Введение 5
1 Теоретические подходы к пониманию речевого общения в начальной
школе
8
1.1 Сущность понятий «речь» и «речевое общение», «культура речевого
общения» 8
1.2 Условия формирования культуры речевого общения младших
школьников
2 Экспериментальное исследование формирования культуры речевого
общения младших школьников
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения
младших школьников
2.2 Формирование культуры речевого общения на уроках русского языка
в начальных классов
2.3 Анализ и оценка результативности опытно-экспериментальной
работы 48
Заключение 58
Список используемой литературы и источников 60
Приложение А Результаты констатирующего этапа в двух классах
Приложение Б Тесты для определения уровня развития содержательной стороны речи
Приложение В Тест на определение уровня словарного запаса
Приложение Г предметные картинки к тесту Бернштейна
Приложение Д Частота употребления слов учащимися 3-В класса
Приложение Е Частота употребления слов учащимися 3-Г класса
Приложение Ж Конспекты уроков по русскому языку
Приложение И Примеры заданий при работе с текстом
Приложение К Результаты контрольного этапа по двум классам
Приложение Л Частота употребления слов учащимися 3-В класса
Приложение М Частота употребления слов учащимися 3-Г класса
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. «Умение грамотно и красиво говорить - это, своего рода, визитная карточка любого человека».
Выступая на пленарном заседании Общества Русской Словесности, президент Российской Федерации Путин В.В. заявил, что «мы должны сделать все, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная культурная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество» [34].
Как раз в начальной школе учащиеся делают первые шаги по овладению нормами устного и письменного литературного языка, приучаются деятельно применять вербальные средства для способов разрешения коммуникативных задач, строить рассуждения, слушать собеседника и вести диалог, высказывать персональные мысли, выражать личные эмоции индивидуальным своеобразием авторской речи, используя при этом разнообразные интонационные средства, соблюдать речевую культуру, и развивают умение общаться, то есть «владеть речью как средством общения и культуры». Эти задачи речевого развития прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Образования [63, с. 42].
«Наука, образование, культура, литература, наш великий русский язык должны создать тот прочный фундамент, на котором строится по- настоящему сильное государство», - заявил Президент РФ в выступлении на совместном заседании Советов по межнациональным отношениям и русскому языку в Кремле в 2019 году.
Анализ нормативных документов и сложившейся школьной практики позволил выявить ряд противоречий между:
- потребностью общества в человеке думающем и чувствующем, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой, и недостаточной реализацией этих возможностей в сложившейся практике школ;
- потребностью педагогической практики в средствах развития речи и формирования культуры речевого общения и недостаточной разработанностью обоснованных педагогических условий, позволяющих активизировать эту проблему.
Основываясь на выявленных противоречиях, мы сформулировали проблему исследования: «Каковы условия формирования культуры речевого общения и развития речи младших школьников?»
Важность и актуальность данной проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование культуры речевого общения младших школьников».
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования культуры речевого общения младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность условий по формированию культуры речевого общения младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования культуры речевого общения будет проходить более успешно, если:
1. В содержание учебного материала уроков русского языка включить систематическое использование упражнений, направленных на формирование культуры речевого общения.
2. Создать на уроках русского языка атмосферу постоянного внимания к речи и языку как основному инструменту культурного общения.
В соответствии с указанной целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать и дать характеристику уровня сформированности речевых умений и навыков у младших школьников.
3. Разработать условия формирования культуры речевого общения младших школьников;
4. Опытно-практическим путем апробировать систему упражнений, направленную на формирование культуры речевого общения младших школьников посредством включения их в процесс обучения, обобщить и провести анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования комплекса представленных в данной работе упражнений и рекомендаций к ним на уроках русского языка учителями начальных классов.
Опытно - экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное Бюджетное Учреждение «Школа № 86» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 48 человек - учащиеся 3-В (25 человек) и 3-Г (23 человека) классов данной школы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Речь - это один из видов общения. Оно жизненно важно людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, при обмене информацией, в познании окружающей действительности, в образовании.
Речь - это «процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления» [44, с. 61].
Культура речевого общения - один из главных показателей общей культуры человека [60, с. 12].
Говорить о хорошей культуре речевого общения можно лишь в том случае, если:
1) речь богата и разнообразна, в речи используются лексические и грамматические средства;
2) в речи точно выражено содержание высказываний;
3) в речи приняты во внимание особенности ситуации общения, выдержан конкретный стиль речи и интонации.
Сегодня прогрессирует внимание к образованию младших школьников, а именно к художественному и креативному развитию личности ребёнка, к развитию связной речи, способности общаться и выражать свою мысль устно и письменно. «Владение письменной и устной речью - это основная составляющая коммуникативной компетенции, которая особенно важна для социальной адаптации личности ребенка» [14, с. 103].
Основная задача учителя в начальной школе - «формирование речевой деятельности детей младшего школьного возраста, то есть обучение нормам и правилам родного русского языка, и развитие их коммуникативных способностей» [63].
Учитель начальных классов должен помочь школьникам сформировать правильную речь, которая необходима для успешной учебной деятельности и успешной социализации в обществе [29].
На уроках русского языка в начальной школе педагог работает не только над развитием грамотного письма, но и формирует культуру речевого общения учащихся через ряд упражнений над словом, предложениями и текстами. На уроках происходит обогащение и активизация словаря младших школьников. Именно на уроках русского языка через систему упражнений учитель формирует все уровни развития речи: морфологический, словарный, произносительный, синтаксический и уровень текста. Педагогом используются самостоятельная, коллективная, парная, индивидуальная и дифференцированная работа по развитию связной речи, осуществляемая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также с помощью театрализованных и дидактических игр. Все это позволяет учителю достигать высокой эффективности работы по развитию связной речи на уроках русского языка при составлении предложения или текста и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе, а также целенаправленно формировать уровень культуры речевого общения младших школьников.
Из всего этого следует, что «формирование и развитие речи в ходе обучения - это единый общешкольный процесс, проходящий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, в том числе и русского языка». Культура речевого общения младших школьников будет эффективнее формироваться, если уроки русского языка будут проводиться с систематическим использованием разных видов упражнений
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005. 303 с.
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 2005. 207 с.
3. Антипова А.Г. Культура речевого общения: учебное пособие. Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2014. 382 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогового общения. М.: Мозаика Синтез, 2017. 272 с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., Просвещение,
2008. 312 с.
6. Ахметжанова Г.В. Современные проблемы теории и практики начального образования. Тольятти, 2013.
7. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностики речевых нарушений
школьников: практическое пособие. М.: Юрайт, 2018. 157 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды. Воронеж: Ин-т практической психологии, 2016. 258 с.
9. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для педагога и родителей. Академия развития, 2018. 240 с.
10. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 1-4 классах. М.: ВАКО, 2004. 304 с.
11. Бельчикова В.П. Единые требования к речевому развитию учащихся // Инструктивно-методическое письмо. Самара, СИПКРО, 1999. 50 с.
12. Бельчикова Е.П., Огай О.Н., Серова Г.Л. Единые требования к речевому развитию учащихся (инструктивно-методическое письмо). Самара, СИПКРО,1999. 51 с.
13. Бим И. Л. Культура речи школьников. Обучение диалогу. М.: Просвещение, 2001. 394 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. - 238с.
15. Виноградова Н.Ф. Продуктивный диалог - эффективный метод развития младших школьников // Начальное образование. 2010. №1. С. 21-26
16. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского
развития. М.: ЛИБРОКОМ, 2001. 286 с.
17. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: собр. соч. в 6 т. Т. 4. М.: Просвещение, 2004. 385 с.
18. Гальперин В.Е. Текстовый объект лингвистического исследования. М.: ЛИБРОКОМ, 2008. 213 с.
19. Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников. Москва: АРКТИ, 2019. 63 с.
20. Гончарова В.А., Пивоварова И.А. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Феникс, 2008. 222 с.
21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка. Руководство практического психолога. М.: Академический проект, 2000. 184 с.
22. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с.
23. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 2002. 435 с.
24. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. СПб.: Питер, 2016. 112 с.
25.Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников // Учитель. - 2010. № 5. 99 с.
26. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Флинта, 2017. 496 с.
27. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 2015. 383 с.
28. Каргапольцева С.И. Обучение культуре речи // Образование и воспитание. - 2018. № 2 (17). с. 42.
29. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Методические аспекты использования межпредметного материала для развития речи младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 108-111.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средний педагогических заведений. М.: ACADEMIA, 2014. 174 с.
31. Коростелева Е.Ю. Технология формирования у младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 92-96.
32. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 2018. 273 с.
33. Левшин Е.О. Речь и культура общенияю / Текст: непосредственный,
электронный // Молодой ученый. - 2016. № 13.2 (117.2). С. 50-52. - URL: https: // moluch.ru/ archive / 117 /32402/ (дата обращения
20.03.2020)
34. Kremlin.ru. Президент России. Новости и стенограммы. - Заседание Общества русской словесности. Речь В.В. Путина, 2016.
35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1999. 456 с.
36. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: ЛИБРОКОМ,
2009. 213 с.
37. Левицкий Ю.А. Проблемы лингвистической семантики. М.:
ЛИБРОКОМ, 2017. 151 с.
38. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы // Начальная школа. - 2002. № 1. 28 с.
39. Масалыгина П., Великий русский. ISBN (EAN): 9785171061968, 2018. - 68.2 тыс. знаков (дата обращения 26.03.2020)
40. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства
формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 196-198.
41. Налимова Т.А. Актуальные вопросы развития речи младших
школьников. Казань, Литагент Бук, 2017. 140 с.
42. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности. М.: Наука, 2017. 236 с.
43. Немов Р.С., Психология, книга 3. М.: 1995. С. 216-223,
44. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. М.: Флинта, 2003. 172 с.
45.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. 1376 с.
46.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. 948 с.
47. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс - диагностика в начальной школе. М.: Генезис, 2008. 80 с.
48. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. Ростов н/Д., Феникс, 2017. 336 с.
49. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников.
Издательство: Литагент «Каро», 2018. 118 с.
50. Раицкая Г.В. Олимпиадные задания 3-4 класс. Самара, 2009. 80 с.
51. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2016. 448 с.
52. Родионова Е.А. Русский язык (тесты и развивающие задания). М: Ломоносовская школа, 2006. 90 с.
53. Русакова Т.Н. Реализация возможностей лексических синонимов в развитии речи младших школьников на уроках русского языка // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2017. №1(12). С. .9-12.
54. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 2017. 111 с.
55. Северская О.И. «Доброе» и «приятное» в речевом общении // Русская речь. 2018. № 5. С. 36-43
56. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.
57. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. СПб: АО «Мэрил», 2017. 96 с.
58. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 321 с.
59. Скрябина В.В. Формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 253-254.
60. Смердова А.В. Формирование культуры речевого общения младших
школьников / Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. 2019. № 46 (284). С. 302-304. - URL: https: //
moluch.ru/archive/284/63873(дата обращения 03.05.2020)
61. Ульянов В., Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи. БХВ, 2012. 193 с.
62. Ушаков Д.Н., Толковый словарь русского языка. М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия», ОГИЗ; Гос. издательство, 1986. 364 с.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг./
Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2014. 35 с.
64. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Начального Общего Образования [Текст]. М.: Сфера, 2017. 96 с.
65. Феличева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособиедля педагогов. М.: Профессиональное образование, 2009. 232 с.
66. Формановская Н. Культура общения и речевого поведения. Икар, 2018 г. 238 с.
67. Фотекова Т.А., Тестовая методика диагностики речи у младших школьников. М.: Аркти, 2000. 55 с.
68. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2016. 137 с.
69. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 114-116.
70. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 2018. 273 с.
71.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Новая школа, 2016. 222 с.
72.Черкасова О.В. Развития речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. 590 с.
73.Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи [Текст]: учебник для студентов уч. высшего образования. 5-е изд. М.: Академия, 2018. 448 с.