Иррациональные установки как один из факторов формирования патологических эмоциональных и психосоматических реакций (Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения)
Проведено исследование.
База исследования: 69 женщин в возрасте от 25 до 65 лет (сотрудницы отделения ПФР г. Хабаровск).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения патологических эмоциональных и психосоматических реакций в психологической и медицинской науках……...5
1.1. Основные подходы/история психосоматики…………………………….….5
1.2. Основы психосоматики: механизмы формирования патологических эмоциональных и психосоматических реакций…………………………………7
1.3. Иррациональные установки как фактор формирования патологических эмоциональных и психосоматических реакций……………………10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………14
Глава 2. Определение иррациональных установок личности как фактора формирования патологических эмоциональных и психосоматических реакций…….15
2.1. Организация исследования, методы и диагностика эмоциональных реакций и установок.15
2.2. Интерпретация и описание результатов исследования…………………....18
2.3. Практические рекомендации по выбору методов психологической коррекции………28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….38
Психосоматические реакции и расстройства в теории и практике клинической психологии зачастую считают одними из трудно исследуемых. В современном понимании патогенеза психосоматических заболеваний признается многофакторность в объяснении их природы. Соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и ее субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и взаимодополнении — все это имеет значение в качестве взаимодействующих между собой факторов психосоматических заболеваний. Вышесказанное определяет актуальность и значимость изучения данной проблемы.
Цель исследования: определить, являются ли иррациональные установки одним из факторов формирования патологических эмоциональных и психосоматических реакций.
Объект: патологические эмоциональные и психосоматические реакции.
Предмет: иррациональные установки, сформированные в детстве.
Задачи:
• изучить литературу по темам: «иррациональные установки», «симптомы эмоциональных расстройств», «основы психосоматики»;
• раскрыть содержание понятий «иррациональные установки», «эмоции», «патологические эмоциональные реакции», «нарушения настроения», «психосоматические реакции»;
• произвести сравнительный смысловой анализ степени выраженности того или иного типа эмоциональной реакции;
• проанализировать особенности и специфику эмоционального реагирования на тот или иной стимул окружающей среды, прежде всего – адекватность реакции;
• проанализировать особенности взаимосвязи иррациональных установок и эмоциональных реакций личности на стимулы окружающей среды;
• произвести анализ полученных результатов, сделать вывод.
Гипотеза: иррациональные установки могут являться одним из факторов формирования патологических эмоциональных и психосоматических реакций;
Методы исследования:
1. Методика диагностики иррациональных установок (А. Эллис);
2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (В.В. Бойко).
Практическая значимость: определение иррациональных установок как одного из факторов формирования патологических эмоциональных и психосоматических реакций позволит сделать процесс лечения в клинике более эффективным, так как отныне он будет ориентирован не только на медикаментозное лечение, но также и на психотерапевтическое сопровождение, а именно – коррекцию эмоциональных состояний, в основе которых лежит иррациональное мышление.
Тремя основными психологическими аспектами деятельности человека являются мышление, эмоции и поведение. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие. Мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Наши внутренние качества, наше восприятие и оценка внешних событий и обстоятельств являются прямым и мощным источником наших эмоциональных реакций.
Причиной эмоционального дистресса является приверженность людей иррациональным верованиям. Накопленные негативные и подавленные эмоции создают хронические стрессовые ситуации, эмоциональное напряжение, которое является связующим звеном между психикой и телом. Это эмоциональное напряжение частично или полностью блокирует моторные и вегетативные проявления и приводит к изменениям в работе сосудистой системы и внутренних органов. На первом этапе это может выражаться в функциональных нарушениях, но при частых повторениях и большой длительности может вызвать необратимые органические изменения в органах и тканях, становясь причиной психосоматозов.
К формированию хронической психотравмирующей обстановки, нарастанию тревоги и напряженности приводит неудовлетворенность межличностными отношениями, конфликтность в разных сферах общения. В современном
В современном обществе прямое выражение эмоций непозволительно, поэтому и вступает на сцену соматизация. Психосоматические больные в анамнезе обнаруживают жизненные поражения, события, определяющие значимое чувство вины. Они часто выявляют не разрешившиеся агрессивные импульсы и склонность к активации боли в ответ на реальные и воображаемые утраты. Соматизация ассоциируется с наличием жизненных трудностей и психологических проблем. Имеют значение и конституционально-личностные особенности, в частности особая организация когнитивных процессов – алекситимия, т.е. неспособность адекватно осознавать и вербализировать собственное эмоциональное состояние. Вследствие этого эмоции переживаются индивидуумом преимущественно на основе телесного опыта.
Таким образом, иррациональное мышление является одним из факторов патологических эмоциональных реакций, а они, в свою очередь, являются основой для дальнейшего развития психосоматических реакций и заболеваний.
1. Старшенбаум Г.В.: Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 496 с.;
2. Жмуров В.А.: Психопатология. Часть I. – Иркутск: ИГУ, 1994. - 382 с.;
3. Кулаков С.А.: Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003. — 288 с.;
4. Малкина-Пых И. Г.. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо. — 992 с.. 2005.;
5. Осипова А.А.: Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2002. — 510 с.;
6. Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике.
7. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 88-98.;
7. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008.;
8. Маклаков А.Г.: Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с
9. Эллис А., Драйден У. Практика рационально - эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. - С. 212
10. Эллис А., Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Сова, 2002. - С. 211
11. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. - Владивосток: ГИ МГУ, 2009. - С. 19
12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С. 121
13. Брязгунов И.П. и др. Психосоматика у детей. - М.: Психотерапия, 2009. - 480 с.
14. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с
15. Собенников В.С., Белялов Ф.И. Психосоматика. Иркутск: Издательство ИГУ, 2008. 170 с.
16. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.