Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Тема научного труда и образы ученых в российском и зарубежном искусстве 6
1.1 Образ науки в Западном искусстве и народной культуре 6
1.2 Тема труда в живописи СССР 18
Глава 2 Подготовительная работа к созданию живописной картины 28
2.1 Поиск сюжета и идеи для дипломной картины 28
2.2 Выполнение поисковых и натурных эскизов, этюдов, зарисовок 29
Глава 3 Процесс создания картины 34
3.1 Этап создания картона 34
3.2 Этап написания картины 35
Заключение 37
Список используемой литературы и используемых источников 38
Приложение А Список иллюстраций 43
Приложение Б Пример выполнения работ известных
художников 44
Приложение В Зарисовки и наброски к дипломной работе 45
Приложение Г Поисковые эскизы 57
Приложение Д Живописные этюды к дипломной работе 66
Приложение Е Картон к дипломной работе 69
Приложение Ж Дипломная работа «Молодые ученые» 74
Данная дипломная работа актуальна на сегодняшний день, поскольку тема труда является вечной темам в искусстве. Труд является неотъемлемой частью жизни каждого человека на протяжении веков. А научный вклад всегда оставался значимым в истории человечества, поэтому эта тема будет присутствовать в творчестве художников в любую эпоху.
В данной дипломной работе автор хочет показать образ будущих ученых студентов-химиков и их молодого преподавателя, от которых зависит будущее науки. Они юны и активны, полны новых идей и готовы к новым открытиям. Именно через студентов легче всего передать образ молодых ученых, так как это именно тот возраст, когда много харизмы и желания стремиться к лучшему и легче впитывать новые знания. Это молодые гении, которые в скором времени совершат новые научные открытия.
Цель работы: создание образа молодых ученых в жанре живописи.
Объект исследования - процесс создания картины в жанре живописи.
Предмет исследования - создание образа молодых ученых в жанре живописи.
Задачи:
• изучить историю развития темы труда в живописи;
• изучить создание образа ученых, химиков на примере картин художников разных веков;
• разработать ряд композиционных эскизов на выбранную тему;
• выполнить картон в тоне в выбранном мной формате;
• выполнить работу в цвете масляными красками в формате картона.
Структура дипломной работы состоит из аннотации, введения, трех глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений. Графическая часть дипломного проекта состоит из поисковых и подготовительных эскизов и этюдов.
Живописная часть дипломного проекта состоит из поисковых и подготовительных эскизов, этюдов разных размеров, выполненных масляными красками. Основная и итоговая художественно-практическая часть дипломной работы представлена в виде картины, выполненной в технике масляной живописи. Пояснительная записка к дипломной работе раскрывает творческий ход работы над замыслом и исполнением картины.
Монументальная живопись обладает своей эстетикой, своей композиционно-образной структурой в которой выражено в цветопластической форме общественно-значимое, идейно-нравственное содержание, воплощенное в своих размерах, пропорциях, линиях и других средств художественной выразительности. Одной из существенных средств художественной доминанты монументального произведения является сила того педагогического и психологического воздействия, которое оно оказывает на зрителя. Примером служит и выбранная автором тема «Молодые ученые». Для автора основная задача стояла соединить в определенном размере композицию, обладающую чертами психологизма с эстетикой, размера с внутренним содержанием и поставленными задачами.
В ходе работы над данной дипломной работой автор изучила историю развития науки, темы труда в живописи советских художников, проанализировала картины советских и зарубежных художников-живописцев, которые затрагивали тему научного труда и попытались передать образы научных деятелей на своих полотнах. Автором были применены все полученные за время обучения знания при работе над станковой картиной. По завершении были освоены и закреплены техники масляной живописи, а так же навыки поэтапного ведения работы над живописным полотном. Автор научился выбирать наиболее гармоничную композицию среди большого количества эскизов. Автор убедилась в пользе и помощи набросков, зарисовок, эскизов и этюдов с натуры для написания дипломной работы.
Таким образом, можно считать, что практическая часть дипломной работы выполнена, поставленные цель и задачи решены.
Монументальная живопись одна из самых пространственно- пластических видов живописи обладающее своей идейно-образной выразительностью и композиционной согласованностью используемый средств. Темы для монументальной живописи существуют разные. Одна из таких тем «Молодые ученые». В этом отношении автор работы хотел сосредоточить свое внимание не только на цветовых пятнах, линии, композиции, но и предмете изображения, на тех ощущениях, которые производит сама тематика. Кто такие молодые ученые, если они сейчас, как они выглядят, как происходит этот научный экспериментальный опыт. Однако мы хотели привнести и современную нравственно-эстетическую мораль данной теме. Показать молодых людей, активных, заинтересованных и любящих свою работу, свой труд.
1. Астахов А.Ю. Русская живопись. Большая коллекция - Изд-т: Белый город, 2012 г.
2. Баженова Т.Ю. История и теория художественного образования / Т.Ю.Баженова - Конспект лекций. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. - 41 с.
3. Бакушинский А.В. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. В. Бакушинский. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2019. • 64 с.
4. Баммес Г. Пластическая анатомия и визуальное выражение / Баммес Г. - М.: Дитон, 2011. — 240 с.
5. Баммес Г. Образ человека Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников / Баммес Г. - М.: Дитон, 2012. — 510 с.
6. Барщ А. О. «Наброски и зарисовки» - Москва: Искусство, 1970. • 168 с.
7. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» - РИП- Холдинг, 2015
8. Березина Ю.Ю. Портрет в живописи и в графике. Теоретико-методический и практический аспекты [Электронный ресурс] : учеб.- наглядное пособие / Ю. Ю. Березина, О. В. Князева. - Саратов : Вузовское образование, 2016. - 131 с.
9. Борев Ю.Б. Художественная культура XX века [Электронный ресурс] = Art Culture of 20th Century : (теоретическая история) : учебник / Ю. Б. Борев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 495 с.
10. Борисова Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. - М.: РИП-Холдинг, 2000. - 261 с.
11. Бояринова С. Главные правила сочетания цветов / С. Бояринова. • М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2010. — 96 с.
12. Васнецов А.М. Художество [Электронный ресурс] : Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи : учеб. пособие / А. М. Васнецов. - Изд. 4-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2019. - 96 с.
13. Власов В.Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве [Электронный ресурс] : учебник / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2017. - 264 с.
14. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 408 с.
15. Виннер А.В. Как работают мастера живописи / А.В. Виннер. - М.: Советская Россия, 1965. — 112 с.
...