Влияние волейбола на уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7 классов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Понятие «здоровье». Проблема формирования здоровья школьников
в образовательных учебных заведениях 9
1.2 Особенности развития учащихся средней школы 16
1.3 Значение влияния волейбола на уровень здоровья и физической
подготовленности учащихся среднего школьного возраста 23
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 41
Выводы по главе 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1 Обоснование дополнительных учебно-тренировочных занятий
волейболом со школьниками 6-7 классов 44
3.2 Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья учеников 6-7 классов 55
3.3 Определение эффективности влияния дополнительных учебно-
тренировочных занятий волейболом на уровень физической подготовленности 6-7 классов 64
Выводы по главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Понятие «здоровье». Проблема формирования здоровья школьников
в образовательных учебных заведениях 9
1.2 Особенности развития учащихся средней школы 16
1.3 Значение влияния волейбола на уровень здоровья и физической
подготовленности учащихся среднего школьного возраста 23
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 41
Выводы по главе 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1 Обоснование дополнительных учебно-тренировочных занятий
волейболом со школьниками 6-7 классов 44
3.2 Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья учеников 6-7 классов 55
3.3 Определение эффективности влияния дополнительных учебно-
тренировочных занятий волейболом на уровень физической подготовленности 6-7 классов 64
Выводы по главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность исследования. Многие школьники имеют слабое физическое здоровье, потому что в их жизни почти полностью отсутствуют физические нагрузки. Посильный труд развивает выносливость и физическую силу, но в семьях очень часто детей освобождают от всего домашнего труда и даже не прививают навыки самообслуживания. Многие дети страдают избыточным весом, не имеют иммунитета к болезням, имеют аллергические болезни и частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Всё это свидетельствует о низком уровне здоровья и физической подготовленности современных школьников.
«Здоровье - это важнейшая составляющая благополучия человечества и также одно из важнейших прав человека. Здоровье является одним из условий успешного социального и экономического развития любой страны» [Xuan W., 2017]. Реформы в системе здравоохранения, уменьшение профилактической работы, безграмотность современных родителей негативно повлияли на здоровье детей.
Исследования Всемирной Организации здравоохранения сообщают о том, что «большинство семей ведут нездоровый образ жизни. Они мало двигаются и бывают на свежем воздухе, неправильно питаются, имеют вредные привычки» [Сайт ВОЗ].
Жизнь в современном мире предъявляет высокие требования к состоянию здоровья людей и особенно учащихся. Сегодня проблема здоровья особенно остро встает в дошкольном и школьном возрасте. «Рождение больных детей не только медицинская проблема, но социальная и педагогическая. Именно в детстве можно привить ребенку полезные привычки, которые останутся на всю его жизнь» [Rudnick A., 2019].
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний [НИИ гигиены] детей за последние десятилетия ситуация ухудшилась. К тому же снизилось количество детей с первой группой здоровья.
Увеличилось количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья (вторая группа здоровья), и с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья).
Здоровье каждого из нас закладывается с малых лет. Организм ребенка гораздо чувствительнее к влиянию окружающей среды, чем у взрослого человека. От общего здоровья ученика зависит его работоспособность, выносливость, сила, умственное развитие, прочность знаний, а также духовная жизнь.
Воспитывая у учащихся потребность в активности на дополнительных занятиях по волейболу, сам педагог, прежде всего, показывает пример положительного отношения к спорту.
Посещение занятий по волейболу оказывает влияние на все стороны развития личности ученика: физическое, психическое, нравственное и духовное здоровье.
Кроме физического совершенствования юный волейболист развивает мышление, умение поставить себя в коллективе и другие важные социальные качества. Впрочем, подобное относится к любому командному виду спорта, где в одиночку, без помощи партнеров практически нереально добиться результата.
Также стоит отметить, что, научившись играть в волейбол, ребенок всегда может стать душой компании на тех же пляжах во время отдыха.
Не стоит забывать о том, что волейбол это не «ранний» вид спорта. Для начинающего волейболиста желательно иметь уже определенный уровень общей физической подготовки. Предпочтительный возраст начала занятий - не раньше 9-11 лет. Начальная тренировочная нагрузка - занятия 2-3 раза в неделю по 2 часа.
Плюсы данного вида спорта для здоровья: всестороннее физическое развитие ребенка, укрепление мышц и костной ткани, формирование правильной, красивой фигуры. Развитие двигательных способностей, координации, силы, выносливости, ловкости. Укрепление легких, сердца и сосудов, органа зрения. Развитие мыслительных способностей, умение работать в команде, быстро адаптироваться в новых коллективах. Для ребенка-волейболиста также актуально формирование привычки к здоровому образу жизни (правильное питание, режим дня, дисциплина, самостоятельность).
Таким образом, основной задачей укрепления здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье и физической подготовленности, так как это становится условием для эффективного развития учащихся, а также обеспечения их нормальной жизни в современном мире.
На основании выше сказанного, актуальным является уровень здоровья и физической подготовленности детей школьного возраста. Что и послужило выбором темы магистерской диссертации.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме формирования здоровья учащихся в образовательном процессе средствами дополнительных занятий по волейболу и недостаточным описанием применения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для учащихся 6-7-х классов.
Данное противоречие определяет проблему исследования, которая состоит в выявлении особенностей влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на здоровье и физическую подготовленность учащихся 6-7-х классов.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс физического воспитания, направленный на повышение уровня здоровья и развитие двигательных качеств учащихся 6-7 классов.
Предмет исследования — влияние средств дополнительных занятий по волейболу на здоровье и физическую подготовленность учащихся 6-7-х классов.
Цель исследования заключается в изучении методов и средств повышения уровня здоровья и физической подготовленности учащихся с помощью дополнительных занятий по волейболу, а также в их экспериментальной проверке.
Гипотеза исследования состоит в том, что дополнительные учебно-тренировочные занятия волейболом будут способствовать улучшению развития двигательных качеств и повышению уровня здоровья учащихся 6-7-х классов, если:
- состав экспериментальной группы будет неизменным;
- количество пропущенных учебно-тренировочных занятий будет минимально;
- ученики будут вовлечены в учебно-тренировочный процесс и будут выкладываться по максимуму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7-х до начала проведения педагогического эксперимента.
2. Подобрать методы и формы проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для повышения уровня физической подготовленности и здоровья учеников.
3. Опытно-экспериментальным путём выявить уровень эффективности влияния дополнительных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 13-14 лет.
4. Определить влияние дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности учеников 6-7-х классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методических литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Анкетирование на отношение к собственному здоровью.
4. Тестирование двигательных качеств.
5. Тестирование уровня здоровья.
6. Педагогический эксперимент.
7. Методы математической обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования автономная некоммерческая образовательная организация средняя образовательная школа «Сота» города Тольятти. В исследовании участвовали учащиеся 6-7-х классов. Были отобраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 детей в каждой группе. Непосредственное участие в исследовательской работе и проведение учебно-тренировочных занятий принимал тренер и руководитель.
Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективности дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для учащихся 6-7-х классов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании эффективности дополнительных занятий по волейболу, направленных на повышение уровня здоровья и физической подготовленности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- повышение средних показателей уровня здоровья и развития двигательных качеств учеников 6-7-х классов, занимающихся волейболом;
- составление практических рекомендаций по организации учебно-тренировочного процесса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждена теоретической основой исследования, методами математической обработки результатов и личным участием при проведении педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в следующем:
- даны определения понятий «здоровье», «уровень здоровья», «уровень физической подготовленности», «волейбол» и «учебно- тренировочный процесс»;
- охарактеризован учебно-тренировочный процесс занятий волейболом;
- исследовано влияние волейбола на уровень здоровья и физической подготовленности учащихся среднего школьного звена;
- сформулированы методы и организация исследования;
- обоснована значимость дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом со школьниками 6-7 классов;
- определена эффективность влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 6-7 классов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на отчётной конференции по научно-исследовательской работе и IX Всероссийской научно-практической конференции.
На защиту выносятся:
1. Обоснование дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом со школьниками 6-7 классов.
2. Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья учеников 6-7 классов.
3. Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень физической подготовленности учеников 6-7 классов.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 14 рисунков, 9 таблиц, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 83 страницах.
«Здоровье - это важнейшая составляющая благополучия человечества и также одно из важнейших прав человека. Здоровье является одним из условий успешного социального и экономического развития любой страны» [Xuan W., 2017]. Реформы в системе здравоохранения, уменьшение профилактической работы, безграмотность современных родителей негативно повлияли на здоровье детей.
Исследования Всемирной Организации здравоохранения сообщают о том, что «большинство семей ведут нездоровый образ жизни. Они мало двигаются и бывают на свежем воздухе, неправильно питаются, имеют вредные привычки» [Сайт ВОЗ].
Жизнь в современном мире предъявляет высокие требования к состоянию здоровья людей и особенно учащихся. Сегодня проблема здоровья особенно остро встает в дошкольном и школьном возрасте. «Рождение больных детей не только медицинская проблема, но социальная и педагогическая. Именно в детстве можно привить ребенку полезные привычки, которые останутся на всю его жизнь» [Rudnick A., 2019].
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний [НИИ гигиены] детей за последние десятилетия ситуация ухудшилась. К тому же снизилось количество детей с первой группой здоровья.
Увеличилось количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья (вторая группа здоровья), и с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья).
Здоровье каждого из нас закладывается с малых лет. Организм ребенка гораздо чувствительнее к влиянию окружающей среды, чем у взрослого человека. От общего здоровья ученика зависит его работоспособность, выносливость, сила, умственное развитие, прочность знаний, а также духовная жизнь.
Воспитывая у учащихся потребность в активности на дополнительных занятиях по волейболу, сам педагог, прежде всего, показывает пример положительного отношения к спорту.
Посещение занятий по волейболу оказывает влияние на все стороны развития личности ученика: физическое, психическое, нравственное и духовное здоровье.
Кроме физического совершенствования юный волейболист развивает мышление, умение поставить себя в коллективе и другие важные социальные качества. Впрочем, подобное относится к любому командному виду спорта, где в одиночку, без помощи партнеров практически нереально добиться результата.
Также стоит отметить, что, научившись играть в волейбол, ребенок всегда может стать душой компании на тех же пляжах во время отдыха.
Не стоит забывать о том, что волейбол это не «ранний» вид спорта. Для начинающего волейболиста желательно иметь уже определенный уровень общей физической подготовки. Предпочтительный возраст начала занятий - не раньше 9-11 лет. Начальная тренировочная нагрузка - занятия 2-3 раза в неделю по 2 часа.
Плюсы данного вида спорта для здоровья: всестороннее физическое развитие ребенка, укрепление мышц и костной ткани, формирование правильной, красивой фигуры. Развитие двигательных способностей, координации, силы, выносливости, ловкости. Укрепление легких, сердца и сосудов, органа зрения. Развитие мыслительных способностей, умение работать в команде, быстро адаптироваться в новых коллективах. Для ребенка-волейболиста также актуально формирование привычки к здоровому образу жизни (правильное питание, режим дня, дисциплина, самостоятельность).
Таким образом, основной задачей укрепления здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье и физической подготовленности, так как это становится условием для эффективного развития учащихся, а также обеспечения их нормальной жизни в современном мире.
На основании выше сказанного, актуальным является уровень здоровья и физической подготовленности детей школьного возраста. Что и послужило выбором темы магистерской диссертации.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме формирования здоровья учащихся в образовательном процессе средствами дополнительных занятий по волейболу и недостаточным описанием применения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для учащихся 6-7-х классов.
Данное противоречие определяет проблему исследования, которая состоит в выявлении особенностей влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на здоровье и физическую подготовленность учащихся 6-7-х классов.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс физического воспитания, направленный на повышение уровня здоровья и развитие двигательных качеств учащихся 6-7 классов.
Предмет исследования — влияние средств дополнительных занятий по волейболу на здоровье и физическую подготовленность учащихся 6-7-х классов.
Цель исследования заключается в изучении методов и средств повышения уровня здоровья и физической подготовленности учащихся с помощью дополнительных занятий по волейболу, а также в их экспериментальной проверке.
Гипотеза исследования состоит в том, что дополнительные учебно-тренировочные занятия волейболом будут способствовать улучшению развития двигательных качеств и повышению уровня здоровья учащихся 6-7-х классов, если:
- состав экспериментальной группы будет неизменным;
- количество пропущенных учебно-тренировочных занятий будет минимально;
- ученики будут вовлечены в учебно-тренировочный процесс и будут выкладываться по максимуму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7-х до начала проведения педагогического эксперимента.
2. Подобрать методы и формы проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для повышения уровня физической подготовленности и здоровья учеников.
3. Опытно-экспериментальным путём выявить уровень эффективности влияния дополнительных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 13-14 лет.
4. Определить влияние дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности учеников 6-7-х классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методических литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Анкетирование на отношение к собственному здоровью.
4. Тестирование двигательных качеств.
5. Тестирование уровня здоровья.
6. Педагогический эксперимент.
7. Методы математической обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования автономная некоммерческая образовательная организация средняя образовательная школа «Сота» города Тольятти. В исследовании участвовали учащиеся 6-7-х классов. Были отобраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 детей в каждой группе. Непосредственное участие в исследовательской работе и проведение учебно-тренировочных занятий принимал тренер и руководитель.
Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективности дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для учащихся 6-7-х классов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании эффективности дополнительных занятий по волейболу, направленных на повышение уровня здоровья и физической подготовленности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- повышение средних показателей уровня здоровья и развития двигательных качеств учеников 6-7-х классов, занимающихся волейболом;
- составление практических рекомендаций по организации учебно-тренировочного процесса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждена теоретической основой исследования, методами математической обработки результатов и личным участием при проведении педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в следующем:
- даны определения понятий «здоровье», «уровень здоровья», «уровень физической подготовленности», «волейбол» и «учебно- тренировочный процесс»;
- охарактеризован учебно-тренировочный процесс занятий волейболом;
- исследовано влияние волейбола на уровень здоровья и физической подготовленности учащихся среднего школьного звена;
- сформулированы методы и организация исследования;
- обоснована значимость дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом со школьниками 6-7 классов;
- определена эффективность влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 6-7 классов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на отчётной конференции по научно-исследовательской работе и IX Всероссийской научно-практической конференции.
На защиту выносятся:
1. Обоснование дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом со школьниками 6-7 классов.
2. Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья учеников 6-7 классов.
3. Определение эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень физической подготовленности учеников 6-7 классов.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 14 рисунков, 9 таблиц, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 83 страницах.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведённого исследования:
1. Определены уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7-х до начала проведения педагогического эксперимента. Уровень здоровья контрольной и экспериментальной группы был оценён по экспресс оценке В.И. Белова. Были получены следующие данные:
- Контрольная группа имела средний показатель 3,21 балла, соответственно учащиеся имели «средний» уровень здоровья на начало эксперимента.
- Экспериментальная группа имела средний показатель 3,27 балла, соответственно учащиеся имели «средний» уровень здоровья на начало эксперимента.
По результатам повторного анкетирования в контрольной группе 4 ученика имеют высокий уровень отношения к собственному здоровью и 6 ребят имеют средний уровень. Все участники экспериментальной группы повысили уровень отношения к собственному здоровью до высокого.
Сравнение показателей уровня физической подготовленности учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по следующим показателям: подтягивание на высокой перекладине; челночный бег 3x10м; наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами; бег 30м.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях прыжки в длину с места и 6-минутный бег.
2. Определена структура учебно-тренировочных занятий волейболом. Самым главным в развитии и совершенствовании умений и техники является, конечно же, процесс тренировок. Очень важно, чтобы тренировки проходили в режиме 3-4 раза в неделю и занимали около 1,5-2 часов времени. Пропускать тренировки не рекомендуется.
Учитывая вышесказанное, принято выделять следующие основные части учебно-тренировочного процесса: разминка, основная и заключительная части.
Продолжительность такого занятия обычно составляет 90 минут. Время распределяется на занятии следующим образом:
- разминка (15-20 минут);
- основная часть (65-70 минут);
- заключительная часть (5-7 минут).
Также были подобраны методы и формы проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для повышения уровня физической подготовленности и здоровья учеников.
3. Опытно-экспериментальным путём выявлен уровень эффективности влияния дополнительных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 13-14 лет.
На момент начала эксперимента различие между контрольной и экспериментальной группами являлось недостоверным.
Сравнение показателей уровня здоровья учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по показателю подтягивание на перекладине.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях:
- ЧСС в покое;
- АД в покое;
- ростово-весовой индекс;
- ЖЕЛ;
- бег 2000м;
- прыжки в длину с места.
На конец эксперимента уровень здоровья учащихся стал следующим:
- Контрольная группа повысила средний показатель до 3,31 балла, соответственно учащиеся оставили «средний» уровень здоровья.
- Экспериментальная группа повысила средний показатель до 3,93 балла, соответственно учащиеся получили «высокий» уровень здоровья.
Сравнение показателей уровня физической подготовленности учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по следующим показателям:
- подтягивание на высокой перекладине;
- челночный бег 3x10м;
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами;
- бег 30м.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях прыжки в длину с места и 6-минутный бег.
4. Определено влияние дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности учеников 6-7-х классов.
Волейбол - это спортивная командная игра, главная задача в которой - это перебросить мяч на сторону площадки соперника таким образом, чтобы он приземлился и при этом не был вовремя перехвачен противниками, то есть добиться ошибки со стороны команды противника.
Можно выделить следующие плюсы данного спорта, о его влиянии на характер человека и физическое развитие:
Умение взаимодействовать в коллективе. Волейбол - коллективный вид спорта. Дети, соприкасаясь с командной работой, учатся быстро находить общий язык со сверстниками. Этот спорт позволяет ощутить полноту радости победы, достигнутой в единой борьбе на площадке. А также принимать боль поражения, разделяя её со всеми членами команды.
Самостоятельность и ответственность. Занимаясь волейболом, человек учится брать на себя ответственность в нужный момент, преодолевать трудности, обдумывать действия. Формируется волевой характер.
Развитие интеллекта. На площадке необходимо думать, недостаточно хорошего физического развития, чтобы быть успешным волейболистом. Изучение волейбольной тактики и стратегии научит ребенка искать оптимальное решение.
Физическое развитие. Мышцы волейболистов развиваются гармонично при грамотно построенных тренировках. Фигура и тело выглядят пропорционально.
Тренерская поддержка. Тренер для многих как второй родитель. Некоторые дети боятся поделиться с родителями тревожащими их проблемами, считая, что не найдут понимания. А в неформальной обстановке на тренировках получают поддержку и совет от своего наставника-тренера. Бывает, что тренер подсказывает отцам и матерям, которые чаще всего даже и не догадываются о существовании данной проблемы, способы решения вопросов, возникших в жизни их чад.
Психологический отдых. Приходя на тренировку, любой человек, включаясь в игру, забывает о том, что его тревожило. Дружественная обстановка на занятиях помогает расслабиться мозгу.
Саморазвитие. Какого бы высокого уровня спортсмен не был, нет пределу совершенству. Здоровая конкуренция в команде стимулирует не останавливаться на достигнутом.
1. Определены уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7-х до начала проведения педагогического эксперимента. Уровень здоровья контрольной и экспериментальной группы был оценён по экспресс оценке В.И. Белова. Были получены следующие данные:
- Контрольная группа имела средний показатель 3,21 балла, соответственно учащиеся имели «средний» уровень здоровья на начало эксперимента.
- Экспериментальная группа имела средний показатель 3,27 балла, соответственно учащиеся имели «средний» уровень здоровья на начало эксперимента.
По результатам повторного анкетирования в контрольной группе 4 ученика имеют высокий уровень отношения к собственному здоровью и 6 ребят имеют средний уровень. Все участники экспериментальной группы повысили уровень отношения к собственному здоровью до высокого.
Сравнение показателей уровня физической подготовленности учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по следующим показателям: подтягивание на высокой перекладине; челночный бег 3x10м; наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами; бег 30м.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях прыжки в длину с места и 6-минутный бег.
2. Определена структура учебно-тренировочных занятий волейболом. Самым главным в развитии и совершенствовании умений и техники является, конечно же, процесс тренировок. Очень важно, чтобы тренировки проходили в режиме 3-4 раза в неделю и занимали около 1,5-2 часов времени. Пропускать тренировки не рекомендуется.
Учитывая вышесказанное, принято выделять следующие основные части учебно-тренировочного процесса: разминка, основная и заключительная части.
Продолжительность такого занятия обычно составляет 90 минут. Время распределяется на занятии следующим образом:
- разминка (15-20 минут);
- основная часть (65-70 минут);
- заключительная часть (5-7 минут).
Также были подобраны методы и формы проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по волейболу для повышения уровня физической подготовленности и здоровья учеников.
3. Опытно-экспериментальным путём выявлен уровень эффективности влияния дополнительных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности школьников 13-14 лет.
На момент начала эксперимента различие между контрольной и экспериментальной группами являлось недостоверным.
Сравнение показателей уровня здоровья учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по показателю подтягивание на перекладине.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях:
- ЧСС в покое;
- АД в покое;
- ростово-весовой индекс;
- ЖЕЛ;
- бег 2000м;
- прыжки в длину с места.
На конец эксперимента уровень здоровья учащихся стал следующим:
- Контрольная группа повысила средний показатель до 3,31 балла, соответственно учащиеся оставили «средний» уровень здоровья.
- Экспериментальная группа повысила средний показатель до 3,93 балла, соответственно учащиеся получили «высокий» уровень здоровья.
Сравнение показателей уровня физической подготовленности учащихся 6-7-х классов контрольной и экспериментальной группы показало достоверное различие (P<0,01) по следующим показателям:
- подтягивание на высокой перекладине;
- челночный бег 3x10м;
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами;
- бег 30м.
Достоверное различие на уровне P<0,05 выявлено в показателях прыжки в длину с места и 6-минутный бег.
4. Определено влияние дополнительных учебно-тренировочных занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности учеников 6-7-х классов.
Волейбол - это спортивная командная игра, главная задача в которой - это перебросить мяч на сторону площадки соперника таким образом, чтобы он приземлился и при этом не был вовремя перехвачен противниками, то есть добиться ошибки со стороны команды противника.
Можно выделить следующие плюсы данного спорта, о его влиянии на характер человека и физическое развитие:
Умение взаимодействовать в коллективе. Волейбол - коллективный вид спорта. Дети, соприкасаясь с командной работой, учатся быстро находить общий язык со сверстниками. Этот спорт позволяет ощутить полноту радости победы, достигнутой в единой борьбе на площадке. А также принимать боль поражения, разделяя её со всеми членами команды.
Самостоятельность и ответственность. Занимаясь волейболом, человек учится брать на себя ответственность в нужный момент, преодолевать трудности, обдумывать действия. Формируется волевой характер.
Развитие интеллекта. На площадке необходимо думать, недостаточно хорошего физического развития, чтобы быть успешным волейболистом. Изучение волейбольной тактики и стратегии научит ребенка искать оптимальное решение.
Физическое развитие. Мышцы волейболистов развиваются гармонично при грамотно построенных тренировках. Фигура и тело выглядят пропорционально.
Тренерская поддержка. Тренер для многих как второй родитель. Некоторые дети боятся поделиться с родителями тревожащими их проблемами, считая, что не найдут понимания. А в неформальной обстановке на тренировках получают поддержку и совет от своего наставника-тренера. Бывает, что тренер подсказывает отцам и матерям, которые чаще всего даже и не догадываются о существовании данной проблемы, способы решения вопросов, возникших в жизни их чад.
Психологический отдых. Приходя на тренировку, любой человек, включаясь в игру, забывает о том, что его тревожило. Дружественная обстановка на занятиях помогает расслабиться мозгу.
Саморазвитие. Какого бы высокого уровня спортсмен не был, нет пределу совершенству. Здоровая конкуренция в команде стимулирует не останавливаться на достигнутом.
Подобные работы
- Повышение эффективности уроков физической культуры в 6-7 классах средствами волейбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Исследование эффективности подвижных игр в повышении уровня физической подготовленности детей школьного возраста
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Методика повышения физической подготовленности начинающих волейболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЮБИТЕЛЕЙ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
18-25 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Баскетбол как средство реализации вариативного компонента физического воспитания учащихся
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие физических качеств учащихся в процессе занятий баскетболом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Исследование влияния игры в волейбол на развитие двигательных способностей школьников 14-15 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



