Проведено исследование.
База исследования: «МБДОУ Новонукутский детский сад 6».
Выборка: группа детей старшего дошкольного возраста – 5 – 6 лет.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у детей…………………………..5
1.1. Речевое развитие детей дошкольного возраста как современная проблема……5
1.2. Дефекты звукопроизношения у дошкольников……………….10
1.3. Виды игр при коррекции звукопроизношения……15
Выводы по Главе 1……………………………………………………….20
Глава 2. Практические аспекты использования дидактических игр при коррекции звукопроизношения дошкольников……………………………...21
2.1. Диагностика и выявление дефектов звукопроизношения ……….21
2.2. Проведение практической работы с использованием дидактических игр при коррекции звукопроизношения дошкольников……………………25
2.3. Анализ эффективности проведенной работы ……………………..28
Выводы по Главе 2……………………………………………………….30
Заключение ……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………….37
Цель данной работы – изучение особенностей использования дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности развития звукопроизношения детей дошкольного возраста как современную проблему
2. Проанализировать дефекты звукопроизношения у дошкольников
3. Выявить виды игр для коррекции звукопроизношения
4. Провести практическую работу, в рамках которой использовать дидактические игры для коррекции звукопроизношения детей, проанализировать эффективность выполненной работы.
Объект исследования - особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста, предмет исследования – дидактические игры для коррекции звукопроизношения детей.
Гипотеза исследования: мы выдвинули предложение о том, что использование дидактических игр благоприятно влияет на развитие звукопроизношения детей.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез информации, обобщение
- эмпирические - анализ психолого-педагогического опыта, психолого-педагогическое наблюдение, методы качественной и количественной обработки результатов исследования,анализ результатов.
Методики исследования.
Для обследования звукопроизносительной стороны речи и выявления проблем в ее развитии, мы использовали методику известного педагога, логопеда А.К. Марковой. Также в рамках данного исследования для диагностики уровня звукопроизношения дошкольников мы использовали методику выявления уровня речевого развития О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой.
Положительное влияние использования дидактических игр на развитие личности ребенка подтверждают работы таких ученых, как Безрукова О.А., Жукова Н.С., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., и многих других психологов, исследователей и педагогов – работы вышеуказанных авторов и являются теоретико-методологической основой нашего исследования. Также, стоит отметить, что огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Гвоздев А.Н., Короткова А.В., Нищева Н.Г., и многие другие.
Новизна исследования заключается в возможности использования данного материала в процессе коррекционной работы с целью развития звукопроизношения дошкольников.
Структура - работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Хорошо развитая речь очень важна. Без развитой речи невозможно добиться подлинных успехов в учебе, невозможно плодотворно общаться, а значит, и коллективно трудиться. Современной программой представлены высокие требования к речевому развитию детей.
Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Ключевые функции речи заключены в реализации процесса общения, в эмоциональном самовыражении, и воздействии. Ключевая форма общения со сверстниками в дошкольном возрасте – это, преимущественно, ситуативно-деловая форма.
Наиболее распространенные проблемы звукопроизносительной стороны речи – это дислалия, шепелявость речи, неверное употребление грамматических форм, пропуск отдельных слов или частей предложения, нарушение порядка слов в предложении, малый словарный запас у детей, которые не соответствуют возрастной норм, алалия – тяжелое поражение речи, причины органического или эмоционального характера, эмоциональные переживания.
Для корреции проблем речи целесообразно использовать дидактические игры. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, и, следовательно, целесообразно использование дидактических игр для коррекции нарушений звукопроизношения.
В своей работе нами было проведено исследование детей, которые имеют дефекты звукопроизношения, в частности, общее недоразвитие речи. Нами был изучен процесс слоговой и звуковой структуры слова в целом, а также лексико-грамматических навыков данной группы детей. Исследование показало, что данная группа детей обладает ярко выраженными нарушениями при формировании слоговой структуры слова, и также лексико-грамматического уровня.
В коррекционной работе нами были использованы дидактические игры для формирования звукопроизношения у дошкольников.
В рамках работы были использованы следующие игры: Дидактическая игра «Цветочная полянка» - данная игра способствует формированию навыка выделения первого звука в слове, различению артикуляторно сходных звуков; также были проведены Дидактические игры на громкость с использованием логопедического тренажера – «Колобок» и «Бегемотик», дидактическая игра «Путешествие почемучки». Также использовались игры «Слова с пропущенной буквой», «Сортировка слов с пропущенными буквами». Для автоматизации навыка, отрабатываемого при помощи этих игр, были включены игры «Цирк» и «Конструктор».
На этапе формирующего эксперимента мы провели повторное изучение звукопроизносительной стороны речи, увеличения активного и пассивного словаря – посредством использования дидактических игр обследуемая группа детей обладает хорошими показателями фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, они сумели выполнить хорошую работу по образованию и формированию звуков и слов. Следовательно, гипотеза о том, что использование дидактических игр благоприятно влияет на развитие звукопроизношения детей, - подтверждена.
Таким образом, раннее выявление нарушений звукопроизношения и своевременная их коррекция – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного возраста.