Проведено исследование.
База исследования: наркологический психотерапевтический центр доктора Ю.В. Лукьяненко (г. Новосибирск).
Выборка: 35 человек, среди них 21 женщина и 14 мужчин, в возрасте 18-35 лет, у всех имеется наркотическая зависимость.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ ЛИЧНОСТИ С НАРКОТИЧЕСкОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ………………6
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию жизненного сценария личности…6
1.2 Неадаптивный жизненный сценарий и его влияние на личность……12
1.3 Наркотическая зависимость как психологический феномен….. 18
1.4 Технологии коррекции дезадаптивных жизненных сценариев наркозависимых людей …23
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИЙ НЕАДАПТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ ЛИЧНОСТИ С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ… 33
2.1. Организация и методы исследования……………………………. 33
2.2. Описание случаев коррекции неадаптивных жизненных сценариев личности с наркотической зависимостью……………………….39
2.3. Анализ эффективности коррекции неадаптивных жизненных сценариев личности с наркотической зависимостью……………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………. 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………..……. 62
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности. Изучая вопросы происхождения сценария, Стэн Вуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.
Актуальность исследования.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что данная проблема в наше время до конца не раскрыта. В работе я предоставлю свою точку зрения по данному вопросу.
Степень разработанности темы: Разработка проблем, составляющих предметное поле настоящей работы, слагается из двух компонентов: исследование природы наркомании и анализ развития жизненных сценариев личности. В качестве основных источников были использованы следующие работы исследователей: И.В. Волкова «Развитие психологической готовности к формированию ценностного содержания жизненных сценариев», И. Летова «Жизненные сценарии», А. Адлер «Что такое жизненный сценарий», О.Е. Фролова «Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии».
Цель исследования: Разработка программы коррекции неадаптивных жизненных сценариев личности с наркотической зависимостью.
Объект исследования: Неадаптивные жизненные сценарии у лиц с наркотической зависимостью.
Предмет исследования – Коррекция неадаптивных жизненных сценариев личности с наркотической зависимостью.
Задачи исследования:
изучить теоретические исследования возможности коррекции жизненных сценариев личности с наркотической зависимостью;
провести экспериментальное исследование возможности коррекции неадаптивных жизненных сценариев личности с наркотической зависимостью.
Гипотезы исследования: Лица с наркотической зависимостью имеют неадаптивные жизненные сценарии.
Теоретико-методологическая база исследования
1. Опросник жизненной позиции.
2. Методика «Сказка о моей жизни», направленная на изучение жизненного сценария.
Методы исследования: Теоретическое исследование проводилось методом анализа литературы и научных источников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В ходе работы было выявлено, что в последнее время все большее место наряду с традиционной концепцией жизненного пути занимает концепция жизненного пути человека, которая, по мнению специалистов, в большей степени соответствует пониманию человека как субъекта своей жизни, подчеркивает его «авторство» по отношению к своей жизни, возможность «реконструкции», изменения жизненного пути, выделяет аспекты существования человека как творца своей жизни в изменяющемся мире. В системе изменений в современном обществе проблема теоретической разработки концепции жизненного сценария и его эмпирического исследования становится особенно важной и актуальной. Это связано, с тем что, с поступательными противоречиями между реалиями современного мира, представлениями о смысле жизни, жизненных перспективах, которые транслируются через СМИ, особенно Интернет, и существующими устоявшимися представлениями о задачах человеческой жизни (учеба, работа, семья/дети) и их временных рамках.
Концепцию жизненного сценария в психологии начал разрабатывать и активно использовать Э. Бёрн. Он определил жизненный сценарий как «план жизни, основанный на детских иллюзиях и «программировании» родителей». В его видении жизненный сценарий является бессознательным, формируется под влиянием родителей в детстве и далее разворачивается на разных этапах жизни и проявляется в различных жизненных ситуациях, оставаясь практически неизменным на протяжении всей жизни человека. В своей известной работе «Люди, которые играют в игры» Берн фактически отождествляет жизненный сценарий человека с его судьбой: «Сценарий с огромной силой толкает человека вперед, к его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».
Жизненный сценарий имеет суть и процесс. Суть каждого сценария так же уникальна, как отпечатки пальцев человека. Однако суть процесса разделена на сравнительно небольшое количество конкретных паттернов. Содержание сценария может быть следующим: сценарий победителя, сценарий проигравшего, сценарий не победителя или тривиальный сценарий.
Выяснилось, что основными целями психотерапевта в работе с наркозависимыми являются:
1. Выявление основных причин, по которым появилось пристрастие к наркотикам;
2. Работа с факторами, вызвавшими заболевания: с детскими травмами, ложными установками, навязанными суждениями, комплексами и обидами и т.д;
3. Устранение привыкания от употребления стимулирующих психику веществ;
4. Адаптация бывшего наркомана к адекватным и нормальным условиям жизни в обществе;
5. Мотивация к духовному росту и самосовершенствование.
Исследование проводилось на базе наркологического психотерапевтического центра доктора Ю.В. Лукьяненко. В исследовании приняли участие 35 человек, возраст 18-35 лет, у всех участников имеется наркотическая зависимость.
В работе использовались следующие психодиагностические методики:
1. Опросник жизненной позиции.
2. Методика «Сказка о моей жизни», направленная
По полученным данным было выявлено, что большее количество опрошенных респондентов имеют жизненную позицию я плохой – ты плохой 31,4%. Данная позиция типична для криминальных личностей, но не только. У некоторых людей отношения (деловые) строятся на отрицательных эмоциях: страхе, тревоге, ненависти и пр.
28,6% опрошенных респондентов имели жизненную позицию я плохой – ты хороший. 22,9% опрошенных имели жизненную позицию я хороший – ты хороший. Такой человек проявляет в процессе взаимодействия с другими доброжелательность, ничего не прости взамен. Жизненную позицию я хороший – ты хороший имели 17,1% опрошенных респондентов. Такие люди очень сдержаны в общении, хорошо контролируют свои эмоции. Часто немного эмоциональны, но так же могут использовать эмоции в качестве средства достижения цели.
У 51,5% опрошенных респондентов был выявлен сценарий «Сказка проигрывающего», 28,5% опрошенных имеют сценарий «Сказка непобедителя». Сценарий «Сказка победителей» был выявлен у 20% опрошенных респондентов.
На основе полученных мною сказок от испытуемых можно выделить стереотипные жизненные сценарии у женщин и мужчин. У женщин – «Женщина на службе семьи», «Сильная женщина», «Усердная дурнушка», «Учительница», «Роковая женщина», а у мужчин – «Большой и сильный глава семьи», «Интеллектуал», «Холостяк», «Плейбой», «Мужчина перед женщиной», «Простой парень».
Так же индивидуальная личная терапия, методом «Сказка моей жизни» показала, что 90 % респондентов готовы менять свой неправильный жизненный сценарий, получать новые паттерны, но не хватает смелости и мотивации.
Таким образом, по результатам методики видно что большинство испытуемых следуют неправильному жизненному сценарию, имеют ложные поведенческие и эмоциональные установки. После проведения основного исследования, нами была реализована программа по коррекции жизненных сценариев. После проведения программы коррекции неадаптивных жизненных сценариев личности с наркотической зависимостью было проведено повторное тестирование, для того чтобы рассмотреть эффективность предлагаемой программы.
По полученным данным повторного тестирования было выявлено, что 20% респондентов имеют жизненную позицию я плохой – ты плохой. 20% опрошенных респондентов имеют жизненную позицию я плохой – ты хороший. 51,4% опрошенных имеют жизненную позицию я хороший – ты хороший. Жизненную позицию я хороший – ты хороший имеют 8,6% опрошенных респондентов, у 17,1% опрошенных респондентов был выявлен сценарий «Сказка проигрывающего», 28,6% опрошенных имеют сценарий «Сказка непобедителя». Сценарий «Сказка победителей» был выявлен у 54,3% опрошенных респондентов.
В ходе личной терапии, которая была проведена у 5 клиентов, выявилось желание у 4 из 6 испытуемых менять свой жизненный сценарий, очень четко прослеживается мотивация и желание менять свою жизнь и самого себя только у 4 клиентов.
Таким образом, можно заметить, что после проведенной программы коррекции результаты улучшились и программу можно назвать рабочей.
1. Адылов, Д. У. Наркомания и пути её профилактики [Текст] / Д.У. Адылов. - Фрунзе: Кргызстан, 1989. - 24 с.
2. Аршанский, М. В. Сказкотерапия в развитии книжной культуры: понимание жизни и исследование жизненного сценария / М. В. Аршанский, М. Р. Арпентьева // Книжная культура дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации : Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) "Книжная культура дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации" (Хабаровск, 21-22 ноября 2019 г.). - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2020. - C. 54-58
3. Бабаян, Э. А., Гонопольский, М. Х. Наркология [Текст] / Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский. - М.: Медицина, 1990. — 336 с.
4. Балцевич, В А., Бурова, С. М., Воднеева, А. К. Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения [Текст] / В.А. Балцевич, С.М. Бурова, А.К. Воднеева. - Минск: Университетское, 1989. — 144 с.
5. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Наркомания глазами семейного психолога [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - СПБ.: Речь, 2005. - 240с.
6. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – М.: МПА, 2000.
7. Березин, С. В., Лисецкий, К. С., Назаров, Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА, 2001.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с.
9. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 272 с.
10. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. — М. : Акад. Проект, 2006. — 320 с.
11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер,2003. С.162.
12. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. – 528 с.
13. Ваисов, С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость: практическое руководство по реабилитации детей и подростков [Текст] / С. Б. Ваисов. - СПб.: Наука и техника, 2008. - 272 с.
14. Валентик, Ю. В., Булатников, А. Н. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами [Текст] / Ю.В. Валентик, А.Н. Булатников. - М.: Просвещение, 2004. – 220 с.
15. Вачков И.В . Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007.
16. Вачков И.В. «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку». - М.: Ось-89,2001.
17. Вёрмсер, Л. Компульсивность и конфликт. Различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения [Текст] / Л. Вёрсмен. - М.: Класс, 2000. – 240 с. 59
18. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета [Текст] / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.
19. Волкова И.В. «Жизненные сценарии как психологическая проблема»:методическое пособие-Смоленск: изд. Филиала ГОУВПО «МЭИ»(ТУ), 2004.-27с.
20. Волкова, И. В. Развитие психологической готовности к формированию ценностного содержания жизненных сценариев. На примере студентов технического вуза : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Смоленск, 2006. - 22 с.
21. Вологодина, Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем [Текст] / Н. В. Вологодин. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 256 c
22. Гамезо, Михаил Викторович. Возрастная психология: личность от молодости до старости : — М. : Пед.о-во России: Ноосфера, 2002. — 272с.
23. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1996.
24. Гроф С. Области человеческого бессознательного - М., 2001.
25. Джеймс М. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Москва Издательская группа «Прогресс» «Универс» 1993.с .329
26. Дикман Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. - СПб. : Академический проект, 2000.с. 32-95. 68
27. Дикман, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок/Х. Дикман. - СПб. : Академический проект, 2000.С. 32-95.
28. Доценко Е.Л. «Семантическое пространство психотехнической сказки»// Журнал практического психолога 1999, №10-11
29. Ерёменко, О. А. Предназначение человека : тайны собственного Я : упражнения и практики, жизненные роли, этапы формирования личности, предназначение и мировоззрение : [16+] / Олег Ерёменко ; Институт ценностно-ориентированной психологии. - Москва : АСТ, Времена, 2022. - 409 с.
30. Каркищенко Н. Н., Чайванов Д. Б., Чудина Ю. А. Инструментальная коррекции жизненного сценария путем нейромодуляции психофункциональных состояний // Биомедицина. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentalnaya-korrektsii-zhiznennogo-stsenariya-putem-neyromodulyatsii-psihofunktsionalnyh-sostoyaniy (дата обращения: 05.11.2022).
31. Кузнецова, Н. В. Индивидуально-типологические комплексы жизненного сценария и стратегических менеджерских способностей : Психофизиологические предикторы : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.02. - Уфа, 2004. - 144 с.
32. Ливехуд Бернард. Кризисы жизни - шансы жизни-Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с
33. Хусаинова, Н. Ю. Я-концепция наркозависимого : [ монография] / Н. Ю. Хусаинова, А. Ф. Рахимова; Межведомственная комиссия Совета Безопасности Респ. Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, Упр. Федеральной службы Российской Федерации