ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы пространственного развития города с учетом потенциала инфраструктурного комплекса 7
1.1. Понятие и сущность организации системы благоустройства территории в мегаполисе 7
1.2. Основы пространственного развития мегаполиса 10
1.3. Современные условия пространственного развития мегаполиса 18
Глава 2. Анализ современного состояния пространственного развития г. Москвы 25
2.1. Современная ситуация пространственного развития г. Москвы 25
2.2. Особенности пространственного развития открытых общественных пространств г. Москвы 36
2.3. Особенности пространственного развития в области уличной физической культуры на территорий г. Москвы 42
Глава 3. Направления развития пространственного развития г. Москвы 52
3.1. Проблемы пространственного развития г. Москвы 52
3.2. Рекомендации по развитию пространственного развития г. Москвы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Целью исследования является формулирование рекомендации по развитию пространства города с учетом потенциала инфраструктурного комплекса на примере города Москва.
Для выполнения данной цели необходимо определить следующие задачи:
- исследовать особенности пространственного развития города;
- исследовать особенности потенциала инфраструктурного комплекса города Москва;
- исследовать проблемы пространственного развития города.
Научная новизна магистерской диссертации по исследуемой теме предусматривает наличие актуальных рекомендации пространственного развития города с учетом потенциала инфраструктурного комплекса г. Москвы, которые направлены на повышение эффективности деятельности пространства г. Москвы в различных аспектах ее функционирования, а именно разработана модель пространственного развития города с учетом влияния современных факторов.
Основными методами исследования являются: анализ, синтез, правовой анализ, исторический анализ, статистический анализ, дедукция, индукция.
Основными положениями, которые выносятся на защиту, являются:
- комплексное благоустройство территорий города Москвы предусматривает не только работы строительного характера, но и реализацию пожеланий жителей о благоустройстве. Работы по комплексному благоустройству несут регулярный и масштабный характер, проводятся в соответствии со строительными нормами и правилами;
- с каждым годом при производстве работ внедряются новые технологии, а также формы и методы воздействия с жителями. Формируются новейшие программы по благоустройству для создания благоприятной среды проживания граждан в городе Москве. Финансирование программ благоустройства и качественного улучшения городской среды Москвы проходит через местный бюджет и ГЧП.
- результаты благоустройства территории оказывают значительное положительное влияние, как на инвестиционную привлекательность населенного пункта, так и на развитие предприятий данной сферы. Результаты такого воздействия следует оценивать в долгосрочной перспективе;
- вовлечению территорий в экономический рост способствует повышение транспортной связанности центров экономического роста. Одним из важнейших результатов развития транспортной инфраструктуры становится также вовлечение в радиус транспортной доступности всей территории в границах агломерации. Цель формирования такой системы – создание условий для укрепления и повышения надежности и качества связей на территории городской агломерации для увеличения пространственной мобильности населения.
Структура исследования состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Обобщая предложенные современные вызовы пространственному развитию городов России, стоит отметить, что они дифференцируются по глобальным и общегосударственным критериям. Совокупность глобальных вызовов составили вопросы экономического, демографического и социокультурного характера. Российские города подстраиваются под влияние таких глобальных урбанистических трендов, как демографический дисбаланс, деиндустриализация городских территорий, их инфраструктурная гиперурбанизация, конкурентная борьба за социум, необходимость повышения мобильности городских пространств. Общегосударственные вызовы обусловлены центростремительным ростом влияния столицы и центров субъектов РФ, контрастом межрегионального развития России, современным санкционным давлением, слабой инфраструктурной укомплектованностью городов, отсутствием связи территориальных особенностей многих городов страны с нормативной базой федерального законодательства. Комплексный социально-философский взгляд на отмеченные тенденции служит основой понимания существующих проблем и залогом перспективных изменений жизни в городах России.
Важной особенностью транспортной инфраструктуры Московской агломерации является преобладание центр-периферийных связей и слабое взаимодействие периферийных зон между собой, характерное любой моноцентричной по структуре агломерации. Все движение в рамках моноцентрической агломерации осуществляется либо в сторону ядра, либо из него, при этом между периферийными территориями-спутниками вообще может отсутствовать какая-либо связь. В действительности ближайшие к Москве города имеют очень слабые горизонтальные связи. Пригородное сообщение по направлениям движения основных вокзалов охватывает Московскую область в достаточной мере, однако движение поездов по Большому кольцу Московской железной дороги, обеспечивающее в какой-то мере сообщение между городами Московской области, остается фрагментарным и не может сравниться по степени эффективности с движением, например по Московскому центральному кольцу.
Такая ситуация не может способствовать развитию Московской области, формированию полицентричной структуры Московской агломерации, направлению больших инвестиций на развитие Московской области. Рассмотрение вопроса о развитии Московской агломерации, ее правовых основах позволяет сделать следующие выводы. Посредством участия правительств Москвы и Московской области в коллегиальных совещательных и координационных органах (Координационный совет по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области, Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области) обеспечивается движение в направлении паритетности двух рассматриваемых субъектов РФ.
В связи с высоким значением развития транспортной инфраструктуры на первый план вышла деятельность Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области. Представляется, однако, что такой инструмент взаимодействия, как работа в рамках Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, тоже имеет свои положительные стороны и должен быть использован на благо развития агломерации. Необходима дальнейшая разработка эффективных способов взаимодействия в целях динамичного, координированного развития двух рассматриваемых субъектов РФ.
1. Волкова Е. Институт комплексной застройки планируют систематизировать. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/mneniya/institutkompleksnoy-zastroyki-planiruyut-sistematizirovat/.
2. Галиновская Е.А. Использование земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.//Имущественные отношения в РФ. - 2018. - № 1. - С.44-49.
3. Голондарев К. С. Развитие туристского медицинского кластера Новой Москвы как основной элемент роста инновационного потенциала региона // Сервис +. 2019. №1.
4. Горанова О. А., Атрощенко Л. А., Быкова М. В. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Озеленение объектов благоустройства : учебное пособие / О. А. Горанова, Л.А. Атрощенко, М В. Быкова ; Моск. гор. ун-т упр. Правительства Москвы. – Москва : МГУУ Правительства Москвы, 2017. – 224 с.
5. Греф Г. Двенадцать важнейших для России урбанистических трендов [Электронный ресурс]. URL: http://conflictmanagement.ru/dvenadcat-vazhnejshixdlya-rossii-urbanisticheskix-trendov
6. Джанджугазова Е.А., Черникова Л.И., Фаизова Г.Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий. М., Русайн, 2016.
7. Дружинин А. Г. Метрополизация как доминантная тенденция территориальной организации общества в постсоветский период: универсальные проявления и Южно-Российская специфика // Географический вестник. 2019. № 3. С. 54–61.
8. Емельянова Е. В., Евтушкова Е.П. Электронный реестр зеленых насаждений города Тюмени // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сбор ник материалов LIII Международной студенческой научно- практической конференции. – Тюмень: ГАУ Се верного Зауралья, 2019. – С. 38 3-389.
9. Ильина И. Н. Москва: развитие в условиях глобализации // Архитектура и строительство Москвы. 2018. № 6. С. 3–8.
10. Каминова А. А., Матвеева А.А. К вопросу о ландшафтной организации и обустройстве территорий ограниченного пользования // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сбор ник материалов LI Международной студенческой научно-практической конференции. – Тюмень: ГАУ Се верного Зауралья, 2017. – С. 61-64.
11. Капустин М. А. Стрит-воркаут для девушек. Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма // Сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2018. - С.89-93.
12. Концепция «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: [проект]. М., 2019. URL: http://карьеры-евразии.рф/uploadedFiles/ files/kontseptsiyo_SPR.pdf.
13. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы: Монография./. М.: Норма, Инфра-М. 2019. - 400 с.
14. Кривов А.В. Зонирование территорий – один из механизмов управления недвижимостью. //Вестник ТГУ . - 2017. - № 10 (54). - С. 228-236.
15. Матвеева А. А., Молокова М.Г. Оценка уровня озеленённости городской территории устойчивого раз вития (на примере г. Тюмени) // Агропродовольственная политика России. – 12(7 2). – 2017. – С.107-112.
16. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
17. Об организации местного самоуправления в городе Москве: Закон города Москвы от 06.11.2002 № 56.
18. О благоустройстве в городе Москве: Закон города Москвы от 30.04.2014 № 18.
19. О стимулировании управ районов города Москвы : Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2012 № 849-ПП.
20. Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/city/projects/mystreet.
21. Официальный сайт префектуры ЦАО. URL: https://cao.mos.ru.
22. Официальный сайт управы района Замоскворечье. URL: https://zmsk.mos.ru.
23. Официальный сайт управы Красносельского района. URL: https://krasnoselsky.mos.ru.
24. Официальный сайт управы Басманного района. URL: https://basman.mos.ru.
25. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс] / Минстрой России. URL: http:// www.minstoyrf.ru/ docs/14194/
26. Пептелькина, О.С. Долгосрочное прогнозирование рекреационного потенциала насаждений для разных сценариев лесопользования / О.С. Пептелькина // Матер. всеросс. науч. конф. «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» – Йошкар-Ола, 2004.
27. Подковырова М. А. Организация и планирование аудиторной и самостоятельной работ ы студентов по дисциплине «Землеустройство» / М.А. Подковырова, Малышев Е.Н., Кочергина З.Ф., Олейник А.М. и др. – Тюмень: ГАУ Се верного Зауралья, 2013. – 147 с.
28. Подковырова М. А. Основы градостроительства и планировка населённых мест: организация и планирование аудиторной и самостоятельной работ ы студентов / М.А. Подковырова, А. М. Олейник, А. А. Матвеева, Е.А. Иваненко. – Тюмень: ТИУ, 2016. – 28 2 с.
29. Подковырова М. А. Территориальное планирование и прогнозирование / М.А. Подковырова, А. М. Олейник, А. А. Матвеева, Е.А. Иваненко. – Тюмень: ТИУ, 2016. – 222 с.
30. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".
31. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП. Государственная программа города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы".
32. Потапова Е. В., Зелинская Е. В. Функциональное зонирование территории городов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – №. 7 (90).
33. Пясецкая Е. Н. Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. – 2016. – №. 1.
34. Рагулина Ю. В., Лебедев Н. А., Попов А. С. Направления деятельности органов местного самоуправления в г. Москве // Актуальные проблемы экономики. – 2013. – №. 10. – С. 438-445.
35. Ряжапов Н. Х. Этапы преобразования местного самоуправления в Москве // Власть. – 2015. – №. 5.
36. Рязанцева Ю. С. Проблемы развития муниципального управления в городах федерального значения в России // Материалы Ивановских чтений. – 2013. – №. 3. – С. 179-186.
37. Рысин, С.Л. Рекреационный потенциал лесопарковых ландшафтов и методика его изучения / С.Л. Рысин // Лесохозяйственная информация, 2003. – № 1.
38. Смоленцев С. Ю., Юрлова А. А. Проект реконструкции городско й территории на материалах района «Маяк» города Тюмени // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сбор ник материалов LI Международной студенческой научно- практической конференции. – Тюмень: ГАУ Се верного Зауралья, 2017. – С. 1 38-141.
39. Свиридова Е. С., Скопинский А. И. Система управления благоустройством территории муниципального образования // Научные записки молодых исследователей. – 2014. – №. 5.
40. Сергиенко Н. С., Суслякова О. Н. Инициативное бюджетирование в бюджетном процессе на местном уровне // In the World of Scientific Discoveries/V Mire Nauchnykh Otkrytiy. – 2015. – Т. 67.
41. Силина Т. Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности // Фундаментальные исследования. – 2014. – №. 9-5.
42. Соловьев С. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. – Litres, 2017.
43. Старицына И. А., Вашукевич Н. В., Старицына Н. А. Проблемы развития сельскохозяйственных территорий Свердловской области // Островские чтения. – 2016. – №. 1. – С. 557-564.
44. Стефанский Я. В., Вараксин Г. С. Особенности озеленения территории города Красноярска // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2015. – №. 9.
45. Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 30 июня 2011 года.
46. Тетиор А. Н. Проблемы урбанизации Земли // Евразийский союз ученых. 2015. № 9–5 (18). С. 11–15.
47. Упоров И. В., Старков О. В. Муниципальное право Российской Федерации // Москва. – 2015. – С. 204.
48. Уржа О. А. Социальная активность населения муниципальных образований: факторы и условия // Социальная политика и социология. – 2013. – №. 2-1. – С. 7-22.
49. Уфимцева Е. В. Исследование инфраструктуры городского хозяйства в аспекте территориальных социально-экономических процессов // Экономическое возрождение России. – 2014. – №. 2. – С. 85.
50. Чернышев К. А. Трансформация территориальной организации населения депрессивного региона. Киров: ВятГУ, 2016. 204 с.
51. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХI, 2017. 421 с.
52. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. М.: Strelka Press, 2019. 368 c.
53. Хельд Г. Городское пространство как необходимая предпосылка социальности // Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике / отв. ред. Х. Беркинг, М. Лёв. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 212–261.