Объект исследования: ООО «Ритуал» (г. Санкт-Петербург).
Основной вид деятельности - оказание ритуальных услуг.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Стратегии малых предприятий: теоретический аспект 5
1.1 Стратегии развития малых предприятий и их особенности 5
1.2 Инструменты стратегического планирования 8
Выводы по Главе 1 11
Глава 2. Стратегический анализ малого предприятия ООО «Ритуал» 12
2.1 Миссия, видение и стратегические цели ООО «Ритуал» 12
2.2 PEST-анализ 15
2.3. Конкуренция на рынке ритуальных услуг и стратегические группы 18
2.4 SWOT-анализ компании ООО «Ритуал» 27
2.5 Разработка альтернатив развития компании «Ритуал» с использованием матриц (Shell / PDM, Hofer / Schendel, ADL) 30
2.6 Прогноз развития компании после изменения стратегии развития ООО «Ритуал» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Цель работы – проанализировать стратегии развития и ее особенности у малых предприятий на примере компании ООО «Ритуал».
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать стратегии развития малых предприятий и их особенности;
- привести инструментарий стратегического планирования;
- выполнить стратегический анализ малого предприятия ООО «Ритуал»;
- сформулировать миссию, видение и стратегические цели ООО «Ритуал»;
- выполнить PEST-анализ;
- проанализировать конкуренцию на рынке ритуальных услуг и выделить стратегические группы;
- выполнить SWOT-анализ компании ООО «Ритуал»
- разработать альтернативы развития компании «Ритуал» с использованием матриц (Shell / PDM, Hofer / Schendel, ADL);
- выполнить прогноз развития компании после изменения стратегии развития ООО «Ритуал»
Методы исследования, использованные в работе связанны с использованием системного анализа и синтеза, структурно-логического и экономико-статистического анализа, сравнительного и ретроспективного анализа, методы прогнозирования и обобщений, сравнений и аналогий, методы классификаций и экспертных оценок и другие подходы.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения и концепции, представленные в трудах зарубежных и российских ученых, посвященных стратегиям развития и малым предприятиям.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В работе представлены: основные понятия, связанные со стратегиями развития малых предприятий их особенностями; дана характеристика инструментов стратегического планирования, приведены основные стратегии развития и роста малых предприятий. Выполнена оценка стратегии развития компании ООО «Ритуал».
Компании «Ритуал» для развития конкурентных преимуществ нужно осуществлять модернизацию стратегии на 2022–2026 гг. в развитии своей компетентности совместно с развитием персонала.
Стратегия и общая привлекательность портфеля компании «Ритуал»:
1. Четыре бизнес-единицы действуют на привлекательных рынках.
2. Две бизнес-единицы: «Междугородние перевозки» и «Религиозные обряды» развивать нецелесообразно, нет необходимости вкладывать в развитие денежные средства. Свернуть эти сферы бизнес и увечить инвестирование в «Звезды» и «Собаки» .
3. Основными генераторами денежной наличности являются бизнес-единицы, обладающими значительной емкостью.
4. Результат интерпретации матрицы Shell / PDM компании «Ритуал»: бизнес-единица «Междугородние перевозки» находится в ячейке, соответствующей «стратегии свертывания бизнеса»; «Религиозные обряды» в ячейке (продолжить бизнес с осторожностью»; «Агентское сопровождение» и «Оформление документов» в «стратегии усиления конкурентных преимуществ»; в «стратегии роста» находятся «Ритуальные товары» и «Поминки».
5. Бизнес-единицы: «Агентское сопровождение», «Оформление документов», «Ритуальные товары» и «Поминки» находятся на пересечении стадии эволюции рынка соответствующей «Зрелости» и «сильно» - «средней» конкурентоспособности. А бизнес-единица «Междугородние перевозки» и «Религиозные обряды» попадают в ячейку «отказ» и свидетельствуют о прекращении деятельности.
6. В итоге стратегия изменений компании «Ритуал» включает следующие стратегические задачи:
• увеличить объем выручки с 69 741 тыс. руб. за 2021 г. до 111 515 тыс. руб. в 2025 г. (исключив из перечня неперспективные виды бизнес-единиц);
• запустить в 2023 г. производство новой услуги (информационной) и вывести ее на рынок;
• обеспечить рост маркетинговых затрат с 2 % от суммы продаж в 2022 г. до 3 % от суммы продаж в 2024 г., чтобы противодействовать конкурентам компании;
• ежегодно увеличивать расходы на реализацию, доведя их с 7 % в 2021 г. до 10 % в 2024 г., чтобы обеспечить продвижение услуг компании на рынке ритуальных услуг Санкт-Петербурга;
• поддерживать стабильность уровня рентабельности бизнеса на протяжении 2022–2024 гг.
1. Алборова М.В. Особенности управления предприятиями малого бизнеса / электронный научный журнал «Молодой ученый» статья от 28.01.2017 г. [Электронный ресурс]. – режим доступа // URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11797/
2. Брижанина Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / журнал «Вестник Челябинского государственного университета» выпуск № 9, 2014 г. [Электронный ресурс]. //|https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes-sut-preimuschestva-razvitie
3. Гришина С. А. SPACE - анализ как метод оценки действующей стратегии в организации / С. А. Гришина, О. А. Горбунова // Вестник современных исследований. –2018. – № 9.4 (24). – С. 76-79.
4. Гудим Е.Р. Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий//Современные инновации № 7(21) 2017 с. 28-30
5. Казакова, Н.А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для вузов/ Н.А. Казакова. - 3-е изд., и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 469 с. (112-114).
6. Ковалев В. А. Современный стратегический анализ: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2016. — 288 с.:
7. Мельникова Ю.В. Гадышева Ю.Ю. Франчайзинг как инструмент финансирования бизнеса//Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - № 11 - 2014. с. 24-31.
8. Мимикрия брендов. Как и зачем компании копируют друг друга [Электронный ресурс]. //https://www.unisender.com/ru/blog/idei/doppelganger/
9. Отварухина, Н. С. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 427 с. (89)
10. Панюкова, В.В. Организация продаж франшиз: российский и зарубежный опыт//Управление продажами. -2019. -№3 (64). -С. 172.
11. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Портер Майкл; перевод И. Минервин; под редакцией О. Нижельской. — 6-е изд. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 456 c
12. ООО «Ритуал»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7820000378_ooo-ritual
13. ООО «Ритуал» [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://sbis.ru/contragents/7820000378/782001001
14. Рейтинг организаций по выручке. Вид деятельности: 96.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://www.testfirm.ru/rating/96_03/7825353659/
15. Рынок услуг в сфере похорон в России. Текущая ситуация и перспективы развития [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://alto-group.ru/otchot/rossija/4627-rynok-uslug-v-sfere-pohoron-v-rossii-tekuschaja-situacija-i-perspektivy-razvitija.html
16. Смертность в России за последний год стала рекордной со времен войны [Электронный ресурс]. //https://www.vedomosti.ru/society/articles/2021/11/29/898151-umershih-antirekord
17. Снижение оплаты труда [Электронный ресурс]. – режим доступа https://www.ridus.ru/news/330585
18. Сосна, С.А., Васильева, Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2017. с.80.
19. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы /Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 143 с
20. Цифровизация поможет повысить качество ритуальных услуг [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://rg.ru/2020/12/24/cifrovizaciia-pomozhet-povysit-kachestvo-ritualnyh-uslug.html?ysclid=l24gxzoy71 (дата обращения 05.03.2022)
21. «Честный Агент» Артем Манилов [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://openagent.ru/o-nas/
22. Эксперты считают, что государству необходимо взять под контроль похоронный бизнес в России [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://www.govoritnotariat.com/news/eksperty-schitayut-chto-gosudarstvu-neobkhodimo-vzyat-pod-kontrol-pokhoronnyy-biznes-v-rossii/?
23. Optimal Firm Sizе [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://www.inc.com/encyclopedia/optimal-firm-size.html
24. The six types of successful acquisition [Электронный ресурс]. – режим доступа //https://www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/the-six-types-of-successful-acquisitions
25. Тhe SPAC Target List: Private Tech and Media Firms in Their Teenage Years [Электронный ресурс].