Введение 4
1 Теоретические основы оценки персонала в организации 6
1.1 Сущность и содержание оценки персонала организации 6
1.2 Методы оценки персонала организации 13
2 Анализ оценки персонала ПАО «Сбербанк» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 22
2.2 Анализ процесса оценки персонала в организации 30
3 Разработка мероприятий по оценке персонала ПАО «Сбербанк» 40
3.1 Содержание мероприятий по оценке персонала организации 40
3.2 Расчет социально-экономической эффективности предложенных
мероприятий 44
Заключение 50
Список используемой литературы и список используемых источников 52
Приложение А Организационная структура регионального центра «Тольятти» подразделения центрального подчинения «Центр корпоративных решений» ПАО «Сбербанк» 54
Приложение Б Пример листа оценки кандидатов 56
Приложение В Структура вопросов для оценки персонала на этапе личного собеседования 57
Приложение Г Пример результата тестирования по методике «Тест
Ландольта» 58
Приложение Д Пример результата тестирования по методике «ТАСТ» 59
Актуальность темы бакалаврской работы заключается в том, что любой организации требуется проведение анализа эффективности существующих методов по оценке персонала. Это связано с тем, что решение задач эффективного управления персоналом в условиях глобализации и быстрых темпов развития бизнеса, прежде всего, сводится к изысканию и усовершенствованию наиболее эффективных методов по оценке персонала для своевременного выявления необходимости обучения сотрудников и уровня соответствия их навыков на имеющуюся или претендующую должность. Многие организации сталкиваются с серьезной проблемой - отсутствием эффективной процедуры оценки персонала. В результате, под давлением внешних и внутренних изменений, предприятия теряют управляемость и несут финансовые потери из-за некомпетентности своих сотрудников.
На данный момент существует множество теорий, описывающих как содержание, так и процесс оценки. Опыт российских и зарубежных исследователей дает представление о действенных методах оценки персонала, позволяющих своевременно выявить проблемы, препятствующие продуктивному труду работников, а также отобрать в команду лучших кандидатов.
Исходя из актуальности данной темы, целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по оценке персонала ПАО «Сбербанк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы оценки персонала в организации;
2) провести анализ процесса оценки персонала ПАО «Сбербанк»;
3) выявить проблемы и разработать мероприятия по оценке персонала организации ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования бакалаврской работы является ПАО «Сбербанк». Основным вид деятельности данной организации заключается в предоставлении финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению.
Предметом исследования является процесс оценки персонала и пути его совершенствования.
Методологическую основу работы составили методы сравнительного анализа, функционального и системного подходов, а также исторический и статистический методы познания.
Информационной базой послужили нормативно-правовые акты, специальная и научная литературы, аналитические статьи, труды зарубежных и отечественных ученый, справочные данные сети Интернет, данные первичной статистической отчетности ПАО «Сбербанк», а также беседы с сотрудниками организации и анкетирование данных.
Практическая значимость дипломной работы заключается в предоставлении разработанных мероприятий по оценке персонала в ПАО «Сбербанк», которые могут быть применены на практике для дальнейшего совершенствования процесса оценки персонала с целью получения экономической выгоды и снижения финансовых потерь.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На основе исследования бакалаврской работы можно сделать следующие выводы.
В соответствии с актуальностью обозначенной проблемы для достижения цели данной бакалаврской работы, а именно разработки мероприятий по оценке персонала ПАО «Сбербанк»:
1) рассмотреть теоретические основы оценки персонала в организации;
2) провести анализ процесса оценки персонала ПАО «Сбербанк»;
3) выявить проблемы и разработать мероприятия по оценке персонала организации ПАО «Сбербанк».
В ходе написания бакалаврской работы была дана характеристика исследуемой организации, показаны основные результаты ее работы. Так, проведя анализ организационно-экономических показателей деятельности регионального центра «Тольятти» подразделения «Центр корпоративных решений» ПАО «Сбербанк» за 2017-2019 годы было выявлено, что организация растет и развивается из года в год.
В настоящее время ЦКР является одним из структурных подразделений ПАО «Сбербанк», которое работает по трем направлениям:
- консультации юридических лиц;
- удаленные продажи продуктов Сбербанка клиентам, чей малый и микробизнес уже обслуживается в компании;
- телемаркетинг: предложение и продажа услуг людям, которые пока не являются клиентами банка.
В день Центр обслуживает до 4,5 тысяч звонков, и их число только растет. На долю тольяттинского подразделения Сбербанка приходится около 33% обращений от корпоративных клиентов со всей страны.
Миссия Центра - клиент за один звонок должен решить все свои проблемы, получить исчерпывающие ответы на все вопросы.
В данной бакалаврской работе при анализе процесса оценки персонала было выявлено, что в организации существует проблема с текучестью кадров. Ее основная причина заключается в отсутствие мотивационной оценки персонала при приеме на работу, а также в отсутствии специальной оценки знаний сотрудников без экономического образования в программе периода адаптации.
На основании выявленных проблем были предложены мероприятия, которые способны повысить эффективность процесса оценки персонала в организации:
- внедрение психологических методик для оценки персонала на этапе собеседования;
- внедрение дополнительной оценки знаний сотрудников без экономического образования после прохождения программы адаптации.
Практическая ценность внедрения мероприятий будет состоять в том, что в целом по организации будет наблюдаться улучшение экономических показателей, увеличение выручки и прибыли от продаж на 14706 тыс. руб., увеличение производительности труда одного работника на 11,34 руб., а также рентабельности продаж на 0,76%.
Общая сумма затрат по внедрению предложенных мероприятий составила 23800 руб. Ожидаемый экономический эффект за вычетом затрат от внедрения предложенных мероприятий составит 6376200 руб. Следовательно, экономически выгоды покроют совокупные затраты на внедрение мероприятий.
Помимо экономической эффективности была проведена оценка социальной выгоды разработанных мероприятий.
Таким образом, предложенные мероприятия поспособствуют снижению уровня текучести кадров и позволят повысить эффективность процесса оценки персонала в организации.
1. Асалиев А.М. Оценка персонала в организации : учебное пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, О.Г. Кириллова, Е.А. Косарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 171 с.
2. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала : учеб.пособие / М.И. Бухалков. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 191 с.
3. Деслер, Г. Управление персоналом : учеб.пособие / - М. :
БИНОМ, 1997. - 432 с.
4. Дуракова И.Б. Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях. Книга 4 : монография / под ред. проф. И.Б. Дураковой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 242 с.
5. Егоршин А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 388 с.
6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация : учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 301 с.
7. Корнеева Т.А. Корпоративное управление и корпоративный контроль / Корнеева Т.А. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, стр. 0-0] - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/754497(дата обращения: 06.01.2020)
8. Леонова А.Б. Организационная психология : учебник / А.Б. Леонова, Т.Ю. Базаров, М.М. Абдуллаева [и др.] ; под общ.ред. А.Б. Леоновой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 429 с.
9. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб.пособие / Е. В. Маслов. - М. : Москва- Новосибирск, 1998. - 310 с.
10. Михайлина Г.И. Управление персоналом : учеб.пособие / Г.И. Михайлина. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2018. - 280 с.
11. Официальный сайт Сбербанк [Электронный ресурс] Режим доступа:http: //www.sberbank.ru/ru/person
12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 512 с.
13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. - 378 с.
14. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала : учеб.пособие / - Ростов-на-Дону: Феникс, 1977. - 480 с.
15. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) : учеб.пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко, А.И. Кучеренко ; под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 256 с.
16. Сайт НИИ «Иматон»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.imaton.ru
17. Сотникова С.И. Управление персоналом организации: современные технологии: учебник / С.И. Сотникова, Е.В. Маслов, Н.Н. Абакумова, Ю.А. Масалова, В.П. Осипов ; под ред. С.И. Сотниковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 513 с.
18. Трудовой кодекс РФ: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 год
19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный:http://www.gks.ru
20. Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от
19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 25.12.2018). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27572/(С 25
декабря 2018 года минимальный размер заработной платы установлен в размере 11 280 рублей)
21. Эффективность системы оценки персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/effektivnost-sistemy- ocenki- personala
22. Dale Fartwangler Personnel Certification. 10-minute training for a manager / Fartwangler Dale. - M .: Olymp-Business, 2017. - 441 p
23. Ion BOTESCU, Journal Title: Management & Marketing, 2016, pp 115- 120. - URL: https://doaj.org/article/01956275859a4b8f93dbdcc5e45625bf
24. Ichniowski С. Beyond Incentive Pay: Insiders’ Estimates of the Value of Complementary Human Resource Management Practices / C Ichniowski, K. Shaw. - Journal of Perspectives, 2003
25. Financing SMEs and Entrepreneurs 2018. An OECD Scoreboardhttps://read.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/financing-smes- andentrepreneurs-2018_fin_sme_ent-2018-en#page28
26. Oliver Pickup «AI in HR: freeing up time to be more human» [Электронный ресурс] URL:https: //www.raconteur.net/hr/ai-hr-human