это характеристика личности, включающая в себя культуру речи и культуру общения, предполагающая высокий уровень владения и следования нормами литературного языка, социальными нормами, принятым при взаимодействии в определенной группе. Характеристиками культуры речевого общения младших школьников являются логическая последовательность и содержательность речи, точность употребления слов, активность словарного запаса, уровень конфликтности, психоэмоциональное состояние.
Формирование культуры речевого общения младших школьников представляет систему действий педагога, направленных на овладение обучающимися нормами устного и письменного литературного языка и их адекватное применение с целью установления социальных контактов, выстраивания взаимоотношений для успешного решения коммуникативных задач. Культура речевого общения формируется на уроках литературного чтения.
С учетом возрастных особенностей, общих способностей и образовательных потребностей младших школьников выделены и охарактеризованы уровни сформированности культуры речевого общения: высокий, средний, низкий.
2. Выявлен потенциал педагогических технологий в развитии речевых умений и навыков, улучшении психоэмоционального состояния обучающихся и снижении уровня конфликтности в детском коллективе, как характеристик сформированности культуры речевого общения младших школьников. Наиболее адекватными данной цели и условиям образовательной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе являются игровые технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии.
3. Выявлены педагогические условия по формированию культуры речевого общения младших школьников в урочной деятельности, среди которых следующие:
- создание позитивной речевой среды (в том числе атмосферы доброжелательности заинтересованности, внимания, уважения и творчества);
- моделирование речевых ситуаций посредством интеграции в урочную деятельность элементов театрального искусства;
- расширение дидактических средств развития речевых умений и навыков на уроках литературного чтения.
4. Проведенный эксперимент повысил уровень сформированности культуры речевого общения младших школьников. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы на 24% увеличилось количество обучающихся экспериментальной группы, имеющих высокий уровень культуры речевого общения, у обучающихся контрольной группы произошло сокращение на 5%.
Младшие школьники научились строить свои высказывания в устной и письменной форме. Их речь отличается содержательностью, последовательностью и логичностью. Они свободно оперируют понятиями, понимая их значение и смысл. Способны полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Отмечено развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Реализация рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение с элементами театрального искусства» в заданных педагогических условиях предполагала:
- создание системы коммуникативных ситуаций, организацию сотрудничества между обучающимися и педагогом, а также между детьми с помощью дидактических игр и игровых упражнений на основе отбора педагогических приемов, методов, форм организации образовательной деятельности, повышающих развивающий потенциал речевой среды;
- создание системы речевых ситуаций, стимулирующих обучающихся к общению, обеспечивающих особую речевую практику и возможность грамотно общаться с помощью элементов театрализации (разыгрывание отрывка текста по ролям, инсценировка, озвучивание диафильма или сюжетной картинки из литературного произведения, игра-драматизация, монолог, диалог, упражнения на дикцию, мимику, дыхание, творческие задания);
- обогащение авторской программы на основе исследования потенциала педагогических технологий в формировании культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура магистерской диссертации. Выпускную работу составляют введение, 2 главы (раздела), заключение. В работе содержатся 9 рисунков, 15 таблиц, список использованной литературы (87 источников) и 7 приложений. Основной текст работы - 74 страницы.
Проблема формирования культуры речевого общения актуализирована на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне. Речь как форма общения и взаимодействия имеет огромное значение в социализации ребенка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения, духовного становления.
Культура речевого общения - понятие многозначное, выражающееся в умении владеть техникой непосредственного контакта (культура общения) и умении обращаться со словом (культура речи), что является характеристикой культурного человека. Совершенствование культуры речевого общения подрастающего поколения - важнейшая педагогическая задача. ФГОС НОО подчеркивает, что для обучающихся «важно овладеть речью как средством общения и культуры ... развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь» [68]. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования культуры речевого общения.
Культура речевого общения обучающихся начальной школы предполагает высокий уровень владения и следования нормами литературного языка, а также социальными нормами, принятым при взаимодействии в определенной группе. Культуры речевого общения младшего школьника характеризуют: речевые умения и навыки (логическая последовательность речи, содержательность речи, точность употребления слов, активность словарного запаса); уровень конфликтности; психоэмоциональное состояние ребенка.
Формирование культуры речевого общения младших школьников уточнено как система действий педагога, направленных на овладение обучающимися нормами устного и письменного литературного языка и их адекватное применение с целью установления социальных контактов, выстраивания взаимоотношений для успешного решения коммуникативных задач. Развертывание данной системы адекватно задачам урочной деятельности, может быть реализовано на уроках литературного чтения в начальной школе. Сформированность культуры речевого общения (высокий, средний, низкий) вычисляется как среднее арифметическое значений по всем диагностируемым характеристикам.
Успех деятельности учителя начальных классов детерминирован выбором педагогических технологий, рядом педагогических условий, способствующих формированию культуры речевого общения в процессе обучения чтению. Исследование педагогических технологий в данном аспекте позволило выделить игровые технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии как обладающие наибольшим потенциалом в формировании культуры речевого общения младших школьников.
Анализ теоретических положений, практики образовательной деятельности, педагогическое наблюдение преподавания учебных предметов гуманитарного цикла, позволил выделить условия, обеспечивающие формирование культуры речевого развития младших школьников:
- создание позитивной речевой среды (в том числе атмосферы доброжелательности заинтересованности, внимания, уважения и творчества);
- моделирование речевых ситуаций посредством интеграции в урочную деятельность элементов театрального искусства;
- расширение дидактических средств развития речевых умений и навыков на уроках литературного чтения.
Данные условия реализованы в ходе авторской программы «Литературное чтение с элементами театрального искусства».
С помощью дидактических игр и игровых упражнений на основе отбора педагогических приемов, методов, форм организации образовательной деятельности, повышающих развивающий потенциал речевой среды, создана система коммуникативных ситуаций, организовано сотрудничество между обучающимися и педагогом, а также между детьми.
С помощью интеграции элементов театрализации (разыгрывание отрывка текста по ролям, инсценировки, озвучивание диафильма, игры- драматизации, монологи, диалоги, упражнения на дикцию, мимику, дыхание, творческие задания) создана система речевых ситуаций, стимулирующих ребенка к общению, обеспечивающих особую речевую практику и возможность грамотного общения, обогащение чувственно-эмоциональной сферы младших школьников, обучение чувствованию слова и художественному воображению.
На основе исследования потенциала педагогических технологий в формировании культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения осуществлена амплификация дидактических средств развития речевых умений и навыков на уроках литературного чтения (комплекс игр, упражнений, техник, творческих заданий).
Проведенный эксперимент по повышению культуры речевого общения показал положительную динамику в развитии речевых умений и навыков, а также снижение конфликтности в детском коллективе; улучшение психоэмоционального состояния младших школьников. Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе, позволило сделать вывод, что изменения, происшедшие в уровнях сформированности культуры речевого общения обучающихся экспериментальной группы не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации предложенных педагогических условий.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о достижении цели, решении поставленных задач исследования, и подтверждают верность выдвинутой гипотезы.
Культура речевого общения - понятие многозначное, выражающееся в умении владеть техникой непосредственного контакта (культура общения) и умении обращаться со словом (культура речи), что является характеристикой культурного человека. Совершенствование культуры речевого общения подрастающего поколения - важнейшая педагогическая задача. ФГОС НОО подчеркивает, что для обучающихся «важно овладеть речью как средством общения и культуры ... развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь» [68]. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования культуры речевого общения.
Культура речевого общения обучающихся начальной школы предполагает высокий уровень владения и следования нормами литературного языка, а также социальными нормами, принятым при взаимодействии в определенной группе. Культуры речевого общения младшего школьника характеризуют: речевые умения и навыки (логическая последовательность речи, содержательность речи, точность употребления слов, активность словарного запаса); уровень конфликтности; психоэмоциональное состояние ребенка.
Формирование культуры речевого общения младших школьников уточнено как система действий педагога, направленных на овладение обучающимися нормами устного и письменного литературного языка и их адекватное применение с целью установления социальных контактов, выстраивания взаимоотношений для успешного решения коммуникативных задач. Развертывание данной системы адекватно задачам урочной деятельности, может быть реализовано на уроках литературного чтения в начальной школе. Сформированность культуры речевого общения (высокий, средний, низкий) вычисляется как среднее арифметическое значений по всем диагностируемым характеристикам.
Успех деятельности учителя начальных классов детерминирован выбором педагогических технологий, рядом педагогических условий, способствующих формированию культуры речевого общения в процессе обучения чтению. Исследование педагогических технологий в данном аспекте позволило выделить игровые технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии как обладающие наибольшим потенциалом в формировании культуры речевого общения младших школьников.
Анализ теоретических положений, практики образовательной деятельности, педагогическое наблюдение преподавания учебных предметов гуманитарного цикла, позволил выделить условия, обеспечивающие формирование культуры речевого развития младших школьников:
- создание позитивной речевой среды (в том числе атмосферы доброжелательности заинтересованности, внимания, уважения и творчества);
- моделирование речевых ситуаций посредством интеграции в урочную деятельность элементов театрального искусства;
- расширение дидактических средств развития речевых умений и навыков на уроках литературного чтения.
Данные условия реализованы в ходе авторской программы «Литературное чтение с элементами театрального искусства».
С помощью дидактических игр и игровых упражнений на основе отбора педагогических приемов, методов, форм организации образовательной деятельности, повышающих развивающий потенциал речевой среды, создана система коммуникативных ситуаций, организовано сотрудничество между обучающимися и педагогом, а также между детьми.
С помощью интеграции элементов театрализации (разыгрывание отрывка текста по ролям, инсценировки, озвучивание диафильма, игры- драматизации, монологи, диалоги, упражнения на дикцию, мимику, дыхание, творческие задания) создана система речевых ситуаций, стимулирующих ребенка к общению, обеспечивающих особую речевую практику и возможность грамотного общения, обогащение чувственно-эмоциональной сферы младших школьников, обучение чувствованию слова и художественному воображению.
На основе исследования потенциала педагогических технологий в формировании культуры речевого общения младших школьников на уроках литературного чтения осуществлена амплификация дидактических средств развития речевых умений и навыков на уроках литературного чтения (комплекс игр, упражнений, техник, творческих заданий).
Проведенный эксперимент по повышению культуры речевого общения показал положительную динамику в развитии речевых умений и навыков, а также снижение конфликтности в детском коллективе; улучшение психоэмоционального состояния младших школьников. Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе, позволило сделать вывод, что изменения, происшедшие в уровнях сформированности культуры речевого общения обучающихся экспериментальной группы не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации предложенных педагогических условий.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о достижении цели, решении поставленных задач исследования, и подтверждают верность выдвинутой гипотезы.



