Способы языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО МНОГОГОЛОСИЯ С КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 9
1.1. Понятие субъектной организации текста 9
1.2. Способы проявления авторского сознания в лирике 15
1.3. Адресованность лирического текста и речь лирического героя ... 23 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
В. МАЯКОВСКОГО 32
2.1. Иллокутивная сила речевых актов в поэзии В. Маяковского 32
2.1.1. Модель выявления иллокутивной силы стихотворений
В. Маяковского как речевых произведений 36
2.2. Анализ речевых особенностей лирического героя В. Маяковского в стихотворениях разных жанров 39
2.2.1. Сатирический памфлет 40
2.2.2. Речь-обличение 46
2.2.3. Речь-репортаж 50
2.2.4. Речь-самоирония 55
2.2.5. Речь-обращение (посвящение, послание) 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО МНОГОГОЛОСИЯ С КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 9
1.1. Понятие субъектной организации текста 9
1.2. Способы проявления авторского сознания в лирике 15
1.3. Адресованность лирического текста и речь лирического героя ... 23 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
В. МАЯКОВСКОГО 32
2.1. Иллокутивная сила речевых актов в поэзии В. Маяковского 32
2.1.1. Модель выявления иллокутивной силы стихотворений
В. Маяковского как речевых произведений 36
2.2. Анализ речевых особенностей лирического героя В. Маяковского в стихотворениях разных жанров 39
2.2.1. Сатирический памфлет 40
2.2.2. Речь-обличение 46
2.2.3. Речь-репортаж 50
2.2.4. Речь-самоирония 55
2.2.5. Речь-обращение (посвящение, послание) 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поэзия В. Маяковского обладает особой воздействующей силой. Он соединил поэзию и ораторское искусство в некое неразрывное единство . Речь лирического героя В.Маяковского наполнена энергией речевого акта призыва, поэт рассматривает в своих стихотворениях острые социально-политические темы и обращается к читателю как человеку нового времени, как к борцу за новое будущее.
Многие учёные занимались изучением понятия «лирический герой», исследуя особенности воплощения авторского «Я». Это такие учёные как: Г.О. Винокур в работе «Маяковский - новатор языка» [Винокур 1943], Б.П. Гончаров в работе «Поэтика Маяковского» [Гончаров 1983], М.Л. Гаспаров в работе «Опыт описания идиостиля Владимира Маяковского» [Гаспаров 1995], Ю.И. Минералов в работе «Владимир Маяковский и его традиция в поэзии» [Минералов: 2002], В.П. Крючков в учебном пособии «Русская поэзия XX века» [Крючков 2002], М.А. Чернякова в статье «Разноликость лирического «я» раннего В. Маяковского: «маска» лирического героя как форма протеста» [Чернякова 2007], С.Н. Колосова в статье «Черты автопортрета в формировании образа лирического героя в стихотворении Владимира Маяковского “Ночь”» [Колосова 2010], Е.А. Копылова в статье «О чертах лирического героя у раннего В. Маяковского» [Копылова 2016], Д.В. Рябиничева в статье «Риторика Владимира Маяковского: оратор - лирический герой» [Рябиничева 2017] и др.
Для возможности раскрытия темы диплома использованы такие литературные инструментарии, понятия и определения, которые уже отработаны и апробированы в литературе, как «лирический герой»,
«лирический субъект», «лирический повествователь», «ролевой герой», «автор», «авторское сознание», «образ автора» и т.д. В этом направлении работали такие учёные и литературоведы как: Д.Е. Максимов [Максимов: 1964], В.В. Виноградов [Виноградов 1971], Л.Я. Гинзбург [Гинзбург: 1974], Ю.Н. Тынянов [Тынянов: 1977], М.М. Бахтин [Бахтин: 1979],
И.Б. Роднянская [Роднянская: 1981], Б.О. Корман [Корман: 1992],
С.Н. Бройтман [Бройтман 2004], В.Е. Хализев [Хализев 2005], А.Г. Бичевич [Бичевич: 2013] и др.
Так, в «Практикуме по изучению художественного произведения» Б.О. Корман впервые ввел термин «субъектная организация произведения», определил и разделил понятия «субъекта речи» и «субъекта сознания», ввёл классификацию лирических субъектов («собственно автор», «автор- повествователь», «лирический герой», «ролевой герой»).
В части адресованности лирического текста и речи лирического героя в своей статье «Лирика с коммуникативной точки зрения» Ю.И. Левин рассмотрел текст с трёх точек зрения: внутренней, внешней,
интенциональной. С интенциональной точки зрения Ю.И. Левин ввёл новые термины: «имплицитный автор» и «имплицитный читатель»,
«внутритекстовая коммуникативность» [Левин 1998: электр. ресурс].
В книге «Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход» Н.И. Формановская дала определения терминов: «иллокутивная функция (сила) высказывания», «речевой акт»; предложила считать, что речевой акт состоит из трёх фаз: «локуции», «иллокуции», «перлокуции».
О лирическом герое В. Маяковского писал, например, В.П. Крючков в учебном пособии «Русская поэзия XX века». Он отмечал, что лирический герой В. Маяковского является отражением самого автора, также, он отмечал, что одной из основных тем ранней поэзии В. Маяковского является тема одиночества лирического героя и его непонимания со стороны окружающих [Крючков 2002: электр. ресурс].
В статье «О чертах лирического героя у раннего В. Маяковского» Е.А. Копылова писала, что лирический герой В. Маяковского демонстрировал максимальное сходство с самим поэтом не только в том, что касалось его взглядов и убеждений, но даже во внешности, манеры поведения и речи. Также, она отмечала, что в ранней лирике лирический герой был в образе бунтаря и провокатора, одного против всех, протестующего против равнодушия, безнравственности, беспорядочности людей [Копылова 2016: электр. ресурс].
В. Маяковский придал поэзии силу ораторского искусства. Он использовал поэтическое пространство как трибуну в прямом обращении к слушателю, народу, стране. Голосом своего лирического героя призывал на борьбу за светлое будущее всех людей. Он обличал человеческие пороки, заставлял читателя глубже чувствовать и понимать, описываемое им. При этом он настолько достоверно воспроизводил происходящее в своих произведениях, что создавалась иллюзия его непосредственного участия в этих событиях. Такая позиция в своей чистоте и непримиримости, несомненно, актуальна в любую «эпоху» и в наше время. Изучение способов языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского направлено на постижение воздействующей силы речи поэта-трибуна. Актуальность данной работы заключается в рассмотрении речевых средств, которые побуждают нас действовать, - это одна из ключевых проблем коммуникативной лингвистики.
Объектом исследования являются стихотворные произведения В. Маяковского.
Предмет данного исследования - особенности языковой репрезентации лирического героя в поэзии В. Маяковского.
Цель работы состоит в выявлении способов языковой репрезентации лирического героя в творчестве В. Маяковского.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературоведческие работы по проблеме субъектной организации художественного произведения;
2) проанализировать литературу о способах проявления авторского сознания в лирике;
3) изучить труды, посвящённые адресованности лирического текста и речи лирического героя;
4) через выявление коммуникативного намерения лирического героя классифицировать стихотворные произведения В. Маяковского по жанрам.
Для решения поставленных задач используем следующие методы: метод анализа и синтеза научной литературы; метод дефиниционного анализа; метод сплошной выборки примеров; метод лингвостилистического анализа.
Новизна данной работы заключается в описании способов языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского, выявлении особенностей иллокутивной силы высказываний поэта, что позволяет классифицировать его стихотворения как речевые произведения в жанровом аспекте (сатирический памфлет, речь-обличение, речь-репортаж, речь-самоирония, речь-обращение, посвящение, послание).
Теоретическая значимость нашей работы в том, что описаниие способов языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского, выявление особенностей иллокутивной силы высказываний поэта расширяет представление о творчестве В. Маяковского.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа является материалом, который может быть использован в учебной и исследовательской деятельности. Также, результаты исследования могут быть использованы при получении профильного образования и для углубления изучения творчества В. Маяковского в образовательном процессе старших классов средней школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Особенности коммуникативного намерения лирического героя стихотворений В. Маяковского можно определить с помощью анализа языковых средств в аспекте стилистики и лингвопрагматики.
2. Анализ языковых особенностей лирического героя позволит определить жанры речевых высказываний поэта и классифицировать их.
3. Выявление особенностей языковой репрезентации лирического героя способствует постижению авторского мироощущения, которым пронизан лирический текст.
Результаты проведенного исследования были апробированы на всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество» 5 декабря 2018 года, проходившей в ТГУ; на региональной молодёжной научно-практической конференции «Современные гуманитарные науки в аспекте духовно-нравственных традиций и педагогических новаций» 10 апреля 2019 года, состоявшееся в Поволжском православном институте; в XLV Самарской областной студенческой научной конференции, которая проходила в Самарском государственном социально-педагогическом университете 16 апреля 2019 года; в «МОУ школа № 74» г.о. Тольятти, где был проведён урок в 8 «Б» классе 26 апреля 2019 года.
По итогам исследования подготовлены три печатных работы: «Способы языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского», «Лирический герой В. Маяковского как автопортрет» и «Словесная живопись» В. Маяковского».
Многие учёные занимались изучением понятия «лирический герой», исследуя особенности воплощения авторского «Я». Это такие учёные как: Г.О. Винокур в работе «Маяковский - новатор языка» [Винокур 1943], Б.П. Гончаров в работе «Поэтика Маяковского» [Гончаров 1983], М.Л. Гаспаров в работе «Опыт описания идиостиля Владимира Маяковского» [Гаспаров 1995], Ю.И. Минералов в работе «Владимир Маяковский и его традиция в поэзии» [Минералов: 2002], В.П. Крючков в учебном пособии «Русская поэзия XX века» [Крючков 2002], М.А. Чернякова в статье «Разноликость лирического «я» раннего В. Маяковского: «маска» лирического героя как форма протеста» [Чернякова 2007], С.Н. Колосова в статье «Черты автопортрета в формировании образа лирического героя в стихотворении Владимира Маяковского “Ночь”» [Колосова 2010], Е.А. Копылова в статье «О чертах лирического героя у раннего В. Маяковского» [Копылова 2016], Д.В. Рябиничева в статье «Риторика Владимира Маяковского: оратор - лирический герой» [Рябиничева 2017] и др.
Для возможности раскрытия темы диплома использованы такие литературные инструментарии, понятия и определения, которые уже отработаны и апробированы в литературе, как «лирический герой»,
«лирический субъект», «лирический повествователь», «ролевой герой», «автор», «авторское сознание», «образ автора» и т.д. В этом направлении работали такие учёные и литературоведы как: Д.Е. Максимов [Максимов: 1964], В.В. Виноградов [Виноградов 1971], Л.Я. Гинзбург [Гинзбург: 1974], Ю.Н. Тынянов [Тынянов: 1977], М.М. Бахтин [Бахтин: 1979],
И.Б. Роднянская [Роднянская: 1981], Б.О. Корман [Корман: 1992],
С.Н. Бройтман [Бройтман 2004], В.Е. Хализев [Хализев 2005], А.Г. Бичевич [Бичевич: 2013] и др.
Так, в «Практикуме по изучению художественного произведения» Б.О. Корман впервые ввел термин «субъектная организация произведения», определил и разделил понятия «субъекта речи» и «субъекта сознания», ввёл классификацию лирических субъектов («собственно автор», «автор- повествователь», «лирический герой», «ролевой герой»).
В части адресованности лирического текста и речи лирического героя в своей статье «Лирика с коммуникативной точки зрения» Ю.И. Левин рассмотрел текст с трёх точек зрения: внутренней, внешней,
интенциональной. С интенциональной точки зрения Ю.И. Левин ввёл новые термины: «имплицитный автор» и «имплицитный читатель»,
«внутритекстовая коммуникативность» [Левин 1998: электр. ресурс].
В книге «Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход» Н.И. Формановская дала определения терминов: «иллокутивная функция (сила) высказывания», «речевой акт»; предложила считать, что речевой акт состоит из трёх фаз: «локуции», «иллокуции», «перлокуции».
О лирическом герое В. Маяковского писал, например, В.П. Крючков в учебном пособии «Русская поэзия XX века». Он отмечал, что лирический герой В. Маяковского является отражением самого автора, также, он отмечал, что одной из основных тем ранней поэзии В. Маяковского является тема одиночества лирического героя и его непонимания со стороны окружающих [Крючков 2002: электр. ресурс].
В статье «О чертах лирического героя у раннего В. Маяковского» Е.А. Копылова писала, что лирический герой В. Маяковского демонстрировал максимальное сходство с самим поэтом не только в том, что касалось его взглядов и убеждений, но даже во внешности, манеры поведения и речи. Также, она отмечала, что в ранней лирике лирический герой был в образе бунтаря и провокатора, одного против всех, протестующего против равнодушия, безнравственности, беспорядочности людей [Копылова 2016: электр. ресурс].
В. Маяковский придал поэзии силу ораторского искусства. Он использовал поэтическое пространство как трибуну в прямом обращении к слушателю, народу, стране. Голосом своего лирического героя призывал на борьбу за светлое будущее всех людей. Он обличал человеческие пороки, заставлял читателя глубже чувствовать и понимать, описываемое им. При этом он настолько достоверно воспроизводил происходящее в своих произведениях, что создавалась иллюзия его непосредственного участия в этих событиях. Такая позиция в своей чистоте и непримиримости, несомненно, актуальна в любую «эпоху» и в наше время. Изучение способов языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского направлено на постижение воздействующей силы речи поэта-трибуна. Актуальность данной работы заключается в рассмотрении речевых средств, которые побуждают нас действовать, - это одна из ключевых проблем коммуникативной лингвистики.
Объектом исследования являются стихотворные произведения В. Маяковского.
Предмет данного исследования - особенности языковой репрезентации лирического героя в поэзии В. Маяковского.
Цель работы состоит в выявлении способов языковой репрезентации лирического героя в творчестве В. Маяковского.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературоведческие работы по проблеме субъектной организации художественного произведения;
2) проанализировать литературу о способах проявления авторского сознания в лирике;
3) изучить труды, посвящённые адресованности лирического текста и речи лирического героя;
4) через выявление коммуникативного намерения лирического героя классифицировать стихотворные произведения В. Маяковского по жанрам.
Для решения поставленных задач используем следующие методы: метод анализа и синтеза научной литературы; метод дефиниционного анализа; метод сплошной выборки примеров; метод лингвостилистического анализа.
Новизна данной работы заключается в описании способов языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского, выявлении особенностей иллокутивной силы высказываний поэта, что позволяет классифицировать его стихотворения как речевые произведения в жанровом аспекте (сатирический памфлет, речь-обличение, речь-репортаж, речь-самоирония, речь-обращение, посвящение, послание).
Теоретическая значимость нашей работы в том, что описаниие способов языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского, выявление особенностей иллокутивной силы высказываний поэта расширяет представление о творчестве В. Маяковского.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа является материалом, который может быть использован в учебной и исследовательской деятельности. Также, результаты исследования могут быть использованы при получении профильного образования и для углубления изучения творчества В. Маяковского в образовательном процессе старших классов средней школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Особенности коммуникативного намерения лирического героя стихотворений В. Маяковского можно определить с помощью анализа языковых средств в аспекте стилистики и лингвопрагматики.
2. Анализ языковых особенностей лирического героя позволит определить жанры речевых высказываний поэта и классифицировать их.
3. Выявление особенностей языковой репрезентации лирического героя способствует постижению авторского мироощущения, которым пронизан лирический текст.
Результаты проведенного исследования были апробированы на всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество» 5 декабря 2018 года, проходившей в ТГУ; на региональной молодёжной научно-практической конференции «Современные гуманитарные науки в аспекте духовно-нравственных традиций и педагогических новаций» 10 апреля 2019 года, состоявшееся в Поволжском православном институте; в XLV Самарской областной студенческой научной конференции, которая проходила в Самарском государственном социально-педагогическом университете 16 апреля 2019 года; в «МОУ школа № 74» г.о. Тольятти, где был проведён урок в 8 «Б» классе 26 апреля 2019 года.
По итогам исследования подготовлены три печатных работы: «Способы языковой репрезентации лирического героя В. Маяковского», «Лирический герой В. Маяковского как автопортрет» и «Словесная живопись» В. Маяковского».
Исследуя особенности языковой репрезентации лирического героя важно опираться на категорию «субъект речи» (это носитель речи, персонаж, «голос» которого мы «слышим», читая художественное произведение). Лирический герой - одна из субъектных форм выражения авторского сознания, к которым ещё относятся собственно автор, автор-повествователь и ролевой герой. Для разграничения субъектных форм используется система мотивов, объектная направленность, грамматические формы,
характеристические средства речевой типизации.
Выявляя языковые особенности лирического героя необходимо опираться на такие категории, как «внутритекстовая коммуникативность», «имплицитные» автор и читатель, то есть исследовать лирику с коммуникативной точки зрения в аспекте адресованности лирического текста.
Речевые акты в поэзии В. Маяковского обладают особой иллокутивной силой: она заключается в призывах к деятельностному отношению к окружающей действительности.
Для выявления иллокутивной силы стихотворений В. Маяковского как речевых произведений мы рассматривали систему мотивов, особенности воплощения предметной действительности; анализировали грамматические формы, особенности лексики, художественно-выразительные средства, с помощью которых создавалась особая образность художественного текста. Мы рассматривали коммуникативный статус стихотворений - систему взаимоотношения действующих лиц, анализировали поэтический текст с интенциональной точки зрения. Предположили жанровую классификацию стихотворений с учетом иллокутивной направленности поэтического высказывания: сатирический памфлет (высмеивание и критика различных социальных сфер жизни), речь-обличение (поэт выставляет напоказ пороки людей), речь-репортаж (описание какого-либо события героем, ставшим свидетелем происходящего), речь-самоирония (самоанализ, текст-рефлексия, автокоммуникация), речь-обращение (автор обращается к кому-то или какому-либо объекту действительности).
Таким образом, анализ языковых особенностей лирического героя позволил нам определить жанры речевых высказываний поэта и классифицировать их. Мы показали в нашем дипломном исследовании, каким потенциалом обладает поэтическое слово-действие, как выявление особенностей языковой репрезентации лирического героя способствует постижению авторского мироощущения, авторского мировосприятия, авторской позиции.
характеристические средства речевой типизации.
Выявляя языковые особенности лирического героя необходимо опираться на такие категории, как «внутритекстовая коммуникативность», «имплицитные» автор и читатель, то есть исследовать лирику с коммуникативной точки зрения в аспекте адресованности лирического текста.
Речевые акты в поэзии В. Маяковского обладают особой иллокутивной силой: она заключается в призывах к деятельностному отношению к окружающей действительности.
Для выявления иллокутивной силы стихотворений В. Маяковского как речевых произведений мы рассматривали систему мотивов, особенности воплощения предметной действительности; анализировали грамматические формы, особенности лексики, художественно-выразительные средства, с помощью которых создавалась особая образность художественного текста. Мы рассматривали коммуникативный статус стихотворений - систему взаимоотношения действующих лиц, анализировали поэтический текст с интенциональной точки зрения. Предположили жанровую классификацию стихотворений с учетом иллокутивной направленности поэтического высказывания: сатирический памфлет (высмеивание и критика различных социальных сфер жизни), речь-обличение (поэт выставляет напоказ пороки людей), речь-репортаж (описание какого-либо события героем, ставшим свидетелем происходящего), речь-самоирония (самоанализ, текст-рефлексия, автокоммуникация), речь-обращение (автор обращается к кому-то или какому-либо объекту действительности).
Таким образом, анализ языковых особенностей лирического героя позволил нам определить жанры речевых высказываний поэта и классифицировать их. Мы показали в нашем дипломном исследовании, каким потенциалом обладает поэтическое слово-действие, как выявление особенностей языковой репрезентации лирического героя способствует постижению авторского мироощущения, авторского мировосприятия, авторской позиции.
Подобные работы
- ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПОЭТИКА ТВОРЧЕСТВА В. НАБОКОВА ФРАНЦУЗСКОГО ПЕРИОДА (1937-1940)
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ПЕЙЗАЖНАЯ ЛЕКСИКА В ПОЭЗИИ Б. АХМАДУЛИНОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



