Аннотация 2
Введение 6
Глава 1 Теоретические аспекты в изучении развития креатива и творчества12
1.1 Различные теоретические подходы к изучению проблем творчества 12
1.2 Основная характеристика творчества - креативность 18
1.3 Методы, с помощью которых усиливается творческое мышление.22
Глава 2 Основные теории исследования развития креативного творческого потенциала у детей дошкольного возраста, воспитателей, родителей 29
2.1 Специфика развития потенциала творчества у детей 31
2.2 Развитие творческих способностей у педагогов 37
2.3 Программа психологического просвещения для родителей на тему «Развитие креативности у дошкольников вне ДОУ» 41
Глава 3 Рекомендации методического характера. Осуществление работы по ним на практике, по развитию креатива и творчества с детьми дошкольного возраста и развитию креатива у педагогов 45
3.1 Создание и введение новых занятий у старшей дошкольной группы в ДОУ, направленных на развитие креативности и творческих способностей 45
3.2 Как происходит организация и диагностирование уровня развития креативных способностей дошкольников 49
3.3 Рекомендации методического характера к практической работе психолога-педагога для развития творческого потенциала у педагога57
3.4 Результативность занятий психолога-педагога с дошкольниками по развитию креативности 61
Заключение 64
Список используемой литературы 65
Приложение А Конспекты занятий, которые способствуют совершенствованию творческих способностей у детей дошкольного возраста в старшей группе 68
Приложение Б Стимульный материал 1 71
Приложение В Стимульный материал 2 72
Приложение Г Стимульный материал 3 73
Приложение Д Стимульный материал 4 74
Приложение Е Стимульный материал 5 75
Приложение Ж Конспект занятия по развитию креативности 76
Приложение И Анкета 1 79
Приложение К Анкета 2 80
В процессе воспитания и обучения должны образовываться различные умения и навыки, закладываться определенные знания согласно возрасту воспитанника или ученика. Все эти умения, знания и навыки обязаны соответствовать требованиям, которые нам диктует жизнь, протекающая по новому стилю, т.е. с большой скоростью и множеством изменений. Отсюда возникает вопрос, каким образом должно проходить обучение дошколят, и какие именно навыки и знания им необходимы?
Сейчас, к сожалению, основной напор в образовании и воспитании детей идет на традиционное обучение. В этом и заключается беда. Так как традиционные методы в образовании не отвечают тем требованиям, которые нужны в реальной жизни. Конкретно я подразумеваю такие факты: -традиционное обучение дает очень много знаний и нужных и тех, которые не пригодятся, на этом все; - а по факту подрос - тающему поколению необходимо, чтоб полученные знания улучшали активность умственной деятельности, чтоб лень была сведена к минимуму , и чтоб дети обладали навыками- способностями в поисках нужной информации, ее применении в конкретных жизненных ситуациях, чтоб они не теряли интерес к учебе, понимали как качественно запоминать нужный материал тратя на это минимум времени и максимум пользы.
Обучение в традиционном стиле подразумевает под собой схему, действия в которой выполняются в строго идущей последовательности: - получение знаний; - выработка умений; - приобретение навыков. Данные правила были сформулированы очень давно, и они сохранились и по сей день. Их сформировал в семнадцатом веке Я.А. Коменский чешский педагог- гуманист, писатель и общественный деятель. Вследствие того, что данный сценарий развития событий не изменялся очень долго, сейчас мы имеем ситуацию, из которой четко видно, что уже в столь маленьком возрасте у детей быстро начинают формироваться стереотипы в поведении и мышлении. Зарождается психологическая инерция, которая с каждым днем становится все крепче. Под психологической инерцией подразумевается привычка, когда на основе имеющегося опыта, человек мыслит по ранее заложенным правилам. На психологическом уровне происходит блокировка тех знаний, которыми личность уже обладает, если они не использовались в закладке какого-либо стереотипа. Как показывает жизненный опыт, если определенная ситуация повторяется много раз в учебе или на бытовом уровне, вырабатывается рефлекс поведения именуемый условным, в этом случае сильным раздражителем выступает задача. Если человек воспроизводит одни и те же действия, не внедряя другие (живет только по определенным сформированным правилам). Психологическая защита имеет место быть, она выступает в благой роли и избавляет от нужды решать сложные задачи там, где их не видно и препятствует выхождению из зоны комфорта. Если в жизни происходит так, что изменяются обстоятельства или какие-либо условия, инерция психологического характера дает о себе знать, сразу же запускается процесс торможения, человек не видит способов решения задачи-проблемы, он как будто находится в тупике. А еще, это объясняется тем, что мир, в котором мы живем, не зависимо от наших желаний изменяется и как следствие у всех людей появляются новые условия для жизни и новые проблемы, это неизбежно и требует совсем других действий и способов в решении новейших задач. Именно тогда, когда в жизни человека происходят эти изменения, психологическая инерция не отпускает, а диктует свои выработанные и опробованные на практике условия, которые вынуждают действовать как обычно по старой схеме, до тех пор, пока не будет сформирован новый рефлекс. Чем больше у человека выработано различных рефлексов, тем интересней, ярче будет его жизнь, и он сможет намного легче принимать все новые изменения, которые с ним происходят.
На данный момент в связи с данным положением дел, в педагогике одна из основных задач, которая стоит перед родителями, воспитателями, учителями и конечно детскими психологами — это развитие креативности. Развивается креативность через обучение и применение творчества во всех сферах жизни, и нужно стараться давать детям решать, как можно больше нестандартных задач. Именно так возможно развить у них имеющиеся способности, обнаружить новые таланты и придать им уверенности в собственных силах и это поможет не действовать им шаблонно.
Возраст дошкольника предполагает, что человечек, находясь в этом возрастном периоде по своей природе исследователь. Детское внимание заостряется только на том, что вызывает интерес, при этом процесс исследования, заряженный увлечением, сопровождается крайне положительными эмоциями. Эта особенность была очень давно подмечена воспитателями, педагогами и психологами. Именно по этой причине,те кто занимаются с малышами до школы, стараются использовать в этом воспитательном процессе различные формы обучения, такие как: занятия- путешествия, исследовательские и экспериментальные занятия на улице и дома, конструкторы, игрушки трансформеры, дидактические игры, сюжетные-ролевые игры, занятия в игровой форме связанные с творчеством- лепка, рисование, а также решение жизненных задач и различных головоломок. Если к данному вопросу подходить правильно и чередовать игровую деятельность разного плана, то для малышей все будет проходить в очень воодушевленной и понятной для них форме обучения, так дети будут меньше уставать и у них лучше будет происходить процесс переключения внимания и держаться оно сможет дольше обычного, а также быть более глубоким в определенные моменты. Однако, бывает очень сложно разработать и применить в действии задуманное на практике, ибо грань между игрой и работой интеллектуального плана очень тонка.
Чтобы понять, как люди на практике, развивающие креативность при воспитании и обучении детей, достигают поставленных задач, нужно разобраться, как они подходят к решению данного вопроса. А дело вот в чем: они используют все самые интересные методики и современные инновации в образовании дошкольников и пользуются ими так, что сам процесс воспитанникам запоминается очень увлекательным и что не менее важно, это дает хорошие результаты. Воспитатели и психологи стараются к каждому ребенку найти свой ключик, используя при этом различные методики, в первую очередь это технология ТРИЗ, потом развитие креативности у детей с помощью театрального искусства, музыки, арт технологий (рисунка) и многое другое.
Данная тема считается актуальной потому, что от знаний, навыков и умений, которые развиваются у ребенка с помощью креативных методик или без них только с традиционным обучением, зависит будущее «сегодняшних» детей. При работе над творчеством и креативностью развивается любознательность и умение решить любую проблему, и не просто решить, а найти для ее решения множество вариантов и выбрать наилучший. Каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал, который в нем заложен с рождения, он его будет развивать и использовать во благо на протяжении своей жизни. Чем больше умеет человек, тем лучше качество его жизни и все закладывается именно в детстве. А от будущей жизни всех детей в целом зависит, то в каком положении через несколько лет будет страна, в которой мы живем сейчас, то какие граждане в ней будут жить.
На данный момент состояние этого вопроса такое: в современных реалиях очень мало кто из педагогов, воспитателей, психологов и тем более родителей стремиться развить в детях креативность и дать творческому началу ход. И тому есть несколько основных-глобальных причин: очень сильный ритм жизни, с которым не под силу справиться большинству взрослых людей, особенно в крупных городах, у многих повышенная тревожность. Просто подумать о другом чем-то, менее срочном, времени они не находят.
Многие понятия не имеют о том, что креативность можно и нужно развивать для более успешной жизни начиная с самого детства.
Большинство ошибочно считают, что для развития креативности нужно много дополнительного времени, но это совсем не так.
Проблема исследования: непонятно какие условия психолого-педагогического плана применяются в развитии креативных способностей у детей дошкольного возраста?
Важность и современность проблемы развития креативности у детей дошкольного возраста установила тему исследования: «Креативность и ее развитие у детей дошкольного возраста на занятиях с психологом- педагогом».
Цель исследования:
• изучить, что и как может сделать психолог, чтобы дети дошкольного возраста, с которыми он занимается, были очень креативными развивающимися личностями, доказать, что это им пригодиться в жизни;
• обосновать и доказать это в теории и на практике.
Объект исследования: объектом исследования является сам процесс того, как развивается креативность у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: предмет -это результат развития креативности и творчества у детей, старшего дошкольного возраста на занятиях в группе в ДОУ.
Гипотеза исследования:
• развитие креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста происходит более эффективно при условии внедрения в процесс творческого образования, использовать методики, в которых есть: учет личных индивидуальных особенностей при подборе средств и методов развития креативных способностей; подборка самых адекватных средств и методов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Если брать в расчёт имеющиеся проблему, цель, объект, гипотезу, то можно исходя из них, выделить следующие задачи для исследования:
• Произвести анализ специализированной литературы по теме развития креативности и творчества в общем плане и особенно у детей старшего дошкольного возраста.
• Изучение методических разработок, которые обеспечивают процесс развития креативности и творческих способностей у малышей старшего дошкольного возраста.
• Разработать программу занятий, которая направлена развитие креативности и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение методологической и теоретической литературы по имеющимся задачам, ее анализирование. Метод наблюдения. Проведение таких мероприятий как тестирование, психологическо- педагогические эксперименты, имеющие разные этапы: констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап.
База исследования: вся практическая работа проводилась по месту работы в ДОУ №1. Детском саду комбинированного вида «Золотой ключик», в городе Великие Луки.
Практическая значимость: все описанные в ВКР материалы, задания и результативность данных работ могут использоваться при создании других программ креативного развития детей дошкольного возраста.
В данной выпускной квалификационной работе, которая раскрывает тему: «Деятельность психолога по развитию креативности детей дошкольного возраста»
В данной работе была раскрыта очень важная мысль о том, как и с помощью чего психолог работает над развитием креативности у дошкольников, как приобретенный креатив, любознательность постоянно удерживать на протяжении времени и о том, почему это так необходимо.
Была доказана актуальность этой темы. Развитие креативности и творчества у дошкольников важно, потому что, если малыши будут уметь мыслить креативно и творчески, больше вероятности в том, что они вырастут счастливыми, любознательными и успешными людьми, которые будут вести достойную жизнь.
При выполнении этой работы была достигнута основная цель и множество сопутствующих задач. Это было решено с помощью теоретических знаний, изучения литературы соответствующего характера, трудов разных психологов и конечно же различных заданий практической направленности. Задания по развитию креативности как для малышей, так и для тех, кто с ними занимается. Если ребенка обучает более подготовленный человек, то результат занятий лучше. Как показывает практика.
Были решены все поставленные цели и задачи, конкретно:
• применены на практике адекватные полученные знания и опыт других в данной теме;
• было изучено как совершенствование креативности развивалось во временном промежутке, кто и как над этим работал (для того, чтоб знать, что было и что из этого можно применить, а что не стоит);
• выполнить работу, ту которая еще никем не выполнялась, по данной теме в определенном коллективе, отметить все ее этапы и полученные на практике результаты.
1. Белова Е. С. Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных дошкольников к выдвижению и реализации новых идей. Психолог в детском саду. 2005. №4.
2. Богоявленская М. Дар богов или все дети талантливы // «Школьный психолог 2004. № 42. С.12-13.
3. Богоявленская М. Право на ошибку // «Школьный психолог». 2004. № 45. С. 38с.
4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. : Знание, 1973. 96с.
5. Венгер Н. Б. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983. № 11. 89 с.
6. Возможности ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании: сб. статей / под ред. Е. В. Коточиговой. Ярославль : ИРО, 2006. 54 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М. : Просвещение. 1991. 93 с.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 1999. 368 с.
9. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5. 198 с.
10. Кашапов М. М. О творческом мышлении психолога в условиях профилизации // Психология и школа. 2007. №2. 165 с.
11. Кудрявцев В., Синельников В. Н. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание.1995. №9. 286 с.
12. Леднева С. А. Детская одаренность глазами педагогов // Начальная школа. 2003. №1. 233 с.
13. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд. МПСИ; Воронеж, 2003. 720 с.
14. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей. Ярославль: Академия развития, 2002. 127с.
15. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : ТЦ Сфера, 2002. 240 с.
...