Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использования дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Иркутский государственный университет)

Работа №104323

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы39
Год сдачи2021
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено исследование.
База исследования: «МБДОУ Новонукутский детский сад 6».
Выборка: группа детей старшего дошкольного возраста – 5 – 6 лет.
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у детей…………………………..5
1.1. Речевое развитие детей дошкольного возраста как современная проблема……5
1.2. Дефекты звукопроизношения у дошкольников……………….10
1.3. Виды игр при коррекции звукопроизношения……15
Выводы по Главе 1……………………………………………………….20
Глава 2. Практические аспекты использования дидактических игр при коррекции звукопроизношения дошкольников……………………………...21
2.1. Диагностика и выявление дефектов звукопроизношения ……….21
2.2. Проведение практической работы с использованием дидактических игр при коррекции звукопроизношения дошкольников……………………25
2.3. Анализ эффективности проведенной работы ……………………..28
Выводы по Главе 2……………………………………………………….30
Заключение ……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………….37


Цель данной работы – изучение особенностей использования дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности развития звукопроизношения детей дошкольного возраста как современную проблему
2. Проанализировать дефекты звукопроизношения у дошкольников
3. Выявить виды игр для коррекции звукопроизношения
4. Провести практическую работу, в рамках которой использовать дидактические игры для коррекции звукопроизношения детей, проанализировать эффективность выполненной работы.
Объект исследования - особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста, предмет исследования – дидактические игры для коррекции звукопроизношения детей.
Гипотеза исследования: мы выдвинули предложение о том, что использование дидактических игр благоприятно влияет на развитие звукопроизношения детей.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез информации, обобщение
- эмпирические - анализ психолого-педагогического опыта, психолого-педагогическое наблюдение, методы качественной и количественной обработки результатов исследования,анализ результатов.
Методики исследования.
Для обследования звукопроизносительной стороны речи и выявления проблем в ее развитии, мы использовали методику известного педагога, логопеда А.К. Марковой. Также в рамках данного исследования для диагностики уровня звукопроизношения дошкольников мы использовали методику выявления уровня речевого развития О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой.
Положительное влияние использования дидактических игр на развитие личности ребенка подтверждают работы таких ученых, как Безрукова О.А., Жукова Н.С., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., и многих других психологов, исследователей и педагогов – работы вышеуказанных авторов и являются теоретико-методологической основой нашего исследования. Также, стоит отметить, что огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Гвоздев А.Н., Короткова А.В., Нищева Н.Г., и многие другие.
Новизна исследования заключается в возможности использования данного материала в процессе коррекционной работы с целью развития звукопроизношения дошкольников.
Структура - работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Хорошо развитая речь очень важна. Без развитой речи невозможно добиться подлинных успехов в учебе, невозможно плодотворно общаться, а значит, и коллективно трудиться. Современной программой представлены высокие требования к речевому развитию детей.
Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Ключевые функции речи заключены в реализации процесса общения, в эмоциональном самовыражении, и воздействии. Ключевая форма общения со сверстниками в дошкольном возрасте – это, преимущественно, ситуативно-деловая форма.
Наиболее распространенные проблемы звукопроизносительной стороны речи – это дислалия, шепелявость речи, неверное употребление грамматических форм, пропуск отдельных слов или частей предложения, нарушение порядка слов в предложении, малый словарный запас у детей, которые не соответствуют возрастной норм, алалия – тяжелое поражение речи, причины органического или эмоционального характера, эмоциональные переживания.
Для корреции проблем речи целесообразно использовать дидактические игры. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, и, следовательно, целесообразно использование дидактических игр для коррекции нарушений звукопроизношения.
В своей работе нами было проведено исследование детей, которые имеют дефекты звукопроизношения, в частности, общее недоразвитие речи. Нами был изучен процесс слоговой и звуковой структуры слова в целом, а также лексико-грамматических навыков данной группы детей. Исследование показало, что данная группа детей обладает ярко выраженными нарушениями при формировании слоговой структуры слова, и также лексико-грамматического уровня.
В коррекционной работе нами были использованы дидактические игры для формирования звукопроизношения у дошкольников.
В рамках работы были использованы следующие игры: Дидактическая игра «Цветочная полянка» - данная игра способствует формированию навыка выделения первого звука в слове, различению артикуляторно сходных звуков; также были проведены Дидактические игры на громкость с использованием логопедического тренажера – «Колобок» и «Бегемотик», дидактическая игра «Путешествие почемучки». Также использовались игры «Слова с пропущенной буквой», «Сортировка слов с пропущенными буквами». Для автоматизации навыка, отрабатываемого при помощи этих игр, были включены игры «Цирк» и «Конструктор».
На этапе формирующего эксперимента мы провели повторное изучение звукопроизносительной стороны речи, увеличения активного и пассивного словаря – посредством использования дидактических игр обследуемая группа детей обладает хорошими показателями фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, они сумели выполнить хорошую работу по образованию и формированию звуков и слов. Следовательно, гипотеза о том, что использование дидактических игр благоприятно влияет на развитие звукопроизношения детей, - подтверждена.
Таким образом, раннее выявление нарушений звукопроизношения и своевременная их коррекция – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного возраста.



1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М.: Просвещение, 1999. - 126 с.
2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.-Воронеж, 2001. – 158 с.
3. Буковкина, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития. Практическая психология и логопедия. - 2004, № 2. - С. 47-51.
4. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма. / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2003. – 154 с.
5. Брагинский, В. В. Необычные дети в обычной школе. / Медицинский журнал России, 2001, № 4. – С. 12-23.
6. Выготский, Л.С. Психология. Избранные труды. - М.: ЭКСМО, 2008. - С. 40 – 67.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Педагогика, 2001. – 274 с.
8. Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Педагогика, 2007. – 189 с.
9. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте. - М.: Просвещение, 2011. – 208 с.
10. Зегабарт, Г.М. «Учение без мучения». Коррекция дисграфии. - М.: Генезис, 2007, - 218 с.
11. Иншакова, О.Б., Иншакова, А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1-2 (4-5). - С. 37-41.
12. Калашникова Т.П., Кравцов Ю.И. Клиническая динамика дисграфии у младших школьников в процессе исследования. // Международный невралгический журнал. - № 7. М.: Просвещение, 2006. – С. 45-67.
13. Кирина, Т.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей / Под ред. Р.E. Левиной. - М.: Наука, 2003. - С. 213-228.
14. Климов, Г.А. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: 1-я типография, 2005 - С.67-75.
15. Климов, Г.А. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: 1-я типография, 2014 - С.85-89.
16. Корнев А.Н. Нарушения письма и чтения у детей. – СПб.: Речь, 2004 – 348 с.
17. Лалаева, Р.И. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей. Изучение и коррекция речевых расстройств.- М.: Просвещение, 2006. - С. 92-96.
18. Лилаева, Р.И., Бенедиктова Л.В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Нева, 2001. – 306 с.
19. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших заведений / Под редакцией Волковой Л.С.- М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2006. – 703. с.
20. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб., 2001. - 79 с.
21. Разживина, Н.В. Особенности познавательной деятельности у дошкольников с дисграфией. // Практическая психология и логопедия. – 2006. № 4. – С. 23-38.
22. Садовникова, И.Н. Нарушения речи и их преодоление у дошкольников. - М.: Владос, 2007. – 256 с.
23. Тараканова, А.А. Особенности анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией. // Школьный логопед. – 2005. № 2 .- С. 6 – 13.
24. Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М.: ГНОЗИС, 2007. - С.113-120.
25. Дубовская В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: диссерт. канд. пед. наук В.А. Дубовской Курган, 2010 178с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ