Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности безработных женщин (Южный федеральный университет)

Работа №104359

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы29
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психологические особенности безработных женщин
1.1. Характерные особенности женщин, состоящих на учете в Службе занятости
1.2. Особенности психологического состояния безработных женщин
ГЛАВА 2. Социально - психологическое исследование безработных женщин
2.1. Сбор социально-демографических данных испытуемых
2.2. Выявление психического состояния безработных женщин
2.3. Выявление психологических качеств испытуемых
2.4. Выявление особенностей потребностной сферы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Целью настоящей работы является изучение психологических особенностей безработных женщин.
Объектом исследования выступают женщины, состоящие на учете в Службе занятости. Они составляют две равнозначные группы по 5 человек. Одна объединяет женщин, срок безработного состояния которых 1-2 месяца и они готовятся к поступлению на работу (находятся на переобучении или уже оформляются на вакантной должности), другая группа объединяет женщин, безработица которых приобрела «хроническое» течение (то есть срок безработицы более 4 месяцев), отказываются от переобучения, от предлагаемых вакансий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Провести обзор и анализ литературы по проблеме психологических особенностей безработных женщин;
2) собрать данные социального характера об изучаемых безработных женщинах;
3) выявить особенности психического состояния безработных женщин;
4) выявить психологические качества безработных женщин;
5) изучить особенности потребностной сферы.
Для выявления психологических особенностей безработных женщин были выбраны методы:
1. теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
2. для сбора данных об испытуемых использовались вопросы социального характера;
3. для получения данных о психическом состоянии безработных применялись две методики: а) Шкала социальной адаптации Холмса-Райха (уровень стресса); б) шкала самооценки Спилбергера (выраженность тревожности);
4. для выявления психологических качеств испытуемых применялись две методики: а) методика Айзенка (тип темперамента); б) методика Шмишека (тип акцентуации);
5. для выявления особенностей потребностной сферы: а) анкета потребностей (степень удовлетворенности основных потребностей); б) методика М. Рокича «Ценностные ориентации».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, нами обследованы женщины, состоящие на учете в Службе занятости, возрастной диапазон широкий – от 24 лет до 42. Образование – не ниже среднего специального, которое имеют 50 % всех обследованных, остальные 50 % имеют высшее образование разного профиля.
Мы определили, что семейное положение и наличие детей не имеет особо существенного влияния на время нахождения женщины в состоянии безработицы, потому что и в одной и во второй группах есть замужние женщины, которые обязательно имеют домашнюю занятость. Также в обеих группах есть незамужние и разведенные женщины. Даже, напротив, в группу хроников попали две незамужние женщины, которые не имеют детей и должны бы с большим усердием искать работу, потому что не заняты домашними делами, но этого не происходит.
Таким образом, высказываемые в литературе мнение о том, что семейное положение и наличие детей в определенной степени способствует увеличению времени нахождения женщины в состоянии безработицы (Хомутов В.П., Алонова Е.А.) на нашем контингенте не подтверждается.
Психическое состояние безработной женщины оказывает влияние на хронификацию безработицы. Все женщины, длительно состоящие в статусе безработных, по особенностям их личности являются тревожными и большой круг проблем они склонны воспринимать как угрожающие, испытывают все время чувство беспокойства по поводу возможных неудач.
Женщины с небольшим сроком безработного состояния и быстро отыскавшие работу (или способ ее получить, например, переобучение) показали в основном умеренную тревожность.
По уровню реактивной тревожности есть небольшие отличия между членами двух групп, тем не менее, следует сказать, что уровень реактивной тревожности в среднем находится в диапазоне умеренной тревожности. Субъективная оценка ситуации в целом не показывает наличия тревожности у кого бы то ни было из испытуемых в ситуации беседы и диагностики.
Уровень стресса (по шкале социальной адаптации) высокий и в первой группе и во второй группе, хотя во второй группе (не хроников) он ниже. Объективные данные отражают наличие психотравмирующих ситуаций, которые обусловливают стрессовое состояние большинства безработных.
По психологическим качествам сразу следует отметить, что среди хронически безработных доминирует меланхолический тип темперамента, то есть большинство женщин первой группы имеют слабый тип нервной системы. Они легко ранимы, чувствительны к различным воздействиям, склонны глубоко переживать даже незначительные события, сдержанны и пессимистичны. Если в нормальных условиях проявляются глубина и содержательность, то в неблагоприятных условиях возможны замкнутость, боязливость и тревожность. Для женщин, длительно безработных характерны: неспособность нервной системы выдерживать сильные раздражители, невысокая выносливость и работоспособность, неуравновешенность.
По характерологическим особенностям можно отметить, что в группе хронически безработных женщин преобладают эмотивность, демонстративность, а также встречается дистимность. То есть, наряду с эмоциональностью чувствительностью, демонстративностью, у хронически безработных женщин встречаются такие черты как пессимизм, пассивность, повышенная подверженность психотравмирующим воздействиям, а также склонность к застреванию на каких-либо переживаниях. Указанные особенности в итоге уменьшают способность сопротивляться и преодолевать трудности, а также возможность успешной социальной адаптации вообще.
Среди женщин успешно отыскавших работу или переучивающихся для новой работы доминирует гипертимия, которая характеризуется повышенным фоном настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью и предприимчивостью. Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь с оптимизмом, не теряют жизнерадостности и при возникновении трудностей настроены на успех и победу. Выраженность гипертимной акцентуации отражает активность человека, его стремление и способность к деятельности.
Хронически безработные женщины испытывают удовлетворенность среднего уровня по потребности в профессиональном росте, в общении, личностной самореализации. Более высокая удовлетворенность в профессиональной самореализации и личностном росте по сравнению с женщинами не хрониками свидетельствует о том, что стремления и потребности в поиске интересной, перспективной работы, в саморазвитии у них снижены.
Из терминальных потребностей (то есть конечной цели, к которой стоит стремиться) хроники наиболее предпочитают здоровье, счастливую семейную жизнь и любовь, материально обеспеченная жизнь, но интересная работа или активная деятельность у них не попадает в первую пятерку. Среди хроников преобладают такие инструментальные ценности как воспитанность, аккуратность, а также высокие запросы (то есть высокие требования к жизни, высокие притязания).
Учитывая, что выборка, взятая для исследования небольшая, общие заключения делать сложно. Можно сказать, что для каждой конкретной хронически безработной женщины необходим подбор соответствующих мероприятий помощи. Приведем примеры:
№ 1. Юлия, 28 лет, образование среднее специальное, замужем, один ребенок 6-ти лет. Стаж безработицы 9 месяцев (хроник).
Показала высокий уровень стресса, высокую личностную тревожность, умеренную реактивную. Пессимистичный, ригидный меланхолик со слабой нервной системой в сочетании с дистимической акцентуацией оказывается замкнутой, молчаливой, заторможенной. Ее добросовестность, способности остаются незамеченными, так как Юлия не способна к самопрезентации. Ориентирована на здоровье, любовь, материально обеспеченную жизнь, но такие ценности как «интересная работа», «активная деятельная жизнь» скорее отвергаются, чем выбираются (в списке выбранных ценностей они имеют №№ 16,17).
Юлии рекомендовано обращение к психологу для пересмотра ценностных позиций, участие в тренинге уверенности, упражнения по самопредставлению работодателю.
№ 4. Елена, 29 лет, образование среднее специальное, замужем, имеет двоих детей. Стаж безработицы 4 месяца (хроник).
Имеет критически высокий уровень стресса, снижающий ее социально-психологическую адаптацию. Выйти из статуса безработицы этой женщине мешает ее негативное психическое состояние, усиление дистимических черт характера.
Особенности нервной системы, темперамент дают ей активность, действенность, но подавленность настроения, пессимизм и низкая контактность, связанная, видимо, не столько с устойчивыми свойствами личности, сколько со сложившейся ситуацией (у этой женщины в последний год случилось много негативных стрессовых событий).
По ценностным ориентациям можно судить, что Елена ориентирована на работу, на творчество, стремится к независимости, образованности, ответственности. Надо полагать, что ее ситуация временная. Основная психологическая помощь в этом случае должна направляться на решение психологических проблем, связанных с перенесенными событиями. В таком случае будет возможно активизировать имеющийся потенциал.



1. Алонова Е. Портреты безработных женщин [Электронный ресурс] // Поволжский региональный учебный центр : [сайт]. – [Саратов, б.г.]. – URL: http://www.pmuc.ru/jornal/number8/alonova.shtml (12.09.09).
2. Альманах психологических тестов. М., 1996
3. Беляева М. Безработные: преодоление социальной дезадаптации // Человек и труд. — 2007. — № 5. — С. 32-36.
4. Бендюков М.А. Эмоциональное переживание кризиса занятости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. — 2006. — № 2. — С. 88-99.
5. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 1996.
6. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы [Электронный ресурс] / И.А. Волошина, О.В. Галицына, В.А. Гребенников и др. // Научная он-лайн библиотека Порталус : [сайт]. – [Б.г., б.г.]. – URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11076859 90&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& (12.09.09).
7. Женская психология / Сост. Н. А. Литвинова. М., 1994.
8. Завалишина О.Б. Психологические особенности профессионального самоопределения женщин-безработных: дис. … канд. психол. наук / Завалишина О.Б. — Тамбов, 2007. — 175 с.
9. Зайцева В.Б. Психологические типы безработных и меры повышения их адаптационного потенциала при трудоустройстве [Электронный ресурс] // Учебная лаборатория психофизиологии : [сайт]. – [СПб., б.г.]. – URL: http://pfmetod.spbpo.ru/publ/paper18.html (12.09.09).
10. Кови С. Семь навыков высокоэффективного поведения. М., 1997.
11. Логинова Ю.Ю., Шалаева Т.И. Социально-психологическая помощь безработным женщинам. 2004
12. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводстк, 1992
13. Мандрикова Е.Ю. Особенности психологического времени безработных // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С. 54-62.
14. Мелешкин Д. Учет индивидуальных характеристик безработных граждан в контексте технологии профилирования : [разделение безработных граждан на профилированные группы] // Служба занятости. — 2008. — № 9. — С. 51-57.
15. Нефедова М., Власова Е. Я и мой имидж. М., 1997.
16. Панченко А.В. Анализ поведенческой активности безработных [Электронный ресурс] // Флогистон: [сайт]. – [Б.г., б.г.]. – URL: http://flogiston.ru/articles/social/panchenko (12.09.09).
17. Панченко А.В. Анализ поведенческой активности безработных. М., 2001
18. Петунова С.А. Социально-психологическая адаптация безработных / С.А. Петунова. — Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2006. — 187 с.
19. Плюснин Ю.М. Социальная психология безработного / Ю.М. Плюснин, Г.С. Пошевнёв. – Новосибирск: ЦСА, 1997. — 84 с.
20. Прихожан А. М. Психология неудачника. М., 1997.
21. Психологические аспекты собеседования с безработными: Метод. пособие / Сост . В Е. Сигачев.. Саратов , 1995.
22. Татарченко А. Стратегии поведения безработных на рынке труда // Человек и труд. — 2006. — № 11. — С. 32-35.
23. Тугушев Р.Х. Психологические факторы отношения к труду и себе безработных граждан / Р.Х. Тугушев, В.Г. Сазонова // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. — 2007. — Вып. 2. — С. 90-100.
24. Хлудова О.В. Психологические характеристики личности безработного : учеб.-метод. рекомендации к курсу «Социальная психология» / О.В. Хлудова. — Тамбов : Изд-во ТГУ, 2000. — 18 с.
25. Хомутов В.П., Алонова Е.А. Психологическое сопровождение профессионального обучения безработных: Метод. пособие. 2003

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ