Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния цифровых технологий на электоральное поведение российских граждан 10
1.1. Применение цифровых технологии в политике 10
1.1.1. Использование больших данных в избирательных кампаниях 10
1.1.2. Цифровой политический маркетинг в мировом сообществе 16
1.1.3. Цифровой политический маркетинг в современной России 19
1.2. Структура и содержание электорального поведения и его особенности в России 25
Глава 2. Методические основы социологического исследования влияния цифровых технологий на электоральное поведение российских граждан 39
2.1. Методика и методология эмпирического исследования 39
2.2. Результаты эмпирического исследования 49
Заключение 68
Список литературы 71
Цель данного исследования – определить факторы и характер влияния цифровых технологий на электоральное поведение российских граждан.
Для реализации поставленной цели были поставлены и решены следующие теоретико-методологические задачи:
• Провести анализ основных теоретико-методологических подходов, связанных с изучением электорального поведения;
• Раскрыть сущность и содержание электорального поведения;
• Провести анализ основных теоретико-методологических подходов, связанных с изучением цифровых технологий в политической сфере, в частности цифрового политического маркетинга и использования больших данных в предвыборной агитации;
• Раскрыть сущность и содержание цифровых технологий в политической сфере, в частности цифрового политического маркетинга и использования больших данных в предвыборной агитации;
• Опираясь на теоретико–методологическую базу, выявить и описать особенности влияния цифровых технологий на поведение электората.
• Выявить современное состояние цифровых технологий в политической среде и описать особенности их влияния на поведение электората.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие эмпирические задачи:
• Выявить факторы влияния на электоральное поведение россиян;
• Выявить особенности влияния цифровых технологий на поведение электората;
• Выявить современное состояние цифровых технологий в политической среде;
• Описать особенности их влияния на поведение электората.
Система гипотез исследования представлена следующими тезисами:
• Электорат обладает низким уровнем политического участия, у значительной части граждан наблюдается выраженный политический абсентеизм;
• Цифровые технологии обладают низким уровнем влияния на мотивацию электорального поведения граждан России;
• Пожилое население не склонно использовать цифровые технологии в своем электоральном поведении.
В качестве теоретической базы исследования выступила теория социального действия М. Вебера. В качестве вспомогательной теории, описывающей непосредственно электоральное поведение в рамках социологического подхода, была взята теория расколов М. Липсета о разделении электората на основе социальных расколов – социальных противоречий, определяющих политические интересы партий. Методические основы исследования представлены методом глубинного интервью с последующим применением качественного анализа данных в специализированной программе «MAXQDA».
Научная новизна исследования заключается в комплексном теоретическом анализе актуальной теме, обобщении междисциплинарного материала, частичном переводе наиболее свежих англоязычных источников по изучаемой теме, в проведении эмпирического исследования, выведении авторских классификаций.
Положения, выносимые на защиту:
Цифровые технологии нашли широкое отражение в политической сфере в мировом масштабе – в том числе они касаются избирательных кампаний, в которых применяются такие новые формы, как применение больших данных, цифрового политического маркетинга.
Современное состояние использования цифровых технологий в политической среде в России находится в стадии активного развития.
Применение цифровых технологий в выборах в России расширяет возможности и представляет удобство для тех граждан, кто уже обладает мотивацией голосовать, но не повышают степень вовлеченности в политические процессы и не формирует мотивацию.
Научная значимость и практическая ценность исследования заключается в возможности использования его основных выводов в дальнейшей разработке актуальных проблем теории и методологии социологии выборов, политической социологии. Отдельные положения исследования могут быть значимы для разработки принципов построения современного научного знания в целом. Материалы данного исследования содержат теоретические и фактические сведения, которые могут использоваться при разработке и преподавании специальных курсов по социологии выборов, политической социологии и смежным с ней дисциплинам для студентов и аспирантов вузов.
Апробация теоретических результатов исследования была проведена в соавторстве в рамках в XXVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» в докладе «Вопросы окружающей среды в политической повестке партий в преддверии парламентских выборов 2021 года» в секции «Социальные исследования и современность».
В ходе реализации дипломного исследования на тему «Влияние цифровых технологий на электоральное поведение российских граждан» была достигнута цель – определить степень и характер влияния цифровых технологий на электоральное поведение российских граждан. Для ее достижения был выполнен ряд теоретико-методологических и практических задач, а именно проведен анализ основных теоретико-методологических подходов, связанных с изучением электорального поведения; раскрыты сущность и содержание электорального поведения; проведен анализ основных теоретико-методологических подходов, связанных с изучением цифровых технологий в политической сфере, в частности цифрового политического маркетинга и использования больших данных в предвыборной агитации; раскрыты сущность и содержание цифровых технологий в политической сфере, в частности цифрового политического маркетинга и использования больших данных в предвыборной агитации; выявлены и описаны особенности влияния цифровых технологий на поведение электората; выявлено современное состояние цифровых технологий в политической среде и описано особенности их влияния на поведение электората.
Эмпирическим объектом исследования выступили исследования дееспособные граждане Российской Федерации, а теоретическим объектом – электоральное поведение граждан Российской Федерации. Предмет исследования – факторы влияния цифровых технологий на электоральное поведение.
В результате проведения дипломного исследования были обоснованы теоретические подходы, позволяющие определить и описать сущность и содержание электорального поведения граждан России. Кроме того, был произведен анализ цифровых технологий, применяемых в политической среде, в том числе больших данных в избирательных кампаниях, рассмотрены теоретические основания цифрового политического маркетинга.
Основными теоретическими подходами стали теория социального действия М. Вебера и, в качестве вспомогательной теории, описывающей непосредственно электоральное поведение в рамках социологического подхода, теория расколов М. Липсета о разделении электората на основе социальных расколов – социальных противоречий, определяющих политические интересы партий. После, на основе теорий М. Вебера и М. Липсета была построена концептуальная модель исследования, обусловленная сущностным, содержательным и рабочим содержательным определениями. Была произведена типологизация политического поведения, и на основе этой типологии были выделены конкретные проявления, свойственные электоральному поведению, которые в дальнейшем стали основой для разработки зависимых переменных и наблюдаемых признаков этих переменных, позволяющих описать исследуемые явления и раскрыть их взаимосвязь.
Методологической основой исследования стал метод глубинного интервью, было проведено 30 интервью с гражданами России из пяти регионов (семи городов и двух областей). В рамках исследования была разработана, описана и визуализирована система кодов и субкодов, в дальнейшем использованных в эмпирическом анализе. Проанализированы основные темы, связанные с электоральным поведением российских граждан, созданы авторские классификации, связанные с мотивами электоральной активности респондентов. Выявлены факторы влияния на электоральное поведение, как «традиционные», так и связанные с цифровыми технологиями. Все полученные выводы проиллюстрированы цитатами респондентов.
В соответствии с выдвинутыми гипотезами, зафиксирован низкий уровень политического участия респондентов и выраженный политический абсентеизм, что, в целом, соответствует проанализированным в первой главе теоретическим источникам и вторичным данным. Зафиксирован невысокий уровень влияния цифровых технологий на политический интерес граждан (доминирующими факторами влияния оказалось окружение респондентов и средства массовой информации, представленные как в виде интернет-изданий, так и в традиционном формате). При наличии теоретической мотивации и физической возможности голосовать, только одна треть респондентов действительно явилась на последние прошедшие федеральные выборы. Пожилое население демонстрирует недоверие к новым цифровым технологиям, отдавая предпочтение привычным форматам голосования и источникам информации.
1. Аверин Ю. П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., уточнённое и дополненное. – М.: Академический проект, 2014. – 432 с.
2. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2010. 232 с.
3. Архипова Н.И., Гуриева М.Т. Современные тенденции развития цифрового маркетинга // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. №1 (11).
4. Ахременко А. С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы (I) // Полит. исслед. 2007. № 1. С. 153-167.
5. Байков Е.А, Байкова И.А., Морщагина Н.А. Актуализация использования инновационных маркетинговых технологий в экономической и политической сферах деятельности современного общества // Петербургский экономический журнал. 2017. №3.
6. Бирюков С.В., Кисляков М.М., Чирун С.Н. Политический маркетинг: к модернизации концепта, его методологических и политико-технологических оснований // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. №50.
7. Большой толковый социологический словарь. – М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.
8. В ЦИК оценили явку на выборах в Госдуму. Электронный ресурс: https://ria.ru/20210920/yavka-1750983292.html (дата обращения 23.03.2022)
9. Вебер М. Основные социологические понятия //Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. – М., 1996 – С. 455-491.
10. Гигаури Д.И. – Выборы в Государственную Думу 2021: блоги, социальные сети и партийная идентичность в виртуальном пространстве // Социодинамика. - 2021. - № 11.
11. Голосов Г.В. Вопросы совершенствования избирательной системы // А. Любарев и Е. Скосаренко (ред.), Обсуждение проекта Избирательного кодекса Российской Федерации. М.: ГОЛОС, 2010, с. 91-97.
12. Дегтярев А.К., Щербакова Л.И. Политическое поведение: интерпретация в социологическом воззрении М. Вебера и П. Бурдье // Социально-гуманитарные знания. 2013. №7.
13. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. – Учебник.- М.: Инфра-М, 2008. – С. 722.
14. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-Пресс, 2000. – С. 10
15. Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология: Хрестоматия / Науч. ред. Г.В. Голосов, Л.А Галкина. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. С. 9-25.
16. Косяков В.Е. Особенности избирательной кампании Д. Трампа // Вестник ПАГС. 2017. №1.
17. Липсет М. Политический человек. Социальные основания политики / пер. с англ. Е.Г. Генделя, В.П. Гайдамака, А.В. Матешук. М.: Мысль, 2016.
18. Липсет С.М., Роккан С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей //Партии и выборы: хрестоматия/РАН, ИНИОН, Центр соц. науч.-информац. исслед., отд. полит. науки, Моск. гос. ин-т международ. отношений (ун-т) МИД РФ; отв. ред. и сост. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. Ч. 1. М.: ИНИОН, 2004. С. 49.
19. Мелешкина Е. Ю. “Воронка причинности” в электоральных исследованиях. – Полис. Политические исследования. 2002. № 5. С. 47-53.
20. Мелешкина Е.Ю. (ред.) Выборы в посткоммунистических обществах: Проблемно-тематический сборник. М.: ИНИОН, 2000
21. Мелешкина Е.Ю. (ред.) Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. М.: Весь мир, 2001.
22. Никитина Т.И. Политическая реклама в электоральном процессе // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2007. №3.
23. Охременко И.В. Электоральное поведение: Теория вопроса: учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 52 с.
24. Покрищук Д.В. Политический маркетинг, к вопросу о некоторых аспектах российского и зарубежного опыта // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2008. №38(82).¬
25. Политология. Словарь. – М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
26. Политология: словарь-справочник. – М.: Гардарики. М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. 2001.
27. Пырма Р.В. Электоральное участие молодежи в выборах президента России 2018 года // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. – 2019. – № 2. – С. 50-57.
28. Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: XVI Всероссийская научно-практическая конференция, 14 февраля 2019 г. – СПб.: СПбГУП, 2019. – 184 с.
29. Российская социологическая энциклопедия. – М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.
30. Сафиуллин А.Р., Моисеева О.А. Цифровое неравенство: Россия и страны мира в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. №6.
31. Селиванова А.О. Формы политического участия: проблема типологизации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-politicheskogo-uchastiya-problema-tipologizatsii (дата обращения: 31.03.2020).
32. Сидоркина Е.С. Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: (1995-2008 гг.): дис. канд. полит. наук. М., 2008. 163 с.
33. Социологический словарь. – М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.
34. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г, В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1998. – 488 с.
35. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
36. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
37. Федоров В.В. Теоретические основы изучения электорального поведения россиян в период формирования новой российской государственности (1993-2008гг.) // Социальная политика и социология – 2008. – №3. – С. 76-94
38. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – С. 58
39. Фролова О.А. Особенности политических технологий двух президентских кампаний Барака Обамы // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1.
40. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с.
41. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Н. Чумиков. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 173 с.
42. Шевцов Алексей Владимирович Российская электоральная социология и теория рационального выбора // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. №3.
43. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002. 448 с.
44. «Very large sets of data that are produced by people using the internet, and that can only be stored, understood, and used with the help of special tools and methods». URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/big-data (дата обращения: 05.03.2022).
45. BIau P.M. Exchange and power in sociai life. New York: Wiley, 1964. 352 p.
46. Campbell A., Converse P., Miller W., Stokes D. 1960. The American Voter. N.Y.
47. Castells M. The Rise of the Network Society. The Information Age. Economy, Society, and Culture. 2nd ed. with a New Preface ed. Wiley-Blackwell, 2009. 656 p. Vol. 1.
48. Chester, J., & Montgomery, K.C. (2017). The role of digital marketing in political campaigns. Internet Policy Review, 6(4).
49. Dalton, R. J., Farrell, D. M., & McAllister, I. (2013). Political Parties and Democratic Linkage. Oxford: Oxford University Press. Р. 56
50. Dobber, T., Trilling, D., Helberger, N., & de Vreese, C. H. (2017). Two Crates of Beer and 40 pizzas: The adoption of innovative political behavioral targeting techniques. Internet Policy Review, 6(4). Р. 2
51. Dommett, K. (2019). Data-driven political campaigns in practice: understanding and regulating diverse data-driven campaigns. Internet Policy Review, 8(4).
52. Downs A. An Economic Theory of Political Action in a Democracy // The Journal of Political Economy. Chicago: The University of Chicago Press, 1957. Pp. 135-150.
53. Duch R. Economic Vote: How Political and Economic Institutions Condition Election Results. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
54. Fiorina M. Retrospective Voting in American National Elections. New Haven, 1981.
55. Kenneth J. Arrow, 1951, 2nd ed., 1963. Social Choice and Individual Values, Yale University Press.
56. Kreiss, D. (2017). Micro-targeting, the quantified persuasion. Internet Policy Review, 6(4).
57. Kreiss, D., & Howard, P. N. (2010). New challenges to political privacy: Lessons from the first US Presidential race in the Web 2.0 era. International Journal of Communication, 4(19), 1032–1050.
58. Lazarsfeld P. The effects of radio on public opinion. NY, 1940.
59. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The people's choice. How the voter makes up his mind in a presidential campaign. NY., 1948.
60. Lipset S. M., Rokkan S. Cleavage Structures, Party Systems and Voter Alignment. Party Systems and Voter Alignments. New York, Free Press, 1967. 64 p.
61. Milbrath L.W. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965. Р. 79.
62. Stanley Kelley Jr. Professional Public Relations and Political Power. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1956.
63. Tactical Tech. (2019). Personal Data: Political Persuasion – Inside the Influence Industry. How it works. Berlin: Tactical Technology Collective., pp. 37-69