Введение 3
1. Развитие гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио как психолого-педагогическая проблема 7
2. Методическая разработка игровых упражнений для развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио 12
2.1. Упражнения для развития гармонического слуха 12
2.2. Музыкальные истории 26
3. Характеристика диагностических методик выявления уровня развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио 28
Заключение 33
Список литературы 35
Цель исследования – разработать методическую разработку игровых упражнений для развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что индивидуальный процесс развития гармонического слуха на уроках сольфеджио будет более эффективным, если:
1. Будет рассмотрен процесс развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио как психолого-педагогическая проблема;
2. Будет проанализирована практика развития гармонического слуха у младших школьников отечественном музыкальном образовании;
3. Если будут рассмотрена характеристики диагностических методик выявления уровня развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:
– рассмотреть процесс развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио как психолого-педагогическую проблему;
– провести анализ практики развития гармонического слуха у младших школьников в отечественном музыкальном образовании;
– рассмотреть характеристики диагностических методик выявления уровня развития гармонического слуха у учащихся младших классов на уроках сольфеджио.
Методологическую основу исследования составили концепции музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского; различные аспекты теории развития гармонического слуха рассматриваются в трудах музыковедов (А. П. Агажанов, Б. В. Асафьев, В. В. Крюкова, В. В. Кирюшин, Г. И. Шатковский, Оськина С. Е. и Парнес Д. Г. и др.); труды философов, психологов (А. Л. Готсдинер, Е. В. Назайкинйский, М. В. Карасёва, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы:
Теоретические методы исследования – методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем теоретически углублены представления о развитии гармонического слуха, определены особенности развития гармонического слуха у детей младшего школьного возраста на занятиях сольфеджо.
Практическая значимость исследования. Материалы курсовой работы могут быть использованы в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы.
В наше нынешнее время, когда дети с раннего возраста увлечены компьютерными играми, телевизором, нужно заинтересовать ребенка, а также привить ему культуру и образованность. В этом и состоит основная цель музыкального воспитания. Приобщение детей к миру музыки создает нужные данные для всестороннего, слаженного становления фигуры.
Предмет «Сольфеджио» является довольно трудным и следственно задачи учителя обнаружить различные формы работы на уроке, дабы трудные представления не оттолкнули ученика, а казались для ребенка доступными и увлекательными.
Начиная с младшего школьного и дошкольного возраста нужно воспитать в детях желание учиться и заниматься творческой деятельностью в процессе обучения. Курс сольфеджио так же должен дать учащимся нужные данные о музыке как об искусстве и о мелодии как о основном средстве музыкальной выразительности, объединяющем все основные элементы музыки. Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни.
В итоге многолетней педагогической практики, я пришла к итогу, что работу над становлением гармонического слуха: аккордами и промежутками, для обнаружения и становления творческих задатков у детей нужно начинать как дозволено прежде.
В процессе работы с учащимися младших классов нужно выбирать блестящий, доступный и увлекательный музыкальный материал, музыкальные сказки, картинки, как добавочный источник вдохновения и творчества в занятиях, применяя творческую инициативу детей, предлагать им участвовать в музыкальных мини-спектаклях, что так же помогает в работе по становлению музыкальных способностей и слуха у учащихся и прививает интерес к занятиям. Показ высокохудожественных музыкальных примеров, иллюстрирующих определенные теоретические умения, вызывает у учеников интерес к предмету, содействует лучшему усвоению материала, укрепляет связь между исполнительской практикой учащихся и постижением музыкально – теоретических дисциплин.
Все теоретические данные нужно давать в процессе возрастания: от простого к трудному, дабы они были узко связаны с музыкально-слуховым навыком и фактическими навыками учащихся. Теоретические данные обязаны опираться на слуховые представления, и помогать становлению музыкального мышления.
Главная задача на уроках сольфеджио – в условиях групповых занятий обнаружить личный подход к всему ребенку и максимально раскрыть его потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их исполнения.
Таким образом, дозволено сделать итоги:
· развитие музыкального слуха – значимая форма работы на уроке сольфеджио;
· умение слушать, чувствительно воспринимать и понимать звучащую музыку – вот, что обязаны освоить воспитанники детской музыкальной школы;
· развитие творческой инициативы учащихся играет большую роль в процессе обучения, содействует чувствительному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные вероятности учеников, вызывает интерес к предмету, что является нужной предпосылкой для удачных занятий не только в классе «Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся;
· целесообразно использовать разные формы работы на уроках сольфеджио в комплексе, что содействует становлению фигуры ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.