Введение 3
1. Развитие гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио как психолого-педагогическая проблема 7
2. Методическая разработка игровых упражнений для развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио 12
2.1. Упражнения для развития гармонического слуха 12
2.2. Музыкальные истории 26
3. Характеристика диагностических методик выявления уровня развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио 28
Заключение 33
Список литературы 35
Цель исследования – разработать методическую разработку игровых упражнений для развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что индивидуальный процесс развития гармонического слуха на уроках сольфеджио будет более эффективным, если:
1. Будет рассмотрен процесс развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио как психолого-педагогическая проблема;
2. Будет проанализирована практика развития гармонического слуха у младших школьников отечественном музыкальном образовании;
3. Если будут рассмотрена характеристики диагностических методик выявления уровня развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:
– рассмотреть процесс развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио как психолого-педагогическую проблему;
– провести анализ практики развития гармонического слуха у младших школьников в отечественном музыкальном образовании;
– рассмотреть характеристики диагностических методик выявления уровня развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио.
Методологическую основу исследования составили концепции музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского; различные аспекты теории развития гармонического слуха рассматриваются в трудах музыковедов (А. П. Агажанов, Б. В. Асафьев, В. В. Крюкова, В. В. Кирюшин, Г. И. Шатковский, Оськина С. Е. и Парнес Д. Г. и др.); труды философов, психологов (А. Л. Готсдинер, Е. В. Назайкинйский, М. В. Карасёва, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы:
Теоретические методы исследования – методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем теоретически углублены представления о развитии гармонического слуха, определены особенности развития гармонического слуха у детей младшего школьного возраста на занятиях сольфеджо.
Практическая значимость исследования. Материалы курсовой работы могут быть использованы в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы.
В наше нынешнее время, когда дети с раннего возраста увлечены компьютерными играми, телевизором, нужно заинтересовать ребенка, а также привить ему культуру и образованность. В этом и состоит основная цель музыкального воспитания. Приобщение детей к миру музыки создает нужные данные для всестороннего, слаженного становления фигуры.
Предмет «Сольфеджио» является довольно трудным и следственно задачи учителя обнаружить различные формы работы на уроке, дабы трудные представления не оттолкнули ученика, а казались для ребенка доступными и увлекательными.
Начиная с младшего школьного и дошкольного возраста нужно воспитать в детях желание учиться и заниматься творческой деятельностью в процессе обучения. Курс сольфеджио так же должен дать учащимся нужные данные о музыке как об искусстве и о мелодии как о основном средстве музыкальной выразительности, объединяющем все основные элементы музыки. Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни.
В итоге многолетней педагогической практики, я пришла к итогу, что работу над становлением гармонического слуха: аккордами и промежутками, для обнаружения и становления творческих задатков у детей нужно начинать как дозволено прежде.
В процессе работы с учащимися младших классов нужно выбирать блестящий, доступный и увлекательный музыкальный материал, музыкальные сказки, картинки, как добавочный источник вдохновения и творчества в занятиях, применяя творческую инициативу детей, предлагать им участвовать в музыкальных мини-спектаклях, что так же помогает в работе по становлению музыкальных способностей и слуха у учащихся и прививает интерес к занятиям. Показ высокохудожественных музыкальных примеров, иллюстрирующих определенные теоретические умения, вызывает у учеников интерес к предмету, содействует лучшему усвоению материала, укрепляет связь между исполнительской практикой учащихся и постижением музыкально – теоретических дисциплин.
Все теоретические данные нужно давать в процессе возрастания: от простого к трудному, дабы они были узко связаны с музыкально-слуховым навыком и фактическими навыками учащихся. Теоретические данные обязаны опираться на слуховые представления, и помогать становлению музыкального мышления.
Главная задача на уроках сольфеджио – в условиях групповых занятий обнаружить личный подход к всему ребенку и максимально раскрыть его потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их исполнения.
Таким образом, дозволено сделать итоги:
· развитие музыкального слуха – значимая форма работы на уроке сольфеджио;
· умение слушать, чувствительно воспринимать и понимать звучащую музыку – вот, что обязаны освоить воспитанники детской музыкальной школы;
· развитие творческой инициативы учащихся играет большую роль в процессе обучения, содействует чувствительному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные вероятности учеников, вызывает интерес к предмету, что является нужной предпосылкой для удачных занятий не только в классе «Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся;
· целесообразно использовать разные формы работы на уроках сольфеджио в комплексе, что содействует становлению фигуры ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.
1. Агажанов А. П. Воспитание музыкального слуха. – М.: Музыка, 1977. – 81 с.
2. Алексеева Л. Н. Игровое сольфеджио для малышей. – М.: Музыка, 2004. – 60 с.
3. Алексеева Л. Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып. 4 / Сб. науч. трудов, сост. Л. Н. Логинова. – М., 1999. – С. 86-96.
4. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
5. Асафьев Б. В. Психология музыкальных способностей. – М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР. – 1947. – 334 с.
6. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М.: Кифара, 2006. – 80 с.
7. Барабошкина А. В. Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе. – Москва, 1964. – 44 с.
8. Варламова А. А., Семченко Л. В. Сольфеджио. 1 класс. – М.: Владос, 2008. – 144 с.
9. Вахромеев В. А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1978. – 88 с.
10. Вашкевич Н. Л. Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис. Словарь музыкальных форм: учебное пособие. – Тверь, 2006 г. – 80 с.
11. Глинка М. И. Заметки об инструментовке. // Глинка М. И. Автобиография. Заметки об инструментовке / ред. С. Л. Гинзьург. – Л., 1937.
12. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – 193 с.
13. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка. – 1975. – 160 с.
14. Ежова Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио: дис. канд. пед. наук. – М., 2007. – 193 с.
15. Калинина Г. Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М., 2005 г. – 34 с.
16. Калинина Г. Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М., 2006 г. – 34 с.
17. Калинина Г. Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М., 2008 г. – 32 с.
18. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. – М., 2004. – 176 с.
19. Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! / О. П. Камозина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 92 с.: ил. – Учебные пособия для ДМШ).
20. Карасёва, М. В. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., 1999 (2-е изд. 2002). – 416 с.
21. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
22. Кирюшин В. В. Воспитание музыкального слуха. – М.: Музыка, 1977.
23. Королькова И. С. Крохе – музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть I / И. С. Королькова. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 56 с. – (Мои первые ноты).
24. Королькова И. С. Крохе – музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть II / И. С. Королькова. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. – 56 с.
25. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 281 с.
26. Кузнецов В. В. К вопросу воспитания музыкального слуха [Текст]. – 5 с.
27. Лёхина Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких: Учебное-игровое пособие. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010. – 24 с., ил. – (Серия «Занимательное сольфеджио»).
28. Мальцева Е. А. Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1. – М., 1974.
29. Мельникова А. Н. Димин сон, или как исправить двойку по сольфеджио. Музыкальная сказка. Учебное пособие для освоения темы «Лад» в занимательной форме. – Санкт-Петербург: Композитор. – 2002, 40 с.
30. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поём»: Учебное пособие для 1 класса музыкальной школы. – Санкт-Петербург: Композитор, 2001. – 101 с.
31. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поём»: Учебное пособие для 2 класса музыкальной школы. – Санкт-Петербург: Композитор, 2008. – 100 с.
32. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поём»: Учебное пособие для 3 класса музыкальной школы. – Санкт-Петербург: Композитор, 1998. – 79 с.
33. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 197 с.
34. Островский А., Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970. – 296 с.
35. Оськина С. Е., Парнес Д. Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ, 2005. – 78 с.
36. Ошуркова Т. Б. Интервалы – это просто: Учебно-методическое пособие по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ / Т. Б. Ошуркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 59 [1] с. – (Учебные пособие для ДМШ).
37. Первозванская Т. Е. Сольфеджио на «пять». Рабочая тетрадь. 1 класс. – Санкт-Петербург: Композитор, 2001. – 46 с.
38. Первозванская Т. Е. Сольфеджио на «пять». Рабочая тетрадь. 2 класс. – Санкт-Петербург: Композитор, 2002. – 47 с.
39. Первозванская Т. Е. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник для 1 класса. – Санкт-Петербург: Композитор, 2004. – 80 с.
40. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 400 с.
41. Рева В. П. Системы музыкального воспитания: Учебно-методические материалы в двух частях. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – Ч. 1. – 72 с.
42. Сиротина Т. Б. Музыкальная азбука. Учебное пособие по сольфеджио и музыкальной грамоте. – М.: Музыка, – 2014. – 95 с.
43. Сиротина Т. Б. Подбираем аккомпанемент: Учебное пособие выпуск 1. I-IV классы детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 2009. – 77 с.
44. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л., 1947. – 336 с.
45. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 384 с.
46. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального слуха. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 207 с.
47. Червоная М. Ф. Интервалы мы поем: «Веселые путешествия в царство музыки»: Песни-упражнения по сольфеджио в сопровождении фортепиано. – Санкт-Петербург: издательство: «Союз художников». – 2004. – 64 с.
48. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. – М.: Амрита-Русь. – 2010. – 2008 с.