Исследование влияния плавания на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей дошкольного возраста
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Физическое развитие и физическое воспитание детей дошкольного возраста (литературный обзор) 10
1.1. Особенности физического и психического развития детей дошкольного
возраста 10
1.2. Двигательная активность и физическая работоспособность детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Влияние физических упражнений на организм ребёнка 17
1.4. Программы физического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях 27
1.5. Средства, формы и отличительные черты методик физического
воспитания в ДОУ 37
1.6. Профилактика заболеваний дыхательной системы и нарушений осанки у
детей дошкольного возраста средствами физических упражнений 45
1.7. Умение плавать как жизненно необходимый навык, оздоровительное и
воспитательное значение плавания 50
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 65
ГЛАВА 3. Результаты исследований и их обсуждение 70
Заключение 85
Список используемой литературы
ГЛАВА 1. Физическое развитие и физическое воспитание детей дошкольного возраста (литературный обзор) 10
1.1. Особенности физического и психического развития детей дошкольного
возраста 10
1.2. Двигательная активность и физическая работоспособность детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Влияние физических упражнений на организм ребёнка 17
1.4. Программы физического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях 27
1.5. Средства, формы и отличительные черты методик физического
воспитания в ДОУ 37
1.6. Профилактика заболеваний дыхательной системы и нарушений осанки у
детей дошкольного возраста средствами физических упражнений 45
1.7. Умение плавать как жизненно необходимый навык, оздоровительное и
воспитательное значение плавания 50
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 65
ГЛАВА 3. Результаты исследований и их обсуждение 70
Заключение 85
Список используемой литературы
Состояние здоровья детей России в настоящее время вызывает обоснованную тревогу. По данным: Брин В.Б. [3], «...около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье»; Велитченко В.К. [8], «.30 - 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания»; Рипа М.Д., Кульковой И.В.[40], «.гиподинамия привела к значительному снижению показателей физического развития и физической подготовленности современных детей, по сравнению с нормой».
Исследования ученых разных областей знаний свидетельствуют о том, что наиболее значительные изменения в организме человека происходят именно в дошкольном периоде. Согласно выводам Хрущева С. В. [52], «.своеобразие этого периода состоит, в частности, в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды (отсюда обостренная опасность заболеваний) и, вместе с тем, быстро увеличивает свои адаптационные (приспособительные) и функциональные возможности».
Как известно, по ряду признаков, физическое развитие ребенка в первые годы жизни происходит ускоренными темпами. Так, например, Хрипковой А. Г., Колисовым Д. В. установлено [51], что «.за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50% от первоначального, к семи годам - в два с половиной раза, а за все последующие годы до периода зрелости - лишь на 40-50см.».
Исследуя особенности организма детей раннего и дошкольного воз-раста, Чабовская А. П. [53] особо отмечает, что в данном периоде «.интенсивно развиваются все органы и системы, постепенно возрастает общая дееспособность и сопротивляемость организма».
Вполне естественно, что в период столь бурного естественного физического развития важно целенаправленно воздействовать на него, в целях придания оптимального направления.
По мнению Агаджанян Н.А. [1], «.важно с помощью физического воспитания направить формирование моторики так, чтобы ускорить и облегчить переход от хаотичных, диффузных движений в первые месяцы жизни к относительно высоко координированным действиям, таким, как ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и др.».
В работах Выготского Л. С. [11] акцентируется внимание на том, что «...двигательная деятельность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира: чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире будут его контакты с реальной действительностью, а значит, и благоприятнее условия для психического развития».
Все это свидетельствует о неотъемлемости физического воспитания от дошкольной системы образования и воспитания ребенка как гармоничной личности.
Согласно исследованиям Ермоленко Е.К. [18], «.под влиянием движений улучшается деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно - двигательный аппарат, улучшается обмен веществ». Результаты исследований Маханевой М.Д. [12] свидетельствуют о том, что «.занятия физическими упражнениями повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма».
До недавнего времени основным документом, регламентирующим физическое воспитание дошкольников, являлась единая и обязательная для всех ДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» [38], разработанная коллективом М.А. Васильевой и утвержденная Министерством образования РФ.
Сейчас воспитатели и методисты физического воспитания имеют почти полную свободу в достижении основных целей физического воспитания, в использовании разнообразных средств и методов.
В работах ряда авторов, в числе которых Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. [4], Булах И.М., Петрович Г.И. [5], Бутович Н.А. [6], Велитченко В. К. [9], Козлов А.В. [22] и другие, говорится, что одним из таких средств может стать - плавание - доступный, массовый, жизненно важный вид спорта, очень любимый детьми. Из многообразия видов спорта трудно найти более эффективное средство укрепления здоровья ребенка, его гармоничного физического развития.
Актуальность исследования обусловлена тенденцией роста заболеваемости и инвалидизации детской части населения страны, с одной стороны, и необходимостью поиска новых эффективных средств и методов укрепления здоровья детей, повышения их физической работоспособности, формирования мотивации на систематические занятия физическими упражнениями и спортом, с другой.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания в дошкольном коррекционном учреждении №59 «Соловушка».
Предмет исследования: физическое развитие и физическая подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследование влияния занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что введение в программу еженедельных занятий плаванием положительно скажется на физическом развитии и физической подготовленности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (сопутствующие заболевания дыхательной системы, нарушения осанки).
Задачи исследования:
1. Оценить физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста;
2. Изучить показатели физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной контрольной группы, занимающихся физической культурой 2 раза в неделю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» Министерства образования РФ;
3. Изучить показатели физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной экспериментальной группы, занимающихся физической культурой 2 раза в неделю, из которых: 35 минут - по «Программе воспитания и обучения в детском саду» Министерства образования РФ и 35 минут - плаванием;
4. Определить эффективность занятий плаванием, сравнив итоговые уровни физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционных контрольной и экспериментальной групп.
Методологическую основу исследования составили научные данные об особенностях и закономерностях развития детей дошкольного возраста; о влиянии физических упражнений на организм ребёнка; об отличительных чертах методик физического воспитания в ДОУ; гуманистические идеи адаптации системы дошкольного образования и воспитания к индивидуальным особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Теоретической основой исследования стали:
- научные теории обучения, образования, воспитания средствами физической культуры [Виленский М.Я., Виноградов П.А., Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., В.И. Лях и др.];
- работы, изучающие средства и методы адаптивной физической культуры, применяемые в работе со слабовидящими детьми [Велитченко В.К., Демирчоглян Г.Г., Козырева О.В., Ковалевский Е.И., Ростомашвили Л. Н., Сермеев Б.В. и др.];
- исследования, рассматривающие отличительные особенности оздоровительных программ, методик и технологий, реализуемых в системе дошкольного образования [Выготский Л.С., Маханева М.Д., Змановский Ю.Ф., Парамонова Л.А., Давидчук А.Н., Тарасова К.В. и др.];
- результаты исследований, направленных на профилактику заболеваний у детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры [Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И., Блайт Люсеро, Ганчар И.Л. и др.].
Методы исследования:
1) Анализ и обобщение специальной литературы, документов планирования процесса физического воспитания в ДОУ.
2) Педагогическое наблюдение.
3) Тестирование.
3) Педагогический эксперимент.
4) Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования. Институт физической культуры и спота ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», кафедра адаптивной физической культуры. Педагогический эксперимент проводился на базе ДОУ №159 «Соловушка». В эксперименте приняло участие 48 детей коррекционных подготовительных групп, в возрасте 6-7 лет, имеющих нарушения зрения. Для участия в педагогическом эксперименте были сформированы две группы испытуемых с относительно равными исходными показателями в физическом развитии и физической подготовленности.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с мая 1015 года по декабрь 2016 года, в четыре этапа:
• 1 этап (май - август 2015г.) - анализ литературных источников, определение цели и задач исследования, постановка гипотезы, подбор методов исследования.
• 2 этап (сентябрь - октябрь 2015г.) - исходное контрольное тестирование физической подготовленности и физического развития слабовидящих детей коррекционных подготовительных групп ДОУ №159 «Соловушка». Разработка экспериментальной методики с использованием средств плавания.
• 3 этап (ноябрь 2015г. - июнь 2016г.) - педагогический эксперимент, апробация экспериментальной методики; контрольное тестирование физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей контрольной и экспериментальной подготовительных групп
• 4 этап (июль - декабрь 2016г.) - оформление выпускной магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана методика физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста средствами плавания.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении научных данных в области адаптивной физической культуры и спорта знаниями о средствах, методах, формах занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях; о роли плавания в развитии физических качеств, формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, а также, положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования: методику физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами плавания можно применять в адаптивных, спортивных детско-юношеских школах, ДОУ, на уроках АФВ в специальных коррекционных школах I-IV видов.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; личным проведением эксперимента; актуальностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи прикладных компьютерных программ; достоверными результатами исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых в ТГУ: VI и VII Всероссийские научно-практические конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры», ноябрь 2016 и 2017гг.; студенческие Дни науки в ТГУ, апрель 2016 и 2017гг.; промежуточные результаты исследования обсуждались на предзащите.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оздоровительное влияние плавания на физическое развитие и физическую подготовленность детей общеизвестно, однако, настоящее исследование обосновывает эффективность воздействия занятий плаванием на здоровье и физическую работоспособность детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (патологии органов зрения, сопутствующие заболевания дыхательной системы, нарушения осанки).
2. Результаты, полученные в исследовании, доказывают целесообразность включения в программу адаптивного физического воспитания ДОУ плавания, как одного из эффективных средств гармоничного физического развития слабовидящих детей дошкольного возраста.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Работа изложена на 91 страницах компьютерного текста, содержит 7 таблиц. Список используемой литературы насчитывает 58 источников.
Исследования ученых разных областей знаний свидетельствуют о том, что наиболее значительные изменения в организме человека происходят именно в дошкольном периоде. Согласно выводам Хрущева С. В. [52], «.своеобразие этого периода состоит, в частности, в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды (отсюда обостренная опасность заболеваний) и, вместе с тем, быстро увеличивает свои адаптационные (приспособительные) и функциональные возможности».
Как известно, по ряду признаков, физическое развитие ребенка в первые годы жизни происходит ускоренными темпами. Так, например, Хрипковой А. Г., Колисовым Д. В. установлено [51], что «.за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50% от первоначального, к семи годам - в два с половиной раза, а за все последующие годы до периода зрелости - лишь на 40-50см.».
Исследуя особенности организма детей раннего и дошкольного воз-раста, Чабовская А. П. [53] особо отмечает, что в данном периоде «.интенсивно развиваются все органы и системы, постепенно возрастает общая дееспособность и сопротивляемость организма».
Вполне естественно, что в период столь бурного естественного физического развития важно целенаправленно воздействовать на него, в целях придания оптимального направления.
По мнению Агаджанян Н.А. [1], «.важно с помощью физического воспитания направить формирование моторики так, чтобы ускорить и облегчить переход от хаотичных, диффузных движений в первые месяцы жизни к относительно высоко координированным действиям, таким, как ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и др.».
В работах Выготского Л. С. [11] акцентируется внимание на том, что «...двигательная деятельность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира: чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире будут его контакты с реальной действительностью, а значит, и благоприятнее условия для психического развития».
Все это свидетельствует о неотъемлемости физического воспитания от дошкольной системы образования и воспитания ребенка как гармоничной личности.
Согласно исследованиям Ермоленко Е.К. [18], «.под влиянием движений улучшается деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно - двигательный аппарат, улучшается обмен веществ». Результаты исследований Маханевой М.Д. [12] свидетельствуют о том, что «.занятия физическими упражнениями повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма».
До недавнего времени основным документом, регламентирующим физическое воспитание дошкольников, являлась единая и обязательная для всех ДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» [38], разработанная коллективом М.А. Васильевой и утвержденная Министерством образования РФ.
Сейчас воспитатели и методисты физического воспитания имеют почти полную свободу в достижении основных целей физического воспитания, в использовании разнообразных средств и методов.
В работах ряда авторов, в числе которых Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. [4], Булах И.М., Петрович Г.И. [5], Бутович Н.А. [6], Велитченко В. К. [9], Козлов А.В. [22] и другие, говорится, что одним из таких средств может стать - плавание - доступный, массовый, жизненно важный вид спорта, очень любимый детьми. Из многообразия видов спорта трудно найти более эффективное средство укрепления здоровья ребенка, его гармоничного физического развития.
Актуальность исследования обусловлена тенденцией роста заболеваемости и инвалидизации детской части населения страны, с одной стороны, и необходимостью поиска новых эффективных средств и методов укрепления здоровья детей, повышения их физической работоспособности, формирования мотивации на систематические занятия физическими упражнениями и спортом, с другой.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания в дошкольном коррекционном учреждении №59 «Соловушка».
Предмет исследования: физическое развитие и физическая подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследование влияния занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что введение в программу еженедельных занятий плаванием положительно скажется на физическом развитии и физической подготовленности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (сопутствующие заболевания дыхательной системы, нарушения осанки).
Задачи исследования:
1. Оценить физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста;
2. Изучить показатели физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной контрольной группы, занимающихся физической культурой 2 раза в неделю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» Министерства образования РФ;
3. Изучить показатели физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной экспериментальной группы, занимающихся физической культурой 2 раза в неделю, из которых: 35 минут - по «Программе воспитания и обучения в детском саду» Министерства образования РФ и 35 минут - плаванием;
4. Определить эффективность занятий плаванием, сравнив итоговые уровни физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционных контрольной и экспериментальной групп.
Методологическую основу исследования составили научные данные об особенностях и закономерностях развития детей дошкольного возраста; о влиянии физических упражнений на организм ребёнка; об отличительных чертах методик физического воспитания в ДОУ; гуманистические идеи адаптации системы дошкольного образования и воспитания к индивидуальным особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Теоретической основой исследования стали:
- научные теории обучения, образования, воспитания средствами физической культуры [Виленский М.Я., Виноградов П.А., Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., В.И. Лях и др.];
- работы, изучающие средства и методы адаптивной физической культуры, применяемые в работе со слабовидящими детьми [Велитченко В.К., Демирчоглян Г.Г., Козырева О.В., Ковалевский Е.И., Ростомашвили Л. Н., Сермеев Б.В. и др.];
- исследования, рассматривающие отличительные особенности оздоровительных программ, методик и технологий, реализуемых в системе дошкольного образования [Выготский Л.С., Маханева М.Д., Змановский Ю.Ф., Парамонова Л.А., Давидчук А.Н., Тарасова К.В. и др.];
- результаты исследований, направленных на профилактику заболеваний у детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры [Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И., Блайт Люсеро, Ганчар И.Л. и др.].
Методы исследования:
1) Анализ и обобщение специальной литературы, документов планирования процесса физического воспитания в ДОУ.
2) Педагогическое наблюдение.
3) Тестирование.
3) Педагогический эксперимент.
4) Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования. Институт физической культуры и спота ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», кафедра адаптивной физической культуры. Педагогический эксперимент проводился на базе ДОУ №159 «Соловушка». В эксперименте приняло участие 48 детей коррекционных подготовительных групп, в возрасте 6-7 лет, имеющих нарушения зрения. Для участия в педагогическом эксперименте были сформированы две группы испытуемых с относительно равными исходными показателями в физическом развитии и физической подготовленности.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с мая 1015 года по декабрь 2016 года, в четыре этапа:
• 1 этап (май - август 2015г.) - анализ литературных источников, определение цели и задач исследования, постановка гипотезы, подбор методов исследования.
• 2 этап (сентябрь - октябрь 2015г.) - исходное контрольное тестирование физической подготовленности и физического развития слабовидящих детей коррекционных подготовительных групп ДОУ №159 «Соловушка». Разработка экспериментальной методики с использованием средств плавания.
• 3 этап (ноябрь 2015г. - июнь 2016г.) - педагогический эксперимент, апробация экспериментальной методики; контрольное тестирование физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей контрольной и экспериментальной подготовительных групп
• 4 этап (июль - декабрь 2016г.) - оформление выпускной магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана методика физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста средствами плавания.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении научных данных в области адаптивной физической культуры и спорта знаниями о средствах, методах, формах занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях; о роли плавания в развитии физических качеств, формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, а также, положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования: методику физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами плавания можно применять в адаптивных, спортивных детско-юношеских школах, ДОУ, на уроках АФВ в специальных коррекционных школах I-IV видов.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; личным проведением эксперимента; актуальностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи прикладных компьютерных программ; достоверными результатами исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых в ТГУ: VI и VII Всероссийские научно-практические конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры», ноябрь 2016 и 2017гг.; студенческие Дни науки в ТГУ, апрель 2016 и 2017гг.; промежуточные результаты исследования обсуждались на предзащите.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оздоровительное влияние плавания на физическое развитие и физическую подготовленность детей общеизвестно, однако, настоящее исследование обосновывает эффективность воздействия занятий плаванием на здоровье и физическую работоспособность детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (патологии органов зрения, сопутствующие заболевания дыхательной системы, нарушения осанки).
2. Результаты, полученные в исследовании, доказывают целесообразность включения в программу адаптивного физического воспитания ДОУ плавания, как одного из эффективных средств гармоничного физического развития слабовидящих детей дошкольного возраста.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Работа изложена на 91 страницах компьютерного текста, содержит 7 таблиц. Список используемой литературы насчитывает 58 источников.
1. Эффективность воздействия занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей старшего дошкольного возраста доказана при сравнении результатов участников педагогического эксперимента, показанных ими в ходе тестирования при завершении учебного года: уровень физического развития и показатели физической подготовленности дошкольников экспериментальной группы достоверно повысились и приблизились к хорошему уровню, в значительной мере превысив исследуемые показатели детей контрольной группы:
- в экспериментальной группе, длина прыжка с места у мальчиков, увеличилась, в среднем, на 12%, у девочек - на 13, 5% (в контрольной, соответственно, на 6,5% и - на 8,4%).
Полученные результаты свидетельствуют о более значимом улучшении скоростно-силовых качеств у слабовидящих детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы;
- гибкость в дошкольном возрасте поддается хорошему развитию, что подтверждают результаты проведенного нами исследования: у слабовидящих ребят экспериментальной группы, занимающихся плаванием, показатели подвижности в суставах увеличились, в среднем, на 50% по отношению к исходной, то есть вдвое. По окончании педагогического эксперимента гибкость оценивается у мальчиков на «отлично», у девочек - на «хорошо». У детей контрольной группы показатели гибкости также улучшились, но незначительно.
- тест «бросок набивного мяча» применялся в исследовании для оценивания динамики развития силовых качеств: в конце исследования дальность полета мяча увеличилась у мальчиков экспериментальной группы, в среднем, на 26%, а у девочек - на 11%, что также превосходит результаты, показанные участниками контрольной группы;
- тест «метание мяча» уже многие годы входит в Европейскую батарей тестов, используемых для оценивания силы верхнего плечевого пояса, особенно, силы рук: в конце учебного года испытуемые экспериментальной группы стали сильнее почти вдвое, о чем свидетельствует рост результатов на 50%, независимо от пола: тогда как результаты детей контрольной группы при прохождении данного теста были ниже и превысили исходные следующим образом: у мальчиков результат правой руки вырос на 45,4%, левой - на 22,2%; у девочек, соответственно, на 37,8% и на 32,2%;
- тест на «преодоление полосы препятствий» требует от детей хорошего уровня физической подготовленности, в целом, и хорошего развития качества ловкости, в частности: отрадно, что результаты в данном испытании значительно улучшились у всех детей, так как итоговое время преодолении дистанции , по сравнению с исходным в начале учебного года, сократилось, в среднем, на 30% и у мальчиков и у девочек;
- о положительном влиянии занятий плаванием на физическую работоспособность слабовидящих детей, убедительно свидетельствует продолжительность дистанции, которую дети преодолели в течение 6-минутного бега: показатель выносливости достиг к концу учебного года достиг хорошей отметки у всех слабовидящих детей экспериментальной группы, что доказывает эффективность экспериментальной методики.
2. Результаты, полученные в исследовании, доказывают необходимость включения в программу адаптивного физического воспитания ДОУ плавания, как одного из эффективных средств повышения физической работоспособности и гармонического физического развития слабовидящих детей дошкольного возраста.
- в экспериментальной группе, длина прыжка с места у мальчиков, увеличилась, в среднем, на 12%, у девочек - на 13, 5% (в контрольной, соответственно, на 6,5% и - на 8,4%).
Полученные результаты свидетельствуют о более значимом улучшении скоростно-силовых качеств у слабовидящих детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы;
- гибкость в дошкольном возрасте поддается хорошему развитию, что подтверждают результаты проведенного нами исследования: у слабовидящих ребят экспериментальной группы, занимающихся плаванием, показатели подвижности в суставах увеличились, в среднем, на 50% по отношению к исходной, то есть вдвое. По окончании педагогического эксперимента гибкость оценивается у мальчиков на «отлично», у девочек - на «хорошо». У детей контрольной группы показатели гибкости также улучшились, но незначительно.
- тест «бросок набивного мяча» применялся в исследовании для оценивания динамики развития силовых качеств: в конце исследования дальность полета мяча увеличилась у мальчиков экспериментальной группы, в среднем, на 26%, а у девочек - на 11%, что также превосходит результаты, показанные участниками контрольной группы;
- тест «метание мяча» уже многие годы входит в Европейскую батарей тестов, используемых для оценивания силы верхнего плечевого пояса, особенно, силы рук: в конце учебного года испытуемые экспериментальной группы стали сильнее почти вдвое, о чем свидетельствует рост результатов на 50%, независимо от пола: тогда как результаты детей контрольной группы при прохождении данного теста были ниже и превысили исходные следующим образом: у мальчиков результат правой руки вырос на 45,4%, левой - на 22,2%; у девочек, соответственно, на 37,8% и на 32,2%;
- тест на «преодоление полосы препятствий» требует от детей хорошего уровня физической подготовленности, в целом, и хорошего развития качества ловкости, в частности: отрадно, что результаты в данном испытании значительно улучшились у всех детей, так как итоговое время преодолении дистанции , по сравнению с исходным в начале учебного года, сократилось, в среднем, на 30% и у мальчиков и у девочек;
- о положительном влиянии занятий плаванием на физическую работоспособность слабовидящих детей, убедительно свидетельствует продолжительность дистанции, которую дети преодолели в течение 6-минутного бега: показатель выносливости достиг к концу учебного года достиг хорошей отметки у всех слабовидящих детей экспериментальной группы, что доказывает эффективность экспериментальной методики.
2. Результаты, полученные в исследовании, доказывают необходимость включения в программу адаптивного физического воспитания ДОУ плавания, как одного из эффективных средств повышения физической работоспособности и гармонического физического развития слабовидящих детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- Исследование влияния экспериментальной программы на состояние здоровья учащихся школы-интерната для глухих
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020



