Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы психологии развития: история и современность (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)

Работа №104189

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы25
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…….. 3
ГЛАВА 1 ВЫДАЮЩИЕСЯ ПСИХОЛОГИ О МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ……6
1.1 Методологическая база психологии развития……………………...… 6
1.2 Фрэнсис Гальтон и «близнецовый» метод…………………...……….. 8
1.3 Вклад А.Л.Гезелла в развитии возрастной психологии………...……. 9
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……12
2.1 Беседа как метод психологического изучения и сопровождения развития школьников с нарушением интеллекта (по О. Е. Шаповаловой)……………………………………………12
2.2 Метод когносомного моделирования и его применение в до-школьном детстве (на примере реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра) (по М.Л. Лазареву) ..14
2.3 «Социометрия интеллекта» как начальная методика выявления склонностей и способностей (по С. Н. Акбаровой и Н. Х. Исахановой) ……………………18
2.4 Лонгитюдное исследование музыкальной одаренности школьниц (по С.Н. Лосевой)……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……… 25

Психология развития изучает психику и организм человека в разные возрастные периоды и на всех этапах. Впервые о психологии развития начал говорить в 1882 году немецкий психолог Вильгельм Прейер . Его работа была посвящена детской психологии. А уже в XX веке психология развития стала самостоятельной наукой.
Психология развития является наукой о человеке и его психических особенностях. Она изучает человека в процессе развития и взросления, определяет причины изменения психики, пытается понять закономерности, по которым люди приобретают знания и опыт, также изучает темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же относятся индивидуальные и возрастные характеристики людей, развитие психических процессов и различных видов деятельности, формирование личностных черт.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возрастная психология раскрывает психологическое содержание каждого этапа взросления и их динамику. Факторы, которые влияют на развитие психики человека, фиксируются и регулярно рассматриваются.
Для составления психологического портрета человека на всех этапах его жизни, сегодня в исследованиях применяются большое количество различных методов. Исходя из актуальности данной проблемы, определена тема курсовой работы - методы психологии развития: история и современность.
Объектом данной курсовой работы являются методы психологической науки.
Предмет исследования – процесс изучения основных методов психологии развития человека.
Цель курсовой работы – рассмотреть специфику методов психологической науки.
Исходя из цели исследования формируются задачи:
• рассмотреть методологические основы изучения возрастной психологии;
• провести классификацию методов ее исследования;
• определить порядок организации изучения возрастной психологии;
• проанализировать особенности отдельных методов изучения возрастной психологии и на основе полученных данных сделать общий вывод об их применении относительно различных возрастных групп исследуемых.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Объектом взаимодействия с окружающей средой является сам человек. Исследуя его, полученные результаты должны быть целостными. Поэтому одной из главных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода, которая отражает системность мироустройства. Согласно этой концепции, любая система существует потому, что существует системообразующий фактор. Человека необходимо изучить во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром, потому что только так можно получить полное представление о Человеке и законах его социального и биологического развития.
Предметом психологии выступает поведение, которое трудно объяснить. Во-первых, оно зависит от психологических явлений и процессов, к которым трудно получить доступ, во-вторых, оно также определяется физиологическими процессами в организме человека, в-третьих, оно зависит от внешних условий, в которых оказывается воля человеческих обстоятельств. Любое поведение, будь это действие или реакция, всегда зависит от трех групп факторов: психологических, физиологических и социологических. По этой причине методы исследования, используемые в психологии, не могут быть простыми, независимо от того, к чему они относятся, психическим или поведенческим явлениям. Это первый вывод, который мы можем сделать из анализа природы явлений, которыми занимается психология. Как, например, объяснить движение, производимое человеком, если оно зависит от его желания, от физиологического состояния и обстоятельств, в которых он находится?
Второй вывод состоит в том, что из-за сложности изучения психических и поведенческих явлений, знание о них должно быть точным и надежным, как мы получаем, например, в математике и физике или механике, то есть при изучении материальных явлений.
Третий вывод состоит в том, что психология, не имея достаточного разнообразия собственных надежных методов исследования явлений, представляющих интерес для психологов, вынуждена заимствовать их из других наук, адаптируя и изменяя для своих целей.
Из-за всего этого методы, используемые в настоящее время в психологии, по большей части не являются собственными и имеют множество различных источников.
Следует отметить, что применяя методы психологии развития, необходимо руководствоваться рекомендациями и пояснениями, определенными видными учеными в области психологии, с целью их наиболее эффективного использования при изучении возрастной психологии, поскольку детская психика не обладает такой устойчивостью, как психика взрослого человека, и однозначно интерпретировать полученные данные при ее исследовании достаточно сложно. Научное изучение возрастной психологии даст наиболее полные ответы на вопросы исследования.



1 Акбарова, С. Н. «Социометрия интеллекта» как начальная методика выявления склонностей и способностей / С. Н. Акбарова, Н. Х. Исаханова // Современная психология. – 2015. – № 2 (27). – С. 96-99.
2 Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. –Москва-Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.
3 Гезелл, А. Педология раннего возраста / А. Гезелл. – М. : УЧГИЗ, 1930. –248 с.
4 Лазарев, М. Л. Метод когносомного моделирования и его применение в дошкольном детстве (на примере реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра) / М. Л. Лазарев // Вестник РГГУ. – 2016. – № 1 (3). – С. 76-93.
5 Лосева, С. Н. Лонгитюдное исследование музыкальной одаренности школьниц / С.Н. Лосева // Образование и наука. – 2016. – № 2 (131). – С. 80-93.
6 Лощенкова, Н. А. Возрастная психология. Шпаргалка / Н.А. Лощенкова: – М. : Министерство поддержки и взаимовыручки студентов, 2009. – 22 с.
7 Прейер, В. Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни / В. Прейер. СПб.: Издание А.Е. Рябченко, 1891. –207 с.
8 Суханов, С. А. О психозах у близнецов / С.А. Суханов // Практическая медицина. – 1910. – № 99. – С. 261-308.
9 Фридрих, В. Близнецы / В. Фридрих. – М. : «Прогресс», 1985. – 216 с.
10 Шаповалова, О. Е. Беседа как метод психологического изучения и сопровождения развития школьников с нарушением интеллекта / О.Е. Шаповалова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 135-139.


11 Юрьева, И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста / И. А. Юрьева [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. – 2015. – №3 (12). – С. 33-35. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-kak-aktualnaya-problema-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 02.10.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
12 Словари и энциклопедии на Академике: Толковый словарь русского языка Д. В. Дмитриева [Электронный ресурс] – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/4343/ (дата обращения: 02.10.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ