Правовой статус кредитных организаций
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Понятие и индивидуализирующие признаки кредитных организаций 7
1.2 Виды кредитных организаций 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование кредитных организаций 24
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 32
2.1 Стадии создания кредитных организаций 32
2.2 Государственная регистрация кредитных организаций 35
2.3 Лицензирование кредитных организаций 43
ГЛАВА 3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 53
3.1 Ликвидация кредитных организаций 53
3.2 Несостоятельность кредитных организаций 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ И ИНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
1. Нормативно-правовые акты 92
2. Материалы судебной практики. 95
3. Специальная литература 97
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Понятие и индивидуализирующие признаки кредитных организаций 7
1.2 Виды кредитных организаций 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование кредитных организаций 24
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 32
2.1 Стадии создания кредитных организаций 32
2.2 Государственная регистрация кредитных организаций 35
2.3 Лицензирование кредитных организаций 43
ГЛАВА 3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 53
3.1 Ликвидация кредитных организаций 53
3.2 Несостоятельность кредитных организаций 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ И ИНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
1. Нормативно-правовые акты 92
2. Материалы судебной практики. 95
3. Специальная литература 97
Цель магистерской диссертации является выработка целостного представления об особенностях правового статуса кредитных организаций на основе комплексного анализа законодательства, материалов судебной практики и трудов ученых-цивилистов.
Для достижения указанной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие и индивидуализирующие признаки кредитных организаций;
- определить виды кредитных организаций;
- изучить нормативно-правовое регулирование кредитных организаций;
- проанализировать стадии создания кредитных организаций;
- раскрыть порядок государственной регистрации кредитных организаций;
- рассмотреть порядок лицензирования кредитных организаций;
- рассмотреть ликвидацию кредитных организаций;
- изучить вопросы несостоятельности кредитных организаций.
Объект магистерской работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере создания, деятельности и прекращения деятельности банков и иных кредитных организаций в России.
Предметом магистерской рботы выступают гражданско-правовые нормы и нормы иных отраслей права: конституционного, финансового, предпринимательского, административного, налогового, а также подзаконные акты Банка России, являющиеся по своей природе нормативными и регулирующие вопросы создания кредитной организации, ее стабильного функционирования, соблюдения законодательства, предоставления отчетности и ответственности кредитных организаций; материалы правоприменительной практики.
Методологические и теоретические основы исследования. При написании работы автором использовались логический, исторический, системно-правовой и сравнительно-правовой методы. Использование указанных методов в их комплексе было направлено на максимально объективное и обстоятельное исследование рассматриваемой проблематики.
Эмпирическую базу исследования составили положения Конституции РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, Банка России, материалы судебной практики, а также материалы производственной (преддипломной) практики.
Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной и иной правоприменительной практики, и специальной литературы.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Для достижения указанной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие и индивидуализирующие признаки кредитных организаций;
- определить виды кредитных организаций;
- изучить нормативно-правовое регулирование кредитных организаций;
- проанализировать стадии создания кредитных организаций;
- раскрыть порядок государственной регистрации кредитных организаций;
- рассмотреть порядок лицензирования кредитных организаций;
- рассмотреть ликвидацию кредитных организаций;
- изучить вопросы несостоятельности кредитных организаций.
Объект магистерской работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере создания, деятельности и прекращения деятельности банков и иных кредитных организаций в России.
Предметом магистерской рботы выступают гражданско-правовые нормы и нормы иных отраслей права: конституционного, финансового, предпринимательского, административного, налогового, а также подзаконные акты Банка России, являющиеся по своей природе нормативными и регулирующие вопросы создания кредитной организации, ее стабильного функционирования, соблюдения законодательства, предоставления отчетности и ответственности кредитных организаций; материалы правоприменительной практики.
Методологические и теоретические основы исследования. При написании работы автором использовались логический, исторический, системно-правовой и сравнительно-правовой методы. Использование указанных методов в их комплексе было направлено на максимально объективное и обстоятельное исследование рассматриваемой проблематики.
Эмпирическую базу исследования составили положения Конституции РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, Банка России, материалы судебной практики, а также материалы производственной (преддипломной) практики.
Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной и иной правоприменительной практики, и специальной литературы.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Время показало, что правовое положение кредитных организаций в Российской Федерации напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. Этот тезис связан и с изменениями банковского законодательства, и с последствиями экономических кризисов в мире и России.
Подводя итоги проведенного исследования, остановимся на некоторых выводах и рекомендациях, сделанных в работе.
1) Кредитные организации, появившиеся в Российской Федерации в разное время после банковской реформы 90- гг. прошлого столетия, можно условно разделить на две группы: коммерческие банки (российские и иностранные) небанковские кредитные организации.
2) Действующее финансово-правовое законодательство исходит из определения кредитной организации как организации, осуществляющей банковские операции для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Вместе с тем такая дефиниция кредитной организации не учитывает ее публично-правовые функции. В целях приведения законодательства о кредитных организациях в единообразную систему представляется необходимым исключить из легального определения кредитной организации положение об извлечении прибыли в качестве основной цели ее деятельности и закрепить на законодательном уровне следующее определение: кредитная организация представляет собой юридическое лицо, обладающее обязанностями, направленными на решение государственных (публичных) задач, которое на основании специального разрешения (лицензии) от своего имени осуществляет банковские операции, предусмотренные специальным законом.
Таким образом, в Федеральный закон «О банках банковской деятельности» вполне можно было бы внести следующее определение понятия «кредитной организации»: кредитная организация – это юридическое лицо, работающее на финансовом рынке, которое имеет право осуществлять операции по кредитованию и является объектом контрольно-надзорных мер со стороны Центрального банка России и иных государственных органов.
Основной кредитной организацией является коммерческий банк. Анализ законодательства и банковской практики позволил провести классификацию коммерческих банков по разным основаниям:
- по наличию филиалов можно выделить коммерческие банки имеющие филиалы и без филиальные банки;
– по организационно-правовой форме можно выделить акционерные (акционерные общества) и паевые банки (общества с ограниченной ответственностью);
– по особенностям лицензирования: банки с универсальной и базовой лицензией;
– по характеру инвестиций в уставный капитал можно выделить: государственные и частные банки, а также банки с иностранными инвестициями и иностранные банки.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности – небанковская кредитная организация это — организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, связанные с открытием и ведением банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов, а также инкассацию денежных средств, векселей платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физически и юридических лиц (только в связи с осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Анализируя правовое положение кредитных организаций, можно сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства, регулирующего их правовое положение.
01 июня 2017 года вступил в силу закон, разделяющий банки на «банки с универсальной лицензией» и «банки с базовой лицензией».
Федеральный закон № 92-ФЗ от 01 мая 2017 года, вносящий изменения в законы 395-1 «О банках и банковской деятельности», № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», вступит в силу 01 июня 2017 года и вплоть до 01 января 2019 года был крайне важен для кредитных организаций, которые обязаны будут определиться со своим статусом и получить новые банковские лицензии. 2018 год определен как переходный период.
В России сохранится двухуровневая банковская система, на вершине которой находится Центральный банк Российской Федерации, а под ним – банки и небанковские кредитные организации. Но банки будут делиться на подвиды и начнут характеризоваться как «банки с универсальной лицензией» и «банки с базовой лицензией», причем, судя по всему, речь вовсе не о том, что большое число разновидностей нынешних банковских лицензий сократится до двух видов. На самом деле, как и сейчас, в будущем регулятор будет выдавать разным банкам лицензии с разным набором разрешенных операций, в котором могут быть нюансы по привлечению средств физических лиц, по работе с драгметаллами и т.п., но об этом мы узнаем, когда выйдет Инструкция взамен действующей. Речь будет идти о выделении двух крупных категорий банков, а не о конкретном тексте их лицензий, который может иметь индивидуальные особенности; в этой связи наличие слова «лицензия» в введенной терминологии несколько условно.
Более того, участвуя в разработке нового закона, регулятор указывал, что реализовывает переход к трехуровневой системе банков (не к трехуровневой банковской системе, а именно к трем категориям банков), где выделяются:
1) системно значимые банки,
2) универсальные банки
3) банки со статусом базовой лицензии (как планируется, они будут обслуживать физических лиц, малый и средний бизнес).
Универсальные банки от банков с базовой лицензией будут отличаться: во-первых, набором разрешенных операций. Если строго следовать тексту закона, то универсальному банку могут быть разрешены все девять видов банковских операций, предусмотренных статьей 5 федерального закона «О банках и банковской деятельности». Банк с базовой лицензией тоже сможет осуществлять все эти операции, но просто не со всеми типами клиентов. В частности, он не сможет размещать привлеченные от клиентов средства, используя прямые сделки с иностранными юридическими и физическими лицами (при этом непонятно, сможет ли он это делать в пределах собственного капитала), не сможет открывать корсчета в иностранных банках, если только они не связаны с участием в иностранной платежной системе. Помимо этого, подобные ограничения на операции с иностранными лицами накладываются на выдачу банковских гарантий, привлечение во вклады и размещение драгметаллов.
Банк с базовой лицензией при осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе профессиональной деятельности на РЦБ) вправе совершать операции и сделки только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого (высшего) уровня организатора торгов, в капитале которого участвует Банк России, и иными ценными бумагами, соответствующими требованиям Банка России, но нормативных актов с этими требованиями тоже пока нет.
Во-вторых, к универсальным банкам и банкам базовой лицензией предъявляются разные требования по величине уставного капитала и собственных средств. Так, минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого универсального банка должен быть 1 млрд. рублей и более, а минимальный уставной капитал банка с базовой лицензией – от 300 млн рублей.
Собственные средства (капитал) действующего банка с универсальной лицензией с 01 января 2018 года в общем случае должен быть не менее 1 млрд.рублей, а банка с базовой лицензией – не менее 300 млн.рублей. Закон предусматривает множество сценариев развития событий для действующих банков в зависимости от размера капитала, в том числе разъясняет порядок проведения операций, которые будут запрещены банку в будущем из-за его нового статуса, по договорам, которые были заключены до изменения статуса. Закон даже ввел восемь новых оснований для обязательного отзыва у кредитной организации лицензии, если она не будет соответствовать установленным требованиям к 01 января 2019 года.
В-третьих, банк с базовой лицензией не будет иметь права создавать на территории иностранного государства свои филиалы и представительства.
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований Федерального закона «О банках и банковской деятельности». При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами. Банк России как орган банковского регулирования и надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов ее кредиторов. Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
В настоящее время законодательство о несостоятельности кредитных организаций составляет параграф 4.1 "Банкротство кредитных организаций" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Иными словами, законодательство о банкротстве кредитных организаций является составной частью законодательства о банкротстве и, за исключением отдельных норм, касающихся регулирующей и надзорной функций Банка России, не входит в состав банковского законодательства. Особенностью правового регулирования в сфере банкротства кредитных организаций является ведущая роль Банка России в качестве одного из конкурсных кредиторов по банковским услугам, которые Банк России предоставляет кредитным организациям, и органа банковского регулирования и надзора, а также значительная роль АСВ, соединяющего функции страховщика, арбитражного управляющего и органа антикризисного регулирования. Развитие банковского сектора и необходимость совершенствования надзора в сфере банковской деятельности требует разработки новых методов организации надзорной деятельности Центрального Банка РФ, так как от этого во многом зависит стабильность банковской системы в Российской Федерации.
На данном этапе развития банковское законодательство находится на стадии активного развития и совершенствования, которое связано прежде всего с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основными целями развития банковского сектора являются:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения банковской деятельности;
- переход кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности;
- создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях;
- повышения качества услуг, предоставляемых кредитными организациями.
Оптимизация правового регулирования банковской деятельности является важной проблемой, решение которой рассчитано на длительную перспективу совершенствования законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Подводя итоги проведенного исследования, остановимся на некоторых выводах и рекомендациях, сделанных в работе.
1) Кредитные организации, появившиеся в Российской Федерации в разное время после банковской реформы 90- гг. прошлого столетия, можно условно разделить на две группы: коммерческие банки (российские и иностранные) небанковские кредитные организации.
2) Действующее финансово-правовое законодательство исходит из определения кредитной организации как организации, осуществляющей банковские операции для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Вместе с тем такая дефиниция кредитной организации не учитывает ее публично-правовые функции. В целях приведения законодательства о кредитных организациях в единообразную систему представляется необходимым исключить из легального определения кредитной организации положение об извлечении прибыли в качестве основной цели ее деятельности и закрепить на законодательном уровне следующее определение: кредитная организация представляет собой юридическое лицо, обладающее обязанностями, направленными на решение государственных (публичных) задач, которое на основании специального разрешения (лицензии) от своего имени осуществляет банковские операции, предусмотренные специальным законом.
Таким образом, в Федеральный закон «О банках банковской деятельности» вполне можно было бы внести следующее определение понятия «кредитной организации»: кредитная организация – это юридическое лицо, работающее на финансовом рынке, которое имеет право осуществлять операции по кредитованию и является объектом контрольно-надзорных мер со стороны Центрального банка России и иных государственных органов.
Основной кредитной организацией является коммерческий банк. Анализ законодательства и банковской практики позволил провести классификацию коммерческих банков по разным основаниям:
- по наличию филиалов можно выделить коммерческие банки имеющие филиалы и без филиальные банки;
– по организационно-правовой форме можно выделить акционерные (акционерные общества) и паевые банки (общества с ограниченной ответственностью);
– по особенностям лицензирования: банки с универсальной и базовой лицензией;
– по характеру инвестиций в уставный капитал можно выделить: государственные и частные банки, а также банки с иностранными инвестициями и иностранные банки.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности – небанковская кредитная организация это — организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, связанные с открытием и ведением банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов, а также инкассацию денежных средств, векселей платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физически и юридических лиц (только в связи с осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Анализируя правовое положение кредитных организаций, можно сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства, регулирующего их правовое положение.
01 июня 2017 года вступил в силу закон, разделяющий банки на «банки с универсальной лицензией» и «банки с базовой лицензией».
Федеральный закон № 92-ФЗ от 01 мая 2017 года, вносящий изменения в законы 395-1 «О банках и банковской деятельности», № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», вступит в силу 01 июня 2017 года и вплоть до 01 января 2019 года был крайне важен для кредитных организаций, которые обязаны будут определиться со своим статусом и получить новые банковские лицензии. 2018 год определен как переходный период.
В России сохранится двухуровневая банковская система, на вершине которой находится Центральный банк Российской Федерации, а под ним – банки и небанковские кредитные организации. Но банки будут делиться на подвиды и начнут характеризоваться как «банки с универсальной лицензией» и «банки с базовой лицензией», причем, судя по всему, речь вовсе не о том, что большое число разновидностей нынешних банковских лицензий сократится до двух видов. На самом деле, как и сейчас, в будущем регулятор будет выдавать разным банкам лицензии с разным набором разрешенных операций, в котором могут быть нюансы по привлечению средств физических лиц, по работе с драгметаллами и т.п., но об этом мы узнаем, когда выйдет Инструкция взамен действующей. Речь будет идти о выделении двух крупных категорий банков, а не о конкретном тексте их лицензий, который может иметь индивидуальные особенности; в этой связи наличие слова «лицензия» в введенной терминологии несколько условно.
Более того, участвуя в разработке нового закона, регулятор указывал, что реализовывает переход к трехуровневой системе банков (не к трехуровневой банковской системе, а именно к трем категориям банков), где выделяются:
1) системно значимые банки,
2) универсальные банки
3) банки со статусом базовой лицензии (как планируется, они будут обслуживать физических лиц, малый и средний бизнес).
Универсальные банки от банков с базовой лицензией будут отличаться: во-первых, набором разрешенных операций. Если строго следовать тексту закона, то универсальному банку могут быть разрешены все девять видов банковских операций, предусмотренных статьей 5 федерального закона «О банках и банковской деятельности». Банк с базовой лицензией тоже сможет осуществлять все эти операции, но просто не со всеми типами клиентов. В частности, он не сможет размещать привлеченные от клиентов средства, используя прямые сделки с иностранными юридическими и физическими лицами (при этом непонятно, сможет ли он это делать в пределах собственного капитала), не сможет открывать корсчета в иностранных банках, если только они не связаны с участием в иностранной платежной системе. Помимо этого, подобные ограничения на операции с иностранными лицами накладываются на выдачу банковских гарантий, привлечение во вклады и размещение драгметаллов.
Банк с базовой лицензией при осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе профессиональной деятельности на РЦБ) вправе совершать операции и сделки только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого (высшего) уровня организатора торгов, в капитале которого участвует Банк России, и иными ценными бумагами, соответствующими требованиям Банка России, но нормативных актов с этими требованиями тоже пока нет.
Во-вторых, к универсальным банкам и банкам базовой лицензией предъявляются разные требования по величине уставного капитала и собственных средств. Так, минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого универсального банка должен быть 1 млрд. рублей и более, а минимальный уставной капитал банка с базовой лицензией – от 300 млн рублей.
Собственные средства (капитал) действующего банка с универсальной лицензией с 01 января 2018 года в общем случае должен быть не менее 1 млрд.рублей, а банка с базовой лицензией – не менее 300 млн.рублей. Закон предусматривает множество сценариев развития событий для действующих банков в зависимости от размера капитала, в том числе разъясняет порядок проведения операций, которые будут запрещены банку в будущем из-за его нового статуса, по договорам, которые были заключены до изменения статуса. Закон даже ввел восемь новых оснований для обязательного отзыва у кредитной организации лицензии, если она не будет соответствовать установленным требованиям к 01 января 2019 года.
В-третьих, банк с базовой лицензией не будет иметь права создавать на территории иностранного государства свои филиалы и представительства.
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований Федерального закона «О банках и банковской деятельности». При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами. Банк России как орган банковского регулирования и надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов ее кредиторов. Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
В настоящее время законодательство о несостоятельности кредитных организаций составляет параграф 4.1 "Банкротство кредитных организаций" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Иными словами, законодательство о банкротстве кредитных организаций является составной частью законодательства о банкротстве и, за исключением отдельных норм, касающихся регулирующей и надзорной функций Банка России, не входит в состав банковского законодательства. Особенностью правового регулирования в сфере банкротства кредитных организаций является ведущая роль Банка России в качестве одного из конкурсных кредиторов по банковским услугам, которые Банк России предоставляет кредитным организациям, и органа банковского регулирования и надзора, а также значительная роль АСВ, соединяющего функции страховщика, арбитражного управляющего и органа антикризисного регулирования. Развитие банковского сектора и необходимость совершенствования надзора в сфере банковской деятельности требует разработки новых методов организации надзорной деятельности Центрального Банка РФ, так как от этого во многом зависит стабильность банковской системы в Российской Федерации.
На данном этапе развития банковское законодательство находится на стадии активного развития и совершенствования, которое связано прежде всего с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основными целями развития банковского сектора являются:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения банковской деятельности;
- переход кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности;
- создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях;
- повышения качества услуг, предоставляемых кредитными организациями.
Оптимизация правового регулирования банковской деятельности является важной проблемой, решение которой рассчитано на длительную перспективу совершенствования законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Виды кредитных организаций (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (алтайский филиал))
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРАВОВОГО СТАТУСА
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и некоторые проблемы правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Руководитель организации как специальный субъект трудового права
Диссертации (РГБ), трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



