ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 10
§1. Понятие и виды математических игр для обучения 10
§2. Роль математических игр в дополнительном курсе математики основной школы 23
§3. Особенности применения математических игр для детей с 5-9 классы 26
§4. Анализ учебной литературы основной школы по теме «математические игры» 36
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 45
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ИГР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 46
§5. Методические приёмы и способы подачи материала на дополнительном уроке, кружке, факультативе 46
§6. Методические рекомендации и разработки к дополнительному уроку, кружку, факультативу 50
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. В настоящее время к любому человеку предъявляются высокие требования к уровню образованности. По мнению А.Г. Мерзляка «Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе» [17, С. 49]. Э.Р. Нурк отмечает, что «Исследования медиков, психологов и педагогов свидетельствуют о том, что качество усвоения информации, уровень овладения учащимися знаниями и умениями существенно зависят от уровня активности и мотивации» [21, С. 4]. «Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра» [8, С. 3]. Применение игровых форм и методов в учебном процессе способствуют развитию познавательной активности, совершенствуя мышление, внимание, творческое воображение.
«Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создаёт условия для появления радости успеха, удовлетворённости, чувства коллективизма» [8, С. 28]. По мнению Ю.К. Бабанского такой метод обучения, как игра, служит для стимулирования учебно -воспитательной деятельности учеников.
«В 1964 году при Пермском педагогическом институте был организован воскресный клуб «Математический огонёк» для учащихся 5-8 классов городских школ. Создание клуба преследовало решение двух основных задач: 1) создать эффективную форму подготовки студентов физико-математического факультета (отделение «математики») к внеклассной работе в 8-летней школе; 2) организовать полезный математический досуг подростков городских школ в воскресные дни» [ 5, С. 4]. Действительно, создание этого клуба решало две достаточно важные задачи такие, как творческая практика студентов и полезный досуг детей. Последняя задача считается особо важной, так как нужно не только научить детей решать задачи, вычислять примеры, действовать по заданному алгоритму, но и заинтересовать ребёнка, дать ему возможность побывать в роли исследователя, искателя пути нестандартного решения. Именно для этого и нужна внеклассная работа по математике в школе. Как правило, внеклассная работа по математике, а именно: кружки, факультативы, секции проводятся для детей с уровнем знаний по предмету выше среднего или хотя бы среднего уровня. Но, если на внеклассное занятие пришёл ученик с недостаточным уровнем знаний, ни в коем случае нельзя его выгонять, игнорировать его присутствие и отчуждённость или говорить заранее, что у него не получится, так как этим можно совсем подорвать интерес ребёнка к предмету. Учитель должен максимально поддержать этого ученика, например, дать ему задания не такие сложные, как у всех остальных учеников, но тоже занимательные, исследовательские, этим учитель только поощрит проявленный интерес ребёнка. «В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность» [ 20, С. 159].
Ни в коем случае нельзя давать стандартные упражнения из учебника. На внеклассном занятии должна быть не такая строгая атмосфера, как на уроке, но каждое занятие должно быть результативным.
Ребёнок всегда должен уходить с мыслью, что он узнал что -то новое, научился чему-то интересному сегодня, и тогда дети будут приходить на внеклассные занятия, тем самым повышая и углубляя свой уровень знаний по математике.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей организации математических игр в дополнительном курсе математики основной школы.
Объект исследования: процесс организации внеклассных занятий в основной школе.
Предмет исследования: методика организации внеклассных занятий в форме математической игры.
Цель исследования: выявить методические особенности организации математических игр в дополнительном курсе математики основной школы и составить разработки внеклассных занятий в форме математической игры для учеников 5-9 классов.
Задачи исследования:
1. Разобрать определение математической игры и рассмотреть виды математических игр.
2. Определить роль математических игр в дополнительном курсе математики основной школы.
3. Выявить особенности применения математических игр для учеников 5-9 классов.
4. Проанализировать тема «математические игры» в учебной литературе основной школы.
5. Рассмотреть методические приёмы и способы подачи материала на внеклассном, дополнительном занятии.
6. Представить методические рекомендации по организации математических игр в дополнительном курсе математики основной школы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности организации математических игр в дополнительном курсе математики основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены разработки внеклассных занятий в форме математической игры, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносится:
1. Методические рекомендации по проведению математических игр в дополнительном курсе математики основной школы.
2. Разработки внеклассных занятий, которые проводятся в форме математической игры.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы раскрывает теоретические основы организации математических игр в дополнительном курсе математики основной школы. Выполнен анализ методической и дидактической литературы, одобренной Министерством образования РФ по теме «Математические игры».
В Главе II представлены методические аспекты и приёмы проведения математических игр для учащихся разных классов в курсе алгебры основной школы.
Разработаны методические рекомендации по проведению дополнительных занятий в форме математической игры. Рассмотрены задачи по теме исследования, ориентированные на базовый уровень знаний и умений учащихся в курсе математики основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 32 наименования.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Подробно разобрано определение математических игр и рассмотрены виды математических игр.
2. Определена роль математических игр в дополнительном курсе математики основной школы.
3. Выявлены особенности применения математических игр для учеников 5-9 классов.
4. Проведён анализ учебной литературы по теме «математические игры».
5. Рассмотрены некоторые методические приёмы и способы подачи материала на внеклассном занятии.
6. Предоставлены методические рекомендации по организации математических игр в дополнительном курсе математики основной школы.