Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ 10
1.1. Понятие готовности детей к обучению в школе в психолого-
педагогической литературе 10
1.2 Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в
школе 25
1.3.Реализация принципа преемственности в процессе
интеллектуальной подготовки детей к школе 31
Вывод по главе 1 42
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 43
2.1. Диагностика уровня интеллектуальной готовности детей к
обучению в школе 43
2.2. Разработка и внедрение комплекса занятий для формирования
интеллектуальной готовности детей к школе 54
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 75
Вывод по 2 главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список участников опытно-экспериментальной деятельности 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тематический план 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В Занятие 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Итоговое занятие 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бланк регистрации индивидуальных результатов изучения
интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста 103
Современная школа нуждается в такой организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных заведениях, которая бы обеспечивала надлежащий уровень психического развития детей и предоставление им соответствующие знания об окружающем мире, трудовые навыки и умения учиться. Общим в подготовке ребенка к школе в условиях семьи, в группах при школах или дошкольных учреждениях является то, что все они имеют единую цель - развитие личности, формирование жизненной компетентности ребенка, направление его на творчество и самореализацию.
Готовность ребенка к условиям школьного обучения является основной проблемой педагогической науки. Поступление в школу сопровождается переломом динамических стереотипов, сложившихся в дошкольный период жизни ребенка. Систематические учебные занятия в школе, резкое снижение двигательной активности, обязанности и требования дисциплины - все это для ученика первого класса является большой нагрузкой. Соответствующая дошкольная подготовка предусматривает развитие: игровой деятельности, устной речи, двигательной и пространственной координации, мелкой моторики, умение сотрудничать с педагогом, товарищами. А начальная школа должна точно и полно учитывать приобретенное ребенком в дошкольном возрасте и целенаправленно продолжать линию предыдущего развития.
Новые задачи школьного образования нуждаются в совершенствовании педагогической технологии, которая осуществляла бы преемственность в работе детского сада и школы, потому что это - одно из необходимых условий непрерывного образования. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от использования науки и практики. Цель детского сада заключается в подведении детей к овладению основ наук к отбору и систематизации знаний об окружающей действительности для дошкольников. С переходом детей в школу у них формируется учебная деятельность как специфический вид человеческой деятельности. Необходимым и важным компонентом учебной деятельности является умение учиться.
Готовность к обучению предполагает определенный уровень сформированности познавательных процессов и объем знаний и представлений об окружающем мире, на основе которых будет происходить усвоение знаний из разных предметов. Не менее важным является владение ребенком определенными социальными образцами поведения и сформированность эмоционально-волевой сферы, что позволяет ребенку принять позицию ученика, а следовательно, и требования, вытекающие из нее последствиями и сознательно ими руководствовались. Все эти достижения психологического развития дети получают в процессе игры.
Как известно, в школу приходят дети с разным уровнем развития, а теперь еще и с разным уровнем подготовки к обучению. Учителя отмечают, что первоклассников, которые воспитывались в семье и не получили никакой подготовки перед школой, отличают чрезмерная подвижность, неустойчивое внимание, отсутствие элементарных навыков самообслуживания. Это свидетельствует о том, что информационная модель обучения и воспитания (монологическая речь, чтение), которая является ведущей во многих семьях, не способствует ни развитию, ни знанием детей, соответственно и не формирует готовность ребенка к обучению в школе.
Неготовность ребенка к обучению в школе означает, что она остается в большей степени дошкольником, чем его ровесники, которые готовы стать учениками. Поэтому в работе над его всесторонним развитием во время специальных занятий по подготовке к школе должны преобладать игровые формы с постепенным включением элементов обучения школьного типа. Желательно, чтобы игры и упражнения, которые предлагаются для такой работы, включались в занятия непринужденно и мотивировались непосредственным интересом ребенка к их выполнению.
По содержанию занятий, то особого внимания заслуживает совершенствования процессов восприятия и зрительно-двигательной координации, формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и образования понятий, расширение круга знаний, которые предшествуют систематическому усвоению математики, а также усвоению образцов общения, правил поведения в различных ситуациях и умение им подчиняться.
Освещая вопрос готовности старших дошкольников к школьному обучению, необходимо подчеркнуть, что поступление в школу - важный этап в жизни ребенка. Он как бы разделяет детство с его импульсивностью, непосредственностью, неуправляемостью желаний, с преимуществом «хочу» и школу - с ее необходимостью подчинения дисциплине, требованиям «надо», планированию и распорядка учебного процесса. Чтобы «прыжок в новую жизнь» был безболезненным, а требования школьной жизни не вызывали негативных эмоций, необходимо к этому готовить детей еще в дошкольный период, а именно в старшем дошкольном возрасте.
Проблема готовности ребенка к обучению в школе является на сегодняшний день актуальной как в теоретической и практической психологии, так и в педагогике. Готовность к обучению в школе рассматривается сегодня как итоговый уровень всего развития психики ребенка от рождения до школы. Более того, на сегодняшний день на западе, да и у нас в стране готовность ребенка к обучению в школе рассматривается не столько как готовность самого ребенка, сколько как готовность к обучению всего его окружения. Это готовность школы принимать и любить всех детей. Это готовность родителей создать в семье необходимые условия для всестороннего психического развития ребенка. Это готовность детских дошкольных организаций целенаправленно готовить детей к поступлению в школу.
Теоретико-прикладными аспектами проблемы подготовки детей к обучению в школе занимались М.М. Безруких, Н.И. Гуткина, Л.Г. Голубева, С.П. Ефимова, С.А. Козлова, Т.О. Комарова, C.B. Коноваленко, Е.Е. Кравцова, Г.Е. Кравцов, H.A. Морева, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, С.О. Филиппова и др. Ученые отмечают, что целенаправленное и своевременное развитие и формирование готовности дошкольников к обучению в школе является комплексной, многогранной, задачей, решение которой возможно исключительно в условиях охвата всех сфер жизни и развития ребенка на этапе дошкольного возраста.
Естественно, что изменения социально-экономической ситуации в стране, развитие инфраструктуры городов, смена парадигмы в педагогических науках, включение дошкольного воспитания первой ступенью в образовательный процесс вызывают изменения в психическом развитии современных дошкольников, в частности, меняют черты в психологическом портрете поступающего в школу первоклассника. Это повышает ответственность всех участников образовательного процесса, подготавливающих ребенка к школе, и в особенности детскую дошкольную организацию, что выражается в особом внимании к психологической диагностике воспитанников ДОО и их последующем психологическом сопровождении в течение всего пребывания в дошкольной организации. ФГОС ДО сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП). Обозначенные в виде целевых ориентиров, эти результаты выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и интеллектуальной готовности в частности. На наш взгляд, это положение предполагает двустороннюю направленность процесса: «снизу вверх» (дошкольное образование - начальное образование) и «сверху вниз» (начальное образование - дошкольное образование). Это выражается в том, что, с одной стороны, сформулированные во ФГОС ДО социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка должны определять разработку программ развития детей дошкольного возраста, которые учтут перспективность обучения на следующих его уровнях; с другой стороны, при проектировании таких программ необходимо ориентироваться на требования ФГОС начального образования к результатам освоения основной образовательной программы, в котором в качестве главных индикаторов развития личности определены универсальные учебные действия [17]. Таким образом, возникает противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями современного ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения
Цель исследования: разработать и внедрить комплекс занятий с целью развития интеллектуальной готовности детей к обучению в школе в условиях ДОО.
Объект исследования - это процесс интеллектуальной готовности.
Предмет исследования - интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования. Эффективное формирование интеллектуального компонента готовности ребенка к школе в дальнейшем выразится в повышении уровня дифференцированного восприятия, логического запоминания, уровня мыслительных операций и развития речи. Также мы предполагаем, что подготовка ребенка к школе будет более эффективной, если во время обнаружить проблемы интеллектуальной готовности к школе.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу
интеллектуальной готовности детей к обучению в школе;
2) провести диагностику уровня интеллектуальной готовности у детей подготовительной группы к школьному обучению;
3) разработать и внедрить комплекс занятий с целью развития интеллектуальной готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы ДОУ;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты.
Основными методами исследования стали диагностический эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование.
Новизна исследования заключается в том, что определены пути и методы интеллектуальной подготовки ребенка-дошкольника к обучению в школе согласно требованиям ФГОС НОО и ДО.
Практическое значение нашей работы мы видим в следующем. Нами проведен обзор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме умственной подготовки детей к обучению в школе, выделены ее важные показатели, показано их значение для последующего развития ребенка.
Также подобраны и обоснованы диагностические методики для определения уровня умственного развития ребенка перед поступлением в школу. Результаты проведенной диагностики тщательно прописаны. На основании результатов диагностики составлен пример психологического портрета будущего первоклассника, а также разработаны общие рекомендации по развитию интеллектуальной готовности к школьному обучению в условиях ДОУ. Диагностическая программа, представление результатов диагностики, пример составления психологического портрета поступающего в школу ребенка, а также общие рекомендации по развитию интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе могут представить интерес для психологов детских дошкольных организаций, воспитателей детских садов, родителей дошкольников, а также для всех, интересующихся детской психологией.
База исследования: Подготовительная группа дошкольного образования № 7 при государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы "Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова. В исследовании приняли участие 24 воспитанника подготовительной группы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Интеллектуальное развитие является важным направлением развития ребенка в дошкольном возрасте, в период становления основ личности. Каково будет мышление взрослого человека, зависит от того, каким образом были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода детства.
В своей работе мы ставили цель - разработать и внедрить комплекс занятий с целью развития интеллектуальной готовности детей к обучению в школе в условиях ДОУ. Проанализировав научную и методическую литературу по проблеме готовности детей к школьному обучению, мы выявили тот факт, что вопрос организации определенных педагогических условий, направленных на повышение эффективной подготовки недостаточно освещен в современных исследованиях.
В ходе исследования мы выявили педагогические условия, реализация которых, на наш взгляд, наиболее эффективно помогает сформировать готовность детей к школьному обучению. В данные условия, с нашей точки зрения, должны входить компетентность педагогов в области организации современной образовательной среды, реализация индивидуально-дифференцированного подхода и организации сотрудничества педагогов ДОО и семьи. Опытно-поисковой деятельностью мы проверили эффективность данных условий. С этой целью нами составлен перспективный план, реализация которого направлена на повышение компетентности педагогов в области создания эффективной образовательной среды. Кроме того, разработаны рекомендации педагогам и родителям по совершенствованию процесса формирования определённых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению. В результате проделанной работы мы убедились, что при реализации выше перечисленных условий результаты уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста повысились. Итак, мы можем констатировать тот факт, что выдвинутая нами гипотеза о том, что созданные в ДОО педагогические условия действительно позволяют поднять на более высокий уровень готовность воспитанников к обучению в школе.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому, начиная с его неоднократного наблюдения, с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать), эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в развивающих играх, упражнениях и заданиях. Для проверки эффективности разработанной методики для формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе мы провели контрольный эксперимент. Оказалось, что после проведения программы занятий уровень интеллекта в группе повысился.
Результаты опытно-педагогической работы по формированию интеллектуальной готовности детей к обучению в школе доказали эффективность целенаправленного применения разработанной программы, позволяют говорить о целесообразности их дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, цель работы достигнута, и гипотеза нашла свое подтверждение. Считаем необходимым отметить, что интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению зависит от уровня развития мышления. Образовательные технологии должны предлагать воспитателям современные методы подготовки детей в школу, с помощью которых у детей расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы, развивается математическое мышление. Однако, следует отметить, что методические базы использования технологий в дошкольных учебных заведениях нуждаются в уточнении, основательном изучении и апробации. Дальнейшие научные исследования могут касаться изучения возможностей применения технологий формирования интеллектуальной готовности детей на занятиях в дошкольных образовательных организациях.
Итак, основным достижением в жизни ребенка является его готовность к обучению в школе. Функциональная готовность к школьному обучению - разносторонняя характеристика ребенка. В этот период закладываются основы крепкого здоровья, характера, способностей, особенности самосознания и тому подобное. Детская любознательность формирует интерес к учебе; развитие познавательных интересов образует основу для формирования творческого мышления; возникает обобщение собственных переживаний; коммуникативные умения обеспечивают активное учебное сотрудничество. Положительные достижения в психическом и личностном развитии обеспечиваются соответствующим уровнем сформированности взаимосвязанных компонентов и критериев готовности, установлением причинно-следственных связей между ними и является предпосылкой для дальнейшего гармоничного развития ребенка и перехода его на следующий уровень образования.
1. Анастази А. Дифференциальная психология в поведению: пер с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: СПб.: Питер, 2008.
3. Власова В. А. Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе / В.
A. Власова [Электронный ресурс ]// Региональное образование:
современные тенденции. 2017. № 2. С. 65-70. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29968253(дата обращения: 08.04.2020)
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология: под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.
6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: под ред. В.В. Слободчикова. Томск: Пеленг, 1992.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: СПб.: Питер, 2009.
8. Джеппарова Л. А. Система работы воспитателя и учителя начальных
классов по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Л. А. Джеппарова, М. С. Морозюк [Электронный ресурс]// Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2019. № 5. С. 163-169.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39412820(дата обращения:
08.04.2020)
9. Диагностика умственного развития дошкольников: под ред. Л.А. Венгера,
B. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
10. Досмаева Г.Н., Лидерс А.Г. Об одном способе адаптации теста
способностей к обучению в школе// Вопросы психологии. 1985. № 1.162-166 с.
11. Ерофеева Т. И. Проблемы вовлечения родителей в процесс подготовки детей к обучению в школе / Т. И. Ерофеева, Ю. Ю. Березина// Педагогическое образование и наука. 2019. № 1. С. 19-24.
12.Зеленова М.Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: автореф. канд. дис. М., 1992.
13. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинени: Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.
14. Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. - М.: Айрис- пресс, 2005. Кеэс П.Я. Интеллектуальная подготовленность к обучению в школе и ее диагностика; // Формирование школьной зрелости ребенка/ Сост. Т. Тулва. Таллин, 1982. 156-160 с.
15. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей// Вопросы психологии. 1983. № 6. 43-49с.
16. Кононенко Н. Н. Подготовка детей к обучению в школе в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. Н. Кононенко// Наука и образование: новое время. 2016. № 6. С. 481-487.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 68 с.
18. Мамонтова Е. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях ДОУ // Преемственность в образовании.
2018. № 17. С. 433-438.
19. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте: Петрозаводск, 1992. - 99-139 с.
20. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции // Особенности
психического развития детей 6-7-летнего возраста: под ред. Д.Б.
Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С. 22-36
21. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
22. Никитина А. А. К вопросу о влиянии электронных гаджетов на интеллектуально-волевую готовность к школе старших дошкольников / А. А. Никитина, К. Э Рытова// Нижегородский психологический альманах.
2019. Т. 1, № 1. С. 64-72.
23.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: М.: Тривола, 1995.
24. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
25. Парамзина Е. И. Интеллектуальная готовность детей младшего школьного
возраста как один из факторов готовности к учебной деятельности / Е. И. Парамзина [Электронный ресурс] // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 3.С. 53-57. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41138988& (дата обращения:
06.04.2020).
26. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2003.
27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005.
28. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности: под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.
29. Психологический словарь : под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983.
30. Русакова В. А. Современные аспекты подготовки детей к обучению в
школе в условиях детского сада / В. А. Русакова [Электронный ресурс] // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 1. С. 22-31. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37527028(дата обращения:
08.04.2020).
31. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988
32. Семенова Т.С. Психологическая готовность к школе: диагностика и пути коррекции; // Психология обучения. 2013. № 2. C. 43-49
33. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного
воспитания: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей,
обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование». М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005.
34. Сойко К.В. Нейропсихологический подход к анализу проблемы
готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс]// Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2016. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-podhod-k-
analizu-problemy-gotovnosti-detey-6-7-let-k-shkolnomu-obucheniyu (дата
обращения: 10.03.2020).
35. Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе (учебно-методическое пособие) : под ред. В.Г. Колесникова. Обнинск, Изд-во «Принтер», 2001.
36. Соловьева Е. В. Множества для девочек: М.: Линка Пресс, 1994.
37. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Электронный ресурс]// Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-detey-k- shkolnomu-obucheniyu(дата обращения: 10.03.2020).
38. Сосновских О.А. Взаимодействие институтов общества с семьями воспитанников ДОО по осуществлению преемственности со школой // Образовательный вестник «Сознание». 2019. №8. С.4-8.
39. Тришина Г. В. Педагогическая технология формирования готовности
детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности [Электронный ресурс]// КПЖ. 2017. №2 (121). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya- gotovnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-hudozhestvenno- proektnoy-deyatelnosti(дата обращения: 03.03.2020).
40. Усова Н. И., Баклага Е. В. Формирование знаний и представлений старших дошкольников о народной культуре как средстве патриотического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-2. С.193-197.
41. Утяшева А.М. Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению
[Электронный ресурс]// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 016. №3-7. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rekomendatsii-po-podgotovke-detey-k- shkolnomu-obucheniyu(дата обращения: 10.03.2020).
42. Фадеева О. С., Фахрутдинова Р. А. Управление интеллектуальным развитием личности старшего дошкольника в условиях развивающей среды ДОО [Электронный ресурс]// Вопросы науки и образования. 2018. №10 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-intellektualnym- razvitiem-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-usloviyah-razvivayuschey-sredy- doo(дата обращения: 10.03.2020).
43. Федосеева Л. А. Особенности проявления личностных качеств младших
школьников на начальном этапе учебной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2018. №17-2 (53). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-proyavleniya-lichnostnyh- kachestv-mladshih-shkolnikov-na-nachalnom-etape-uchebnoy-deyatelnosti(дата обращения: 15.03.2020).
44.Чапаева О. И. Методы диагностики интеллектуального компонента психологической готовности к обучению школьников / О. И. Чапаева [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 205-210. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32351331(дата обращения: 06.04.2020).
45. Чикова И. В., Мантрова М. С. Особенности и динамика формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). С.326-329.
46.Чурбанова С. М., Леонтьева А. А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований // СДО. 2019. №6 (96). С.70-78.
47. Шалина А.А. Проблемно-игровые коммуникативно-познавательные
ситуации - технология развития дошкольника как субъекта нравственного выбора // МНКО. 2017. №1 (62). С.249-250
48. Шелкунова Т. В. Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. С.477-480
49. Шинкарёва Н. А., Акуленко С. Н. Организационные условия и особенности развития нравственных качеств у детей шестого года жизни // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). С.14-16
50. Шинкарёва Н. А., Дробязгина Т.В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24). С.91-94.
51. Экспериментальная психология: Практикум: под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. - М.: Аспект Пресс, 2002.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.
53. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №24-1. С.152-156.