Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния плавания на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей дошкольного возраста

Работа №104275

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Физическое развитие и физическое воспитание детей дошкольного возраста (литературный обзор) 10
1.1. Особенности физического и психического развития детей дошкольного
возраста 10
1.2. Двигательная активность и физическая работоспособность детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Влияние физических упражнений на организм ребёнка 17
1.4. Программы физического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях 27
1.5. Средства, формы и отличительные черты методик физического
воспитания в ДОУ 37
1.6. Профилактика заболеваний дыхательной системы и нарушений осанки у
детей дошкольного возраста средствами физических упражнений 45
1.7. Умение плавать как жизненно необходимый навык, оздоровительное и
воспитательное значение плавания 50
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 65
ГЛАВА 3. Результаты исследований и их обсуждение 70
Заключение 85
Список используемой литературы

Состояние здоровья детей России в настоящее время вызывает обоснованную тревогу. По данным: Брин В.Б. [3], «...около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье»; Велитченко В.К. [8], «.30 - 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания»; Рипа М.Д., Кульковой И.В.[40], «.гиподинамия привела к значительному снижению показателей физического развития и физической подготовленности современных детей, по сравнению с нормой».
Исследования ученых разных областей знаний свидетельствуют о том, что наиболее значительные изменения в организме человека происходят именно в дошкольном периоде. Согласно выводам Хрущева С. В. [52], «.своеобразие этого периода состоит, в частности, в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды (отсюда обостренная опасность заболеваний) и, вместе с тем, быстро увеличивает свои адаптационные (приспособительные) и функциональные возможности».
Как известно, по ряду признаков, физическое развитие ребенка в первые годы жизни происходит ускоренными темпами. Так, например, Хрипковой А. Г., Колисовым Д. В. установлено [51], что «.за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50% от первоначального, к семи годам - в два с половиной раза, а за все последующие годы до периода зрелости - лишь на 40-50см.».
Исследуя особенности организма детей раннего и дошкольного воз-раста, Чабовская А. П. [53] особо отмечает, что в данном периоде «.интенсивно развиваются все органы и системы, постепенно возрастает общая дееспособность и сопротивляемость организма».
Вполне естественно, что в период столь бурного естественного физического развития важно целенаправленно воздействовать на него, в целях придания оптимального направления.
По мнению Агаджанян Н.А. [1], «.важно с помощью физического воспитания направить формирование моторики так, чтобы ускорить и облегчить переход от хаотичных, диффузных движений в первые месяцы жизни к относительно высоко координированным действиям, таким, как ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и др.».
В работах Выготского Л. С. [11] акцентируется внимание на том, что «...двигательная деятельность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира: чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире будут его контакты с реальной действительностью, а значит, и благоприятнее условия для психического развития».
Все это свидетельствует о неотъемлемости физического воспитания от дошкольной системы образования и воспитания ребенка как гармоничной личности.
Согласно исследованиям Ермоленко Е.К. [18], «.под влиянием движений улучшается деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно - двигательный аппарат, улучшается обмен веществ». Результаты исследований Маханевой М.Д. [12] свидетельствуют о том, что «.занятия физическими упражнениями повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма».
До недавнего времени основным документом, регламентирующим физическое воспитание дошкольников, являлась единая и обязательная для всех ДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» [38], разработанная коллективом М.А. Васильевой и утвержденная Министерством образования РФ.
Сейчас воспитатели и методисты физического воспитания имеют почти полную свободу в достижении основных целей физического воспитания, в использовании разнообразных средств и методов.
В работах ряда авторов, в числе которых Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. [4], Булах И.М., Петрович Г.И. [5], Бутович Н.А. [6], Велитченко В. К. [9], Козлов А.В. [22] и другие, говорится, что одним из таких средств может стать - плавание - доступный, массовый, жизненно важный вид спорта, очень любимый детьми. Из многообразия видов спорта трудно найти более эффективное средство укрепления здоровья ребенка, его гармоничного физического развития.
Актуальность исследования обусловлена тенденцией роста заболеваемости и инвалидизации детской части населения страны, с одной стороны, и необходимостью поиска новых эффективных средств и методов укрепления здоровья детей, повышения их физической работоспособности, формирования мотивации на систематические занятия физическими упражнениями и спортом, с другой.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания в дошкольном коррекционном учреждении №59 «Соловушка».
Предмет исследования: физическое развитие и физическая подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследование влияния занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что введение в программу еженедельных занятий плаванием положительно скажется на физическом развитии и физической подготовленности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (сопутствующие заболевания дыхательной системы, нарушения осанки).
Задачи исследования:
1. Оценить физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста;
2. Изучить показатели физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной контрольной группы, занимающихся физической культурой 2 раза в неделю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» Министерства образования РФ;
3. Изучить показатели физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной экспериментальной группы, занимающихся физической культурой 2 раза в неделю, из которых: 35 минут - по «Программе воспитания и обучения в детском саду» Министерства образования РФ и 35 минут - плаванием;
4. Определить эффективность занятий плаванием, сравнив итоговые уровни физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционных контрольной и экспериментальной групп.
Методологическую основу исследования составили научные данные об особенностях и закономерностях развития детей дошкольного возраста; о влиянии физических упражнений на организм ребёнка; об отличительных чертах методик физического воспитания в ДОУ; гуманистические идеи адаптации системы дошкольного образования и воспитания к индивидуальным особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Теоретической основой исследования стали:
- научные теории обучения, образования, воспитания средствами физической культуры [Виленский М.Я., Виноградов П.А., Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., В.И. Лях и др.];
- работы, изучающие средства и методы адаптивной физической культуры, применяемые в работе со слабовидящими детьми [Велитченко В.К., Демирчоглян Г.Г., Козырева О.В., Ковалевский Е.И., Ростомашвили Л. Н., Сермеев Б.В. и др.];
- исследования, рассматривающие отличительные особенности оздоровительных программ, методик и технологий, реализуемых в системе дошкольного образования [Выготский Л.С., Маханева М.Д., Змановский Ю.Ф., Парамонова Л.А., Давидчук А.Н., Тарасова К.В. и др.];
- результаты исследований, направленных на профилактику заболеваний у детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры [Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И., Блайт Люсеро, Ганчар И.Л. и др.].
Методы исследования:
1) Анализ и обобщение специальной литературы, документов планирования процесса физического воспитания в ДОУ.
2) Педагогическое наблюдение.
3) Тестирование.
3) Педагогический эксперимент.
4) Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования. Институт физической культуры и спота ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», кафедра адаптивной физической культуры. Педагогический эксперимент проводился на базе ДОУ №159 «Соловушка». В эксперименте приняло участие 48 детей коррекционных подготовительных групп, в возрасте 6-7 лет, имеющих нарушения зрения. Для участия в педагогическом эксперименте были сформированы две группы испытуемых с относительно равными исходными показателями в физическом развитии и физической подготовленности.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с мая 1015 года по декабрь 2016 года, в четыре этапа:
• 1 этап (май - август 2015г.) - анализ литературных источников, определение цели и задач исследования, постановка гипотезы, подбор методов исследования.
• 2 этап (сентябрь - октябрь 2015г.) - исходное контрольное тестирование физической подготовленности и физического развития слабовидящих детей коррекционных подготовительных групп ДОУ №159 «Соловушка». Разработка экспериментальной методики с использованием средств плавания.
• 3 этап (ноябрь 2015г. - июнь 2016г.) - педагогический эксперимент, апробация экспериментальной методики; контрольное тестирование физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей контрольной и экспериментальной подготовительных групп
• 4 этап (июль - декабрь 2016г.) - оформление выпускной магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана методика физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей коррекционной группы старшего дошкольного возраста средствами плавания.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении научных данных в области адаптивной физической культуры и спорта знаниями о средствах, методах, формах занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях; о роли плавания в развитии физических качеств, формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, а также, положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования: методику физического развития и физической подготовленности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами плавания можно применять в адаптивных, спортивных детско-юношеских школах, ДОУ, на уроках АФВ в специальных коррекционных школах I-IV видов.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; личным проведением эксперимента; актуальностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи прикладных компьютерных программ; достоверными результатами исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых в ТГУ: VI и VII Всероссийские научно-практические конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры», ноябрь 2016 и 2017гг.; студенческие Дни науки в ТГУ, апрель 2016 и 2017гг.; промежуточные результаты исследования обсуждались на предзащите.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оздоровительное влияние плавания на физическое развитие и физическую подготовленность детей общеизвестно, однако, настоящее исследование обосновывает эффективность воздействия занятий плаванием на здоровье и физическую работоспособность детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (патологии органов зрения, сопутствующие заболевания дыхательной системы, нарушения осанки).
2. Результаты, полученные в исследовании, доказывают целесообразность включения в программу адаптивного физического воспитания ДОУ плавания, как одного из эффективных средств гармоничного физического развития слабовидящих детей дошкольного возраста.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Работа изложена на 91 страницах компьютерного текста, содержит 7 таблиц. Список используемой литературы насчитывает 58 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Эффективность воздействия занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей старшего дошкольного возраста доказана при сравнении результатов участников педагогического эксперимента, показанных ими в ходе тестирования при завершении учебного года: уровень физического развития и показатели физической подготовленности дошкольников экспериментальной группы достоверно повысились и приблизились к хорошему уровню, в значительной мере превысив исследуемые показатели детей контрольной группы:
- в экспериментальной группе, длина прыжка с места у мальчиков, увеличилась, в среднем, на 12%, у девочек - на 13, 5% (в контрольной, соответственно, на 6,5% и - на 8,4%).
Полученные результаты свидетельствуют о более значимом улучшении скоростно-силовых качеств у слабовидящих детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы;
- гибкость в дошкольном возрасте поддается хорошему развитию, что подтверждают результаты проведенного нами исследования: у слабовидящих ребят экспериментальной группы, занимающихся плаванием, показатели подвижности в суставах увеличились, в среднем, на 50% по отношению к исходной, то есть вдвое. По окончании педагогического эксперимента гибкость оценивается у мальчиков на «отлично», у девочек - на «хорошо». У детей контрольной группы показатели гибкости также улучшились, но незначительно.
- тест «бросок набивного мяча» применялся в исследовании для оценивания динамики развития силовых качеств: в конце исследования дальность полета мяча увеличилась у мальчиков экспериментальной группы, в среднем, на 26%, а у девочек - на 11%, что также превосходит результаты, показанные участниками контрольной группы;
- тест «метание мяча» уже многие годы входит в Европейскую батарей тестов, используемых для оценивания силы верхнего плечевого пояса, особенно, силы рук: в конце учебного года испытуемые экспериментальной группы стали сильнее почти вдвое, о чем свидетельствует рост результатов на 50%, независимо от пола: тогда как результаты детей контрольной группы при прохождении данного теста были ниже и превысили исходные следующим образом: у мальчиков результат правой руки вырос на 45,4%, левой - на 22,2%; у девочек, соответственно, на 37,8% и на 32,2%;
- тест на «преодоление полосы препятствий» требует от детей хорошего уровня физической подготовленности, в целом, и хорошего развития качества ловкости, в частности: отрадно, что результаты в данном испытании значительно улучшились у всех детей, так как итоговое время преодолении дистанции , по сравнению с исходным в начале учебного года, сократилось, в среднем, на 30% и у мальчиков и у девочек;
- о положительном влиянии занятий плаванием на физическую работоспособность слабовидящих детей, убедительно свидетельствует продолжительность дистанции, которую дети преодолели в течение 6-минутного бега: показатель выносливости достиг к концу учебного года достиг хорошей отметки у всех слабовидящих детей экспериментальной группы, что доказывает эффективность экспериментальной методики.
2. Результаты, полученные в исследовании, доказывают необходимость включения в программу адаптивного физического воспитания ДОУ плавания, как одного из эффективных средств повышения физической работоспособности и гармонического физического развития слабовидящих детей дошкольного возраста.



1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека: учебник/ Трошин
B. И., Власова В.М., 2-е изд., испр. - М.: РУДН, 2001. - 408с.
2. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. - М.: Практика, 2016.
- 496с.
3. Брин В.Б. Физиология человека. - М.: Лань, 2017. - 608с.
4. Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 432 с.
5. Булах И.М., Петрович Г.И. Научите меня плавать. - М.:
Физкультура и спорт, 1983г. - С.22-24.
6. _Бутович Н.А. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - изд.2-е, испр. и доп. -388с.
7. Блайт Люсеро. Плавание: 100 лучших упражнений. - Киев.: Олимпийская книга, 2010. - С.88-90.
8. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. Методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2003. - С. 336.
9. Велитченко В. К. Как научиться плавать. - М.: Владос, 2000. -
C. 18-19.
10. Виленский М.Я., Виноградов П.А. и др. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. - М.: ВНИИФК, 1989.
- 20 с.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии//Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - 367с.
12. Воспитание здорового ребенка: программа для ДОУ/Под ред. М.Д. Маханевой. - М.: ААркти, 2003. - 78с.
13. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования. - Киев: Олимпийская книга, 2006. - С.77-81.
14. Демирчоглян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. - М.: Советский спорт, 2000. - 155с.
15. Дробинская А.О. Анатомия и физиология человека: учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 416с.
16. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья/С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, Б.А. Пирогова. - Киев: Здоровье, 2011. - 224с.
17. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. Авторская программа //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 5. - 56с.
18. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология.-Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 3-е изд. - С. 12-29.
19. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. - М.: Владос,1997. - 47с.
20. Йен Маклауд. Анатомия плавания. - М.: Советский спорт, 2011. - С.68-71.
21. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов ЛФК, воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2003. - С. 112.
22. Козлов А.В. Плавание доступно всем. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С.8-12.
23. Ковалевский Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей. -М.: Медицина,1991. - 123с.
24. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей c отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд. дополн.- М.: Академия, 2011. - 489 с.
25. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. - М.: Академия, 2016. -13-е изд. - С.67.
26. Левин Герхард. Плавание для малышей. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - С.7-9.
27. Литвинов А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: плавание. - М.: Советский спорт, 2014. - С.67-78.
28. Лях В.И. Физическая культура: учебник. - М.: Просвещение, 2013. - 190с.
29. Макаренко Л. П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 11-19.
30. Михаиленко Н.Я. Новые программы для детских садов // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 4.
31. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, A.B. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
32. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребёнка-инвалида: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 152с.
33. Мясоедов А.А. Спортивное плавание для всех: учебное пособие. - М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2003. - 116с.
34. Нечунаев И.А. Книга-тренер. - М.: Советский спорт, 2013. - С.55-58.
35. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебное пособие для студентов ВУЗов.-М.: Феникс, 2004. - 602 с.
36. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитиия.- М.: Академия, 1999. - 403 с.
37. Программа «Развитие» (основные положения)/ Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.
38. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Васильевой М.А. - М: Просвещение, 1984. - 174 с.
39. Пылаева Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекция внимания у детей 5-7 лет: метод. пособие / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина. - М.: Теревинф, 2004. - 48 с.
40. Рипа М.Д., Кулькова И.В. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2011. - С.178-181.
41. Ростомашвили Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: метод. рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. - СПб.: Изд-во Ин-та специал. педагогики и психологии, 2001. - 66 с.
42. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебн. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред.Т.И. Ерофеевой. - М.: «Академия», 2000. - 2-е изд - 344 с.
43. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. -М.: Просвещение,1983. - 221с.
44. Тихвинский С. Б. Физическая работоспособность детей и подростков//Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте. -Л.: ИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1976. - С.11-17.
45. Фарбер Д.А.. Физиология подростка. - М.: Педагогика, 1988. - 201с.
46. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие.
- изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 416с.
47. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов/Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.В. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова.
- М.: Физкультура и спорт, 2008. - С.111-115.
48. Физиология человека /Под ред. Агаджаняна Н.Л.- М.: Медицинская книга, 2009. - 528с.
49. Физиология с основами анатомии: учебник / Под ред. Покровского.
- М.: Инфра-М, 2016. - 526с.
50. Харитонова Л. Г. Коррекционно-развивающая методика
совершенствования двигательных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет / Л. Г. Харитонова, Л. Ю. Коткова //Адаптивная физическая культура. - 2005. - № 3. - С. 36-40.
51. Хрипкова А. Г., Колисов Д. В. Гигиена и здоровье. - М.:
Физкультура и спорт, 1983. - 232с.
52. Хрущев С. В. Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1980. -С.55-58.
53. Чабовская А. П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1971. - С.40-54.
54. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания дошкольного возраста. - М.: Физическая культура, 2010. - С.76-84.
55. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -190с
56. Яковлева Л.А. Работаем по программе «Старт»//Дошкольное воспитание. -1996. - № 1-9. - С.4.
57. Янушанец Н.А. Плавать раньше, чем ходить. - СПб.: Питер, 2003. - 56с.
58. Якунин Г.Л., Ермаков В.П., Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. - М.: Педагогика, 2000. -338с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ