Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей эмоциональной сферы беременных женщин 8
1.1 Беременность, как этап становления личности женщины 8
1.2 Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в
период беременности 16
1.3 Характеристика психологического сопровождения
беременных женщин 23
Глава 2 Экспериментальное исследование психологических особенностей эмоциональной сферы беременных женщин 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 31
2.3 Разработка программы по сопровождению эмоциональной
сферы в период беременности 37
2.4 Выводы по реализации программы по сопровождению
эмоциональной сферы в период беременности 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Актуальность исследования. Влияние беременности оказывает огромное воздействие на нервную систему и психику женщин. В некоторых случаях оно бывает настолько сильным, что рассматривается как кризис или переломный период в жизни женщины.
В настоящее время анализ и оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к исследованию физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Психологические же особенности женщин в целом не рассматриваются, несмотря на то, что в последнее время основным фактором возникновения патологии при родах являются перенесенные в период беременности стрессы, продолжительные депрессии, страхи и негативные переживания.
Большое число исследований на сегодняшний день обращено к изучению беременности с позиции условий для развития ребенка. Однако не менее важно рассматривать беременность не только в аспекте способности обеспечения условий для благоприятного развития ребенка, но и как значимый этап развития личности самой беременной женщины. Беременность должна рассматриваться как этап индивидуального развития и становления женщины, так как во время беременности происходит изменение множества сторон жизни, происходят серьёзные изменения самосознания, трансформация ценностно-смысловых составляющих и проявлениях.
Многими исследователями, подчеркивается неблагоприятное воздействие эмоционального стресса матери на беременность и роды, а также отмечаются психологические факторы, которые способствуют появлению эмоционального стресса при беременности: высокая эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, тревожность, беспокойство и необоснованные страхи. В настоящее время существует небольшое количество программ и проектов по психологическому сопровождению беременных женщин. Нередко врачами-акушерами отслеживается только физиологическое состояние беременной женщины, в то время как психологическое остается без внимания до того времени, пока не станет ярко-выраженным. Таким образом, проблема психологического сопровождения женщины в период беременности должна решаться совместно со специалистами, экспертами-психологами и близкими родственниками, чтобы работа с беременной женщиной была эффективной и результативной, а возможные трудности с увеличением уровня стресса и тревоги не были спровоцированы.
На основании выше изложенного установлено противоречие между:
- необходимостью выявления психологических проблем у беременных женщин и недостаточностью развития психологического сопровождения в современных медицинских учреждениях;
- необходимостью психологической работы с каждой женщиной в период беременности с целью выявления проблем в эмоциональной сфере.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы эффективные и действенные способы психологического сопровождения беременных женщин. Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин».
Цель исследования: разработать комплексную программу по психологическому сопровождению женщин в период беременности.
Объект исследование: эмоциональная сфера женщины.
Предмет исследования: психологические особенности эмоциональной сферы женщин в период протекания беременности.
Гипотеза исследования: предполагается, что эффективному сопровождению беременных женщин будет способствовать специально разработанная программа, включающая цикл занятий и упражнений, направленных на снижение тревожности и стресса, на изучение методов саморелаксации и самопринятия.
Задачи исследования:
- изучить феномен беременности как этапа становления личности женщины;
- проанализировать основные изменения эмоциональной сферы личности беременных женщин;
- рассмотреть основные подходы психологического сопровождения беременных;
- разработать программу психологического сопровождения беременных женщин с учетом особенностей эмоциональной сферы;
- реализовать программу «Новая Я», оценить её эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования проблемы психологического сопровождения беременных женщин составили отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии беременности В.В. Абрамченко, Н.Н. Авдеева, Н.П. Коваленко, Д.С. Малышевой, концепция психологии материнства Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Г.Ф. Гопуровой и другими.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования;
- эмпирические методы;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: представлены эффективные методы психологического сопровождения беременных женщин с проблемами в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности, стресса).
Теоретическая значимость исследования: представленный в данной исследовательской работе анализ теоретических аспектов проблемы психологических особенностей эмоциональной сферы личности у беременных женщин и полученные краткие выводы могут быть использованы в качестве теоретической основы похожих исследований в психологии, медицине. Проведенный анализ теоретических положений позволяет конкретизировать, и уточнить ранее полученные данные по указанной проблеме.
Практическая значимость исследования: разработанная комплексная программа психологического сопровождения беременных женщин с выявленными проблемами в эмоциональной сфере может быть использована психологами и медицинскими работниками в практической деятельности с беременными женщинами.
Экспериментальная база исследования: бюджетное учреждение «Няганская окружная больница» (родильное отделение) г. Нягань. В исследовании психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности приняли участие 20 беременных женщин в возрасте от 21 до 36 лет с различным опытом материнства.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, в каждой из которых по три раздела, заключение, список используемой литературы (в количестве 41 источник), 10 рисунков, 2 таблицы. Основное содержание работы изложено на 52 страницы.
Целью данной бакалаврской работы является разработка программы по психологическому сопровождению женщин в период беременности. Для достижения поставленной цели был реализован ряд задач: проведен теоретический анализ научной и методической литературы, изучены различные подходы к изучению беременности, рассмотрено влияние динамики ее проживания на развитие личности ребенка, а также на изменение собственной личности. Также были изучены характеристики психологического сопровождения беременных женщин с учетом особенностей их эмоциональной сферы.
Период беременности определяется как наиболее острый, кризисный и переломный этап становления личности женщины. На нем происходит изменение физиологических процессов (увеличение пропорций, токсикоз), ценностно-смысловых ориентаций, самоидентичности в новых условиях. Эмоциональное состояние беременной женщины можно охарактеризовать как непостоянное, что объясняется бурными гормональными переменами, которые происходят в организме.
К основным формам работы психологического сопровождения относят: профилактику, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, психологическая диагностика, консультирование, развивающая работа, профилактическая и коррекционная работа, психологическое просвещение и образование.
В ходе работы было проведено практическое исследование психологических особенностей эмоциональной сферы беременных женщин. Для проведения исследования были подобраны следующие методики: цветовой тест отношений (А.М. Эткинд), шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI). В ходе определения уровня эмоционально-личностного отношения женщин к своему телу и беременности в целом получены следующие результаты: большинство женщин имеют высокий уровень тревожности, на который зачастую оказывает влияние страх социального неодобрения, непринятие на себя ответственности за происходящие в жизни изменения.
На основании данных исследования была разработана и апробирована программа психологического сопровождения беременных женщин «Новая Я», направленная на улучшение и формирование позитивного отношения женщины к беременности и своим изменениям. Программа включает в себя 8 консультаций, включающих тематические беседы, лекции, встречи со специалистами, арт-терапию и другие мероприятия.
После реализации программы было проведено повторное психодиагностическое исследование беременных женщин. В ходе реализации программы значительно улучшился показатель эмоционального отношения женщин к своему телу. Многие участницы отметили, что большее влияние на их решение оказали встречи со специалистами и беседы, в которых они смогли проработать свои основные страхи. Женщины стали лучше понимать процессы, связанные с родовой деятельностью и предстоящим материнство, что позволило снизить уровень ситуационной тревоги.
Критерием субъективной оценки эффективности реализации программы психологического сопровождения «Новая Я» для беременных женщин было улучшение эмоционального состояния, удовлетворение от предъявленных запросов, осознание ценности ребенка и переосмысление мотивов материнства.
1. Анисимова К. А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности // Психолог. 2014. № 1. С. 1-24.
2. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
3. Белкина О. И., Клюкина А. А., Козлова А. В. Психологическое
сопровождение беременности и родов // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL:
https://portalnp.snauka.ru/2016/09/3512(дата обращения: 09.05.2022).
4. Боровикова Н. В. Синдром беременности М.: УРАО, 2015. 316 с.
5. Брутман В. И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 59¬68.
6. Брутман В. И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002.№1. С. 110-118.
7. Василенко Т. Д., Дремина, Т. Ф. Анализ взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей беременных женщин и показателей психологической адаптации к беременности // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. Т.11. № 1. С. 57-65.
8. Васильева О. С. Групповая работа с беременными // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 82-89.
9. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб : Питер, 2009. 336 с.
10. Воробьева М. Е. Особенности социальной идентичности женщины до и после рождения ребенка: специальность 19.00.05«Социальная психология»: дис.... канд. психолог. наук Ярослав.гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Курск, 2015. 177 с.
11. Гопурова Г. Ф. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности // Медицина и здравоохранение : материалы II Междунар. науч. конф. URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5442/(дата обращения: 07.02.2022).
12. Добряков И. В. Перинатальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 272 с.
13. Дремина Т. Ф. Структура социальной идентичности женщин в период беременности // Человек в сложной жизненной ситуации: клинико - психологические аспекты: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Т. Д. Василенко. Курск, 2017. С. 73-75.
14. Дремина Т. Ф. Особенности психологической адаптации беременных женщин к ситуации беременности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание.№ 1-2. 2018. С. 51-55.
15. Земзюлина И. Н., Дремина Т. Ф. Психологическое сопровождение беременных женщин // Ананьевские чтения. Санкт-Петербург, 2014. С. 277¬279. URL: http ://www.psy.spbu.ru/uploads/science/ananyevskie/anan2014. (дата обращения: 17.04.2022).
16. Калачёв В. Н. Роль психоэмоциональных нарушений у беременных в развитии затянувшегося второго периода родов// Проблемы здоровья и экологии. 2020. № 5. С. 58-64.
17. Качалина Т. С., Лохина Е. В. Применение новых методов психологического сопровождения беременности и психопрофилактической подготовки к родам // Медицинский альманах. 2013.№ 6. С. 37-41.
18. Коваленко Н. П. Перинатальная психология. М. : Эксмо, 2008. 290 с.
19. Коваленко Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: дис. ... канд. психол. наук: Рос. гос. пед. ун-т им А.И. Герцена. СПб., 1998. 321 с.
20. Королева Н. Н. Психологическое здоровье во время беременности // Молодой ученый. 2010. №28 (19). Т. 2. С. 119-121.
21. Крамаренко Е. А. Эмоциональное состояние женщины в течение
беременности // Научные тенденции: Педагогика и психология. Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции (Москва, 04 ноября 2016 г.). М.: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2016. Ч. 2. С. 26-29.
22. Кулешова К. В. Беременность как период психологической трансформации // Русский медицинский журнал. 2015. №14. С. 857-860.
23. Кулешова К.В. Эмоциональные состояния беременных женщин // Психология и психотехника. 2011. №11. С. 64-73.
24. Кыштымова И. М. Взаимосвязь психологической готовности к материнству с социально-психологическими установками женщин // Известия Иркутского государственного университета. 2021. Т. 36. С. 53-64.
25. Лысенко О. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 218-223.
26. Малышева Д. С. Внутренний мир беременной женщины в возрасте ранней взрослости // Изв. ИГУ. Сер. Психология. 2017. Т. 22. С. 30.
27. Мальгина Г. Б. Эффективность проведения комплексной
профилактики и коррекции перинатальной патологии при
психоэмоциональном стрессе в период беременности // Журнал акушерства. 2018. № 2. С. 66-72.
28. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 18-27.
29. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
30. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во института психотерапии, 2003. 318 с.
31. Онищук Е. Ю. Влияние прерывания беременности на психологическое состояние женщины // Перинатальная психология и психология родительства. 2016. № 5. С. 43-50.
32. Перинатальная психология: психология материнства и
родительства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 276 с.
33. Психологическая готовность беременных женщин молодого репродуктивного возраста // Европ. журн. соц. наук. 2013. Т. 1. № 10 (37). С. 293-297.
34. Ряплова Е. А. Изменения в организме и психике женщины во время беременности // Психологический журнал. № 5. 1996. С. 34-39.
35. Сафонова М. В. Диагностика и анализ факторов, отражающих состояние психологической готовности беременных женщин к материнству // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 2. С. 126-136.
36. Сидоров П. И. Перинатальная психология. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2015. 143 с.
37. Сиротенко Д. И. Особенности формирования психологической готовности к материнству // Инновационная наука. 2018. № 9. С. 67-75.
38. Скрипицкая Т. В. Психологическое сопровождение беременных женщин в рамках программ по подготовке к родам. М. : Аналог, 2009. 84 с.
39. Субочева А. Р., Каргина Н. В. Проблемы современного ценностного отношения к материнству в России // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 1. С. 14-17.
40. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М. : Юрайт, 2018. 212 с.
41. Эриксон Э. Идентичность женщины // Хрестоматия по перинатальной психологии. М. : Феликс, 2005. С. 57-62.