Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационная система поддержки принятия решений в задачах организации учебного процесса 2го уровня

Работа №10424

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы141
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1052
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1. Обзор литературы 10
2. Постановка задачи 18
3. Объект и методы исследования 22
3.1. Объект исследования 22
3.2. Методы исследования 22
3.3. Выбор программного обеспечения 33
4. Математическое и программное обеспечение ИСППР 41
4.1. Построение онтологии предметной области 41
4.2. Выделение основных факторов и характеристик 47
4.2.1. Определение функциональности системы 47
4.2.2. Определение участвующих в решении переменных 49
4.3. Построение деревьев решений 5 5
4.3.1. Определение лингвистических переменных 5 5
4.3.2. Классификация 58
4.3.3. Регрессия 60
4.4. Построение базы данных 63
4.4.1. Выбор базовой структуры организации БД 63
4.4.2. Построение полной схемы БД 65
4.5. Проектирование программного интерфейса 69
4.5.1. Определение структуры приложения 69
4.5.2. Схема переходов 7 0
4.6. Обеспечение функциональности поддержки принятия решений 77
5. Результаты проведенного исследования 80
6. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 84
6.1. Организация и планирование работ 84
6.2. Расчет сметы затрат на выполнение проекта 88
6.3. Оценка экономической эффективности проекта 93
7. Социальная ответственность 95
7.1. Введение 95
7.2. Производственная безопасность 95
7.3. Экологическая безопасность 99
7.4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. 100
7.5. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности. 101
Заключение 102
Список публикаций 105
Список литературы 106


Актуальность темы. Образование играет значительную роль в модернизации общества и экономики. Без конкурентоспособного образования переход к инновационной экономике невозможен, так как от уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов. Жесткая конкуренция даже на внутреннем рынке образовательных услуг заставляет учреждения совершенствовать качество своей работы путем поиска оптимальных управленческих решений и анализа деятельности уже поступивших студентов. Но увеличение объема информации, поступающей непосредственно к руководителям, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов и быстро меняющейся обстановки настоятельно требуют использования ЭВМ при принятии решений. В связи с этим целесообразно внедрения системы поддержки принятия решений (СППР) в задачах организации учебного процесса, способной оценивать потенциал обучающихся для выбора альтернатив при принятии управленческих решений. Для успешной разработки ИСППР необходимо точно определить область знаний, в которой информация зачастую имеет слабоструктурированный характер, нуждающийся в формализации и формировании онтологической модели предметной области.
ВКР выполнялась в рамках инициативного проекта РФФИ «Модели и алгоритмы адаптации субъектов деятельности к измененным социальным условиям».
Целью работы является построение информационной системы поддержки принятия решений в задачах организации учебного процесса второго уровня.
В первую очередь, стоит отметить, что всю работу можно разделить на две отдельных компоненты, выполнение которых можно производить параллельно: создание информационной системы и математический аппарат
обработки данных. В рамках данного условия для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1) определить состав информационной базы для оценки учебного и научного потенциала студентов ВУЗа;
2) формализовать и описать предметную область деятельности и характеристик студентов университета на основе онтологической модели данных.
3) разработать и программно реализовать алгоритм оценки учебного и научного потенциала студентов, основанный на информационной базе знаний;
4) разработать и реализовать в составе интеллектуальной информационной системы методику поддержки принятия решений при оценке обучающихся.
5) спроектировать внешнюю оболочку для удобной работы с системой.
Объект исследования - учебная и научная деятельность студентов в процессе обучения в университете, а также их личностные и психологические характеристики.
Предмет исследования - модельное и алгоритмическое обеспечение процесса подготовки и принятия управленческих решений в высшем учебном учреждении.
Методы исследования: метод нечетких деревьев решений, онтологическое моделирование, теории принятия решений, программирование, разработка баз данных и информационных систем.
Практическая значимость исследования. Созданная ИСППР предоставляет лицу, принимающему решение, автоматизированный выбор оптимальной альтернативы согласно полученной базе знаний на основе построенных деревьев решений.
Основной результат исследования состоит в том, что разработанные на основе предложенной информационной базы алгоритмы позволяют оперативно и обоснованно проводить оценку студентов, анализ их успеваемости, научного потенциала и общей мотивации к обучению, а также принимать аргументированные управленческие решения, экономить время на процедуру оценки, получать информацию о взаимосвязях между уровнем компетенций и показателями деятельности студентов. Это предоставит возможность увидеть тенденции развития/деградации отдельно взятых студентов, а также общую динамику по подразделениям; определять дальнейшую индивидуальную траекторию для студентов согласно их текущей деятельности. Такая информационная поддержка позволит выпускникам лучше адаптироваться к дальнейшей деятельности, а способствует также увеличению качество образования. Повышение качества принятия решения приведет уменьшение затрат на обучение студентов, ошибочно принятых в магистратуру или аспирантуру, и в итоге не закончивших обучение. Также, так как сократится нагрузка на учебно-вспомогательный персонал, возможно будет сократить расходы на выполнение функции сбора и обработки данных для принятия решений об отчислении, принятии для последующего обучения или на работу.
Основные результаты представлялись на конференциях, в том числе международных. По теме выпускной работы опубликовано 4 статьи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении следует отметить, что в процессе создании проектируемого решения все поставленные цели и задачи были выполнены в полном объеме. В качестве математического метода, положенного в основу информационной системы поддержки принятия решений был выбран метод, являющейся сочетанием деревьев решений и нечеткого логического вывода, т.к. это предоставляет возможность решать задачи со слабоструктурированными данными. Вместо количества примеров конкретного узла нечеткое дерево решений группирует их степень принадлежности, и алгоритм выдает для нового объекта не только класс, но и степень принадлежности к нему. Метод характеризуется высокой точностью классификации, быстрым процессом обучения, а результат прост для интерпретации.
Получено формализованное описание предметной области в виде онтологической модели данных.
Для классов, определяющих студентов, структуру университета и руководство были определены их иерархии и связи между объектами. Созданные экземпляры классов обладают соответствующими им свойствами и характеристиками. Построенный граф, отображающий все структурные связи в онтологии между классами и их экземплярами, использован в качестве модели для выделения основных характеристик - состава информационной базы для оценки учебного и научного потенциала студентов ВУЗа. К таким характеристикам отнесены успеваемость по предметам в разных циклах, научные и учебные достижения. Также для анализа влияния были отобраны менее очевидные факторы, такие как участие в спортивной, творческой и общественной деятельностях, тип населенного пункта, личностные и психологические характеристики студентов.
По выделенным критериям спроектирована база данных, учитывающая не только связи между объектами и их свойствами, но и возможность отсутствия определенных данных. В качестве ядра базы данных была выбрана организация двух главных таблиц, хранящих данные о личности и студенте, обеспечивающая полноту, прозрачность и доступность всех хранимых данных. Нечеткие деревья решений обеспечивают реализацию компонента, отвечающего за классификацию и регрессию, и на их основе предоставляются решения относительно потенциала конкретного студента.
Все полученные результаты доступны при использовании программного web-интерфейса, реализующего концепт проектирования MVC и отвечающего за удобство взаимодействия пользователя с базой данных и математическим аппаратом согласно уровню доступа самого пользователя.
Внедрение разработанной системы позволит облегчить процесс обработки большого объема информации и нахождения закономерностей в них для предоставления рекомендаций пользователю. Дальнейший выбор следовать ли этим рекомендациям или нет - остается за лицом, принимающим решение. С экономической точки зрения, такая СППР позволит сократить расходы на сбор и обработку информации, а также улучшить качества отбора студентов, имея возможность анализа его текущей деятельности и прогноза его будущей успешности по настоящему учебно-научному потенциалу.



1. Бразовская Н.В., Бразовская О.В. Математические методы принятия управленческих решений: Учебное пособие/Алт. Госуд. Технич. Университет им. И.И. Ползунова.- Барнаул: изд. АлтГТУ, 2004. - 153 с.
2. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: учебное пособие - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: КНОРУС, 2008 - 168 с.
3. Михненко П.А. Секреты эффективных бизнес - решений. Настольная книга для руководителей. - М.: НТ Пресс, 2007 - 288 с.
4. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: учебник. М: КНОРУС, 2006 - 234 с.
5. Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес. Приёмы объектноориентированного проектирования. Паттерны проектирования 2001
6. Hand D., Mannila H., Smyth P. - Principles of data mining, MIT, 2001
7. В. Г. Чернов. Нечеткие деревья решений (нечеткие позиционные игры), Информационно-управляющие системы №5, 2010
8. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под. ред. Д. А. Поспелова. — М.: Наука, 1986. — 312 с.
9. A fuzzy random forest, Piero Bonissone, Jos M. Cadenas, M. Carmen Garrido, R. Andrus Dhaz-Valladares, International Journal of Approximate Reasoning 51 (2010) 729-747
10. Информатика и системы управления,, 2014,, №3((41)), Интеллектуальные системы Ю.Н. Кульчин, А.Ю. Ким, Б.С. Ноткин А.Б. Люхтер, ПОСТРОЕНИЕ АЛГОРИТМА НЕЧЕТКОГО ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ОБРАБОТКЕ СИГНАЛОВ РВОИС
11. Решение задач многокритериального альтернативного выбора на основе геометрической проекции нечетких множеств В. Г. Чернов, Информационноуправляющие системы системный анализ 50 № 1, 2007
12. Yager R. R. Multiple — objective decision — making using fuzzy sets // Intern. J. Man - machine Studies. 1977. Vol. 9. N 4. Р. 375-382.
13. Борисов А. Н., Крумберг О. А., Федоров И. П. Принятие решений на основе нечетких моделей: Примеры использования. Рига: Зинатне, 1990. 184 с.
14. Нечеткие деревья решений (нечеткие позиционные игры) В. Г. Чернов, ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ № 5, 2010
15. A new Approach for Selecting Best Resources Nodes by Using Fuzzy Decision Tree in Grid Resource Broker, Asgarali Bouyer, Mohammadbager Karimi, Mansour Jalali, Mohd Noor MD SAP International Journal of Grid and Distributed Computing
16. И.и. Мацко, о.с. Логунова, в.в. Павлов, о.с. Мацко, адаптивное нечеткое дерево принятия решений с динамической структурой для автоматизированной системы управления производством непрерывнолитой заготовки1 ISSN 20790031 Вестник НТУ "ХПИ", 2012, № 62 (968)
17. Бобровский Д. Введение в теорию динамических систем с дискретным временем / Д. Бобровский. - СПб.: Регулярная и хаотическая динамика, 2006. - 360 с.
18. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул: Учеб. пособие для втузов / Е.Н. Львовский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1998. - 239 с.
19. Hastie T.The Elements of Statistical Learning: Data Mining, Inference and Prediction / T. Hastie, R. Tibshirani, J. Friedman. - New York: Springer Science + Business Media, 2009. - 746 c.
20. Шахиди А. Деревья решений - общие принципы работы / А. Шахиди // Режим доступа: http://www.basegroup.ru/library/analysis/tree/description/
21. Quinlan J.R. C4.5: Programs for Machine Learning / J.R. Quinlan // San Mateo: Morgan Kaufmann Publishers Inc., 1993. - 302 c.
22. Janikow C.Z. Fuzzy Decision Trees: Issues and Methods / C.Z. Janikow - IEEE Trans Syst Man Cybern, 1998. - P. 1 - 14.
23. Берестнева О.Г. Построение логических моделей с использованием деревьев решений / О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова // Известия Томского политехнического университета, 2004. - Т. 307. - № 2. - С. 154 - 160.
24. Тененев, В. А. Решение задач классификации и аппроксимации с применением нечетких деревьев решений / В. А. Тененев, В. И. Ворончак // Интеллектуальные системы в про- изводстве. - 2005. - № 2. - С. 46-69.
25. IEEE TRANSACTIONS ON SYSTEMS, MAN, AND CYBERNETICS—PART B: CYBERNETICS, VOL. 31, NO. 2, APRIL 2001 215, A Comparative Study on Heuristic Algorithms for Generating Fuzzy Decision Trees, X.-Z. Wang, D. S. Yeung, E. C. C. Tsang,
26. Царьков С. Нечеткие деревья решений. Технологии анализа данных BaseGroup
27. Labs [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
http://www.basegroup.ru/library/analysis/fuzzylogic/fuzzy_dtrees/.
28. Construction of Fuzzy Decision Tree using Expectation Maximization Algorithm, Daveedu Raju Adidela, Jaya Suma, Lavanya Devi. International Journal of Computer Science and Management Research Vol 1 Issue 3 October 2012 ISSN 2278-733X
29. Analyzing Gene Expression Data: Fuzzy Decision Tree Algorithm applied to the Classification of Cancer Data, Simone A. Ludwig, Domagoj Jakobovic and Stjepan Picek, I.J.Modern Education and Computer Science, 2011, 5, 18-25 Published Online August 2011 in MECS (http://www.mecs-press.org/)
30. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. - М.:Финансы и статистика, 2002. - 368 с.: ил.
31. Жданова, Е.И. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Проектирование баз данных и баз знаний» / Е.И.Жданова, Ю.В.Трошин, Р.Р.Халимов. - ПГУТИ, 2011.
32. Жиров В.Г. Графическое представление и анализ нечеткой модели логического вывода в базе знаний информационной системы. - Самара, 2010.
33. Матвеев М.Г., Свиридов А.С., Алейникова Н.А. Модели и методы искусственного интеллекта. Применение в экономике. - М.: Инфра-М, 2008. - 448 с.: ил.
34. Пономарев, А.С. Нечеткие множества в задачах автоматизированного управления и принятия решений: Учебное пособие. - Харьков, 2005.
35. Рутковская, Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы/ Д. Рутковская, М. Пилиньский, Л. Рутковский; пер. с польск. И. Д. Рудинского.- М.: Горячая линия-Телеком, 2004.- 452 с.: ил.
36. Штовба, С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику. Сообщество пользователей Matlab и Simulink. Режим доступа: http//matlab.exponenta.ru, свободный.
37. Ярушкина, Н. Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: учеб. пособие для вузов/ Н. Г. Ярушкина.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 320 с.: ил.
38. Яхъяева, Г. Э. Нечеткие множества и нейронные сети: учеб. пособие/ Г.Э.Яхъяева. - М.: Интернет Ун-т Информ. Технологий: БИНОМ. Лаб. знаний,
2006. - 316 с.: ил.
39. A complete fuzzy decision tree technique Cristina Olaru*, Louis Wehenkel, Fuzzy Sets and Systems 138 (2003) 221-254
40. Литвак, Б.Г.Разработка управленческого решения: Учебник./ Б.Г. Литвак - М.: Дело, 2000.
41. Шикин, Е.В.Математические методы и модели в управлении: Учеб. пособие. / Е.В. Шикин, А.Г. Чхартишвили.-М.: Дело,2002,-440 с.
42. Гасанов, А.З.Разработка управленческого решения. Учеб.пособие, / А.З. Гасанов.- 2004.
43. Сулицкий, В.Н.Методы статистического анализа в управлении: Учеб. пособие. / В.Н. Сулицкий. - М.: Дело,2002. -520 с.
44. Фомин, Г.П.Методы и модели линейного программирования коммерческой деятельности: Учеб.пособие./ Г.П. Фомин- М.: Финансы и статистика, 2000.
45. Елизарова, Н.Н.Информационное обеспечение стратегического менеджмента Учебное пособие/ Н.Н. Елизарова, Б.А. Баллод.- Иван.гос. энерг.ун-т. Иваново,
2005. - 124 с.
46. Мастяева, И.Н. Математические методы и модели в логистике: Учеб. пособие/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.:МЭСИ, 2004.- 50 с.
47. Елманова, Н. Введение в DataMining. /Н. Елманова - М: КомпьютерПресс . 2003, № 3.
48. Деревья решений. Методы классификации и прогнозирования. http ://www .intuit.ru/ department/database/datamining/9/.
49. Классификация наблюдений с использованием иерархических деревьев решений.http://www.ievbran.ru/kiril/Library/Book1/content391/ content391.htm
50. Вячеслав Дюк Data mining - интеллектуальный анализ данных
51. Parsaye K A Characterization of Data Mining Technologies and Processes, The Journal of Data Warehousing. 1998.№ 1
52. Иванов О.В Статистика / Учебный курс для социологов и менеджеров. Часть 1. Описательная статистика. Теоретико-вероятностные основания статистического вывода, М. 2005. 187 с
53. Мусаев А.А Алгоритмы аналитического управления производственными процессами
54. Автоматизация в промышленности. 2004, №1, с. 30-35
55. Дюк В.А., Самойленко А.П Data Mining: учебный курс, СПб.: Питер, 2001
56. Data Mining: Concepts, Algorithms, and Applications, Wei Wang Fall 2004, The UNIVERSITY of NORTH CAROLINA at CHAPEL HILL
57. Беднарц Энн Новое слово в аналитике, Computerworld, 2005, №16
58. Дюк В.А., Эмануэль В.Л Информационные технологии в медикобиологических исследованиях, Питер, 2003, 525 с
59. B. Scholkopf, G. Ratsch, K. Muller, K. Tsuda, S. Mika An Introduction to Kernel- Based Learning Algorithms, IEEE Neural Networks, 12(2): 181-201, May 2001
60. Медведев В.С., Потемкин В.Г Нейронные сети. Matlab 6, Диалог-МИФИ. 2002, 496 стр
61. Информационные технологии и программирование: Межвузовский сборник статей. Вып. 2 (7), М.: МГИУ, 2003. 62 с
62. Венкатеш Ганти, Сураджит Чаудхури, Умешвар Дайал Технология баз данных в системах поддержки принятия решений, Открытые системы, 2002, №1
63. Резник Н.И., Берестнева О.Г., Вопросы образования. Инвариантный подход. Компетентностный подход.- Томск.: Издательство ТПУ, 2009
64. Ломазов В.А., Прокушев Я.Е. Решение задачи экономичного многокритериального выбора на основе метода анализа иерархий, Научные ведомости 2010 №7 выпуск 14/1
65. Азарнова Т. В., Степин В. В., Щепина И. Н. Повышение эффективности методов управления развитием персонала на основе нейросетевых моделей и нечетких экспертных технологий - Вестник ВГУ. серия: экономика и управление. 2014. № 3 2014 г.
66. Берестнева О.Г. Шевелев Г.Е.1, Фисоченко О.Н.3 Алгоритмы принятия решений о компетентности студентов и молодых специалистов -Современные проблемы науки и образования №6, 2012
67. Никитина Н. Ш., Бурмистрова Е. В. Методика отбора персонала на вакансию на основе нечетких показателей - Университетское управление. 2004. № 3(31). С. 98-103.
68. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности.- СПб.: Речь, 2004
69. Ажмухамедов И. М. Нечеткая когнитивная модель оценки компетенций специалиста - Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика № 2 / 2011
70. Микони С.В. Теория и практика рационального выбора. - М. : Маршрут, 2004. - 462 с.
71. Кнышова Е. Н. Экономика организации : учебник / Е. Н. Кнышова, Е. Е. Панфилова. - Москва: Форум Инфра-М, 2012. - 334 с.: ил. - Профессиональное образование.
72. Бочаров В. В. Инвестиции : учебник для вузов / В. В. Бочаров. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. - 381 с. - Учебник для вузов.
73. тароверова Г. С. Экономическая оценка инвестиций : учебное пособие / Г. С. Староверова, А. Ю. Медведев, И. В. Сорокина. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2009. - 312 с
74. Несветаев Ю. А. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Ю. А. Несветаев; Московский Государственный индустриальный университет; Институт дистанционного образования. - 3-е изд., стер. - Москва: Изд-во МГИУ, 2006. - 162 с.
75. Шульмин В. А. Экономическое обоснование в дипломных проектах : учебное пособие для вузов / В. А. Шульмин, Т. С. Усынина. - Старый Оскол: ТНТ, 2012. - 192 с.
76. Мигуренко Р. А. Научно-исследовательская работа: учебно-методическое пособие / Р. А. Мигуренко; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Институт дистанционного образования (ИДО). - 2-е изд., стер. - Томск: Изд-во ТПУ, 2010. - 184 с.
77. Белов, Сергей Викторович. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / С. В. Белов. — 4-е изд.Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext2/m/2013/FN/fh-2440.pdf
78. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда : учебное пособие для вузов / П. П. Кукин [и др.]. —
5- е изд., стер. — Москва: Высшая школа, 2009. — 335 с.: ил. — Для высших учебных заведений. —Безопасность жизнедеятельности. — Библиогр.: с. 333.
79. Авраамов, Ю. С. Защита человека от электромагнитных воздействий / Ю. С. Авраамов, Н. Н. Грачев, А. Д. Шляпин. — Москва: Изд-во МГИУ, 2002. — 232 с.: ил. — Это важно знать!. — Библиогр.: с. 227-231.
80. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
81. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
82. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
83. ГОСТ 12.1.038-82 ССБТ. Электробезопасность. Предельно допусти-мые уровни напряжений прикосновения и токов.
84. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий.
85. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы».
86. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
87. ГОСТ Р 22.0.01-94. Безопасность в ЧС. Основные положения.
88. ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в ЧС. Защита населения. Основные положения.
89. ГОСТ Р 22.0.07-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.
90. ГОСТ 12.2.049-80 ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования.
91. ГОСТ 12.2.032-78. Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ