ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Понятие «здоровье». Проблема формирования здоровья школьников
в образовательных учебных заведениях 9
1.2 Особенности развития учащихся средней школы 16
1.3 Значение влияния волейбола на уровень здоровья и физической
подготовленности учащихся среднего школьного возраста 23
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 41
Выводы по главе 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1 Обоснование дополнительных учебно-тренировочных занятий
волейболом со школьниками 6-7 классов 44
3.2 Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья учеников 6-7 классов 55
3.3 Определение эффективности влияния дополнительных учебно-
тренировочных занятий волейболом на уровень физической подготовленности 6-7 классов 64
Выводы по главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность исследования. Многие школьники имеют слабое физическое здоровье, потому что в их жизни почти полностью отсутствуют физические нагрузки. Посильный труд развивает выносливость и физическую силу, но в семьях очень часто детей освобождают от всего домашнего труда и даже не прививают навыки самообслуживания. Многие дети страдают избыточным весом, не имеют иммунитета к болезням, имеют аллергические болезни и частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Всё это свидетельствует о низком уровне здоровья и физической подготовленности современных школьников.
«Здоровье - это важнейшая составляющая благополучия человечества и также одно из важнейших прав человека. Здоровье является одним из условий успешного социального и экономического развития любой страны» [Xuan W., 2017]. Реформы в системе здравоохранения, уменьшение профилактической работы, безграмотность современных родителей негативно повлияли на здоровье детей.
Исследования Всемирной Организации здравоохранения сообщают о том, что «большинство семей ведут нездоровый образ жизни. Они мало двигаются и бывают на свежем воздухе, неправильно питаются, имеют вредные привычки» [Сайт ВОЗ].
Жизнь в современном мире предъявляет высокие требования к состоянию здоровья людей и особенно учащихся. Сегодня проблема здоровья особенно остро встает в дошкольном и школьном возрасте. «Рождение больных детей не только медицинская проблема, но социальная и педагогическая. Именно в детстве можно привить ребенку полезные привычки, которые останутся на всю его жизнь» [Rudnick A., 2019].
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний [НИИ гигиены] детей за последние десятилетия ситуация ухудшилась. К тому же снизилось количество детей с первой группой здоровья.
Увеличилось количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья (вторая группа здоровья), и с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья).
Здоровье каждого из нас закладывается с малых лет. Организм ребенка гораздо чувствительнее к влиянию окружающей среды, чем у взрослого человека. От общего здоровья ученика зависит его работоспособность, выносливость, сила, умственное развитие, прочность знаний, а также духовная жизнь.
Воспитывая у учащихся потребность в активности на дополнительных занятиях по волейболу, сам педагог, прежде всего, показывает пример положительного отношения к спорту.
Посещение занятий по волейболу оказывает влияние на все стороны развития личности ученика: физическое, психическое, нравственное и духовное здоровье.
Кроме физического совершенствования юный волейболист развивает мышление, умение поставить себя в коллективе и другие важные социальные качества. Впрочем, подобное относится к любому командному виду спорта, где в одиночку, без помощи партнеров практически нереально добиться результата.
Также стоит отметить, что, научившись играть в волейбол, ребенок всегда может стать душой компании на тех же пляжах во время отдыха.
Не стоит забывать о том, что волейбол это не «ранний» вид спорта. Для начинающего волейболиста желательно иметь уже определенный уровень общей физической подготовки. Предпочтительный возраст начала занятий - не раньше 9-11 лет. Начальная тренировочная нагрузка - занятия 2-3 раза в неделю по 2 часа.
Плюсы данного вида спорта для здоровья: всестороннее физическое развитие ребенка, укрепление мышц и костной ткани, формирование правильной, красивой фигуры. Развитие двигательных способностей, координации, силы, выносливости, ловкости. Укрепление легких, сердца и сосудов, органа зрения. Развитие мыслительных способностей, умение работать в команде, быстро адаптироваться в новых коллективах. Для ребенка-волейболиста также актуально формирование привычки к здоровому образу жизни (правильное питание, режим дня, дисциплина, самостоятельность).
Таким образом, основной задачей укрепления здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье и физической подготовленности, так как это становится условием для эффективного развития учащихся, а также обеспечения их нормальной жизни в современном мире.
На основании выше сказанного, актуальным является уровень здоровья и физической подготовленности детей школьного возраста. Что и послужило выбором темы магистерской диссертации.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме формирования здоровья учащихся в образовательном процессе средствами дополнительных занятий по волейболу и недостаточным описанием применения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для учащихся 6-7-х классов.
Данное противоречие определяет проблему исследования, которая состоит в выявлении особенностей влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на здоровье и физическую подготовленность учащихся 6-7-х классов.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс физического воспитания, направленный на повышение уровня здоровья и развитие двигательных качеств учащихся 6-7 классов.
Предмет исследования — влияние средств дополнительных занятий по волейболу на здоровье и физическую подготовленность учащихся 6-7-х классов.
Цель исследования заключается в изучении методов и средств повышения уровня здоровья и физической подготовленности учащихся с помощью дополнительных занятий по волейболу, а также в их экспериментальной проверке.
Гипотеза исследования состоит в том, что дополнительные учебно-тренировочные занятия волейболом будут способствовать улучшению развития двигательных качеств и повышению уровня здоровья учащихся 6-7-х классов, если:
- состав экспериментальной группы будет неизменным;
- количество пропущенных учебно-тренировочных занятий будет минимально;
- ученики будут вовлечены в учебно-тренировочный процесс и будут выкладываться по максимуму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7-х до начала проведения педагогического эксперимента.
2. Подобрать методы и формы проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для повышения уровня физической подготовленности и здоровья учеников.
3. Опытно-экспериментальным путём выявить уровень эффективности влияния дополнительных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 13-14 лет.
4. Определить влияние дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности учеников 6-7-х классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методических литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Анкетирование на отношение к собственному здоровью.
4. Тестирование двигательных качеств.
5. Тестирование уровня здоровья.
6. Педагогический эксперимент.
7. Методы математической обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования автономная некоммерческая образовательная организация средняя образовательная школа «Сота» города Тольятти. В исследовании участвовали учащиеся 6-7-х классов. Были отобраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 детей в каждой группе. Непосредственное участие в исследовательской работе и проведение учебно-тренировочных занятий принимал тренер и руководитель.
Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективности дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для учащихся 6-7-х классов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании эффективности дополнительных занятий по волейболу, направленных на повышение уровня здоровья и физической подготовленности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- повышение средних показателей уровня здоровья и развития двигательных качеств учеников 6-7-х классов, занимающихся волейболом;
- составление практических рекомендаций по организации учебно-тренировочного процесса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждена теоретической основой исследования, методами математической обработки результатов и личным участием при проведении педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в следующем:
- даны определения понятий «здоровье», «уровень здоровья», «уровень физической подготовленности», «волейбол» и «учебно- тренировочный процесс»;
- охарактеризован учебно-тренировочный процесс занятий волейболом;
- исследовано влияние волейбола на уровень здоровья и физической подготовленности учащихся среднего школьного звена;
- сформулированы методы и организация исследования;
- обоснована значимость дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом со школьниками 6-7 классов;
- определена эффективность влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 6-7 классов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на отчётной конференции по научно-исследовательской работе и IX Всероссийской научно-практической конференции.
На защиту выносятся:
1. Обоснование дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом со школьниками 6-7 классов.
2. Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья учеников 6-7 классов.
3. Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень физической подготовленности учеников 6-7 классов.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 14 рисунков, 9 таблиц, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 83 страницах.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведённого исследования:
1. Определены уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7-х до начала проведения педагогического эксперимента. Уровень здоровья контрольной и экспериментальной группы был оценён по экспресс оценке В.И. Белова. Были получены следующие данные:
- Контрольная группа имела средний показатель 3,21 балла, соответственно учащиеся имели «средний» уровень здоровья на начало эксперимента.
- Экспериментальная группа имела средний показатель 3,27 балла, соответственно учащиеся имели «средний» уровень здоровья на начало эксперимента.
По результатам повторного анкетирования в контрольной группе 4 ученика имеют высокий уровень отношения к собственному здоровью и 6 ребят имеют средний уровень. Все участники экспериментальной группы повысили уровень отношения к собственному здоровью до высокого.
Сравнение показателей уровня физической подготовленности учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по следующим показателям: подтягивание на высокой перекладине; челночный бег 3x10м; наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами; бег 30м.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях прыжки в длину с места и 6-минутный бег.
2. Определена структура учебно-тренировочных занятий волейболом. Самым главным в развитии и совершенствовании умений и техники является, конечно же, процесс тренировок. Очень важно, чтобы тренировки проходили в режиме 3-4 раза в неделю и занимали около 1,5-2 часов времени. Пропускать тренировки не рекомендуется.
Учитывая вышесказанное, принято выделять следующие основные части учебно-тренировочного процесса: разминка, основная и заключительная части.
Продолжительность такого занятия обычно составляет 90 минут. Время распределяется на занятии следующим образом:
- разминка (15-20 минут);
- основная часть (65-70 минут);
- заключительная часть (5-7 минут).
Также были подобраны методы и формы проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для повышения уровня физической подготовленности и здоровья учеников.
3. Опытно-экспериментальным путём выявлен уровень эффективности влияния дополнительных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 13-14 лет.
На момент начала эксперимента различие между контрольной и экспериментальной группами являлось недостоверным.
Сравнение показателей уровня здоровья учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по показателю подтягивание на перекладине.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях:
- ЧСС в покое;
- АД в покое;
- ростово-весовой индекс;
- ЖЕЛ;
- бег 2000м;
- прыжки в длину с места.
На конец эксперимента уровень здоровья учащихся стал следующим:
- Контрольная группа повысила средний показатель до 3,31 балла, соответственно учащиеся оставили «средний» уровень здоровья.
- Экспериментальная группа повысила средний показатель до 3,93 балла, соответственно учащиеся получили «высокий» уровень здоровья.
Сравнение показателей уровня физической подготовленности учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по следующим показателям:
- подтягивание на высокой перекладине;
- челночный бег 3x10м;
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами;
- бег 30м.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях прыжки в длину с места и 6-минутный бег.
4. Определено влияние дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности учеников 6-7-х классов.
Волейбол - это спортивная командная игра, главная задача в которой - это перебросить мяч на сторону площадки соперника таким образом, чтобы он приземлился и при этом не был вовремя перехвачен противниками, то есть добиться ошибки со стороны команды противника.
Можно выделить следующие плюсы данного спорта, о его влиянии на характер человека и физическое развитие:
Умение взаимодействовать в коллективе. Волейбол - коллективный вид спорта. Дети, соприкасаясь с командной работой, учатся быстро находить общий язык со сверстниками. Этот спорт позволяет ощутить полноту радости победы, достигнутой в единой борьбе на площадке. А также принимать боль поражения, разделяя её со всеми членами команды.
Самостоятельность и ответственность. Занимаясь волейболом, человек учится брать на себя ответственность в нужный момент, преодолевать трудности, обдумывать действия. Формируется волевой характер.
Развитие интеллекта. На площадке необходимо думать, недостаточно хорошего физического развития, чтобы быть успешным волейболистом. Изучение волейбольной тактики и стратегии научит ребенка искать оптимальное решение.
Физическое развитие. Мышцы волейболистов развиваются гармонично при грамотно построенных тренировках. Фигура и тело выглядят пропорционально.
Тренерская поддержка. Тренер для многих как второй родитель. Некоторые дети боятся поделиться с родителями тревожащими их проблемами, считая, что не найдут понимания. А в неформальной обстановке на тренировках получают поддержку и совет от своего наставника-тренера. Бывает, что тренер подсказывает отцам и матерям, которые чаще всего даже и не догадываются о существовании данной проблемы, способы решения вопросов, возникших в жизни их чад.
Психологический отдых. Приходя на тренировку, любой человек, включаясь в игру, забывает о том, что его тревожило. Дружественная обстановка на занятиях помогает расслабиться мозгу.
Саморазвитие. Какого бы высокого уровня спортсмен не был, нет пределу совершенству. Здоровая конкуренция в команде стимулирует не останавливаться на достигнутом.
1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико¬
практические занятия студентов / В.С. Анищенко. - М.: Изд-во РУДН,1999. — 165 с.
2. Беляев А.В., Булыкин Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкин. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- С. 3-4
3. Бородина М.С. Психолого-педагогические условия
формирования культуры здоровья студентов вуза [Текст] / М.С. Бородина // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 2007. - М.: МПГУ, Ч.2. - М.: МАНПО, 2017. - С.17-19
4. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М. : «Академия», 2015. — 416 с.
5. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2015. - 179 с.
6. Гаркуша, Н. С. Механизм проведения компаративного исследования воспитания культуры здоровья школьников / Н. С. Гаркуша // European Social Science Journal. - 2013. - № 5 (33). - С. 75-81
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. вузов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М: издательский центр «Академия», 2004. - 266 с.
8. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. - М.: Просвещение, 2004. - 112 с.
9. Горячева Н.Л., Анцыперов В.В. Компетентностный подход в организации и проведении учебных занятий по избранному виду спорта // Инновации в образовании. - 2014. - № 2. - С. 5-11
10. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно- педагогических исследований: учебно-методическое пособие. / В.П. Губа, В.В. Пресняков.— М. : Человек, 2015. — 288 с.
11. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах [Текст] / Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
— 312с.
12. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 384 с.
13. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: «НОРМА-ИНФА», 2017. - 624 с.
14. Казначеев, В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний [Текст] / В.П. Казначеев // Вестник АМН СССР. - 1975. - № 10. - С. 6-16
15. Калинина, Н.А., Бузух, К.Е. Культура здоровья школьников. 5-11 классы. Комплексно-тематические занятия / Н.А. Калинина, К.Е. Бузух. - Учитель, 2019. - 264 с.
16. Колбанов, В.В. Методологические и организационные основы
педагогической валеологии [Текст] / В.В. Колбанов // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сборник научных трудов. - Липецк: Межвузовский центр валеологического образования, 1996. - С. 55-61
17. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С. Кон. - М.: «Просвещение», 1982. - 192 с.
18. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое
воспитание / А.В. Коробков, В.А. Головин, В.А. Масляков - М.: Высш.
школа, 2013. - 125с.
19. Коротаева Е.Ю. Развитие физических качеств и функциональных возможностей средствами волейбола: учеб.пособие для высшей школы / М- во образования и науки РФ, МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Проспект, 2017. - 49 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие, 5-е изд-е / И.Ю. Кулагина. - М.: «УРАО», 1999. - 175 с.
21. Кучма, В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы [Текст] / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. - 528 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2016. - 608 с.
23. Неверкович, С.Д. Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010. - 336 с.
24. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://niigd.ru/(дата обращения 28.12.2019)
25. Нужина, А. П. Петров. Влияние занятий волейболом на формирование здоровой личности. // Научные исследования Камянец- Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. Факультет физической культуры. Камянец-Подольский, 2011. - Выпуск 3. - 272 с.
26. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана. - М.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. - 656 c.
27. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Н. Физическая культура: учебное пособие средне-профессиональных заведений / Н.В. Решетников, Ю.Н. Кислицын. - М.: Мастерство, 2018. - 152 c.
28. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для
студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология», 2-е изд-е / Н.А.
Рождественская. - М.: «Российское психологическое общество», 1998. - 86с.
29. Сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.who .int/countries/rus/ru/(дата обращения 16.10.2018)
30. Сайт Роспотребнадзора [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://rospotrebnadzor.ru.(дата обращения 16.12.2018)
31. Сердюк А. Проблемы с сохранением здоровья детей и пути их решения в условиях школы // Директор школы, лицея, гимназии. -2006. -№2. - С. 6-12
32. Сутулая В.А. Значимость факторов, влияющих на формирование общеобразовательных школ потребности здорового образа жизни // В.А. сутулая, Т.С. Бондарь, М.С. Чернецкий // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2018. -№4. - С. 46-49
33. Тимченко А. Научно-методическая работа как средство профессиональной позиции учителя / О.Тимченко // Харьков, "Основа". - 2017. - 15 с.
34. Титова Т.М. Волейбол: развитие физических качеств
двигательных навыков в игре / Т.М. Титова, Т.В. Степанова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
35. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 3-14
36. Шиян А.И. Современные подходы к внедрению здорового образа
жизнимолодежи в Европейском регионе / А.И. Шиян // Теоретические и прикладные вопросы государственного. 3б. наук. трудов. - 2016. - №8. - С. 134-141
37. Щедрина, А.Г. Методологические подходы к «измерению здоровья» [Текст] / А.Г. Щедрина // Здоровье человека в условиях НТР: Методологические аспекты: Сборник научных трудов. - Новосибирск: Наука, 1989. - С. 26-33
38. Boichuk R., Iermakov S., Nosko M., Kovtsun V. Special aspects of female volleyball players’ coordination training at the stage of specialized preparation [Электронный ресурс] / R. Boichuk, S. Iermakov, M. Nosko, V. Kovtsun // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - № 135. - С. 884¬891 .URL:http://repository.ldufk.edu.ua/bitstream/34606048/10574/1/Special%20aspects%20ol%o20female%20volleyball%20playerscoordination%20training.pdf(дата обращения 01.04.2019)
39. Buduk-ool L. K. Heart rate indicators of volleyball players and freestyle wrestlers [Электронный ресурс] / L.K. Buduk-ool // Teoriya. - 2018. - № 6. - С. 115-119. - URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/3502 (дата обращения: 01.04.2019)
40. Faizrakhmnov I. M., Allanina L. M., Talantuly N.E. Study of special
endurance of young volleyball players of different age groups and its impact on the effectiveness of the performance of certain game actions [Электронный ресурс] / I.M. Faizrakhmnov, L.M. Allanina, N.E. Talantuly // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - № 285. - С. 2526-2530. - URL:
https://www.questia.com/read/1P4-1987646360/study-of-special-endurance-of-young volleyball-players(дата обращения 02.04.2019)
41. Rudnick, A. Health as Balance: A Conceptual Study. [Электронный
ресурс ] / A.Rudnick // Health. - 2017. - № 9. - С. 1000-1006. - URL: https://www.scirp.org/pdf/Health 2017070614033233.pdf (дата обращения
10.10.2019)
42. Xuan W., Shangli L. Analysis on volleyball injury improvement
movement based on action screening and rehabilitation physical training [Электронный ресурс] / W. Xuan, L. Shangli // Biomedical Research. - 2017. - № 17. - С. 820-825. - URL: http://www.biomedres.info/biomedical-
research/analysis-on-volleyball-injury-improvement-movement-based-on-action-screening-and-rehabilitation-physical-training-7235.html(дата обращения:
04.04.2019).